Сценарий праздника «Масленица». — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сценарий праздника «Масленица».

2022-10-03 43
Сценарий праздника «Масленица». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольная работа

по дисциплине «Практикум по театральной деятельности и режиссуре культурно-досуговых программ»

на тему: «Типы и функции праздников»

 Выполнил:

 студент группы ПФЗ - 30219                                      Е.В. Бурова                                                                                            

 Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

Проверил:

 канд. пед. наук, доцент                             E.А. Казанцева

Курган, 2022


 

Содержание

Введение                                                                                   

1. Типы праздников                                                                              

2. Функции праздников

Заключение                                                                                        

Список используемой литературы

Приложение

 


 

Введение

    Праздник как важнейшая «первичная форма человеческой культуры» (М.М. Бахтин). Специфика праздника как феномена культуры: в нем в максимальной степени отражаются и универсальные черты, и особенности различных типов цивилизаций, и неповторимая специфика той или иной социокультурной общности.

 Значение праздника как важнейшего элемента любой цивилизационной системы определяется в первую очередь тем, что он представляет собой один из главных механизмов, посредством которых осуществляется действие такого ключевого по своей важности социального интегратора, как система ценностей. В основе формируемой в том или ином культурно-цивилизационном контексте системы ценностных ориентаций и предпочтений лежит избранный определенной социокультурной макрообщностью способ решения фундаментальных проблем – противоречий человеческого существования: между мирской и сакральной сферами бытия, человеком и природой, индивидом и обществом, традиционной и инновационной сторонами культуры. Центральное место занимает проблема соотношения мирской и сакральной сфер человеческой экзистенции.        

 Праздник – совершенно особый период непосредственного интенсивного контакта данных сфер, противоположный в этом смысле будням, когда подобного прямого контакта не наблюдается. Причем это относится ко всякому празднику, в том числе, казалось бы, сугубо светскому или даже семейному, ограниченному интимным кругом близких людей. На эту особенность праздника как феномена культуры обращали внимание многие мыслители и исследователи (Э. Дюркгейм, М. Элиаде и др.).

Именно потому, что он является периодом непосредственного интенсивного контакта мирской и сакральной сфер, всякий праздник, в конечном счете, утверждает принцип соответствия ритмов жизни человека и общества ритмам космоса, обеспечивая такой утверждение совокупностью обрядово-символических действий. Тем самым человек делает основополагающий ценностный выбор – в пользу порядка, смысла, в конечном счете – жизни, творческого начала мироздания и, соответственно, против хаоса, распада, смерти, энтропии. Мысль о том, что «утверждение жизни» является одним из наиболее существенных моментов «праздничного события» (Х.Кокс) подчеркивалась многими видными исследователями, как зарубежными, так и отечественными (М. Элиаде, Х. Кокс, А.И. Мазаев и др.).

В силу того, что праздник утверждает принцип ритма (точнее, соответствия ритмов человека, общества и космоса), его становление как особого феномена культуры неразрывно связано с формированием представления о времени и тем самым с появлением календаря. Как отмечал, в частности, известный польский ученый К. Жигульский, «счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, – календарь – везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов» (К. Жигульский. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. – М., 1985, с. 58).

Таким образом, праздник оказывается «внутренне антиномичен», с одной стороны, он сопричастен миру идеала, утопии, утверждает принцип гармонии; с другой – является важнейшим элементом и стабилизирующим фактором наличествующей системы власти.


 

1.Типы праздников

Праздник - это своеобразная форма духовного самовыражения и самообогащения ребенка.

 Праздники можно классифицировать:

* По игровым методам, которые могут проводиться с детьми всех возрастов;

* По соревновательным методам, которые характерны для детей от 6 лет и старше. Разновидности: участники двух или более команд соревнуются между собой; все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем;

* По методам сюжетного рассказа; это одна из наиболее привлекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сюжетный рассказ ведущего. Все игры и упражнения объединяются единой темой и идеей;

* По методам творческих заданий, направленных на формирование творческой активности, инициативы, самостоятельности принятия решений (использование проблемных ситуаций и задач, заданий-головоломок, вопросов-провокаций, поисковых вопросов, метода групповой дискуссии). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей.

Кроме того, анализ литературы по данной проблеме дал возможность выделить следующие виды праздников:

1) Общественные праздники (День защитника Отечества, День Победы, День России и др.);

2) Профессиональные праздники (День учителя, День металлурга, День медицинского работника и др.);

3) Художественно-творческие праздники (праздник поэзии, музыки);

4) Спортивные праздники;

5) Русские народные и православные праздники (Масленица, Рождество, Пасха и др.);

6) Праздники, организуемые в связи с временем года (встреча весны, день птиц, праздник урожая и др.).

Праздничные слагаемые:

* Замысел- это определение главной идеи праздника и способа ее художественного выражения;

* Создание постановочного плана праздника;

* Создание сценария.

Сценарий праздника - это развернутый план действий.

1. Приступая к работе над сценарием, необходимо прежде всего иметь представление о том, для кого и с какой целью проводится праздник, о его длительности, сколько человек могут быть им охвачены, каких финансовых расходов потребуется его проведение и др.

2. Следующий этап работы над сценарием праздника- это его композиционное решение, т.е. построение, расположение составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения и действие. Композиционно сценарий может быть построен как монтаж отдельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоятелен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вариант решения- взаимосвязь элементов единым действием, когда переход от одного эпизода к другому обусловлен участием в предыдущем.

3. Кроме общего композиционного решения в сценарии разрабатываются и композиции каждого из входящих в него элементов - конкурсов, игр, концертов, представлений, аттракционов, поздравлений и др.

4. В сценарии праздника должна быть заявка, развитие действия, кульминация, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точкой. Для праздника в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов, фейерверк и др. Следует отметить, что подобные кульминационные точки могут быть и в каждом отдельном компоненте праздника.

5. Сценарий включает в себя тексты ведущих, предпочтительно, чтобы они были стихотворными, так как поэтическая речь всегда организованна, выразительна, эмоциональна.

6. Праздник будет проведен успешно, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется данное мероприятие.

При составлении плана-сценария праздника необходимо соблюдать следующие правила:

* Обеспечить постепенное возрастание физической и психический нагрузки;

* Предусмотреть чередование игр, соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным каналом и заданий, направленных на снятие напряжения;

* Чередовать массовые и индивидуальные игры и задания;

* Предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

* Использовать знакомые и вызывающие у детей положительное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с добавлением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Таким образом, проведение праздника требует большой предварительной работы: постановки цели и задач праздника, эмоционального настроя, четкого распределения поручений, оформление зала, сцены, где будет проходить праздник, музыкального оформления, изготовления костюмов, приглашения гостей, составления программы праздника и др.

Праздник всегда выполнял и будет выполнять важные общественные функции, будет иметь глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, а так же членом коллектива. Календарь праздников меняется так же, как и меняется история, неизменными остаются традиционные праздники, интерес к которым в настоящее время значительно увеличился. Знание основания культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной. Праздник является специфичной формой коллективного объединения, где выражается общее настроение и сопереживание участников.

Он создается динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им другой способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка. Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники - это день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь.

В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации. Праздник в данном случае может иметь развлекательные, развивающие, обучающие функции. Праздник раскрывает важные возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике должно присутствовать разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Из этого можно сделать вывод, что праздник является синтезом практически всех видов искусств.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет (фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др.).

Можно выделить следующие виды праздников:

- церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы);

- профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

- гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения);

- спортивные праздники;

- праздники для детей.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Положительное влияние праздников на личностное развитие детей, их социальную адаптацию в большой мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрально-драматического, танцевального и др.), с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции (мышление, внимание, память), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умение общения.

Самое главное значение придается яркому, красочному художественному оформлению праздника, что также должно быть отражено в сценарии. Праздник целесообразно проводить в большом помещении - актовом зале, празднично оформленном спортивном зале. Желательно использование на празднике компьютерной презентации, позволяющей не только ярко сопровождать и иллюстрировать праздник, но и широко использовать письменную форму речи, что значительно облегчает коммуникацию участников праздника и гостей.

Отбор состава исполнителей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого, интересов детей, задач их полноценного личностного развития, формирования творческих способностей.

Особую роль выполняют педагоги, ответственные за проведение праздника. В обязанности педагогов входит:

- разработка сценария праздника и распределение выступлений;

- разработка плана подготовки праздника (репетиции);

- организация и проведение репетиций;

- художественное оформление зала, холлов;

- организация и проведение праздничного мероприятия;

- участие в методическом анализе праздничного мероприятия;

- участие в обсуждении результатов праздничного мероприятия с воспитанниками.

Важная роль принадлежит педагогу-организатору. В его обязанность входит:

- разучивание концертных номеров - исполнение танцевальных и гимнастических композиций, песен, игра на музыкальных инструментах в духовом оркестре, выразительное чтение стихотворений;

- постановка музыкально-драматических инсценировок;

- изготовление декораций и костюмов;

- подготовка и размещение в зале необходимого оборудования для проведения репетиций и праздника, проверка качества его работы.

Работа по подготовке праздников включает ряд этапов:

Первый этап - выбор темы праздника, разработка сценария. Тема праздника определяется всей системой работы детского учреждения, уровнем воспитанности и особенностями детского коллектива.

При составлении сценария и организации игровых программ рекомендуется учитывать следующие требования:

- игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;

- в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей-ребят;

- содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должен соответствовать возрасту детей;

- при построении программы важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;

- следует соблюдать строгую регламентацию времени;

- продумывая оформление тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.

Успех мероприятия во многом зависит от подготовки ведущих. Вести программу может один человек-массовик или группа ведущих.

Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел. Оригинальность, неповторимость сценария - это первый залог успеха и заинтересованности участников праздника. Необходима особая точность отбора материала, который используется в сценарии, высокий художественный вкус авторов.

Работа над сценарием имеет последовательные этапы, начинается она с определения темы и идеи.

Тема - это общий характер события. Тема бывает очень широка для восприятия и сложна, необходимо выделить более узкую тему. Очень важно, чтобы педагог-организатор мероприятия с самого начала четко представлял, о чем они собираются вести речь. При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна детям, что нового и полезного они смогут узнать. Определяется тема в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей. Определение темы, ее осмысление помогает сформулировать идею.

Идея - основная мысль. Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Необходимо уяснить, какие мысли нужно внушить детям.

Тема и идея праздника - это не одно и то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом начале его, а идея - это вывод, к которому должны прийти участники праздника.

Любое мероприятие с детьми должно быть рассчитано на конкретный возраст, аудиторию. Поэтому необходимо знать возрастные, социальные, образовательные особенности будущей аудитории, учитывать интересы и цели участников.

Выбор формы, а затем и жанра мероприятия, в первую очередь, соотносится с его идейно-тематическим замыслом и целью.

Форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории (устный журнал, встречи со сказочными героями, обрядовое мероприятие, игра-путешествие, спортивное мероприятие).

Другой неотъемлемой частью является поиск интересного сюжета.

Основные элементы сценария насыщаются в ходе разработки сюжета действенным содержанием. Как цементирующее средство, сюжет сводит все компоненты в единое целое. Будучи организованным в связанную систему материал легче воспринимается и запоминается. Сюжет, а значит и весь праздник становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие.

После определения сюжета начинается подбор и обработка материала. Каждый сценарий должен иметь четкое композиционное построение. Любое мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей. Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку действия, само действие, его кульминацию, развязку и финал.

Экспозиция может и не быть непосредственно связана с сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна. Обязательным элементом каждого мероприятия является завязка. Ее задача пустить действие в ход, вводить детей в курс дела. Завязка мероприятия - важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-либо персонажа), свето- и звуковые эффекты.

Основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. В основной части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, раскрывающая характер героев, возникающие отношения, происходит развитие событий. В какой-то момент действие достигает кульминация, в которой заостряется идея всего действа, поставленной проблемы. Кульминация в праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку. Финал поэтому должен превращаться в коллективное действие, окончательно завершающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может быть коллективное исполнение песни, коллективная игра. Завершающая часть массового мероприятия - эпилог.

Второй этап - организация подготовки к празднику. В подготовительный период планируются и выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала.

В процессе подготовки к празднику предусматриваются разные виды деятельности учеников - массовые, групповые, индивидуальные. В основном, подготовка к празднику осуществляется на внеурочных занятиях, проводимых педагогом.

Ход подготовки к празднику обсуждается ответственными за его проведение. Особое значение имеют репетиции. Третий этап - проведение праздника. Успешность проведения праздника зависит от хорошей и четкой его организации, уровня готовности к выступлениям учеников и педагогов. Четвертый этап - анализ и обсуждение праздника в педагогическом коллективе, обсуждение праздника в детском коллективе.

После проведения мероприятия, педагоги дополнительного образования, подводя итог, выясняют: удалось ли достичь поставленных целей и задач, все ли воспитательные возможности праздника использованы, как участвовали в подготовке праздника педагоги, как справились со своими задачами дети на празднике. Учитывается оформление зала, соответствовал ли использованный материал возрастным особенностям детей, как использовались технические средства. Эти и многие другие вопросы должны стать предметом обсуждения на методическом объединении педагогов.

После проведения праздника необходимо также предоставить детям возможность высказаться, поделится впечатлениями, передать свои чувства.

Таким образом, подготовка и проведение праздника для детей является долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, педагогов, руководителя и конечно же детей.


 

2. Функции праздников

Праздник как одна из древнейших форм человеческой культуры не раз становился предметом изучения, однако вокруг этого феномена до сих пор не сформировалось целостной теоретической базы. Являясь одним из наиболее устойчивых компонентов культурного пространства, праздник в то же время чрезвычайно восприимчив к происходящим в обществе изменениям. С течением времени меняется общество, меняются ценностные установки, формы означивания ценностей и их репрезентация.

 Сущность праздника как феномена культуры по-разному раскрывается различными исследователями, и в ходе его изучения было выработано немало дефиниций. В Толковом словаре В. И. Даля объяснение празднику дается на основе понятия «праздность», и в то же время – это день, установленный в память какого-то события. Я. П. Белоусов тоже определяет понятие «праздник», беря за основу древнеславянское «праздь» – отдых, безделье, лень. Упоминаются и греческие корни слова «праздник», обозначающие торжественное собрание, общее восхваление, прославление, и латинское festum – красивое, приятное, веселое зрелище; освящение.

М. М. Бахтин считает праздник «первичной формой человеческой культуры». Разграничивают также понятия «праздник» и «празднество». Празднество – пиршество или торжество, празднование чего-либо пирами, обрядами; почет событию или воспоминания о нем.

С одной стороны, празднество рассматривается как нечто внешнее по отношению к празднику, как форма его выражения, его обрядовая сторона, а с другой, ряд исследователей пишет о празднестве как о чем-то, имеющем священный характер. Так, например, Й. Хейзинга в связи с этим отмечает: «Слово “празднество” говорит уже само за себя: празднуется священный акт, т. е., иными словами, он попадает в рамки праздника. Народ, торжественно собирающийся к своим святыням, собирается для совместного выражения радости. Освящение, жертвоприношение, священные танцы, сакральные состязания, представления, таинства и мистерии – все они охватываются рамками празднества».

Таким образом, для Й. Хейзинги праздник – более широкое понятие, нежели празднество. Празднество наделено большей торжественностью, сакральностью, мистичностью.

К. Жигульский приводит в своей работе следующее определение из «Словаря гуманитарных наук»: «Праздник – это момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения. Праздник создается вокруг особого мифического сюжета и организует если не беспорядок, то по меньшей мере нарушение порядка, чтобы получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность применяемая в этом случае символика и вызванный ею миф».

 Сам К. Жигульский полагает, что это определение не вполне правомерно, поскольку, с его точки зрения, подобными понятиями (миф, игра, развлечение) пытаются объяснить все явления культуры, «что явно приводит к схематичному, упрощенному и малоубедительному их изображению. Ибо в действительности праздник всегда организуется вокруг определенной ценности, добра, лишь выраженных с помощью символа, а иногда – с помощью игры или мифа, но, тем не менее, с ними не тождественного».

 По К. Жигульскому праздник – это один из социальных институтов, «который охраняет, пропагандирует и обновляет ценности культуры, вокруг которых общество организует свою сознательную жизнь».

Таким образом, польский исследователь отделяет миф и игру от праздника, считая последний вполне самостоятельной структурой, использующей миф только в качестве вспомогательного элемента. Однако нельзя с этим полностью согласиться, поскольку мифологическое начало является неотъемлемой составляющей праздника, о чем подробнее пойдет речь далее. Й. Бьерре говорит о том, что праздник – не только сознание, но и действие, которое начинается с мифологических представлений.

Это характерно для всех этапов развития культуры, не только для первобытной ее стадии. На современном этапе человеческое общество также во многом строит свою жизнь на мифах, постоянно их создавая, мифологизируя свое прошлое и оформляя в соответствии с этим настоящее и будущее. Научные работы, в той или иной мере посвященные генезису праздника, не дают точного указания на период его появления. Генезис праздника непосредственно связан с рядом изменений в жизненном укладе: переходом к оседлому образу жизни, сменой типа хозяйствования и появлением социального расслоения (в частности – с выделением группы шаманов). Кроме того, бытование праздника должно быть тесно связано с формированием представлений о времени и пространстве, о сакральном и профаном.

Можно предположить, что в первобытную эпоху гармонизирующая и компенсаторная функции праздника являлись основными. Данная линия разрабатывается и современными исследователями. Так, например, И. В. Гужова, анализируя проблему генезиса праздника, отмечает, что «праздник возникает и существует в культуре как форма эмоционально-символического выражения и моделирования человеком (обществом) своего эстетического отношения к опыту обретения гармонии с миром». С точки зрения А. Ф. Еремеева, необходимо внесение корректив в укоренившееся мнение, что древнейшему человеку не свойственно отправление праздников в нашем понимании. В частности, он указывает на то, что состояние веселья и радости, испытываемое на современном празднике, было характерно и естественно для многих первобытных племен.

Исследуя природу первобытного праздника, А. Ф. Еремеев приходит к выводу, что «праздник является не формальным выполнением какой-то навязанной извне роли, а внутренним необходимым душевным порывом и реализацией присущего ему настроения». Одним из важнейших аспектов изучения бытования праздника является рассмотрение его пространственно-временных характеристик. Как пишет Л. Н. Коган, «у творений культуры есть только настоящее время. Если же они не живут в настоящем, не влияют на развитие личности, не передают современникам социальный опыт прошлого, не обеспечивают их духовного общения, то они перестают выполнять функции культуры, перестают быть культурой».

К празднику как к неотъемлемой составляющей культуры это применимо в значительной степени, поскольку праздник всегда является актуальной стороной человеческой жизни. Если же ценности и традиции, лежащие в основе того или иного праздника, теряют свою значимость в обществе, праздник забывается.

Так происходит со многими праздниками, которые были сформированы вокруг исторических событий. Здесь можно провести параллель с так называемой актуальной культурой: пока живы носители исторической значимости событий, живет и праздник. Довольно четко это прослеживается на примерах с празднованием годовщин победы в войне. Например, никто сейчас не празднует победу в сражении при Полтаве или в Северной войне. Во-первых, нет в живых участников этих побед, аследовательно, нет возможности передать «живые» воспоминания о прошлом. Во-вторых, утеряна актуальность самих событий, или же, по-другому, не возникло необходимости реактуализации значимости данных баталий. Как известно, в последние годы в России предпринимается целый ряд попыток актуализации истории, прошлого страны (высказываются прямо противоположные оценки того, насколько успешны эти попытки). Согласно Л. Н. Когану, «если ценность культуры оказывается невостребованной в настоящем времени, о ней нельзя говорить, как о функции культуры: она автоматически исключается из культурной коммуникации. Включенная в систему культуры ценность продолжает оставаться в настоящем времени». Примером подобного закрепления в культуре могут служить новогодние торжества или религиозные праздники.

Таким образом, праздник выступает не столько антагонистом обыденности, сколько способом упорядочения времени. Праздничный календарь, в свою очередь, образует сеть символических «узлов», скрепляющих общество.

Существует немало праздников, которые функционируют в очень замкнутом специфическом пространстве. Например, церковные таинства или домашние праздники. Очевидно, пространство праздника также определяется празднующей группой и смыслом самого праздника. Итак, мы рассмотрели ряд дефиниций праздника как феномена культуры. В дальнейшем нам придется обращаться не только к феномену праздника, но и к более широкому понятию «праздничная культура», под которой мы будем понимать совокупность обрядов, традиций, атрибутов и символов, сложившихся вокруг системы праздников, укоренившихся в обществе и отражающих историко-культурную ситуацию в конкретный период.


 

Заключение

В настоящее время, когда особенно остро стоит проблема национального самосознания каждого народа, первостепенное значение приобретает возрождение народной культуры.

Устроители всевозможных представлений и торжеств, всё чаще обращаются к народным истокам, более того, существуют современные варианты старинных праздников. И такой факт отраден, ибо всякая популяризация культуры ведёт к её распространению. Однако порой выхваченные из живой ткани и искусственно вживлённые в современное представление элементы народного праздника кажутся чужеродными, не обретают второго дыхания, ибо лишённые связи с обрядом, в который входят, они теряют смысловую нагрузку и значение.

Для того, чтобы процесс возрождения народных традиций стал реальностью, нужно представить людям то, что было ими утеряно, нужно вернуть им прежний праздник, отреставрировать его и отобрать всё самое лучшее, чтобы, снова возникнув в жизни людей, он стал их потребностью, как в давние времена, и чтобы в будущем он мог развиваться и дальше, постепенно и органично наполняясь новым содержанием.

Поэтому в своей работе я постаралась максимально приблизиться к народному празднику, попытался передать его прелесть, проникнуть в таинство обрядового действа.

 

 


 

Список используемой литературы

1. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // Собрание сочинений. Связь времен, с. 360–465.

2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.:Худож. лит., 1990. – 543 с.

3. Гойхман О. Я. Организация и проведение мероприятий: учеб.пособие / О. Я. Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 136 с.

4. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. М., 1985.

5. Мазаев А.И. Праздник как социально – художественное явление. - М., 2008 - С.11.

6. Орлов О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – СПб.:КультИнформПресс, 2001. – 315 с.

7. Юрлова С. В. «Праздник, который всегда…» (или вновь о проблеме сущности праздника) / С. В. Юрлова // Духовный мир современного человека: противоречия, проблемы, поиски и решения: сб. – Челябинск, 2004. – С. 70–75

 

Приложение

Часть 1

Зазыв на Масленицу

С раннего утра по городу разъезжает тройка лошадей, украшенная лентами, бубенцами. В повозке устраивают «корабль», украшают её ветками, вениками, лентами и развозят в ней мужика представляющего Масленицу, одетого в шубу, рваные валенки. Вместе с ним в санях сидят ряженные в масках, «медведь» и музыканты. У одного из ряженных в руках деревце, украшенное бубенцами, разноцветными лоскутками. У других, в том числе и у возницы, в руках – мётлы и кнуты.

Масленичная тройка проезжает по городу, приглашая горожан на главную площадь праздновать Масленицу. На площади уже всё готово к приходу гостей. Сооружён помост, где будет разворачиваться главное действо. Высятся ледяные горки, красуется и сверкает на солнце снежный городок, над которым развевается на ветру бело-голубое знамя Зимы. Кругом развешаны флажки (лоскутки). По центру площади, на возвышении, разложен костёр для сжигания чучела Масленицы. По краям площади установлены шесты с пучками соломы на концах.

Подготовлены и празднично украшены торговые ряды, где должна развернуться ярмарка.

Зазывает зрителей Раешник (раек-панорама-выставка лубочных картинок в сочетании с выразительными комментариями Раешника). Разворачивает свою работу кукольный театр Петрушки и балаганчик, где дают представление самодеятельные артисты. Разносят блины, чай, сладости, игрушки, а также старинный славянский напиток – сбитень, одетые в русские костюмы лоточники.

Часть 2.

Часть 3.

Встреча Весны.

Звучат фанфары. Гремит и сверкает фейерверк.

На площадь выезжает праздничный поезд. На расписных повозках, украшенных увитыми алыми разноцветными лентами, обручами, символизирующими солнце, едет Весна-красна в сопровождении свиты – весенних птиц. В руках у свиты знамя, на котором нарисовано яркое смеющееся солнце.

Весну встречают хлебом-солью красны девицы.

МАСЛЕНИЦА: Весна-красна, на чём пришла? Весна-красна, что ты нам принесла?

ВЕСНА: Здравствуйте, люди добрые! Спасибо за привет да ласку. А пришла я:

На жёрдочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

А принесла я вам

Солнца клочок

И соломинки пучок,

Хлеба краюшечку

И водицы кружечку.

Принесла я вам три угодия:

Первое угодьюшко – животинушка в поле,

Другое угодьюшко – с сошкою в поле,

Третье угодье – пчёлки на полёте.

Да ещё угодьица – миру на здоровьице!

Пока Весна приветствует народ, свита Зимы тем временем крадёт флаг Весны.

ЗИМА (из снежного городка): Эй, вы, рано радуетесь. Не настало ещё время весеннее. Уходи, Весна, проворонила ты своё знамя! Теперь я вовек не уйду! (машет знаменем Весны дразня её.)

ВЕСНА: Люди добрые, неужто Зима правду говорит, и не пришло ещё время моё? А я так к вам спешила!

МАСЛЕНИЦА: Не грусти, Весна! Не дадим тебя в обиду! Раз не хочет Зима добром уходить, так давайте, люди добрые, мы её выгоним из снежного городка и знамя весеннее отберём, а зимнее сожжём!

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6. Ярмарка.

ЗАЗЫВАЛЫ (с главного помоста приглашают всех на ярмарку): А, пожалуйте к нам, люди добрые, на ярмарку. Эх-ва! Для ваших карманов столько понастроено балаганов! Веселись, веселись, у кого деньги завелись!

Снова начинают работать балаганчики, петрушкин кукольный театр, продолжается катание на тройках, катание с гор на санях. В торговых рядах покупателей завлекают зазывалы.

 

Контрольная работа

по дисциплине «Практикум по театральной деятельности и режиссур


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.