Обоснование и использование педагогических теорий и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Обоснование и использование педагогических теорий и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

2022-10-03 25
Обоснование и использование педагогических теорий и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Педагогические теории

 

Л.С. Выготский

-Понятие о зоне актуального развития (в процессе обучения ребёнок может

 Выполнить предложенное ему задание, опираясь уже на имеющиеся знания,

 опыт, навыки).

-Понятие о зоне ближайшего развития (ребёнок самостоятельно не может

 справится с каким-либо заданием, но может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснение, показ,

 наводящий вопрос).

-Теория о компенсаторных возможностях ребёнка, суть, которой заключается

 В создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы

 ребёнка.

П.Я. Гальперин Теория поэтапного формирования умственных действий.

-материальные действия с реальными предметами;

-действия в громкой речи с образами (без предметов);

-действия «во внешней речи» про себя (чётко осознаваемое);

-действия «во внутренней речи» без слов (неосознаваемое)

 

А.Р.Лурия  Теория локализации психических функций.

Выделяет 3 основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих

интегративную деятельность мозга:

-«энергетический блок» или «блок регуляции тонуса и бодрствования»;

-«блок приёма и переработки и хранения информации»;

-«блок программирования, регуляции и контроля».

Локальные поражения коры больших полушарий головного мозга вызывают

Различные варианты 3 основных синдромов:

-Агнозии – расстройство восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического).

-Афазии – нарушение речи (системное расстройство различных форм речевой деятельности).

-Апраксии – нарушение произвольных движений и действий (параличи,

парезы, тремор)

 

 

Технологии, используемые в педагогическом процессе

 

1. Здоровьесберегающая образовательная технология

 (Н.К. Смирнов) - является составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.

 

2. Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик); технология обучения и воспитания с учётом типов НС (Н.М. Зверева, С.П.Гапонова, И.В.Ильичёва) – представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

 

3. Технология индивидуального обучения (Унт Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадрикова) – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетной.

 

4. Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская – предполагает, что педагог должен изучить ребёнка, как личность. Результаты этого обследования фиксируют в индивидуальной карте психического развития и создают условия для проявления познавательной активности ребёнка.

 

5. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

 -игровые;

 -проблемное обучение;

 -интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала.

   

 

 

Коррекционные технологии, используемые

В педагогическом процессе

1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде

 

2. Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:

1. облачение занятия сказочным сюжетом,

2. использование отрывков из сказок, 

3. введение в занятие сказочного героя, 

4. сочинение сказок.

Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

 

3. Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).

 

 

 4. Песочная терапия  

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

 

5. Цветотерапия

Включение в практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Широко используются в своей работе рисунки, т.к. рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть нарушение.

 

6. Музыкотерапия

Часто использую музыкальное сопровождение в ходе занятия целью, которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

 

Перспективный план оборудования и оснащения кабинета

Изготовить новый материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам.

 

 

Учитель дефектолог________________Андреева С.Н..

                                      


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.