Теоритические положения о ката — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Теоритические положения о ката

2021-06-23 36
Теоритические положения о ката 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Ката развивает много качеств, каторые не могут развить свободное кумите или базовая техника, а именно: чувство пространства и ритма; возможность тренироваться без партнёра; наработку новых приёмов и их комбинаций. Ката также предоставляет возможность повторять комбинации техник, редко встречающихся в комплексе базовой подготовки, или приёмы, никогда не встречающиеся в практике тренировок, но открывающие новые возможности в исполнительской практике. Иногда ката служит источником информации и тренировкой приёмов, опасных для отработки их с партнёром из-за высокой стерени вероятности травмирования.

Каждая ката обладает определённой информацией, каторая специалистами считается присущей только ей. Однако в определённой степени все ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан содержит туже технику что и начальная часть Канку Дай. Более того, другие ката Хейан также имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в качестве основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во всех ката существуют приёмы, являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп Хейан и Текки.

Основная группа ката в стиле Шотокан - это Канку Дай (главная) Бассай Дай, Джион, Эмпи, Джитте, Хангетсу и Ганкаку. При включении в эту группу все 5 ката Хейан, которые распологаются между Канку Дай и другими ката системы Шотокан, все вышеприведенные ката становятся взаимосвязанными в единую общую систему информации стиля Шотокан.

Спортсмены, овладевшие большей частью ката системы Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, итересные и уникальные сами по себе, '' выпадают '' из системы ката Шотокан. А такие ката, как Унсу, Сочин, Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим единством с ката стиля Шотокан. Они были введены в эту систему мастерами прошлого и остались благодора своей технической ценности и практическим действиям.

Ката Унсу, в принципе,имеет мало общего с системой ката Шотокан, но была модифицирована и приспособлена к требованиям системы. Самая последняя техника: Аге Уке и Тсуки - может быть связана с ката Джион.

Ката Сочин может быть непосредственно связана с Канку Дай, так как в обеих ката присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке.

Ката Нидзюшихо слабо увязывается с Унсу, связана с Джион.

Другие стили карате также имеют основные катк, например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику этого стиля.

Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле, она является центром, общим показателем методологии и исмполнительской техники и определяет направление в целом.

Некоторые ката постепенно выпадают из исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов. Карате почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной цельюизучения ката стала эстетика исполнения. И очень немногие интересуются изначальным исполнением и значением перемещений и техник в ката. В основном по этой причине наиболее "представительные" по динамичности и эстетике движений ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым "не повезло", постепенно отошли и отходят в небытие.

Например, Унсу и сочин регулярно исполняются в наше время. Ката Сочин также стала очень популярной в соревнованиях различного ранга, возможно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками.

Другие ката, не очень ритмичные и удобные в исполнении, стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и не имеющая впечатляющих приёмов, осваивается за короткий промежуток времени и всё реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи`ин не быль упомянуты в книге М. Накаямы "Best Karate", но присутствуют в двухтомнике по ката Хироказу Каназавы.

Ката Мейкйо - ещё один пример отсутствия популярности среди исполнителей стиля Шотокан.

Ещё одной причиной снижения популярности у исполнителей определённых ката стало увеличение роли свободного кумите в практике карате во всём мире. В связи с этим возрасла тенденция изучения ката на основе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к реальным боевым условиям.

Поскольку ката, наравне с кихоном, являются основным методом освоения боевой техники и доведения её до автоматизма в экстремальных условиях, когда технические действия выполняются на уровне подсознания, то многократное повторение - единственный способ доведения боевого арсенала до высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо привлекать к изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из других стилей при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана. Чем больше количество ката, тем шире арсенал практических боевых действий.

Ката содержит в себе нобоо определённых технических действий (ударорв руками и ногами, блоков, перемещений), цель которых - поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два названия - "Бункай" и "Ойо".

Бункай означает "анализ","подробное рассмотрение элементов ката". Термин Бункай правильнее использовать в значении "разобрать весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно".

Ойо означает "практическое назначение, применение элементов ката". Термин Ойо правильнее использовать в значении практического применения технических приёмов в разных конкретных ситуациях.

Первоначальные назначение каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их технические приёмы.

Грация в исполнение ката

 

 

Согласно словарю С. И. Ожегова, "Грация - красота, изящество в движениях", от латинского gratia - миловидность, прелесть. Однако, сам термин абсолютно не подходит для обозначения того, что мы должны видеть и, главное, делать. Согласитесь, понятие "прелесть" и "миловидность" совершенно не обозначают то, чем является исполнительское искусство ката. Термин этот, явно результат компромисса в связи с отсутствием соответствующего перевода в русском языке, способного объяснить одно из важных требований в исполнении ката.

Понятие, которое обозначено этим термином, являет собой внешнее проявление устойчивости психики к восприятию стрессовых ситуаций - чувство собственного достоинства. Ката должно быть исполнено красиво, доставлять эстетическое наслаждение, как проявление гармонии "Ки". Элементы должны быть исполняемы правильно, без ошибок, чисто и до конца, с соответствующей осанкой, взглядом и демонстрацией Духа. Никакая манерность, нарочитые движения или "артистизм" ни в коей мере здесь неприемлемы.

"Грация" в исполнении ката проявляется только тогда, когда мастер демонстрирует единство сил Духа (воли - син), Тела (тай), техники (хи), дыхания (кокю-хо) и проистеканием энергии (ки) вовне. Достижение такого состояния не имеет ничего общего с простым напряжением мышц и суровым выражением лица. Проявление эмоций на лице нарушает гармонию "ки" и не имеет ничего общего с чувством собственного достоинства. Напряжение мышц наоборот сдерживает проистекание энергии вовне (кимэ), а проявление эмоций, например суровое выражение лица говорит о том, что Сознание воина пребывает в смятении.

Демонстрировать ката другим можно только будучи полностью уверенным в его безупречном исполнении. При безупречном исполнении ката производит впечатление на зрителей таким образом, что совершенно далекий от Боевых Искусств человек невольно проникается уважением к исполнителю. Пожалуй о "Грации" больше нечего сказать.

Источник ката

 

 

Источником ката были боевые "фольклорные танцы", это факт истории. Азиатская культура сегодня насчитывает миллениум. Это красноречиво отражается в фольклорных танцах, как в первичном методе организации передачи информации последующим поколениям. Конечно же вы знаете, что написанные инструкции могли бы быть более продуктивными, но в этом случае так не произошло.

Китай, Корея, Окинава и Япония - все использовали прекрасную китайскую писменную систему - пиктограммы и идеограммы. В Японии эта система называется "кандзи", она является корневой системой писменности во всей Восточной Азии. Восточная каллиграфия настолько артистична, что Римский алфавит даже не мог начать приближаться к этим узорам. Красивые, артистичные и мистические кандзи могли впечатлить кого угодно, но это только верхушка айсберга. Существует около 25000 видов кандзи, и изучение их всех для запоминания и упражнений в написании потребует очень долгой жизни. Конечно это время затрачивалось, и было серьезным трудом для ограниченной касты людей.

Азиатские языки имеют огромные заимствования, что также ограничивало его носителей в желании быть способными читать и писать грамотно, уровень грамотности всегда был очень низким в Азии. Крестьяне 17 века не имели возможности каждое утро посылать своих детей в школу. Поэтому устная традиция и фольклерные танцы оказались лучшим путём передачи информации.

Потомки римской империи концентрировали свое внимание на продуктивности и научности языка и их поиски были более успешны. Римский алфавит занимает в изучении всего несколько месяцев, и многие могут читать без того чтобы ходить в школу. Благодаря практичности наших предков мы сохранили больше времени, чем азиаты, изучая все виды прекрасного с помощью простой письменности. Возможно это причина того, что Запад не имеет ничего похожего на фольклерные танцы, найденные в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.

Весьма возможно, что основание народных танцев азиатскими аборигенами дало импульс развивать ката. В пользу этого говорит тот факт, что некоторые ката были Окинавскими народными танцами, которые были преобразованы в ката каратэ. Некоторые из них даже успели потерять практическую технику, а имеющиеся сомнения в применимости также наводят на мысль о связи с народными танцами.

Я не думаю, что сегодня нужно объяснять все непрактичные движения, которые было бы трудно применить, но эта связь может объяснять некоторые из них. На пример Чинтэ, если внимательно посмотреть это просто народный танец. Или Ганкаку, возможно это слишком глупо, чтобы быть реальностью, однако, многие дыхательные ката основанные на принципах Единоборства напоминают танец. Концепция исполнения танцев как практика Единоборств была распространена от Китая до Окинавы, вот почему некоторые ката могли иметь происхождение на Окинаве, или также в Японии, включая большинство из тех, которые сохранялись и поддерживали интерес к истории Боевых Искусств.

Как ката развились из народных танцев? Это была гениальная, революционная, идея неизвестных мастеров в Боевых Искусствах, которые первыми придумали, что танцы подходят для их намерений обучать воинов. Рождение идеи объединить определенные приёмы Единоборств "старых" школ борьбы в небольшие серии, становится более и более стилизованной спустя века. Окончательный результат - ката стали фундаментальной техникой, похожей на народные танцы, которые в свою очередь, стали боевой практикой адаптировавшей народные танцы. Они просто стали следующим логическим шагом в развитии, далеко не спокойного, средневекового Общества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основное преимущество такой методики заключалось в том, что боевые приемы изучались не вербально, без их объяснения, программируя тело многократными повторениями поз и движений, что позволяло применять приемы спонтанно. И это могло иметь распространение среди большого количества людей по всей стране. Исполнение ката мужчинами делало воинами все мужское население страны, моментально превращавшееся в армию во время иностранной агрессии. Не даром существует легенда, согласно которой ката Кусянку (Канку-Дай) было передано на Окинаву китайским посланником Гун-сян Гуном. Непосвященному они были непонятны, те же, кто владел ими, обладали большими преимуществами. Поэтому данное искусство считалось тайным.

Изначально ката практиковались, использовались, и ими обменивались между соседями и друзьями. Большинство людей были ограничены их местожительством и не имели возможности учить ката в других городах. Ката развивались отдельно, несколькими различными направлениями в разных местностях Окинавы. И каратэ развивалось на Окинаве различными методами исполнения и развития в разных городах острова. Соответственно стили и практики стали известны по названиям городов и местностей, вокруг которых они развивались. Сегодня мы знаем три популярных системы: Томари, Сюри и Наха. Это три Окинавских города были достаточно закрыты в те времена, когда основатель Шотокан, Г. Фунакоши, родился и жил на Окинаве большую часть своей жизни. Существовали и другие города, которые также имели свои собственные, вероятно уже утраченные или слившиеся с основными, стили каратэ. Окинава это огромный остров, но оказалось достаточным всего нескольких городов, для того, чтобы окинавское Сюри-тэ, Томари-тэ и Наха-тэ были сохранены. Возможно поэтому, другие стили каратэ были забыты или остаются в неизвестности.

Все ката Шотокан каратэ были взяты из Сюри-тэ и Томари-тэ. Сюри небольшой город недалеко от Наха - столицы Окинавы, которая расположена на Зпападе острова. Томари маленький город между этими двумя центрами развития каратэ. Когда изучаешь историю каратэ в перспективе Шотокан, эти три города обычно имеют в виду как исток современного Шотокан. Однако там находится множество других городов, и они также могут иметь свои системы каратэ и ката.

Стиль Наха-тэ совсем не представлен в каноне Шотокан. Этот стиль характерен медленными, напряженными движениями, узкими и высокими стойками с акцентом на развитии мышечной концентрации и силы. Ката этого стиля похожи на ката Хангецу в Шотокан. Если Фунакоши и изучал ката из Наха-тэ, они были не долго в практике Шотокан. Любые из этих ката можно встретить в многочисленных книгах, которые были изданы с 1922 года по 1955 годы. Шотокан ката - практикуемые сегодня полностью указывают на Окинавский стиль Шорин-рю - комбинации Сюри-тэ и Томари-тэ, которе является популярным каратэ на Окинаве и сегодня.

Ката составляющие базу данных Годзю-рю были достаточно впечатляющи и практичны, содержащие много интересных приемов. Еще более интересным является то, что некоторые движения Годзю-рю включены в Шотокан ката.

Ограничивая себя только 26 отобранными ката, мы навсегда препятствуем собственному истинному пониманию всего того, что каратэ может нам предложить. Если вы обладаете достаточным талантом, вы можете продолжать изучать кое-что из Наха-тэ - стиля ката для системы Годзю-рю. Я бы составил больший список ката, включающий другие системы Окинавы. Расширение вашего опыта сверх обязательных требований Шотокан каратэ может быть более плодотворным.

Изменение рекомендаций Фунакоши для изучения ката очевидны в каждой его работе, которую вы читаете. "Рюкю каратэ кемпо" 1922 года насчитывало множество разнообразных ката включенных для изучения его учениками. Единственное замечание! Он показывал только несколько. Его список насчитывал более чем 30 ката, многие из них были "преданы Земле".

"Каратэ-до Киохан" насчитывает только 15 ката записанные как необходимые для тренировки в каратэ-до. Этому может быть дано отдельное объяснение. Возможно, Фунакоши утратил интерес в представлении всех ката Окинавы, и вместо этого, представлял только те ката, которые были "родными" для него - ката Сюри-тэ. Или это произошло с легкой руки людей, которые помогали ему создавать эту, более позднюю книгу, скорее всего они играли активную роль в ограничении комментариев ката. Требования же JKA основаны на 26 ката канона Шотокан и большинство из них совершенствуется до уровня 4 дана. Некоторые из них попали в "неупотребимые". Например: Дзиин, Мэйкио, и Ванкан.

Снижается и частота применения десятка переданных комплексов в документах канона Шотокан, они также становятся неупотребимыми. Выбор Накаямы оставить Ванкан, Мейкио и Дзиин за рамками энциклопедии ката, книги "Лучшее Каратэ"? Его основания? Кроме него никто не может ответить. Хирокадзу Канадзава, типичный инструктор JKA, теперь новый лидер SKIF внес новую усложненную версию Чинто для практики энтузиастов Шотокан. Ката Ганкаку из стиля Шотокан, по окинавски звучит как Чинто. Версия Канадзавы - Ганкаку-шо та же самая, что и Чинто в книге Шошина Нагамине "Сущность Окинавского каратэ". Хидетака Нисияма создал ката Китэй, которое предназначается к изучению для целей соревнований. Однако, это предполагаемое ката не настоящее, оно - преобразованная базовая техника. Слово "китэй" подразумевает "требование базы" Хотел ли Нисияма представить и утвердить "китей - ката"? Так далеко- нет.

Как быстро мы вернемся назад к нашей современной, стоической приверженности прошлому, и к работе по сохранению живых традиций, каждая из которых призвана противостоять забвению. Успешные создания очевидно догматичны, результатом практики в современных ассоциациях каратэ мы имеем снижение видов ката. С обрывочным применением и пустым исполнительским искусством. И однажды, случится так, что они станут маленькими, не более чем не обоснованными танцами, утратив визуально вид ката, утратив свою способность к реальному применению приемов, неясными и редкими, исчезающими навсегда в Пустоте.

Эксперты ката сегодня - более закрытое Общество, чем Гильдия каменщиков. Мы как смотрители музеев, ироничны, гуманно приветствующие новые достижения, но в глубине души приверженные старым стилям, бывшим всегда оригинальными (настоящими) созданиями.

Ката как база данных

 

 

Мир отношений Баз данных открылся для меня совершенно случайно. Некоторое время я работал в одной телекоммуникационной компании, в отделе информационных технологий, и, работая там с огромными базами данных, нашел такое соответствие вполне реальным. От меня требовалось знание того, как работает база данных и теории ее отношений. Однажды внезапно меня поразила мысль: "Ката - это База Данных!". Возможно, это звучит не очень фантастически, если представить себе базу данных просто как списки имен и адресов. Тем не менее, в один прекрасный момент вы понимаете важность взаимоотношений Баз данных к информационному управлению, а я попытаюсь вам доказать какое огромное сходство с отношениями модели Базы данных имеют ката. Осознание этого по новому осветит ваше понимание ката, и того, как они должны быть встроены в вашем тренировочном режиме.

Таблица - если вы используете Майкрософт Эксэль, это значит, что вы прекрасно знакомы с базами данных. Базы данных это гигантские хранилища информации, которая собрана в отдельно вызываемых таблицах. Таблицы Баз данных содержат строки и колонки с данными. Например, если вы составите колонку имен и номеров телефонов, а строки с номерами 1-3 с именами и телефонами ваших друзей, данный список получится в несколько строк и вы получите таблицу. Таким образам создана таблица с Базой данных. Иногда База данных это просто одна, гигантская таблица.

Отношения - также важным в концепции ката, равно как и в концепции Баз данных, является идея отношений. Отношения колонок, которые связывают информацию в таблице с информацией в других таблицах Баз данных. Например, вы создали еще один список, теперь с адресами друзей. Имена остались теми же самыми, что и в списке телефонов, и таким образом эти таблицы связаны или имеют отношения друг с другом. Вы можете видеть, что имена, телефонные номера и адреса касаются одних и тех же персон. Любой другой пункт колонки в этих таблицах назывался бы "посторонний ключ".

Поисковые таблицы - еще более важным считается приведение в порядок созданных Баз данных. Базы данных нуждаются в систематизации информации, например чтобы взяв одну колонку, которая имеет несколько идентичных значений, которые в свою очередь повторяются, вы выводите за рамки этой таблицы освобождая места для новой информации. Например, вы имеете список городов и штатов. Но он занимает много места, а вы хотите освободить часть свободного пространства на вашем харде. Если вы имеете полные названия каждого штата, в следующих колонках будут названия городов. Все названия штатов повторяются, их всего 51. Таким образом заменив названия на порядковые числительные от 1 до 51 принадлежащие каждому из представленных штатов вы сохраняете больше места. Найдя наименование штата вы находите номер в колонке в других таблицах, которые имеют списки от 1 до 51. Вы получили необходимую информацию о городах, но не будете повторятся в поисках наименования штатов.

Исходные таблицы - исходными таблицами в Базах данных называют высший уровень таблиц который фактически содержит весь объем Базы данных. Остальные таблицы связаны друг с другом, которые в конце концов сходятся в эту одну исходную или мастер-таблицу.

Применение теории или место ката как таблицы - Каждое ката суть "таблица" содержащая информацию о технике. Эта информация в основном сохраняется экспертами каратэ локально в каждом отдельном ката, и как обычно, совершенно случайно, однажды я обратил внимание на то, что ката имеют связи между собой повторяющимися элементами. Например, первая половина ката Хэйан-нидан содержит такую же технику как первые 20% ката Канку-дай. Очевидно, что они связанны между собой. Хэйан-нидан часть Канку-дай. Удар "нукитэ" в конце первой дорожки ката Хэйан-нидан дважды встречается в Канку-дай. Более того, другие ката уровня Хэйан, если исполнить их последовательно могут являть собой вариант поисковых таблиц, которые помогают составить Канку-дай, определяющее ката для Шотокан. Другие ката так же являются частью Базы данных Шотокан каратэ.

Что наиболее важно в ката Шотокан каратэ? - Наиболее важным считается Канку-дай. Есть несколько причин для этого. Канку-дай "верховное" или "исходное" ката для входа в Базу данных стиля Шотокан. Все другие ката стиля имеют варианты или места из Канку-дай. И Хэйан и Текки ката указывают на варианты этих "мест" в Канку-дай. Расширение этих ката с большими деталями и сделает остальные ката легкими в изучении! Другие стили каратэ имеют свои отличающиеся "ключевые" ката, такие как Супаринпэй (Хякухасихо) в Годзю-рю, которое содержит методы тренировки техники и тактики этого стиля.

Как использовать Хэйан-ката в качестве поисковой системы? - Ката уровня Хэйан могут быть расположены между Канку-дай и другими высшими ката Шотокан по принципу обратной связи. Высшие ката Шотокан, т. к. Канку-дай ("ключевое" или исходное), Бассай-дай, Дзион, Эмпи, Хангецу, Дзюттэ и Ганкаку. Существенно, что исполнение ката ряда Хэйан связывает воедино все другие ката в гигантскую "паутину" знания технических приемов. Например, Хэйан-нидан связывает Бассай-дай и Канку-дай блоками учи-уке. Канку-дай связан с Хэйан-нидан блоками шуто-уке и ударом нукитэ - "рука-копье". Удар "рука-копье" в расширении Канку-дай показывает дополнительные возможности для этой техники. Аналогичным образом расширяют ката Хэйан-нидан внутренний реверсивный блок.

"Несистемные" ката системы - большинство экспертов, которые преуспели в мастерском исполнении ката своего стиля отмечают, что в приводимой системе ката существует ряд примеров, которые не смотря на свою уникальность и определенный интерес к ним, не вписываются в Базу данных системы стиля Шотокан. Это Унсу, Сочин, Нидзюшихо, Годзюшихо шо и дай, и некоторые другие ката. Они не имеют логического места внутри базы данных системы. Как правило они были включены в эту систему позже, и были "подогнаны" под саму Базу. Они сохранялись позднейшими экспертами так как имели определенную практическую ценность, а так же разнообразили процесс тренировки. Унсу изначально имело слабую востребованность внутри системы (обучения). И как правило это были модификационные связи внутри самой системы. Унсу очень старая техника, и отношение к Шотокан имели только верхний восходящий блок - агэ-уке и реверсивные ударные комбинации, которые в свою очередь могли быть связаны с ката Дзион. Сочин полностью видоизменен от первоначального окинавского варианта, чтобы он мог быть связан напрямую с ключевым ката стиля Канку-дай боковыми ударами ног - йоко-гери и блоками шуто-уке. Нидзюшихо очень слабо связано с движениями Унсу, которое также слабо связано ката Дзион. Единственное, чем оправдано введение этих ката в систему - это более крепкие связи с другой большой Базой данных - системы Годзю-рю. Об этом свидетельствуют сдвоенные вращательные блоки руками маваси-уке, стойки сантин-дати, которые встречаются и в Унсу и в Нидзюшихо, создавая таким образом возможность "подключения" к Базе данных ката Годзю-рю.

Все ката Шотокан каратэ были взяты из Сюри-тэ и Томари-тэ. Сюри небольшой город недалеко от Наха - столицы Окинавы, которая расположена на Зпападе острова. Томари маленький город между этими двумя центрами развития каратэ. Когда изучаешь историю каратэ в перспективе Шотокан, эти три города обычно имеют в виду как исток современного Шотокан. Однако там находится множество других городов, и они также могут иметь свои системы каратэ и ката.

Другие стили каратэ - Итак, что делает систему Годзю-рю или Сито-рю каратэ отличной от системы Шотокан? Исходные ката системы. Такие ката, имеющие место в их "Базах данных", рассматривались бы в самом центре системы, окончательно отражая их методологию и технику. Эти ката определяют систему. Для Шотокан это Канку-дай, для Годзю-рю это Супаринпей, для Сито-рю может быть Нипайпо или любое другое. Пути этих главных ката обязательно пересекаются со всеми остальными ката их систем, а также возможно и собственно с ката системы Шотокан. Поэтому всегда можно распознать больше о ката нашей собственной системы обнаружив прямые или косвенные связи с техникой исполнения других систем. Эти связи отражают взаимодействие принципов Шорин-Шорей в каратэ, и они отражают историческую связь или генеалогию стилей. Если таковые связи отсутствуют тогда это не может называться каратэ. Так например произошло с Ашихара-каратэ и Дайдо-джуку каратэ, которые оторвавшись от Кёкусинкай утратили связи с ката каратэ, переключились на использование другой техники, перестали называться каратэ, приняв новое название ку-до. Характерно, что Кёкусинкай и Дзёсинмон остались каратэ в разной степени сохраняя принципы и технический арсенал своих систем не разрушая связей с классическим окинавским каратэ.

"Мастер - ката" - Теоретически должно было существовать такое ката которое связывало бы например Канку-дай с "родительскими" ката других стилей. Оно должно было бы содержать "намеки" или "ключи" движений для всех стилей включая Шотокан, такое ката могло использоваться очень продвинутым практиком, преодолевшим, например, Базу данных системы Шоткан как вид, и принявшегося за другие системы, осуществляя, уже как стиль, "всё каратэ Окинавы", его типы и методы обучения. На высшем уровне "Мастер-ката" должно было содержать связи с ката во всех стилях. К сожалению, такое "мастер-ката" просуществовало недолго, причины его исчезновения кроются в его рутинности или в том, что такое ката содержало бы слишком много техники.

Почему некоторые ката становятся "неисполняемыми"- Так как время неумолимо идет вперед, кажется что большинство известных сегодня ката были сохранены лишь несколькими людьми. А огласке они были приданы начиная с 1980 года. Почему так получилось? Потому что каратэ почти полностью превратилось в спорт. Большинство энтузиастов спорта сосредоточилось на соревновательном аспекте исполнительского мастерства и эстетики в рамках соревнований. Другая часть специалистов стала изучать внутренние аспекты ката с точки зрения их реального применения. Таким образом одни сосредоточились на плавном и драматическом исполнении, другие над точностью исполнения двух трех ударов. Высокие прыжки, низкое припадание к земле, динамичный, показной ритм и прочее объединяет современных экспертов ката. В связи с тем, что одни ката выглядят более наглядно и эстетично, они становятся востребованными практиками, в то время как другие ката медленно скатываются во мрак небытия. Например те же Сочин и Унсу регулярно исполняются на соревнованиях. Знаменитый прыжок в ката Унсу на 360 градусов, и эффектная позиция Фудо в ката Сочин становятся основанием для продвинутого энтузиаста соревнований каратэ остановить на них свой выбор. Другие же ката, которые не имеют хорошей конструкции для проработки "танцевальных" движений становятся "нелюбимыми, внебрачными детьми Шотокан". Ванкан, который слишком короток, содержит простую и не производящую впечатления технику, быстро наскучивал таким "экспертам". Сам факт того, что Ванкан и Дзиин не были включены М. Накаямой в книгу "Лучшее Каратэ", был поминальным звоном по этим двум ката. Мэйкио, другое ката, которое также насчитывает не слишком много энтузиастов, которые могут довольно сносно исполнить его. Неспособность правильно исполнить такие ката, а также правильно их оценить судьями на соревнованиях, которые вышли из числа тех же самых экспертов каратэ, что и нынешние исполнители, становится таким образом причиной утраты многих ката. Или "обрушением" некоторых разделов вашей технической Базы данных. К сожалению "забывание" некоторых ката началось еще за долго до того как мы с вами начали изучать каратэ. Фунакоши попал в Токио как раз в тот момент когда Японии нужна была быстрая подготовка потенциальных солдат. Если во времена развития каратэ на Окинаве, практика ката была центральной в системе тренировок, а работа на макиваре и изучение кихон и рендзоку-вадза были вспомогательными упражнениями, то будущим солдатам страны Восходящего Солнца требовалось прежде всего кумитэ, с достаточным для быстрого обучения арсеналом приемов. Интерес сместился от техники к спаррингу, и Фунакоши, скрепя сердце, оставил свои довольно длительные штудии Хэйанов. Этот факт вывел ката из основания методики тренировки. Так шло время, в двери Фунакоши стучалось множество молодых людей одурманенных милитаристской пропагандой, в поисках инструктажа перед вступлением в Армию. Фунакоши не мог противостоять хаосу военщины он, изменил акценты с ката на спарринг, оставив ката на конец занятий если оставалось время. Это был ужасный период в развитии каратэ, для основных ката собранных в базу данных системы Шотокан, большинства сильной и интересной техники, комбинаций и стратегий, найденных древними мастерами. Воистину, утрата этих ката была бы подобна обрушению клиентской базы данных вашей компании, которая содержала их имена, адреса, номера телефонов и неоплаченные счета. Можно сравнить с катастрофой? Однако, пока в современном мире никто не воспринимает каратэ иначе как спортивный спарринг, настолько, что многие путают каратэ и кумитэ, и могут назвать каратэ любой другой вид Восточных Единоборств т. к. тан-су-до, кунг-фу, муай-тай или вьет-во-дао.

Резюме - все ката каратэ должны быть сохранены. Это необходимо для того, чтобы удерживать целостность методической базы и иметь ссылки на ката других систем, которые в свою очередь могли бы быть интегрированы внутри стиля Шотокан. Здесь нужно поговорить о том, как ката связывают Шотокан с остальным миром Боевых Искусств...


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.