Понятие, признаки, система и виды государственных органов. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие, признаки, система и виды государственных органов.

2021-06-23 26
Понятие, признаки, система и виды государственных органов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

-формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства;

-выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

-наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

-в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей.

В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:

1. По юридической силе:

- федеральные органы государственной власти;

- государственные органы субъектов.

2. По порядку образования:

- представительные (выборные) (президент, Законодательное Собрание);

- произвольные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий:

- институт главы государства (президент, монарх);

- органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);

- органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);

- судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, суды субъектов);

- надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратура, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)

4. По времени действия:

- постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);

- временные (на время ЧП).

18.  Принцип разделения властей, как основополагающий принцип организации современного государства.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

- Законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

- Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

- Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, то это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность.

 Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае, Президент обязан подписать данный закон.

Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

19.   Понятие и виды социальных норм. Нормативное регулирование: понятие и виды.

Социальные нормы это выработанные обществом правила поведения, которые закрепляют и регулируют поведение людей, их объединений и тем самым, закрепляют типичные социальные связи и отношения.

 Общие черты и особенности социальных норм:

1. Являются продуктом исторического развития общества

2. Формируются в ходе сознательно-волевой деятельности людей,

3. Предмет их регулирования сугубо социальный – это типичные социальные связи и общественные отношения, характерные для большинства представителей общества или социальной группы.

4. Субъектами являются только люди как представители социальной сферы.

5. Представляют собой определённую систему норм, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

6. Осуществляют упорядочение поведения людей через нормативное регулирование, где в нормах определяются основные цели, границы, условия и формы поведения людей в различных сферах общественной жизни.

7. Общественная необходимость (ценность), общеобязательность и фактическая реализация в поведении людей.

8. Имеют всеобщий характер, рассчитаны на неоднократные действия в отношении определённого круга лиц.

9. Подкрепляется силой или авторитетом соответствующей социальной общности – обществе, класса, социальной группы, церкви, государства.

10. Указывают на последствия различного характера, которые могут наступить при их соблюдении или нарушении.

В зависимости от характера регулирования общественных отношений можно выделить, прежде всего, социальные нормы общего действия и социальные нормы корпоративного действий.

К нормам общего действия относятся:

1) Нормы права – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и охраняемые его принудительной силой.

2) Нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми в соответствии с утвердившимися в обществе нравственными ценностями, обеспеченные силой общественной мнения.

3) Нормы обычаев - правила поведения, складывающиеся в определённой общественной среде, передающиеся из поколения в поколение, соблюдающиеся в силу привычки в результате их длительного существования.

4) Политические нормы – это общие правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере достижения, осуществления и удержания политической власти.

К корпоративным нормам, регулирующим общественные отношения в рамках обособленной социальной группы, можно отнести:

1) Нормы религии – правила поведения, установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики в различных областях вероисповедания, регулирующие общественные отношения среди представителей религии.

 2) Нормы организаций – правила поведения, регулирующие общественные отношения между членами соответствующей структурированной организации.

Внутрисемейные нормы – правила поведения, которые регулируют отношения между членами семьи (родители – дети, муж – жена), объективно находящиеся вне сферы правового регулирования.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п.

Право занимает наиболее значимое место в системе социальных норм. Оно регулирует наиболее важные общественные отношения, исходит от государства, выражает его волю и охраняется от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Конституция создаёт правовую основу организации и деятельности различных объединений. Законодательство определяет порядок их образования, права, условия деятельности и ответственность.

В условиях демократии правом ограничивается действие политических норм. С его помощью обеспечивается равновесие институтов власти, противоборствующие интересы и стремление различных общественных сил, опосредуемые политическими нормами, получают упорядоченность и согласованность. Формы взаимодействия норм права и политики – взаимоподдержка, противоборство, солидарность, блокирование.

В истории ряда стран право получало выражение в религиозных нормах, они регулируют некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения (каноническое, мусульманское право). В России Конституция создаёт правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому гражданину определённые права и свободы в отношении к религии. 

Взаимодействие правовых и экономических норм определяется конкретно-историческими условиями, через отношения собственности и государственной власти. Правовое регулирование в экономической области выделяет следующие основные направления: установление целей экономического развития; закрепление в законе экономической основы движения к рынку и рыночной динамики; определение круга субъектов экономических (рыночных) отношений; правовое запрещение и вытеснение порочных средств в экономической (коммерческой) деятельности; правовая регламентация разрешения рыночных дел и споров; установление юридической ответственности.

Обычаи приобрели правовой характер при фиксации в различных сборниках, кодексах; приданием судами обычаям правового характера издавался правовой обычай как источник права, а совокупность этих правовых обычаев сформировалась в обычное право.

Отношения в семье регулируются семейными нормами, которые имеют правовую основу и во многом находят свое выражение в нормативно-правовых актах. 

20.   Понятие, свойства, сущность и социальная ценность права.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений

При рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Содержательная сторона, позволяет ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Ценность права выражается в том, что оно, выступает средством:

регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.); определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

 

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм.

Молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей.

Использование: в повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.