Важнейшие темы курса социальной работы. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Важнейшие темы курса социальной работы.

2021-06-23 20
Важнейшие темы курса социальной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа курса

По социальной работе

(отечественный и зарубежный опыт,

 современный и исторический аспект)

 

 

Санкт-Петербург

1998

 

 


Автор и составитель:

А. З. Свердлов – доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности

 

Рецензент – доктор, философских наук, профессор А. И. Новиков

 

Ответственный за выпуск: профессор, зав. кафедрой социально-культурной деятельности М. А. Ариарский

 


Пояснительная записка

 

Данный курс рассчитан на 36 часов. Он включает в себя десять лекций и восемь семинаров.

Данная программа связана с раскрытием важнейших положенийсоциальной работы, способствующих максимальной реализации функции социальной защиты личности в различных государственных образованиях. В программе изучаются предмет, объект, цели, задачи исследования, функции социальной работы,важнейшие качества социального работника, определяются основные критерии его творческой, созидательной деятельности.

В программе уделяется особое внимание истории развитиясоциальной благотворительности в Российском Государстве, начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня с целью восстановления связи ушедших, живущих, грядущих поколений, реализации общечеловеческих, нравственных принципов взамен вульгаризированных в тоталитарном государстве классовых концепций и идеологических догм. В программе уделяется особое внимание проблемам семьи, защите ребенка в любых экстремальных обстоятельствах, действенной помощи престарелым, ветеранам различных социальных групп, проблемам законотворчества, защите инвалидов. Медицинскому обслуживанию различных социальных групп и культурных слоев.

Дается ряд разделов, связанных с изучением социальной работы за рубежом в таких высокоразвитых странах с демократической ориентацией, как США, Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, Франция и др. Даются важнейшие положения, связанные с историей социальной деятельности в этих странах, с проблемами социального обеспечения, с важнейшими направлениями в сфере индивидуальной, групповой, общинной работы. Даются два уровня практической деятельности (микро и макропрактика), перспективы развития данной отрасли человеческих знаний. Изучается деятельность местных органов самоуправления по территориальному признаку, взаимодействие муниципальных и добровольческих организаций в политических, организационных вопросах, в процессе организации досуга. В данную программу включен список рекомендуемой и дополнительной литературы, связанный с лекционным процессом, семинарскими занятиями, с подготовкой к экзаменам.

Данная программа призвана помочь студентам ощутить величие, социальной работы, как одного из важнейших компонентов в процессе утверждения общечеловеческих ценностей, защиты каждого человека, не только в экстремальных, но и в различных жизненных обстоятельствах. Воспитывая в студентах чувство эмпатии, духовную высоту, открытость бедам других людей, мы помогаем построению подлинно-демократического, гуманного общества, порывающего с путами тоталитарной идеологии и догматизма.

Введение. Предмет и задачи курса социальной работы

 

Сюда включается определение социальной работы как профессиональной деятельности, помогающей людям, организациям определять личные, социальные, ситуативные трудности, влияющие на них, а также способность преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции, реабилитации инвалидов. В то же время, социальная работа призвана оказывать помощь отдельным людям, группам или общностям для усиления и восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели.

Российские и зарубежные исследователи считают, что цель социальной работы состоит в регуляции правовых, экономических отношений человека с обществом и оказании ему помощи в преодолении возникающих у него личностных, семейных или других проблем. В то же время, цель социальной работы связаны с созданием и сохранением условий правового достойного комфортного существования человека, как общественного субъекта.

 

К основным проблемам и задачам социальной работы

следует отнести:

1) стремление к адаптации и реадаптации людей, молодежи, пенсионеров, людей, потерявших работу, инвалидов любых категорий;

2) деятельность в поддержку человека в трудные, кризисные моменты его жизни;

3) действенную помощь человеку в реализации его законных прав;

4) создание благоприятных условий для наиболее полной реализации человеком, независимо от социального статуса, своих профессиональных, творческих возможностей;

5) действенная, по сути, бескорыстная помощь в решении разного рода социальных и психологических проблем со стороны высококвалифицированных, компетентных специалистов в данной сфере творчества.

Предмет, объект, цели, задачи исследования в сфере социальной работы связаны с диалектическим единством практических и теоретических постулатов.

Практика социальной работы, с точки зрения российских и зарубежных исследователей (И. А.Зиминой, В. Болобонова, Т. Д. Шевеленковой) состоит в профессиональном применении ценностей, принципов, техники (методов) данной сферы человеческой деятельности и следующим группам:

а) помощь людям в получении ощутимых услуг обслуживания;

б) обеспечение консультирования и психотерапевтической помощи инвалидам, семьям, группам;

в) помощь сообществам, социальными культурным слоям, этническим группам, национальным меньшинствами в сфере улучшения социальной службы и здравоохранения;

г) активное участие социальных работников в политических, правовых, законодательных процессах.

 

К предметам, целям и задачам исследования следует отнести и определение важнейших индивидуально-психологических, профессиональных особенностей социального работника, призванного реализовывать важнейшие постулаты данной сферы человеческой деятельности. К ним следует отнести:

· высокий уровень интеллектуального развития;

· хорошую саморегуляцию, т.е. самоконтроль, самодисциплину;

· способность проявлять терпение, настойчивость;

· способность помогать людям в трудных ситуациях;

· большая психофизическая сила, выносливость способность к перенесению больших моральных затрат;

· здравый смысл;

· умение четко мыслить;

· предельная чуткость к людям, развитая чувствительность. Эмпатийность, общечеловеческая нравственность, как основа поведения.

К важнейшим функциям, выполняемым социальным работником, в зависимости от масштаба и направлений деятельности организаций, следует отнести:

· прямую работы с отдельным человеком или с группой людей, нуждающихся в помощи;

· организацию и оценку работы служб и разработку программ помощи обществу и его отдельным гражданам;

· управление такими службами и программами и организация взаимодействия между ними.

В предмет, задачи, цели исследования социальной работы входит и определение основных направлений дальнейшего развития данной сферы человеческой деятельности. К ним относятся, с точки зрения российских и зарубежных исследователей, следующие модели:

· движение ко всеобщей доступности социальной помощи;

· движение к большему разнообразию форм оказания помощи;

· движение децентрализации представляемой социальной помощи и поддержки;

· движение от государственного контроля системе, в которой муниципалитет и органы местного самоуправления сами планируют средства на социальную работу;

· при оказании социальной помощи государственными службами в данной сфере деятельности должны учитываться экономические, политические и моральные изменения, происходящие в обществе.

Предмет, цели, задачи исследования социальной работы связаны с международной сферой социального обеспечения, разработанной Организацией Объединенных наций и другими прогрессивными, демократическими социальными структурами. Развитие социальной работы является одной из важнейших целей прогресса человеческого сообщества.

Социальная работа необходима для обеспечения помощи и посредничества меду государственными структурами и отдельным человеком и направлена на оказание помощи инвалидам, семьям и группам, испытавшим на себе отрицательное воздействие со стороны многочисленных экономических и социальных факторов; выполнение интегрирующих функций, для чего в современном обществе других специалистов не существует; максимальное использование имеющихся в обществе ресурсов в целях обеспечения социального благосостояния.

Программы социального обеспечения включают в себя три рода деятельности:

· творческий процессо в области социального обеспечения или поиск социальной защиты и социальной справедливости;

· организацию социальных служб или поиск структур адекватной специализации;

· осуществление социальных акций или поиск лучшего образа государственного и общественного устройства.

К предмету, целям, задачам исследования следует отнести общие и персональные социальные услуги во всем индустриальном мире, включающие в себя следующие области и виды деятельности:

а) социальное обеспечение семьи и ребенка;

б) социальные службы для молодых и пожилых людей;

в) социальное обеспечение инвалидов, слабых и умственно отсталых;

г) информационные и справочные службы.

Учитывая, что социальная работа органично включена в созидательный культурный процесс, представляется необходимым некоторые функции культуры, разработанные Э. В. Соколовым, М. С. Каганом, С. Н. Артановским, В. Т. Лисовским, С. П. Иконниковой, отнести, с учетом специфики разбираемого нами предмета, к важнейшим направлениям социального творчества.

К функциям социальной работы следует, с нашей точки зрения, отнести:

· защитную, помогающую создать мощный барьер между бюрократическими структурами и отдельной, подчас далеко не защищенной человеческой индивидуальностью.

· преобразовательную, способствующую поиску новых гуманных форм в сфере человеческого общежития, обеспечивающих достойное каждого гражданина, независимо от социального статуса и национальной принадлежности, существование;

· коммуникативную, дающую возможность социальным работникам найти духовный контакт с каждым нуждающимся в социальной поддержке индивидом;

· нормативную, способствующую утверждению важнейших общечеловеческих, нравственных ценностей, выработанных людьми на протяжении своего многовекового развития; стремление к утверждению политических программ и законов со стороны социальных работников, добивающихся контактов с высшими политическими структурами и их лидерами;

· проективную, помогающую переводу накопленного социального опыта, в новые гуманные формы деятельности не только в региональном, но и в планетарном масштабе с целью поддержки всех социальных групп населения, в том числе и предельно незащищенных;

· хранение и защита информации, помогающей сохранить неразрывное духовное единство ушедших, живущих, грядущих поколений и передать потомкам в спрессованном художественно-научном ключе опыт в сфере социальной работы, в защите человеческого достоинства и помощи всем тем, кто в ней нуждается.

· сигнификативную, помогающую социальным работникам и человеческому сообществу понять особый нравственный, духовный смысл нашего существования, преодолевая релятивизм, скепсис, догматизм и отчаяние.

Предмет, цели, задачи исследования, включают в себя изучение окружающей среды, которая должна предоставить возможности и ресурсы для максимальной реализации потенциальных способностей и устремлений всех лиц; обеспечить удовлетворение их духовных, материальных потребностей; облегчить горе и страдания каждого человека. Индивид, включенный в сферу социальной работы, должен в максимально возможной степени способствовать своему собственному благосостоянию, социальному благополучию других людей в непосредственном окружении и всего общества в целом. Социальная работа способствует урегулированию споров между отдельными людьми и теми, кто их окружает, помогает укреплению достоинства, утверждению индивидуальности, права на самоопределение всех, справедливого отношения к каждому.

К важнейшим критериям социальной работы следует отнести:

· особую ценность организации, созданной для реализации морального требования персональной ответственности за всех и социальной ответственности сообщества за каждого ее члена;

· дух симпатии и готовность оказать помощь  являются сутью исторических ценностей социальной работы;

· активное осознание персонально и социальной ответственности и понимание, что социальная работа является средством превратить общечеловеческие моральные ценности в нечто рациональное и действенное


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ,

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В социальной работе

Тема пятая. История государственной политики и законодательства в сфере общественного призрения в Х – Х IX веках.

Об общественном призрении в России. Состояние общественного призрения и законы о нем в XVI и XVII столетиях. О состоянии общественного призрения и изданные об этом законы в XVII столетии, до учреждения губерний – от 1704 до 1775 года. О распоряжениях к устроению общественного призрения под ведомством особых для этого приказов по учреждении губерний до XIX столетия – от 1775 до 1808 года. Историческое обозрения мер правительства по устройству общественного призрения в России. Заведения лечебные (больницы), заведения для призрения (богадельни), инвалид не дома, дома для неизлечимых, заведения учебно-воспитательные (воспитательные дома, сиротские дома, училища детей канцелярских служащих), пенсионеры приказов и пособия разным учебным заведениям, частная благотворительность.

Тема шестая. Государственная политика и законодательство в сфере общественного призрения (В XIX – начале XX века).

Законы, уставы, положения государственных и общественных организаций в сфере общественного призрения. Государственная политика в сфере оказания поддержки инвалидам, (положение глухонемых в России, мастерские попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых, Дом призрения попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых, призрение слепых, благотворительные учреждения для слепых в России). Государственная политика попечения о детях. Законодательство и общественная практика в сфере попечения малолетних преступников.

Тема шестая. Государственная политика и законодательство в сере общественного призрения (в XIX – начале XX века). (Продолжение)

Проблемы государственной и законодательной практики в сфере общественного призрения (XIX – начало XX века), (организационно-финансовые проблемы общественной благотворительности). Законодательные проблемы общественной благотворительности.

Тема седьмая. Становление социального обеспечения в России в период 20-х – 80-х гг. XX века.

Собрание узаконений и распоряжений по народному комиссариату социального обеспечения (ноябрь 1917 – сентябрь 1918 года). Государственное социальное обеспечение (о мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшения практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле (политика тоталитарного государства). Социальное обеспечение и страхование в СССР (60-е – 80-е гг.) (пособие по беременности и родам; санаторно-курортное лечение и отдых, социально-бытовое устройство и обслуживание инвалидов; общественные формы содержания и воспитания подрастающего поколения; социально-экономические основы дифференциации обеспечения нетрудоспособных; проблемы совершенствования социального обеспечения.

Тема восьмая. Социальная помощь и социальные программы в России в 90-х годах ХХ столетия.

Основные тенденции в области социальной защиты населения в данный исторический период. Закон Российской Федерации «О дополнительных мерах по охране материнства и детства». Основные направления социальной политики Российской Федерации. (региональная социальная политика). Социальная защита различных категорий и групп населения. (Социальная политика в отношении женщин; Социальная защита детей).

Тема восьмая. Социальная помощь и социальные программы в России в 90-х годах ХХ столетия. (Продолжение).

Пенсионеры. Закон Российской Федерации (о досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР») Реабилитированные лица (Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»). Военнослужащие (Указ президента РФ «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц уволенных с военной службы».

Тема девятая. Законотворчество и социальная работа. (Зарубежный опыт). Контекст законотворчества. Политические реалии.

Три принципа: фундаментальная реальность политической жизни, постоянное несоответствие между ресурсами и потребностями; двадцать процентов из представляемых в государственные законодательные органы документов получают статус закона. Перспективы законотворчества. Тактические вопросы законотворчества (формулирование оригинального проекта; организация предварительной работы; представление проекта; влияние комитетов и комиссий; организация действий после слушания в комиссии; редакционная комиссия и влиятельные лидеры; слушание в палате). Социальные работники и законодательные органы. Защита прав клиента (Этический кодекс; проблемы определения; процесс защиты прав; общая цель; система «мишеней»; санкционирование; ресурсы; поддержка с помощью естественных источников; уровень вмешательства; объект вмешательства; стратегия и способ вмешательства; опосредованные методы; использование предыдущего опыта правозащиты). Этические, практические и политические дилеммы: Социальные работники и правозащита (три дилеммы: проблемы лояльности; патернализм; исправление с помощью реформ). Защита прав клиента и окружающая социальная среда, внутриведомственные барьеры; личный стресс для социального работника. Правозащита частных лиц и правовая политическая и административная система.

Тема десятая. Структура социальных органов и система социального обеспечения.

Социальная работа.  Системы культурных институтов и гуманитарные услуги, соответствующие определенному социальному учреждению. Социальные услуги по образованию ( лицеи, колледжи, институты, академии, университеты, гимназии, семинарии, домашнее образование, восстановительные центры по реабилитации инвалидов). Социальные услуги по здравоохранению, психотерапии (больницы, госпитали, стационарное и амбулаторное лечение, санатории, дома отдыха, профилактории, центры медицинской реабилитации (по кардиологи, онкологии, тифло, сурдопедагогике, по слепо-глухим детям; для инвалидов различных категорий) социальные услуги в сфере жилищного строительства (ссуды нуждающимся, долгосрочные банковские кредиты, строительство комплексов с учетом этнических, национальных особенностей, социального статуса, профессиональных интересов, материальных возможностей, деятельность иммиграционной службы) социальные услуги в сфере благотворительности (частная и государственная благотворительность, государственные программы для особо нуждающихся социальных групп, слоев, пособия по безработице, в случае стихийных бедствий, гибели кормильца, производственных и жизненных травм). Социальные услуги и система консультаций (высококвалифицированных специалистов частных и государственных агентств (микро- и макропрактика); услуги для престарелых (помощь в семье; снабжение одиноких в домашних условиях; специализированные дома для ветеранов, приюты, богадельни, интернаты;) сфера отдыха ( добровольческие организации, территориальное деление; клубы, церковные объединения); туризм, кемпинги, парковая культура, театры, кино, система развлечений, шоу-бизнес) система услуг и исправительные заведения, органы правосудия (социальные работники в этой структуре с соответствующей профилактикой преступности). Социальные услуги и уход за детьми.

Тема десятая. Структура социальных органов и система социального обеспечения. ( продолжение)

(помощь матерям-одиночкам; поддержка брошенных детей, создание особых центров по реабилитации трудных подростков); услуги для людей с физическими и умственными недостатками (особые лечебно-оздоровительные, учебные центры реабилитации специфического контингента);  социальные услуги и профессиональная реабилитация (социальные работники и центры занятости, определение с помощью системы специализированных тестов профессиональных интересов и способностей индивида); услуги, предназначенные для защиты или восстановление благополучия граждан (комплекс мероприятий через государственные и частные агентства, с помощью социального страхования и других мер социальной защиты); социальные услуги и помощь семье ( молодым и престарелым, объединение возрастных категорий), социальные услуги и раскрытие механизма рыночных отношений.

 

III раздел. Социальная работа и социальное обеспечение за рубежом (Ряд направлений. Опыт развитых стран: США, Великобритания, Германия, Швеция, Франция, Бельгия и др.). Достижения отечественной школы (современный и исторический аспект)

Тема одиннадцатая. История и эволюция практической социальной работы

Переход от первых, неуверенных шагов, к формализованных методам. Движение в направлении единой схемы практической работы. Дальнейшая специализация на общей основе. «Дружеские визитеры» и благотворительные общества. Ассоциации по улучшению жизни неимущих. Работа с иммигрантами ( Движение сеттльментов). Индивидуальная социальная работа (восемь важнейших аспектов). Социальная работа в медицине. Социальная работа в школе. Психиатрия и социальная работа. Подготовка и обучение кадров для социальной работы. Групповая социальная работа (основные задачи в данной сфере деятельности). Общинная работа (особенности организации данного социального процесса: пять важнейших принципов). Общая структура социальной работы (Национальная Ассоциация социальных работников. Семь ведущих организаций).

Основные принципы и направления социальной работы.

Обучение методам социальной работы. Практика на местах (десять разделов). Организационные связи. Социальная работа, контролируемая другими профессиями. (Исторический экскурс, Австрия – первые школы социальной работы перед первой мировой войной, до 1961 года – частные школы; Бельгия – 1920-1021 г. первые школы (Брюссель, Антверпен; Великобритания –1896 г. – первое заведение социальной работы; Германия – 1893 г. – начало обучения социальной работе; Греция – социальная работа с 1937 г.; Дания – с 1937 г. начало социальной работы; Израиль – социальная работа с 1934; Испания – с 1932 социальная работа; Исландия (с 1982 г. Начало социальной работы); Италия в 1928 г. – первая школа социальной работы; Ирландия – с 1934 г. – начало социальной работы; Люксембург – с 1935 г.; Норвегия – с 1920 г. первая школа; Нидерланды – в 1896 г. – первая школа; Португалия - в 1935 г. Первая школа.

Тема одиннадцатая. История и эволюция практической социальной работы (продолжение)

(исторический экскурс) – продолжение

Турция в 1959 г. создан институт социальной работы; Финляндия в 1942 г. школа общественных наук в Хельсинки стала готовить социальных работников; Франция в 1907 г. была создана профессиональная школа социального обучения; Швеция в 1910 г. были открыты первые курсы социальной работы; Швейцария в 60-хгодах созданы первые школы социальных работников; Югославия с 1953 по 1960 г. первая высшая школа социальной работы.

Тема двенадцатая. История социального обеспечения. Понятия «социальное обеспечение» и «социальная работа» вместо категорий «благотворительность» и «преображение». Идея «государства всеобщего благоденствия» и развития профессиональной, социальной работы.

Религия и благотворительность (основные направления). Социальное движение сеттльментов – программа «американизации». Адаптации в новых условиях. Американская система социального обеспечения ( агентства, организованные и финансируемые местными властями). Основные достижения в области благотворительности. Первая поправка к Федеральной конституции (1789).

Специализированные учреждения (основные цели). Законодатели штатов и положения по социальному обеспечению (8 направлений). Добровольная, частная и государственная благотворительность. Федеральная политика. Научная благотворительность. Советы благотворительности и преображения штатов (основные функции). Сеттльмент-Центры (образовательная деятельность, организация досуга).

Тема тринадцатая. Система социального обеспечения и социальной работы (современный аспект).

Социальная работа – деятельность агентств по реализации программ. Социальная работа (три периода). Концепция бедности. Разработка социальной политики и программы уменьшения риска. Политический прогрессизм и «социальное евангелие». Теологи и христианское социальное законодательства. Особенности компетенции. Профессионализм социальных работников и Советы законодателям. Основные требования к социальным работникам. Движение за психическую гигиену. Эволюционная психология. Главная задача социальной политики. Федеральные инициативы (1930 – 1968). Социальное страхование и государственная помощь. Местные добровольческие службы.

Тема тринадцатая. Система социального обеспечения и социальной работы (современный аспект) (продолжение).

Службы психического здоровья (управление по делам ветеранов, национальный институт психического здоровья). Семья и социальные работники (Федеральные субсидии, мультипроблемная семья, семьи с зависимыми детьми). Законы против бедности (система поддержания доходов и прямых услуг; мероприятия в области здравоохранения (образования, экономического развития, гражданских прав; изменения положения на рынке труда).

Школы социальной работы (1962 г.). Профессиональные программы. Совет по образованию в области социальной работы. Профессиональные стандарты.

Тема четырнадцатая. Методы практической социальной работы и их классификация.

«Прямые службы» – индивидуальная, групповая работа, сфера деятельности местных организаций, «непрямые службы»- анализ политики, планирование, административное управление, научные исследования, направления, необходимые для принимающих решения управляющих. Профессиональная работа и социальные агентства (профессиональные социальные работники и требования общества, общественная поддержка и дифференцированные программы; психологи и бихевиористские принципы (специальности по геронтологии, развитию детей, советы семьям; работа с наркоманами, алкоголиками; сексопатология). Предмет обучения (одна из моделей).

(анализ политики планирования и административное управление)

Тема пятнадцатая. Административное управление в социальном обеспечении (о роли лидирующих, интеллектуальных групп или «интеллектуально-морального блока»).

Управление, как совокупность процессов (восемь направлений). Теории научного управления. (Теория человеческих отношений. Модели структуралистов. Модель «Ящик для мусора». Системные теории (синтез структуралистских установок и теории человеческих отношений). Функции административного управления в системе социального обеспечения (финансовая поддержка, производство, установление границ, адаптация, управление коллективом). Теории управленческого поведения. Виды деятельности. Управленческие роли и три уровня. Ряд политических  стратегий для управленческого аппарата. Этнические проблемы управления. Службы социального обеспечения. Организация и внешняя Среда (три подсистемы) Учреждение социальных услуг и три стадии развития. Управление и влияние извне. Проблемы в сфере социальной работы. (Семь моделей). Новые административные стратегии. Социальные службы и маркетинг.  Качества социального руководителя. Важнейшие критерии в руководстве.

Администратор и социальные службы. Удовлетворенность работой персонала; производительность работника; лидер и человечность! Лидер и деловитость. Администратор и сохранение группы. Лидер и стратегия в конфликтной ситуации. Лидер и экстремальная ситуация. Руководитель социальных органов и его инструментарий.

Тема шестнадцатая. Социальная работа с семьей. (Отечественный и зарубежный опыт).

Работа с семьей и различные сферы социальной работы (здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтология, правовая система, трудовая деятельность, семейные агентства). Социальный работник и семья (автор программ, социальный аналитик, управляющий в агентстве). Услуги отдельному человеку, семье, группе.

Феноменологическое определение семье (истоки и супружеская пара с детьми и т.д.).  Общество милосердия и ассоциации помощи семьям Семья, как саморегулирующаяся, основанная на определенных правилах, система, со стойкими моделями поведения, развившимися со временем установками. Структура семье (коммуникации, организация, процессы управления, взаимоотношения с окружающей средой и другими людьми, модели взаимоотношений между поколениями). Конфликтное поведение (индивидуальные проблемы одного из членов семьи. Всего клана). Семейная терапия (изменение отношений внутри семьи). Главная цель социального работника (достижение согласованности между семьей и ее окружением). Стратегия вмешательства (основные направления). Некоторые тенденции воздействия на окружающие системы. Изменение системы, связей между поколениями, представленными в семье. Источник информации (генограмма - семейная карта с родственными связями). Социальная работа с супружескими парами, семьями, группами людей, как потенциальными исследователями. Современное состояние самой системы семьи.

Тема семнадцатая. Социальная работа, изменения в системе семьи и благосостояние детей.

Организованность семьи. Границы между семьей и окружающим миром, между членами семьи, между представителями разных поколений, противоположного пола. Распад иерархии. Техника кругового или систематизированного опроса. Метод действенного анализа. Процесс выживания семьи. Позитивная коннотация. Парадоксальное вмешательство. Изменение жизненного цикла. Службы охраны и профилактики. Службы, занимающиеся воссоединением семей, усыновлением. Сиротские приюты. Многопрофильные дома для престарелых и больных. Модель приемной семьи после усыновления. Семейный связи и геронтология. Экологические, структурные, коммуникативные методики. Социальные служащие и проблемы школы-семьи. Семейная терапия. Семейная теория и тема женщины. Эмоциональное, психическое здоровье и проблемы пола. Соответствие системы ценностей жизненным установкам и потребностям различных этнических групп. Личностные подходы, индивидуальные роли и семейные традиции. Семейная теория и психология. Собственное психологическое устройство каждой семьи и методика работы. Система различных уровней. Соединение  психологии и семейной терапии.

Тема восемнадцатая. Территориальный аспект социальной работы и некоторые проблемы в сфере организации досуга.

Микрорайон и основные функции (социальная, структурно-организационная, экономическая, политическая).  Социальные в обществе, межличностное взаимодействие и социализация, взаимная помощь и неформальная поддержка), неформальные системы поддержки (ряд функций – поддерживать в людях чувство благополучия, принимать на себя тяжести жизни, предупреждать появление серьезных проблем, услуги многочисленным группам).

Тема восемнадцатая. Территориальный аспект социальной работы и некоторые проблемы в сфере организации досуга. (продолжение)

(Предлагать помощь в приемлемой, с точки зрения культуры, форме; оказывать помощь, не требуя от получающих ее людей, чтобы они признали свои трудности).

Структурно-организационные функции ( институты-школы, социальные агентства, административные учреждения, общественные организации). Добровольческая деятельность (от преподавательской и религиозной до самосовершенствования в личностном и гражданственном аспекте). Добровольческие организации (клубы или группы при церкви, этнические, братские социальные организации; организации на базе школы; объединения родителей и соседских сообществ). Организации микрорайона (особого типа группа, состоящая из социальных работников). Функции (организация общины и защита; оказание гуманитарных услуг; развитие планирования общины; экономические функции; контроль за оборотом капитала; политические функции).

 

Программа курса

По социальной работе

(отечественный и зарубежный опыт,

 современный и исторический аспект)

 

 

Санкт-Петербург

1998

 

 


Автор и составитель:

А. З. Свердлов – доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности

 

Рецензент – доктор, философских наук, профессор А. И. Новиков

 

Ответственный за выпуск: профессор, зав. кафедрой социально-культурной деятельности М. А. Ариарский

 


Пояснительная записка

 

Данный курс рассчитан на 36 часов. Он включает в себя десять лекций и восемь семинаров.

Данная программа связана с раскрытием важнейших положенийсоциальной работы, способствующих максимальной реализации функции социальной защиты личности в различных государственных образованиях. В программе изучаются предмет, объект, цели, задачи исследования, функции социальной работы,важнейшие качества социального работника, определяются основные критерии его творческой, созидательной деятельности.

В программе уделяется особое внимание истории развитиясоциальной благотворительности в Российском Государстве, начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня с целью восстановления связи ушедших, живущих, грядущих поколений, реализации общечеловеческих, нравственных принципов взамен вульгаризированных в тоталитарном государстве классовых концепций и идеологических догм. В программе уделяется особое внимание проблемам семьи, защите ребенка в любых экстремальных обстоятельствах, действенной помощи престарелым, ветеранам различных социальных групп, проблемам законотворчества, защите инвалидов. Медицинскому обслуживанию различных социальных групп и культурных слоев.

Дается ряд разделов, связанных с изучением социальной работы за рубежом в таких высокоразвитых странах с демократической ориентацией, как США, Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, Франция и др. Даются важнейшие положения, связанные с историей социальной деятельности в этих странах, с проблемами социального обеспечения, с важнейшими направлениями в сфере индивидуальной, груп


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.