Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях

2021-06-23 32
Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с п.7 Типовых рекомендаций №64-н хозяйственные операции отражаются в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета посредством двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях при общей системе налогообложения осуществляется в полном объеме следующим образом:

· Учет основных средств и иных внеоборотных активов – счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

· Учет производственных запасов – счета 10 «Материалы», 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

· Учет затрат на производство – счет 20 «Основное производство»;

· Учет готовой продукции и товаров – счета 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу»;

· Учет денежных средств – счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке», 58 «Финансовые вложения»;

· Учет расчетов – счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

· Учет капитала – счета 80 «Уставный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

· Учет финансовых результатов – счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

! Данный вопрос рассмотреть самостоятельно на основе дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет».

Федеральный закон дал право малому бизнесу вести бухгалтерский учет в упрощенном варианте. В основном это правило относится к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Микропредприятия вправе ведение бухгалтерского учета вести по простой системе (без применения двойной записи).

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет не ведут и не сдают бухгалтерскую отчетность.

 

 

Формы бухгалтерского учета

 

Малым предприятиям целесообразно использовать:

- единую журнально-ордерную форму счетоводства для предприятий;

- журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;

- упрощенную форму бухгалтерского учета;

- автоматизированную форму.

1) Единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 08.03.1960г. №63.

При журнально-ордерной форме учета составляются накопительные ведомости и разработочные таблицы на основании первичных учетных документов. Журнально-ордерная форма предусматривает применение следующих основных видов учетных регистров: журналов-ордеров, ведомостей, кассовой книги и Главной книги. Наибольшее значение имеет журнал-ордер, что и стало основанием для названия формы учета.

По первичным документам производятся записи хозяйственных операций в журналы-ордера, на основании которых составляется Главная книга и ежемесячно подсчитываются итоги по дебету каждого балансового счета. Обороты по дебету сверяются с оборотами по кредиту (сумма дебетового оборота должна быть равна сумме кредитового оборота). На основании Главной книги заполняется баланс.

 

2) Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и организаций, утвержденная письмом Минфина СССР от 06.06.1960г. №176 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций». Данная форма предназначена для небольших промышленных предприятий, строительных, снабженческих, сбытовых и других хозяйственных организаций – ими считаются как правило, такие организации, число счетных работников в которых на превышает 5-7 человек.

В единой журнально-ордерной форме счетоводства применяются 2 вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Журнал-ордер является основным регистром, вспомогательные ведомости обычно применяются, если сложно обеспечить аналитические показатели непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях данные первичных документов группируются предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.

Журналы-ордера предназначены для отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию; для каждого из них в регистре отведен раздел или графа.

При применении указанных форм необходимо учитывать письмо Минфина РФ от 24.07.92г. № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей.

К недостаткам журнально-ордерной формы можно отнести:

- структура ее отдельных регистров довольно сложна, в результате чего заполнять их без профессиональной подготовки очень трудно;

- много усилий требуется для овладения техникой учетной регистрации, так как почти каждый журнал-ордер имеет свою структуру, приспособленную к особенностям соответствующего учетного объекта;

- журнально-ордерная форма учета содержит большое количество регистров.

 

3) Упрощенная форма бухгалтерского учета

Данная форма рекомендуется малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

- по простой форме бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия;

- по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простая форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Данный вариант применяется, если малое предприятие:

- совершает незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц).

- не осуществляет производство продукции и работ, которое связано с большими затратами материальных ресурсов, т. е. содержанием хозяйственного процесса не является сфера материального производства.

При этом малые предприятия могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (приложение).

Книга (форма №К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, содержащим все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета, и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для того, чтобы можно было обосновать содержание соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

Затем в графе 3 «Содержание операции» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе 4 «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

Например, в течение отчетного месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты на производство – дебет» собираются все затраты на производство продукции (работ, услуг). По окончании месяца после отражения всех хозяйственных операций выявляется финансовый результат хозяйственной деятельности малого предприятия. Для этого по данным дебета счета 20 «Основное производство» подсчитывается итог расходов (дебетовый оборот), направленных на изготовление продукции (работ, услуг), т. е. определяется фактическая себестоимость произведенной продукции. Данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи» с отражением, соответственно, в графах Книги «Затраты на производство – кредит» и «Продажи – дебет», при этом в графе 3 Книги «Содержание операции» производится запись – «Списаны затраты на производство проданной продукции».

Финансовый результат от проданной продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Продажи – кредит», и оборотом по графе «Продажи – дебет». Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой:

- в графе 3 делается запись «Финансовый результат за месяц»;

- в графах «Сумма», «Продажи – дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и убыток – кредит» или «Продажи – кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и убыток – дебет» показывается сумма финансового результата за месяц.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны не только между собой, но и итогу по графе 4 «Сумма».

Заключительный этап состоит в выведении сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца.

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по налогу на доходы с физических лиц с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета оплаты труда по форме № В-8.

 

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций регистры бухгалтерского учета, представляющие собой ведомости, каждая из которых применяется, как правило, для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Правила заполнения данных ведомостей заключаются в следующем.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» на основании форм первичной учетной документации делается запись, отражающая суть совершенной операции.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (например, кассовые отчеты, выписки банков и др.)

Затем производится обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях №№В-1 – В-8, в ведомости по форме №В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. Данная оборотная ведомость служит основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

В ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях – наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов – красной). Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета предлагается вести следующие ведомости:

- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1;

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

- ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;

- ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;

- ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;

- ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата);

- ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-6 (отгрузка);

- ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7

- ведомость учета оплаты труда – форма № В-8;

- ведомость (шахматная) – форма № В-9.

 

Ведомость учета основных средств,

начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1)

Ведомость по форме № В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 «Основные средства»), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 «Амортизация основных средств»).

При наличии у предприятия нематериальных активов данные об их наличии и движении также отражаются в ведомости № В-1.

Ведомость ведется позиционным способом по каждому объекту отдельно.

Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов, и выводится остаток основных средств на 1-е число месяца, следующего за отчетным.

Перемещение основных средств внутри малого предприятия в ведомости не отражается.

Для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и с начала эксплуатации основных средств по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации нарастающим итогом.

Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях по формам № В-3 «Ведомость учета затрат на производство» и В-4 «Ведомость учета денежных средств и фондов».

При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет с использованием формы №ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств». На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме № В-1.

 

Ведомость учета производственных запасов и товаров,

а также НДС, уплаченного по приобретенным ценностям (форма № В-2)

Данная ведомость предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов (счет 10«Материалы»), готовой продукции и товаров (счет 41 «Товары»), а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям (счет 19 «НДС по приобретенным ценностям»).

Ведомость открывается за отчетный месяц и ведется материально-ответственными лицами (или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам и товарам в разрезе всех видов ценностей независимо от того, имелось ли их движение за отчетный месяц.

Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.

При наличии на предприятии двух и более материально-ответственных лиц, которыми ведется учет ценностей с применением ведомостей по форме № В-2, в бухгалтерии на основе указанных ведомостей составляется ведомость по форме № В-2 для сводного учета наличия и движения ценностей за месяц в целом по малому предприятию.

Данные об отпуске материалов и товаров в производство и продажу записываются из ведомости по форме № В-2 (или сводной), соответственно в ведомости по формам № В-3 «Ведомость учета затрат на производство» или № В-6 «Ведомость учета реализации».

Обособленно от товарно-материальных ценностей в ведомости отражаются отдельной строкой суммы НДС, уплаченного (причитающегося к уплате) и относимого в дальнейшем на уменьшение платежей в бюджет.

 

Ведомость учета затрат на производство (форма № В-3)

Для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) (счет 20 «Основное производство») и затрат по капитальным вложениям (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»), ведется ведомость по форме № В-3. При этом для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме № В-3.

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг).

Затраты по дебету счета 20 «Основное производство» собираются с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (№№ В-2, В-4, В-5 и др.), и непосредственно из отдельных первичных документов.

В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат (по графе 11) итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции, работ и услуг. В первом случае делаются записи в графе 11 – сторно по строке «Всего затрат на управление (накладные расходы)» и черным по строкам (объектам) учета затрат произведенной продукции (работ, услуг).

При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) они относятся в дебет счета 90«Продажи» с отражением в графе 16 «Реализовано».

После определения затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляется фактическая их себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг) – на склад (счет 41«Товары»), реализацию (счет 90 «Продажи») и др.

Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство.

Остатки незавершенного производства на начало месяца отражаются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме № В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или учетным данным.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.