I . К вопросу о понятии операционализации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

I . К вопросу о понятии операционализации

2021-06-24 22
I . К вопросу о понятии операционализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пример операционализации в «широком понимании»

1. Теоретическое понятие 2. Промежуточная переменная 3. Показатель состояния явления 4. Эмпирический индикатор1
1. Дисциплина – Трудовая дисциплиниро- ванность (одного члена коллектива, одной бригады, всего персонала и т.д.) (Градации переменной: Уровень трудовой дисциплинирован ности (состояние): – низкий – средний – высокий)   – Технологическая – Финансовая и т.п. дисциплинированность – Наблюдаемые проявления (указать какие …) высокой встречаемости нарушений трудовой дисциплинированности – Наблюдаемые проявления (указать какие …) средней встречаемости нарушений трудовой дисциплинированности – Наблюдаемые проявления (указать какие …) низкой встречаемости нарушений трудовой дисциплинированности   Количество нарушений дисциплины (например, в виде опозданий на рабочее место и т.п.) за определенный период (например, неделю): – 1 раз – 2 раза – 3 раза – 4 раза – 5 раз – ни одного раза
2. Образование – Общее образование – Специальное образование – Высшее образование Квалификация полу-ченного образования (состояние): - начальное - среднее - высшее Количество лет затраченных на учебу: - 4 года -11 лет -16 лет

 

1Под эмпирическим индикатором понимается эмпирически наблюдаемый и, желательно, количественно выражаемый признак, характеризующий (указывающий) состояние соответствующего показателя, необходимого для оценки состояния переменной, обозначающей исследуемое явление.

Или

Типы частных (видовых) проявлений в (явлении, рассматриваемом как основание для разработки независимой переменной) Независимой переменной А) Последовательный вовлекающий стиль это такой стиль дисциплинирования, при котором незначительные проступки подростка вызывают у матери сильное раздражение, имеющее обязательное продолжение в большом количестве приказов и критических замечаний, заканчивающихся применением одних и тех же способов физического насилия. Типы частных (видовых) проявлений в (явлении, рассматриваемом как основание для разработки зависимой переменной) Зависимой переменной А) Предрасположенность кКраже,   т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством тайного похищения имущества.
Б) Непоследовательный вовлекающий стиль - это такой стиль дисципли-нирования, при котором незначительные проступки подростка вызывают у матери сильное раздражение, имеющее обязательное продолжение в большом количестве угроз, которые или никогда не исполняются, или заканчиваются непредсказуемым применением меняющихся способов физического насилия. Б) Предрасположенность к Грабежу, т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством открытого похищению имущества без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья граждан.
В) Безучастный стиль дисциплинирования – это такой стиль дисциплинирования, при котором проступки подростка не вызывают у матери раздражения, а наказание следует редко и в крайних случаях, причем оно не всегда непосредственно связано с проступком подростка. В) Предрасположенность к Разбою, т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством нападения, соединенного с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, либо с угрозой применения такого насилия.
Г) Обучающий стиль дисциплирирования – это такой стиль дисциплинирования, при котором за проступки подростка следуют нефизические способы наказания, включающие временное прекращение подкрепления, лишение привилегий и поручение повседневных работ по дому, вместе с обучением полагающемуся поведению путем введения четких правил. Г) Предрасположенность к Мошенничеству,т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством обмана и злоупотребления доверием.
  Д) Предрасположенность к Вымогательству, т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством требования передачи имущества (или права на имущество) под угрозой насилия над лицом, в личной собственности которого находится это имущество или над его близкими, а также под угрозой оглашения позорящих сведений о нем или его близких или истребления их имущества.

 

Результат операционализации: типы стилей дисциплинирования и типы преступления определенны через свойства, которые в принципе поддаются наблюдению.

Красным цветом выделены объяснительные составляющие модели исследования и исследовательского вопроса, которых в случае описательно-объяснительного исследования может не быть, поскольку это элементы механизма.

Понятие переменной величины

Переменной величиной называется такой вид понятия, в котором задан определенный диапазон градаций (набор значений) качественного или количественного различения его содержания.

«Переменные величины – объект, свойство или состояние, которые меняются в процессе наблюдения (измерения) качественно или количественно [3]».

Переменная (величина) – это понятийный инструмент (задающий критерий, признак), с помощью установленных значений которого, можно провести качественное или количественное различение единиц исследования (например, респондентов, ответивших на вопросы анкеты), то есть это инструмент идентификации значений признака, характеризующих состояние единиц исследования, которое позволяет провести это различение.

Требования к операциональным понятиям, исходя

Чтобы операциональные понятия были переменными, необходимо чтобы они задавали определенный диапазон изменения состояния единиц исследования для разделения их по типам (или классам) исследуемого явления.

Независимая переменная – Что должно меняться в способах дисциплирирования, используемых матерями к подростку, чтобы можно было действия матерей отнести к различным стилям дисциплинирования?

¨ Раздражение матери

¨ Приказы и критические замечания

¨ Способы физического насилия

¨ Нефизические способы наказания

¨ Временное подкрепление

¨ Лишение привилегий

¨ Поручение повседневных работ по дому

¨ Обучением полагающемуся поведению

¨ Введение четких правил поведения

Пример операционализации в «широком понимании»

1. Теоретическое понятие 2. Промежуточная переменная 3. Показатель состояния явления 4. Эмпирический индикатор1
1. Дисциплина – Трудовая дисциплиниро- ванность (одного члена коллектива, одной бригады, всего персонала и т.д.) (Градации переменной: Уровень трудовой дисциплинирован ности (состояние): – низкий – средний – высокий)   – Технологическая – Финансовая и т.п. дисциплинированность – Наблюдаемые проявления (указать какие …) высокой встречаемости нарушений трудовой дисциплинированности – Наблюдаемые проявления (указать какие …) средней встречаемости нарушений трудовой дисциплинированности – Наблюдаемые проявления (указать какие …) низкой встречаемости нарушений трудовой дисциплинированности   Количество нарушений дисциплины (например, в виде опозданий на рабочее место и т.п.) за определенный период (например, неделю): – 1 раз – 2 раза – 3 раза – 4 раза – 5 раз – ни одного раза
2. Образование – Общее образование – Специальное образование – Высшее образование Квалификация полу-ченного образования (состояние): - начальное - среднее - высшее Количество лет затраченных на учебу: - 4 года -11 лет -16 лет

 

1Под эмпирическим индикатором понимается эмпирически наблюдаемый и, желательно, количественно выражаемый признак, характеризующий (указывающий) состояние соответствующего показателя, необходимого для оценки состояния переменной, обозначающей исследуемое явление.

I. К вопросу о понятии операционализации

Операционализация является ключевым понятием одного из главных направлений в философии науки в 20-ом столетии – операционализма. Впервые операционалистическая концепция была высказана в 1920 англ. физиком Н. Кэмпбеллом (см. N. Campbell, Physics. The elements, Camb., 1920). Как философское направление операционализм развит в трудах Бриджмена. Поэтому рождение операционализма обычно относят к 1927, когда вышла работа Бриджмена «Логика современной физики» (Р. W. Bridgman, Logic of modern physics, N. Y., 1927).

БРИДЖМЕН (Bridgman 1882-1961) Перси Уильямс – американский физик и философ. (Нобелевский лауреат по физике в 1946 г.).

Бриджмен (абсолютизируя эмпирический аспект науки) считал бессмысленными теоретические понятия, если они неверифицируемы (т.е. не подтверждаемы) в опыте.

Идею связи значения понятия с совокупностью действий (операций), ведущих к их применению, Бриджмен предложил перенести в методологию науки и теорию познания в качестве общего принципа.

По Бриджмену, определять научные понятия надо не в терминах других абстракций, а в терминах операций опыта. Поэтому особая роль отводится операциональному определению понятий. Этот принцип и был положен в основание операционного построения понятий как языка науки. А само методологическое направление получило название «операционализм».

Согласно Бриджмену, понятие определено операционально в том случае, когда включает, во-первых, указания на последовательность операций, – действий наблюдателей, и, во-вторых, – для однозначного истолкования результатов этих операций, т.е. указание на систему отсчета, в которой находятся приборы и наблюдатели.

Понятие приобретает строгий смысл лишь в операциональном контексте, т.е. тогда, когда указана последовательность актуально (или потенциально) осуществимых операций (действий), фактическое выполнение которых (или мысленное его прослеживание) позволяет шаг за шагом выявить дисциплинарный (например, физический) смысл этого понятия.

Таким образом, операционализм абсолютизировал операциональные определения, признав их универсальным способом формирования теоретических понятий.

Если в 30-40-х гг. некоторые операционалистские идеи оказывали воздействие на ряд школ и течений в физике, психологии и социологии, то в современных условиях, с появлением новых теоретико-методологических парадигм, операционализм значительно утратил своё влияние.

Современными специалистами признается, что посредством операциональных определений формулируются лишь эмпирические условия применимости теоретических понятий.

 

Итак, операционализация понятия, отражающего предмет исследования – это интерпретация (истолкование значения терминов) и описание всей процедуры измерения в ходе исследования в терминах операций-действий.

Из формальной логики:

Понятия с различным уровнем обобщения

Уровень обобщения определяется Объемом понятия.

А) Виды понятий

¨ Понятие с Пустым объемом

 

Это - такое понятие,котороене включает ни одного явления, существующего в действительности.

 

Пример: Марсианин.

 

¨ Понятие с Единичным объемом

Это - такое понятие,котороевключает одно явление, существующее в действительности.

 

Пример: Россия

¨ Понятие с Множественным объемом или Обобщающее понятие.

Это - такое понятие,котороевключает не менее чем два явления, существующих в действительности.

Пример:

Преступление включает такие типы как Кража, Грабеж, Разбой, Мошенничество, Вымогательство.

Особенности Обобщающих понятий и работы с ними

¨ Обобщающие понятия нельзя наблюдать, так как выражаемые ими явления не существуют в действительности.

 

¨ Для выявления взаимосвязи Объекта и Предмета исследования, требуется оценка их состояния на основе эмпирических фактов, которые необходимо наблюдать.

 

¨ Для определения эмпирических фактов, которые необходимо наблюдать в ходе исследования, требуется перевод обобщающих понятий в единичные понятия.

Согласно Ю. П. Аверину, перевод обобщающих понятий в единичные понятияначинается на этапе концептуализации - при переходе от сущностного определения к содержательному, то есть при разложении сущностного качества на содержательные свойства.

Операционализация

концептуального понятия

По Ю. П. Аверину «Под операционализацией концептуального понятия понимается определение его содержательных типов через свойства, которые в принципе поддаются наблюдению». Операционализация проводится по результатам отбора содержательных типов явления, включаемых в данное исследование.

 

Критерии отбора содержательных типов

¢Во-первых, значимость типа.

 

¢ Во-вторых, малая изученность типа.

 

¢ В-третьих, отбор типов обусловлен содержанием социологической проблемы, которая определяется характером влияния предмета на объект исследования, данного в формулировке темы.

 

Характер влияния предмета на объект исследования раскрывает тип знания, который нужно получить.

 

Операционализация – это определение содержательных типов Предмета и Объекта исследования, через конкретные свойства, которые поддаются наблюдению, с точки зрения характера их взаимного влияния, при котором изменение состояния свойств Предмета приводит к изменению состояния свойств Объекта.

 

 

По Ю. П. Аверину Начало операционализации лежит в процедуре концептуализации на этапе определения в принципе наблюдаемых проявлений типообразующих содержательных свойств исследуемого явления

И в процедуре операционализации существенную роль выполняют следующие понятия: «тип» как результат типологизации, «класс» как результат классификации, «род» и «вид» как логические категории анализа отношений между понятиями.

 

Классификация - способобобщения эмпирически наблюдаемых признаков изучаемых объектов на основе их разбиения на однородные группы[1] - классы, таксоны, кластеры.

 

Классификации, выполняемые на основе применения математического аппарата для задания критерия «похожести» объектов и алгоритма их классификации, называются формальными[2].

 

Под типологизацией понимают способ выявления качественно отличных друг от друга, внутренне однородных групп объектов, характеризующихся совокупностью абстрактных признаков, принадлежащих идеализированным объектам. Результатом типологизации является построение типологии (или типологий).

 

Различают эмпирическую типологизацию и теоретическую типологизацию.

 

В основе эмпирической типологии лежит количественная обработка и обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и различия, систематизация и интерпретация полученного материала.

 

Теоретическая типология предполагает построение идеальной модели объекта, на основе выделенных принципов таксономического описания множества изучаемых объектов.

 

Типология - это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение и группировка множества дискретных идеализированных объектов, которые не замещают эмпирическую реальность, а служат инструментом исследования, обеспечивающим переход на теоретический уровень с помощью типа - обобщенной идеализированной модели.

 

Тип рассматривается как элемент теоретической идеализации объекта (или процесса) на основе выделения его сущностных черт, теоретической реконст­рукции, не предполагающей наивно-реалистического отождествления с рассматриваемым объектом.

 

Тип – это признак, указывающий на качественную определённость выделяемого состояния идеализированного объекта.

 

П ример:

В принципе наблюдаемые проявления типов референтных групп:

Название тип а Теоретическое определение типа Операциональное определение типа через в принципе наблюдаемые проявления
1 «Семья» Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья – это первичная социальная группа, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития; источник удовлетворения ряда потребностей; малый коллектив, предъявляющий к индивиду разнообразные и достаточно сложные требования.
2 «Друзья» Друзья – это люди, с которыми индивид связан дружбой. Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Друзья – это люди, с которыми индивид связан близкими отношениями, основанными на симпатии, взаимном доверии, привязанности, общности интересов; отношения, с которыми складываются весьма позитивно достаточно длительное время и бесконфликтно, на основе бескорыстной взаимопомощи и регулярных личных контактах.
3 «Одноклас - сники» Одноклассники – это школьные товарищи по классу, учащиеся или учившиеся с индивидом в одном классе. Одноклассники – это школьные товарищи, отношения с которыми складываются в процессе общения в учебном коллективе, основанные на взаимопомощи, взаимоподдержке и регулярных личных контактах в ходе учебы.
4 «Учителя» Учитель – это профессия и должность в системе начального и среднего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Учитель – это субъект учебной деятельности, который передает знания, умения, навыки в ходе воспитания, образования, обучения; помогает учащимся социализироваться; закладывает основы профессиональных ориентаций.
5 «Ближай - шие соседи» Ближайшие соседи – это люди, проживающие вблизи, по соседству с индивидом. Ближайшие соседи – это проживающие вблизи люди, с которыми поддерживаются дружеские отношения, характеризующиеся нерегулярными контактами и не тесным общением.

Или

Типы частных (видовых) проявлений в (явлении, рассматриваемом как основание для разработки независимой переменной) Независимой переменной А) Последовательный вовлекающий стиль это такой стиль дисциплинирования, при котором незначительные проступки подростка вызывают у матери сильное раздражение, имеющее обязательное продолжение в большом количестве приказов и критических замечаний, заканчивающихся применением одних и тех же способов физического насилия. Типы частных (видовых) проявлений в (явлении, рассматриваемом как основание для разработки зависимой переменной) Зависимой переменной А) Предрасположенность кКраже,   т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством тайного похищения имущества.
Б) Непоследовательный вовлекающий стиль - это такой стиль дисципли-нирования, при котором незначительные проступки подростка вызывают у матери сильное раздражение, имеющее обязательное продолжение в большом количестве угроз, которые или никогда не исполняются, или заканчиваются непредсказуемым применением меняющихся способов физического насилия. Б) Предрасположенность к Грабежу, т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством открытого похищению имущества без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья граждан.
В) Безучастный стиль дисциплинирования – это такой стиль дисциплинирования, при котором проступки подростка не вызывают у матери раздражения, а наказание следует редко и в крайних случаях, причем оно не всегда непосредственно связано с проступком подростка. В) Предрасположенность к Разбою, т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством нападения, соединенного с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, либо с угрозой применения такого насилия.
Г) Обучающий стиль дисциплирирования – это такой стиль дисциплинирования, при котором за проступки подростка следуют нефизические способы наказания, включающие временное прекращение подкрепления, лишение привилегий и поручение повседневных работ по дому, вместе с обучением полагающемуся поведению путем введения четких правил. Г) Предрасположенность к Мошенничеству,т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством обмана и злоупотребления доверием.
  Д) Предрасположенность к Вымогательству, т.е. к посягательству против собственности, совершаемому посредством требования передачи имущества (или права на имущество) под угрозой насилия над лицом, в личной собственности которого находится это имущество или над его близкими, а также под угрозой оглашения позорящих сведений о нем или его близких или истребления их имущества.

 

Результат операционализации: типы стилей дисциплинирования и типы преступления определенны через свойства, которые в принципе поддаются наблюдению.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.