Театр. Изобразительное искусство. Фольклор — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Театр. Изобразительное искусство. Фольклор

2021-06-23 26
Театр. Изобразительное искусство. Фольклор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Карелии даже в начале XX в. не было профессионального искусства. В Петроза­водске с середины 1860-х гг. силами любителей из интеллигенции устраивались лите­ратурные вечера. Два самодеятельных кружка - драматический и музыкальный - время от времени выступали со спектаклями и концертами. В 1877 г. в городе возник­ло "Общество любителей музыкального и драматического искусства", объединившее активных поклонников сцены и просуществовавшее вплоть до 1917 г. В середине 1880-х гг. драматический коллектив общества возглавлял известный актер и режис­сер Н.И. Соболыциков-Самарин, впоследствии народный артист РСФСР. Осуществ­ленные им постановки пьес русских классиков А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского стали лучшими творческими достижениями в истории петрозавод­ского любительского театра.

В начале XX в. попытку организации профессионального театрального коллек­тива предпринял антрепренер выходец их заонежских крестьян И.Ф. Савельев, на­бравший труппу из 16 актеров. Театр открылся 26 декабря 1906 г. премьерой по драме Д. Аверкиева "Каширская старина" на сцене Народного дома. В репертуаре театра преобладали легкие пьесы развлекательного характера, хотя осуществлялись и от­дельные постановки русской и западно-европейской классики. Однако профессио­нальная труппа, просуществовав только около четырех лет, в конце 1910 г. после пожара, уничтожившего Народный дом, распалась226. С постройкой в 1912 г. Летнего театра в городском саду Петрозаводск стали посещать во время летних гастролей некоторые столичные и провинциальные театральные коллективы.

Свои самодеятельные драматические кружки на рубеже XIX-XX вв. появились во всех уездных городах края.

Суровая и величественная природа Карелии привлекала внимание многих выда­ющихся русских художников. Здесь бывали К.А. Коровин, А.И. Куинджи, И.И. Ле­витан, В.Д. Поленов, Н.К. Рерих, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, в ряде произведений которых отражена первозданная красота карельских лесов, водопадов, озер. По зака­зу администрации Олонецкой губернии известный петербургский ваятель академик И.Н. Шредер создал выразительное скульптурное изображение Петра I для памятни­ка в Петрозаводске, установленного в 1873 г. и поныне являющегося своеобразным монументальным символом столицы Республики Карелия. Позже по заказу Олонец­кого губернского земства он же создал памятник Александру II, который был уста­новлен в 1885 г. на Соборной площади Петрозаводска напротив здания мужской гим­назии.

Начало XX в. ознаменовалось становлением нового вида искусства - кинема­тографа. Летом 1901 г. в городском саду Петрозаводска местным обществом трезво­сти были организованы первые регулярные киносеансы, а в 1911 г. в губернском цен­тре открылся первый стационарный кинотеатр "Сатурн". К 1913 г. в Петрозаводске действовало уже три кинотеатра. Основу их репертуара составляли мелодраматические и комедийные ленты преимущественно зарубежного производства. В уездных городах края и в сельской местности киноустановки отсутствовали.

К началу XX в. относятся и первые шаги в развитии спортивного движения в Карелии. В Петрозаводске в 1910-х гг. довольно регулярно проводились соревно­вания по скоростному бегу на коньках, появились энтузиасты плавания, парусного и некоторых других видов спорта. В марте 1914 г. было образовано "Петрозавод­ское спортивное общество", впервые организационно объединившее любителей спорта227.

В пореформенные годы среди русского и карельского крестьянства не только со­хранялись, но и продолжали развиваться и совершенствоваться многие жанры народ­ной культуры, созданные предшествующими поколениями. Свои нравственные и со­циальные идеалы, стремление к красоте, любовь к родной земле крестьяне выражали прежде всего в устном и песенном народном творчестве, в художественных ремеслах, в украшениях изб и предметов быта. Как в карельских, так и в русских районах про­должали широко бытовать традиционные формы устного народного творчества: былины, исторические песни, руны, сказки, причитания. В селениях края жило нема­ло людей, хранивших в своей памяти множество произведений фольклора и талант­ливо их исполнявших. Имена многих мастеров русского фольклора этого времени - заонежских крестьян Т.Г. Рябинина и его сына И.Т. Рябинина, В.П. Щеголенка (Ше­велева), И.А. Касьянова, И.А. Федосовой, Н.С. Богдановой, крестьянки Кондопожской волости СЮ. Тараевой, П.Н. Прохорова и Ф.А. Конашкова из Пудожья, М.М. Коргуева из поморского села Керети - были хорошо известны и за пределами нашего края. Среди карельских рунопевцев особенно выделялись сын знаменитого А. Перттунена М. Перттунен, а также Е. Богданов, А. Лехтонен, П. и В. Лесонены, М. Мартинен из Кемского, Е. Туру из Олонецкого и А. Муйлаччу из Петрозаводско­го уездов. Воспевание героических подвигов во имя Родины, прославление труда, не­нависть к насилию и угнетению - таковы общие гуманистические черты, характер­ные для всех жанров устного народного творчества, черты, глубоко отвечавшие настроениям крестьянства Карелии.

Во второй половине XIX в. началось собирание, публикация и изучение произведений русского уст­ного народного творчества Карелии. Инициатором этой работы, впервые открывшим для отечествен­ной и мировой науки и культуры олонецкие были­ны, был П.Н. Рыбников, в 1859 г. высланный в Пет­розаводск за участие в студенческом движении. Сторонник идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевско­го П.Н. Рыбников с глубоким уважением и сочув­ствием относился к крестьянству, живо интересовал­ся его жизнью и бытом. Служба в канцелярии олонецкого губернатора давала ему возможность для поездок по губернии, во время которых он вел записи произведений фольклора. В 1860 г. только от одного из известнейших заонежских сказителей Т.Г. Рябинина он записал 23 былины героического цикла об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Все­го же за 6 лет пребывания в петрозаводской ссылке П. Рыбников прослушал 30 певцов и сказителей и записал от них более 200 былин, сказаний, сказок, духовных песен. Результаты его большой и самоотверженной собирательской рабо­ты были опубликованы в четырехтомном издании "Песни, собранные П.Н. Рыбни­ковым", первый том которого вышел в 1861 г., последний - в 1867 г. Публикация стала подлинной научной сенсацией. Известный литературовед А.Н. Пыпин так пи­сал о реакции на это издание: "Думали, что былины должно искать где-нибудь в Си­бири, и когда целый огромный запас их был найден в недалеком соседстве Петербур­га, то первым впечатлением ученого мира было изумление, а потом у иных недоумение и даже недоверие"228.

Публикации П.Н. Рыбникова дали толчок к широкой собирательской работе и изучению русского народного творчества олонецкого края. В 1871 г. путешествие по Олонецкой губернии с целью выявления и записи русского фольклора совершил изве­стный ученый, профессор славистики Петербургского университета А.Ф. Гильфердинг. Итогом его поездки стало трехтомное издание "Онежские былины". В 1884 г. записи фольклора в крае проводил академик А.А. Шахматов. Большой вклад в изу­чение русского народного творчества Карелии внес преподаватель петрозаводской духовной семинарии, впоследствии видный историк Е.В. Барсов. С его деятельно­стью связано собирание и публикация такого мало известного тогда науке жанра ус­тного народного творчества, как причитания. Е.В. Барсов записал причитания от од­ной из талантливейших исполнительниц заонежской крестьянки И.А. Федосовой, которую М. Горький назвал истинно народной поэтессой.

Поэтический талант И.А. Федосовой проявился с ранних лет. О себе она расска­зывала, что "с молодости ей честь и место в большом углу, что на свадьбе ли запоет - старики запляшут, на похоронах ли завопит - каменный заплачет: голос был такой вольный и нежный"229. Наряду с большой поэтической одаренностью И. Федосова, до конца жизни оставшаяся неграмотной, обладала замечательной памятью, помо­гавшей ей в своих плачах свободно пользоваться выразительными средствами всех жанров русского фольклора. В ее причитаниях-импровизациях с громадной художе­ственной силой были отражены многие стороны быта, настроения и чаяния русского северного крестьянства пореформенного периода. Причитания, записанные Е.В. Барсовым от Федо­совой, были опубликованы в 1872-1885 гг. Эти публикации сразу же привлекли к себе внимание не только ученых-фольклористов, но и многих писателей, общественных деятелей, журналистов. Материалы причитаний широко были использова­ны Н.А. Некрасовым при работе над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" и П.И. Мельниковым-Пе-черским в романе "В лесах".

Не меньший общественный резонанс вызыва­ли и многочисленные публичные выступления рус­ских сказителей Карелии Т.Г. Рябинина, И.Т. Рябинина, В.П. Щеголенка, И.А. Касьянова и И.А. Федосовой, состоявшиеся в 1870-90-х гг. по инициативе А.Ф. Гильфердинга и учителя Петро­заводской гимназии П.Т. Виноградова. Эти вы­ступления проходили не только в Петербурге и Москве, но и во многих других городах России -

Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Киеве, Одессе. С исполнением былин В.П. Щеголенком познакомился в Ясной Поляне Л.Н. Толстой. В 1902 г. с большим успехом прошли выступления И.Т. Рябинина в Болгарии, Сербии, Чехии, Австрии. В ходе поездки сказитель был принят в Зимнем дворце Николаем II и сербским королем Александром в его резиденции в Белграде. Николай II наградил И.Т. Рябинина золо­той медалью "За усердие" и часами, а король Сербии - золотой медалью "За услуги кральовому дому"230. Все выступления северных сказителей постоянно собирали боль­шие аудитории, на них присутствовали многие выдающиеся деятели науки, литерату­ры и искусства. Вот что писала газета "Русский мир" об одном из первых выступле­ний Т.Г. Рябинина в Петербурге в 1871 г.: "Нет сомнения, что слушание былин из уст самого сказителя - случай редкий и весьма интересный, который... привлек в заседа­ние громадную публику, большая часть которой за неимением места стояла"231. Эти выступления дополняли живыми впечатлениями опубликованные произведения рус­ского народного творчества и сыграли значительную роль в истории отечественной культуры.

Песенные напевы олонецких сказителей нашли широкое отражение в произведе­ниях композиторов А.С. Аренского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусорг­ского, Н.А. Римского-Корсакова. Появились поэтические пересказы народных бы­лин. В картинах В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, В.И. Сурикова и других художников заметное место заняла тема героических подвигов русских былинных богатырей.

Одновременно с русским народным творчеством в крае велось собирание и изуче­ние фольклора карельского народа, чему во многом способствовало открытие Э. Лённротом карельской эпической поэзии и публикация им эпоса "Калевала" в 30-40-х гг. XIX в. Финские фольклористы - ученики и последователи Лённрота во второй по­ловине XIX - начале XX в. предприняли целую серию поездок по сбору карель­ского устного народного творчества. Преимущественное внимание они уделяли се­верной (Беломорской) Карелии, но в ряде случаев их деятельность захватывала также среднюю и южную Карелию. Особенно большую работу по собиранию и изучению карельской народной эпической и лирической поэзии проделали Е. Аспелин, А. Борениус-Ляхтенкорва, Ю. Крон и К. Крон. В многотомном издании "Собрание песен финского народа" значительное место заняли руны и песни, бытовавшие в карель­ских волостях Олонецкой и Архангельской губерлий. С конца XIX в., помимо рун и лирических песен, широко стали записываться также сказки и причитания. Собира­тельская деятельность финских ученых помогла сохранить для науки богатейший материал, характеризующий состояние устного поэтического творчества карельско­го народа, способствовала выявлению талантливых исполнителей фольклора из сре­ды карельских крестьян. Так, в начале XX в. С. Паулахарью "нашел" в д. Войницы исключительно одаренную плакальщицу Анни Лехтонен, от которой записал более двухсот вариантов различных причитаний, множество пословиц, поговорок и закли­наний.

Интерес к карельскому языку и народному творчеству стали проявлять некото­рые представители русской демократической интеллигенции, работавшие в Карелии, а также интеллигенты, вышедшие из среды самих карелов. Учителя начальных клас­сов сельских школ М. Георгиевский из Святозера и В. Королев из Видлицы занима­лись изучением карельского языка, каждый из них самостоятельно составил русско-карельский словарь. Оба словаря были изданы. В 1909 г. с помощью академика Ф.Ф. Фортунатова в Петербурге был опубликован словарь М. Георгиевского. В. Королев издал свой словарь в 1913 г. в Выборге232. Выходец из олонецкой дерев­ни Большие Горы учитель М.С. Куджиев разработал и с 1909 г. вел курс карельско­го языка (ливвиковский диалект) в Петро­заводской учительской семинарии. В пер­вое десятилетие XX в. в ряде деревень Ухтинской волости Кемского уезда боль­шую собирательскую работу вели местные карелы И. Мартикайнен и Н. Лесонен. Ими было записано много причитаний и различных бытовых обрядов.

Особенно значительный вклад в изу­чение культуры и быта родного народа внес выходец из карельского села Святозеро учитель Н.Ф. Лесков. В 1892-1893 гг. он, будучи еще студентом Петербургскойдуховной академии, по заданию Русского географического общества совершил экс­педиции по карельским селениям Петрозаводского и Олонецкого уездов, а также Сердобольского уезда Финляндии, в ходе которых собрал обильный этнографический и фольклорный материал. В 1894 г. Н. Лесков провел этнографические наблюдения также в вепсских деревнях Лодейнопольского уезда. По итогам экспедиций им были подго­товлены обстоятельные научные отчеты. Изыскания Н. Лескова получили высокую оценку. В 1894 г. он был награжден серебряной медалью Русского географического общества "За полезные труды". В дальнейшем, работая учителем в Вытегре, Карго­поле и Петрозаводске, Н. Лесков по мере возможностей продолжал исследования. В 1892-1902 гг. он опубликовал в общей сложности 17 статей о материальной и духов­ной культуре карелов в одном из ведущих этнографических журналов России "Живая старина". Н. Лесков был также первым писателем из карелов. Несколько созданных им рассказов, посвященных жизни карельской деревни ("Две репины", "Катти и Матти", "Умер натуральной смертью" и др.), напечатал столичный журнал "Историче­ский вестник". Эти произведения были с большим интересом встречены общероссий­ским читателем233.

Во второй половине XIX в. в России заметно усилился общественный интерес в карело-финскому эпосу "Калевала". Предпринимаются неоднократные попытки пе­ревода отдельных рун эпоса на русский язык, а в 1888 г. в Петербурге впервые был опубликован на русском языке полный текст "Калевалы" в переводе доцента рус­ской словесности Московского университета Л.П. Вельского. Высокий художествен­ный уровень перевода дал возможность нескольким поколениям русских читателей познакомиться с эпосом, узнать и полюбить его героев - Вяйнямейнена, Илмаринена и других, боровшихся против злых и темных сил за счастливую жизнь для все­го народа.

В Карелии продолжало сохраняться и развиваться народное деревянное зодче­ство. Создавая жилые дома и хозяйственные постройки, карельские и русские кресть­яне заботились не только об их прочности и удобстве, но и художественном оформле­нии. Любовь к природе и понимание ее красоты выражались, прежде всего, в умелом расположении построек, при котором не нару­шался окружающий ландшафт.

Художественный вкус и фантазия народа проявлялись также в разнообразных декоратив­ных украшениях крестьянских жилых домов. Особенно богатыми украшениями славились по­стройки в карельских и русских деревнях южной и средней Карелии и в Заонежье. Карельские плотники, с давних пор известные своим мастер­ством во многих местах России, украшали жи­лые дома богатой деревянной резьбой причелин, наличников, балконов. Со временем узоры резь­бы значительно усложнились, широко бытова­ли наличники, украшенные резьбой в стиле ба­рокко. Особенно богатыми украшениями причелин, полотенец, наличников и наружных галерей-балконов, так называемых гульбищ, отличались многие крестьянские дома в Заонежье. Примером может служить ныне широко известный дом крестьянина Ошевнева, находящийся в музее-заповеднике "Кижи".

Изделия высокого художественного уровня изготавливались народными мастерами резьбы и инкрустации по дереву, мастерицами-золотошвейками Кемского и Пудожского уездов, вышивальщицами Заонежья.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.