Развиваем фонематический слух и речеслуховую память. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.

2021-06-24 28
Развиваем фонематический слух и речеслуховую память. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.

Дети повторяют фразы за взрослым:


- ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – накрываем мы столы.

- НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.

- ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.

- СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.

- ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.

- ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.

- ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.

- ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.


4. Ответьте на вопросы:

Где хранят одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)

Где люди обедают? (Люди обедают за столом)

На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)

В чем можно сидеть? (можно сидеть в кресле)

Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

Диван, кровать, шкаф, стол, стул… - что это?

Кто делает мебель? Где делают мебель? Для кого и чего нужна мебель? Где она стоит?

5. Потренируйтесь в употреблении предлогов. Возьмите игрушку и поставьте НА стол. Спросите, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. и т.д.

- «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна...для (стола)
Спинка нужна...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна...для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен...для (кровати)
Подлокотники нужны...для (кресла, дивана)

-Употребление предлогов. Взрослый читает предложение без предлогов, а ребенок подбирает нужное маленькое слово, чтобы предложение стало правильным.

Ваза стоит … полке. Книга упала … полки. Кошка спряталась … диван. Дети сидели … стола. Оля ударилась … угол шкафа. Котенок залез … диван. Одежду достали … шкафа.

6. «Из чего какой?»Стол из дерева (какой?)…………….

Стол из пластмассы (какой?)……….

Шкаф из фанеры (Какай?)………….

Кровать из дуба (какой?)…………….

Комод из березы (какой?)……………….

У шкафа дверцы из стекла (какие?)…………

По аналогии составить рассказ об одном из предметов.

Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.

Придумать загадку – описание о мебели.

Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)

8. Подбери признаки (не менее трех признаков):

стол (какой?) –…  кровать (какая?) — …    кресло (какое?) — …

9. Назови ласково: (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

10. Есть – нет (родительный падеж):

стена – нет стены     окно — … крыша — … шкаф – … кресло — … диван — …

11. Образуй признаки (от предметов):

шкаф сделан из дерева, значит он какой? – деревянный

стол из пластмассы — … стул из металла — …       кресло из кожи — …

12. Рассказать, какая мебель есть на кухне, в спальне, в гостиной.

(Составить описательный рассказ о каком-нибудь виде мебели по выбору.)

Пример: Это диван. Он стоит в гостиной. Он мягкий, красивый, удобный. У него деревянные полированные ручки и ножки. На диване можно сидеть, лежать.

Грамматический строй

13. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол - столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

14. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один стол, два стола, пять столов
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

15. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

16. «Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных)
Мебель из кожи – кожаная            Мебель из дерева -...
Мебель из пластмассы -...             Мебель сплетена -...
Мебель из пластика -...                  Мебель из металла.

Связная речь

17. Составление рассказа - описания «Опиши свою комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.

18. Раздели на слоги слова: Комод, диван, кровать, стол, табурет. Составь в тетради схемы слов: КОМОД, ДИВАН, ШКАФ.

19. Расскажи, из какого материала делают мебель. Как называется профессия человека, который изготавливает мебель. Перечисли инструменты, которые нужны ему для работы.

20. Вставить предлоги:

• Костя поставил тарелку ___ стол.                      • Маша взяла шарф _____ шкафа.
• Картина висит ____ столом.                               • Мяч закатился _____ диван.
• Вася достал мяч _______ дивана.                       • Бабушка сидит _____ кресле.

 21. Прослушай внимательно, повтори по памяти: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, ПОЛКА.
• Назови эти предметы одним словом. (Мебель)
• Определи количество слогов в этих словах.
• Вспомни, какую мебель ты еще знаешь.
• Расскажи, кто делает мебель. (Столяр).
• Из каких материалов ее можно изготовить. (Из дерева, металла, железа, пластмассы, кожи)

22. Проговорить и продемонстрировать действия:

• Положи мяч на стул – Я положил мяч НА стул. Я взял его со..
• Положи мяч за стул – Я положил….. Я взял его…. (откуда?)
• Положи мяч около стула – …..
• Положи мяч под стул – …….
• Возьми мяч из – под стула -….

Скажи наоборот.

Чисто, высоко, мокро, легко, широко, мягко, большой, острый, старый, младший, детский.

-  «Скажи, наоборот» - с мячом.

Моя кровать новая – а моя кровать старая;

Моя кровать широкая, а моя кровать узкая;

Моя кровать большая, а моя кровать маленькая;

Моя кровать длинная, а моя кровать короткая;

Моя кровать низкая, а моя кровать высокая;

Моя кровать легкая, а моя кровать тяжелая;

У моей кровати матрац мягкий, а у моей кровати матрац твердый;

У моей кровати полировка светлая, а у моей кровати полировка темная.

Загадки.


Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью,

Уроки делаю, читаю,

Но никогда не засыпаю. (Стол)

На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)


 

В кухне нашей тесновато,                                            Михаил Потапыч спать
Там для стульев места нет,                                          Лёг в большущую… (Кровать)
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)

 

С ногами, а без рук,                                                      Под крышей — четыре ножки,
С боками, а без ребер,                                                  А на крыше — суп да ложки. (Стол)
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы. (Кресло)

 


В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.
(Вешалка)

 

Все одеть ее хотят,
И на ней весь день висят
И пальто, и куртки,
Когда придем с прогулки.
(Вешалка)


 


Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время — под замком
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять:
На миг заглянет в коридор —
И в комнату опять. (Дверь)

 

Свысока он смотри вниз:
В нем и новенький сервиз,
И старинная посуда,
И ножей, и вилок груда.
Здесь одежды только нет:
Это все-таки…
(Буфет)


 

 


Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь)

 

Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня, зиму с летом встретит.(Шкаф)


В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется… (Буфет)

 

С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы. (Стул)

 


 


Если ты устал играть,
То ложишься на…(Кровать)

 

Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка. (Кровать)


 


Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)

 

Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф)


Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я… (Сервант)

 

Длинный парень у стены,
Кости с рёбрами видны,
Руки тонкие, как палки,
Смотрится смешно и жалко,
Все его одеть хотят. (Вешалка)

 


Не тахта и не диван.
Не кровать и не топчан,
Но на ней порой у Кости
Сладко спят наши гости.
А когда поспят немножко,
Соберут ее гармошкой
И до ночи каждый раз
Уберут подальше с глаз. (Раскладушка)

Не смотрел в окошко —
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)


 


Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я … (Табуретка)

 

Четыре ножки,
Одно тело и две спинки,
На одной из спинок –
Перинка для Иринки. (Кровать)


Словно праздничный товар,
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились. (Обувная полка)

 

У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда. (Обеденный стол)

 


На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать. (Кресло)

 

Всех в объятья принимает –
И баюкает, качает. (Кресло-качалка)

 


Четыре брата
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят. (Стол)

 

На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть. (Стул)


 


У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)

 

Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)


 

Физкультминутка.

- Давайте встанем и немного разомнемся.

Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.

Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

- Гимнастика для пальцев

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка

 

На кровати можно спать,   (руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)

Стулья, стол – переставлять. (руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)

В шкаф я книги буду ставить, (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)

Кресла буду застилать.        (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)

С полки буду пыль стирать, (правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)

Тумбу – в чистоте держать. (левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)

И скажу вам без прикрас, (две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)

Эта мебель – просто класс! (большие пальцы вверх)

Сравнение предметов.

- Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель). А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью). А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, в гостиную, в спальню). А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную). Прежде, чем идти за покупкой, надо решить для какой цели нам нужна мебель и потом уже выбирать.

 

Игра «Доскажи словечко»

Развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных.


-Костя в комнату вошел

И поставил сок на… (стол).

-Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки…. (в буфете).

-Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла… (со стула).

-Катя вынула жирафа

Мяч и гномика… (из шкафа).

-Закатила барабан

Наша Оля… (под диван).

-На портрете – Аня с бантом,

А портрет тот… (над сервантом).

-Книжку новую Ивана

Я достал (из-под дивана).

-Если хочет Миша спать

Он приляжет… (на кровать).

-Чтобы ноги отдохнули

Посидим чуть-чуть (на стуле).

-Почитать хотим мы если,

То развалимся мы (в кресле).


 

 

Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.

Дети повторяют фразы за взрослым:


- ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – накрываем мы столы.

- НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.

- ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.

- СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.

- ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.

- ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.

- ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.

- ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.


4. Ответьте на вопросы:

Где хранят одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)

Где люди обедают? (Люди обедают за столом)

На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)

В чем можно сидеть? (можно сидеть в кресле)

Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

Диван, кровать, шкаф, стол, стул… - что это?

Кто делает мебель? Где делают мебель? Для кого и чего нужна мебель? Где она стоит?

5. Потренируйтесь в употреблении предлогов. Возьмите игрушку и поставьте НА стол. Спросите, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. и т.д.

- «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна...для (стола)
Спинка нужна...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна...для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен...для (кровати)
Подлокотники нужны...для (кресла, дивана)

-Употребление предлогов. Взрослый читает предложение без предлогов, а ребенок подбирает нужное маленькое слово, чтобы предложение стало правильным.

Ваза стоит … полке. Книга упала … полки. Кошка спряталась … диван. Дети сидели … стола. Оля ударилась … угол шкафа. Котенок залез … диван. Одежду достали … шкафа.

6. «Из чего какой?»Стол из дерева (какой?)…………….

Стол из пластмассы (какой?)……….

Шкаф из фанеры (Какай?)………….

Кровать из дуба (какой?)…………….

Комод из березы (какой?)……………….

У шкафа дверцы из стекла (какие?)…………


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.