Сколько народов проживает на территории Донбасса? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сколько народов проживает на территории Донбасса?

2022-10-03 35
Сколько народов проживает на территории Донбасса? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УГДД  5 класс                          

ТЕМА УРОКА: КАЛЕНДАРНЫЕ ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ ДОНБАССА (записать в тетрадь)!!!!

Цель урока:

 ознакомить учащихся с календарно – обрядовыми праздниками;

 воспитывать чувство национальной гордости, любовь к своим традициям..

 

– Вспомните, какие вы знаете календарно – обрядовые праздники?

– Почему они так называются?

Обряд -совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. (записать определение в тетрадь)

Календарно-обрядовые праздники - ритуально-обрядовые действия, символически выражающие смыслы отдельных календарных событий, смены видов деятельности или образа жизни людей. (записать определение в тетрадь)

Сегодня мы рассмотрим календарные обряды и праздники нашего многонационального региона, Донбасса.

Эпиграфом к  нашему уроку будут  такие строки:

«Здесь живут дружно украинцы, русские, Греки, татары, узбеки, туркмены. И зюзюки-бульбами белорусские. Вместе в забоях от смены до смены. Люди Донбасса особой породы. Не испугать их огнем и трудом. Крепят в забояхдрожащие своды, Дружбу и счастье, донецкий свой дом».

Как вы их понимаете?

В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс всегда занимал особое место. За многовековую историю в Донецкой области сложилась своеобразное единство разных национальностей, которые во все времена жили и живут в мире и согласии. Уникально то, что каждая национальная группа многонационального региона, войдя в единый социально-экономический организм промышленного края, в этническом плане осталась самобытной, сохранила все признаки своих предков. Особенностью национального состава населения Донецкой области на протяжении ХХ века является его полиэтничность.

Интересные факты!

По данным переписей населения второй половины прошлого века на тер-

ритории Донбасса проживали представители следующих этносов: белорусы (44,5 тыс. чел.), татары (19,2 тыс. чел.), армяне(15,7 тыс. чел.), евреи (8,8 тыс. чел.), азербайджанцы (8,1 тыс. чел.), грузины (7,2 тыс. человек), молдаване (7,2 тыс. чел.), болгары (4,8 тыс. чел.), немцы (4,6 тыс. чел.), поляки (4,3 тыс. чел.),цыгане (4,1 тыс. чел.). Малочисленными на Донетчине являются белуджи, эвены, ительмены по одному человеку.

Культурный и интеллектуальный потенциал каждой из этнических групп - значимый и оригинально неповторимый. Это наглядно демонстрирует национальный симбиоз благодатной донецкой земли, где этносы сумели сохранить свои языки и самобытные культуры, объединившись общими духовными корнями. Культура каждого этноса стала тем источником, который питает самобытный донецкий характер с его работоспособностью,свободной, гордой, творческой и одновременно искренней психологией и с его постояннойнастроенностью на любой культурный контекст. Итак, исходя из вышеизложенного, на сегодняшнем уроке рассмотрим более детально те народные обряды и праздники, народы которых занимают по численности первые позиции в статистических показателях, а именно – славянские (русские, украинские) и греческие.

Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца – Коляда-Ярило-Купайла-Световит, привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года: – слабенькоезимнее солнце-младенец Коляда – рождается обновленным утром после Ночи Зимнегосолнцестояния:

– в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило,

– в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купайла,

– в День Осеннего равноденствия обращается встареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим своюсолнечную силу. В книге «Русские традиционные праздники» И.И.Шангин пишет: «При определении сроков и продолжительности времен года русские славяне опирались на действительные природные условия той земли на которой они живут. Зима на Руси по этому считается самым длинным временем года. Её начало приходится на первые числа октября, аконец – на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

Рассмотрим праздники, согласно календарю- подробнее:

Коляда. Главный зимний языческий праздник – Коляда, совместившийся позже соСвятками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать, когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи»/

А.Стрижев «Народный календарь» Масленица – проводы зимы. Масленица – праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. Комоедица, или встреча Весны священной утром Дня весеннего равноденствия (начало

астрономической весны).

Это было наступление Нового года наших древних предков.

После этого праздника начинался новый земледельческий год.

Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывают белые, красные, черные, зеленые. Также дни могут быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными; независимо от эпохи

названия праздников нередко включают приложения, не имеющие ничего общего с христианством, праздники могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими.

Греческие праздники и обряды. Греческое население Донецкой области составляет около 2% или примерно 100 тысяч человек. Они компактно проживают в Старобешевском, Великоновоселковском, Першотравневом, и Володарском районах. Греки Приазовья – 3-я по численности национальность в регионе и самая крупная компактно проживающая группа греческой диаспоры в СНГ. На территории Украины в современном Причерноморье они поселились еще в I-ом тысячелетии до н. эры.

Среди греческих праздников, значительное место занимает «панаир». Так, в Урзуфе, онбыл приурочен к празднику Святого Ильи (2 августа). В Сартане – ко Дню Святого Георгия Победоносца (6 мая). В некоторых селах в настоящее время «Панаир» стал проводиться в честьДня Победы, т.е. 9 Мая. «Панаир» отдаленно напоминает древнегреческие олимпийские игры, потому что они сопровождаются борьбой и другими состязаниями, а также пением и танцами.

Борьба у греков называется «куреш». Со времен своего переселения греки на земли Приазовья в 1779 греки Донецкой области отмечают свой традиционный праздник панаир. Свое название греческий праздник получил от слова «πανάγιος», что можно перевести как «святой», а в греческом языке слово «τоπaνηγύρ» означает «народное гуляние, отмечание чего-то значимого, пиршество и радость». Нынешние греки Приазовья являются прямые потомки античных эллинов, которые на протяжении многих столетий внесли неоценимый вклад в развитие философии, науки и искусства. Каждому знакомы слова «гармония», «музыка»,»гамма» «мелодия», имеющие корни греческого происхождения Выводы к нашему знакомству с календарными праздниками народов Донбасса.Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они

видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время,передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельскойместности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Проверьте себя:

УГДД  5 класс                          

ТЕМА УРОКА: КАЛЕНДАРНЫЕ ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ ДОНБАССА (записать в тетрадь)!!!!

Цель урока:

 ознакомить учащихся с календарно – обрядовыми праздниками;

 воспитывать чувство национальной гордости, любовь к своим традициям..

 

– Вспомните, какие вы знаете календарно – обрядовые праздники?

– Почему они так называются?

Обряд -совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. (записать определение в тетрадь)

Календарно-обрядовые праздники - ритуально-обрядовые действия, символически выражающие смыслы отдельных календарных событий, смены видов деятельности или образа жизни людей. (записать определение в тетрадь)

Сегодня мы рассмотрим календарные обряды и праздники нашего многонационального региона, Донбасса.

Эпиграфом к  нашему уроку будут  такие строки:

«Здесь живут дружно украинцы, русские, Греки, татары, узбеки, туркмены. И зюзюки-бульбами белорусские. Вместе в забоях от смены до смены. Люди Донбасса особой породы. Не испугать их огнем и трудом. Крепят в забояхдрожащие своды, Дружбу и счастье, донецкий свой дом».

Как вы их понимаете?

В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс всегда занимал особое место. За многовековую историю в Донецкой области сложилась своеобразное единство разных национальностей, которые во все времена жили и живут в мире и согласии. Уникально то, что каждая национальная группа многонационального региона, войдя в единый социально-экономический организм промышленного края, в этническом плане осталась самобытной, сохранила все признаки своих предков. Особенностью национального состава населения Донецкой области на протяжении ХХ века является его полиэтничность.

Интересные факты!

По данным переписей населения второй половины прошлого века на тер-

ритории Донбасса проживали представители следующих этносов: белорусы (44,5 тыс. чел.), татары (19,2 тыс. чел.), армяне(15,7 тыс. чел.), евреи (8,8 тыс. чел.), азербайджанцы (8,1 тыс. чел.), грузины (7,2 тыс. человек), молдаване (7,2 тыс. чел.), болгары (4,8 тыс. чел.), немцы (4,6 тыс. чел.), поляки (4,3 тыс. чел.),цыгане (4,1 тыс. чел.). Малочисленными на Донетчине являются белуджи, эвены, ительмены по одному человеку.

Культурный и интеллектуальный потенциал каждой из этнических групп - значимый и оригинально неповторимый. Это наглядно демонстрирует национальный симбиоз благодатной донецкой земли, где этносы сумели сохранить свои языки и самобытные культуры, объединившись общими духовными корнями. Культура каждого этноса стала тем источником, который питает самобытный донецкий характер с его работоспособностью,свободной, гордой, творческой и одновременно искренней психологией и с его постояннойнастроенностью на любой культурный контекст. Итак, исходя из вышеизложенного, на сегодняшнем уроке рассмотрим более детально те народные обряды и праздники, народы которых занимают по численности первые позиции в статистических показателях, а именно – славянские (русские, украинские) и греческие.

Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца – Коляда-Ярило-Купайла-Световит, привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года: – слабенькоезимнее солнце-младенец Коляда – рождается обновленным утром после Ночи Зимнегосолнцестояния:

– в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило,

– в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купайла,

– в День Осеннего равноденствия обращается встареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим своюсолнечную силу. В книге «Русские традиционные праздники» И.И.Шангин пишет: «При определении сроков и продолжительности времен года русские славяне опирались на действительные природные условия той земли на которой они живут. Зима на Руси по этому считается самым длинным временем года. Её начало приходится на первые числа октября, аконец – на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

Рассмотрим праздники, согласно календарю- подробнее:

Коляда. Главный зимний языческий праздник – Коляда, совместившийся позже соСвятками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать, когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи»/

А.Стрижев «Народный календарь» Масленица – проводы зимы. Масленица – праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. Комоедица, или встреча Весны священной утром Дня весеннего равноденствия (начало

астрономической весны).

Это было наступление Нового года наших древних предков.

После этого праздника начинался новый земледельческий год.

Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывают белые, красные, черные, зеленые. Также дни могут быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными; независимо от эпохи

названия праздников нередко включают приложения, не имеющие ничего общего с христианством, праздники могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими.

Греческие праздники и обряды. Греческое население Донецкой области составляет около 2% или примерно 100 тысяч человек. Они компактно проживают в Старобешевском, Великоновоселковском, Першотравневом, и Володарском районах. Греки Приазовья – 3-я по численности национальность в регионе и самая крупная компактно проживающая группа греческой диаспоры в СНГ. На территории Украины в современном Причерноморье они поселились еще в I-ом тысячелетии до н. эры.

Среди греческих праздников, значительное место занимает «панаир». Так, в Урзуфе, онбыл приурочен к празднику Святого Ильи (2 августа). В Сартане – ко Дню Святого Георгия Победоносца (6 мая). В некоторых селах в настоящее время «Панаир» стал проводиться в честьДня Победы, т.е. 9 Мая. «Панаир» отдаленно напоминает древнегреческие олимпийские игры, потому что они сопровождаются борьбой и другими состязаниями, а также пением и танцами.

Борьба у греков называется «куреш». Со времен своего переселения греки на земли Приазовья в 1779 греки Донецкой области отмечают свой традиционный праздник панаир. Свое название греческий праздник получил от слова «πανάγιος», что можно перевести как «святой», а в греческом языке слово «τоπaνηγύρ» означает «народное гуляние, отмечание чего-то значимого, пиршество и радость». Нынешние греки Приазовья являются прямые потомки античных эллинов, которые на протяжении многих столетий внесли неоценимый вклад в развитие философии, науки и искусства. Каждому знакомы слова «гармония», «музыка»,»гамма» «мелодия», имеющие корни греческого происхождения Выводы к нашему знакомству с календарными праздниками народов Донбасса.Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они

видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время,передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельскойместности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Проверьте себя:

Сколько народов проживает на территории Донбасса?


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.