История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2024-04-16 | 379 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Министерство просвещения Российской Федерации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.
«Московский педагогический государственный университет».
(МПГУ)
Институт Истории и политики.
Исторический факультет.
Роль и место зороастризма на Кавказе в период с III по VI вв.
Научный руководитель:
к.и.н Куликова Ю.В
выполнил:
Студент 3 курса Соколов Тимур
Кавказ на протяжении всего хода истории находился на стыке цивилизаций Востока и Запада, выступая в качестве барьера на пути огромных империй: Дария, Александра Македонского, государства Селевкидов, затем эстафету по покорению региона принял Рим, которому был кинут вызов на Востоке, ведь мощная парфянская империя простиралась от Бактрии до Армении и являлась основным противником Рима. Одной из задач парфянских монархов было как завоевание Кавказа, практически всего и впоследствии насаждение своей зороастрийской религии. На период III века еще ни одна монотеистическая религия не успела укрепиться, на Кавказе, хотя и были проповедники. В идеологическом плане Парфия немного опередила Запад, это обусловлено и геостратегическим положением Кавказа, который практически всегда находился в зоне влияния Восточных стран, это и Мидийское царство, и Ахеменидская держава, которые также внесли весомый вклад в развитие религиозной мысли народов Кавказа. Другим аспектом, показывающим прямую связь с Востоком, является Армения, культура которой практически полностью была сформирована под началами Персидской державы, также стоит отметить, что и пантеон богов в этой стране также есть плод держав Востока. Но не все в регионе однозначно, и ведение дипломатии новой Парфянской династии на Северном Кавказе оканчивалось неудачей, поэтому в регион вводились войска и насаждать религию зороастризм уже через силу. Племена, находившиеся на северной границе Албании не стремились к переходу в зороастризм, они находились на первой стадии религиозного восприятия.
|
Чтобы разобраться в процессе взаимодействия Зороастризма и обычаев народов Кавказа Стоит принимать во внимание легенды и эпосы народов, которые непосредственно связаны с Арменией. Примерно к III веку Армении происходит зарождение феодального строя это дает нам право говорить о взглядах элиты на уже проникшую религию – Зороастризм.
«К началу III в. могущественное Парфянское царство, ослабленное внутренними распрями и кризисом рабовладельческой системы, переживало глу бокий политический и экономический упадок. На его развалинах возникло новое государство, “упорядоченная персидская монархия Сасанидов”, как писал о нём Ф. Энгельс. Во главе государства стоял шаханшах, господствующей религией стал зороастризм»[1].
Доказательством присутствия персов в регионе служит нарративный источник Кааба Заратуштра, в котором описываются все сатрапии, находящиеся во владении шахин шахов. Установлено, что надпись принадлежит Шапуру 1.
...[Я] правитель Эраншахра, и я владею землями [провинций; греческая этна]: Парс [Персис], Пехлав (Парфия), Хузестан (Хузестан), Мешан (то есть Майшан, Месена), Асорестан (Месопотамия), Нод-Ардахшираган (то есть Адиабена) , Арбаистан, Адурбадаган [т.е. Атропатена, ’twrp'tkn], Армения [Армин, ’lmny], Иберия [Вирузан /Вручан, wlwc'n, т.е. К'арт'ли], Сеган [или Машелония, т.е. Мингрелия], Арран ['ld'nm, т.е. Кавказская Албания], Баласаган, вплоть до Кавказские горы [Кафкоф] и Ворота Албании/аланов,
Надпись так же позволяет нам определить то, что регион находился под контролем Шапура с 3 века. Важным станет и выяснение того обстоятельства, насколько народы Кавказской Албании были подвержены влиянию Зороастризма. Для начала нужно понять, каким образом идеология просачивалась в элиты Албании. Можно предположить, что она не имела достаточно сильной армии и пошла на попятную, став по сути марионеткой в руках мощной восточной империи. Этнически племена Албании не исповедывали Зороастризм, … Население страны было очень пестрым, но преимущественно к более сильному противнику они были благосклонны, не
|
Крупные города Кавказской Албании были наполнены атрибутами в частности …. Кабала, Дербент, Дагестанские ученые советской эпохи усматривали культ коня, как символ плодородия, так жа как и солнце. «Связь конь – солнце подчеркивается многовитковыми спиралями, представляющими солнечные символы. И, очевидно, подобно Митре, конь представлял собой инкарнацию солнечного божества албанцев». [2]Вместе с тем, существует утверждение религиозных представлений, которые характеризуют наличие межкультурных контактов. Нельзя не принять во внимание и зооморфные пряжки, которые в период поздней античности и при переходе к средневековью получили большое распространение среди народностей Дагестана. Наличие пряжек позволит нам с большей точностью, чем описания источников, составить взвешенное представление о интересующем нас периоде и понять, насколько сильно укоренился солярный культ. Монография Даудова обьясняет многие культы местного характера, которые могли быть дополнены огнепоклонством, вышедшим вместе с парфянской экспансией. Даудов объясняет, что «изображения коней на территории Кавказа в целом сопровождаются солярными знаками». [3] Монография также отсылает нас к авестийскому сюжету Тиштар Яшты, где в стихе 20 описывается сюжет, как Тиштрия в образе коня «златоуздого» , а навстречу ему шествует засуха и черный конь – это дэв Апаоша, где Тиштар его побеждает, затем следует часть стиха, в котором возносятся молитвы к плодородию и урожайного сезона. Эти примеры хорошо ложатся на фольклор местных народов Дагестана, где конь выступает символом успешного хозяйства. «Культ коня был распространен на всей территории Кавказа и имел связь с солнцем»[4]
Описание армянским историком Месропом Маштоцем внутренней политики Шапура дает нам сделать вывод о том, что нахарары, выделившиеся, как социальная основа государственного строя в период зачатков феодализма в Армении, дает нам основание полагать, что именно они были склонны к принятию этой веры. Другим фактом, который говорит об усилении персидского влияния в регионе это пехлевийские имена. Примечательным фактом является идеологическое богатство Востока, проявляющееся в обновлении религиозных культов: так на момент III века, Митраизм становится одним из важных религиозных представлений, который оказывает влияние даже на Рим. Статья Ю. В. Куликовой посвящена религиозной политике Аврелиана, в ходе которой он сам в ходе реформы, переработав Митраизм под римское представление сам стал отождествлять себя с Солнцем.[5]
|
Источники подтверждают, что не только на юге Кавказа существовали сообщества Зороастрийцев, но и в достаточно отдаленных районах. Царь Албании Иезигерд 2 проводит политику по укоренению зороастризма в государстве и за его пределами, очевидно понимая, что держится на престоле благодаря мощной идеологической основе и оставаясь верным своим принципам он устраивал гонения на христианских миссионеров.
Лезгины или леги в источниках Страбона также переняли зороастризм, религия была закреплена у народа достаточно продолжительное время, подтверждением её наличия может выступать фольклор лезгин… В Яште присутствует символ Луны, и он так же почитаем. Луна у лезгин же является отождествлением Селены. «В долине Сулака в Дагестане сохранилось топонимическое название, связанное с названием лунного божества. У аварцев в свою очередь имелся культ разжигания костров в ночь весеннего равноденствия и связан был со встречей нового года».[6]
Но самое сильное влияние Зороастрийская религия оказала на Армению. Это было обусловлено тем, что Армения была одной из самых главных сатрапий, а в последствии марзапанств Персидской державы, которая стремилась держать Кавказ в ежовых рукавицах. Но кавказская политика иранских шахов шла отнюдь не гладко, все же северокавказские племена выступали против, организовывая восстания. Зороастризм насаждался особенно при Хосрове Ануширване. Этот правитель также как и Йезигерд отличался суровостью,
|
Монография Джеймса Рассела посвящена изучению Зороастризма в Армении.
«Армяне и сирийцы тесно ассоциировали воду и огонь, но считали огонь сестрой, а воду - братом. Святой Месроп Масток нападал на "языческих" армян за то, что они обожествляли огонь и воду вместе; он утверждал, что ни один из них не бессмертен, потому что вода утекает, а огонь умирает, когда заканчивается его топливо».[7]
Невольно выдал он свои тайные замыслы и отдал громогласное повеление, говоря: «Все народы и языки, которые находятся под моей властью, да оставят законы своих лжеучений, и все до последнего придут к поклонению солнцу, принося ему жертвы, и именуя его богом, и творя служение огню[29]. И сверх всего этого, пусть выполняют законы учения могов, ни в чем не делая упущений».[8]
«лакцы во главе со своим царем Шергиром участвовали в войнах сасанидских шахов еще в V в. н. э. Это говорит о том, что политические контакты лакцев (леков) с Ираном в то время были постоянными. Поэтому лексическое заимствование [46] из персидского (фарсидского) языка в лакский происходило многие века».[9]
Рамазан Маршаев, Бута Бутаев. История лакцев (archive.org)
Одним из самых значимых историков по Закавказскому региону можно считать Егише с его повествованием о сменяющих друг друга событиях, в которых транслируется подчинение Армении Персии и наличие перс. Войска Отличительной особенностью изложения Егише является его фундаментальное христианское мировоззрение, которое на период 5 века вступило в соперничество с Зороастризмом. Примечательно и то, что он охватывает не только достаточно крупный период, но в нем ему свойственно обращать внимание на такие детали, как обитание иранских племен в районе города Чора, в последствии Дербента. Упоминаемые им племена, которые находились в районе Чора имеют иранское происхождение. «Если в стране ромеев вследствие крайней глупости, по невежеству впали в заблуждение и лишены нашей совершенной веры, то они сами себе причиняют вред. Но почему за их блужданием и вы теряете разум?! Каких законов держится ваш государь, те и вы примите, тем более что отчет перед богом [Ормиздом] мы имеем дать и за вас»! Армения остается глубоко иранизированной страной, в которой культ восточной религии преобладает более всего в Кавказском регионе. Нельзя говорить о том, что зороастризм укрепился во всех частях Кавказа. Интересно взглянуть на историю автохтонных кавказских народов, которые проживали на территории северной границы Албании: У аварцев сохранился обряд разжигания костров в ночь весен него равноденствия (встреча нового года). У многих народов края широко рас
пространено выражение “клянусь огнём”[10] что свидетельствует нам о сменившим язычество культ огня. Даргинцы также были в области влияния персидской культуры это проявлялось в период, начиная с конца 3 века, когда Сасаниды протянули руку в Албанию. Если сравнивать область Дагестана, то в нем в меньшей степени, чем в южных границах Армении был распространен Зороастризм. Подтверждение тому есть в монографии Магомедова «Дагестан Исторические этюды»
|
«Дербент (Чор) являлся религиозным центром Албании (там жил албанский экзарх или патриарх). Как известно, религиозные центры возникают только в политических центрах. Если бы Дербент не был пограничным городом, этого не могло произойти».[11] Имеет место быть точка зрения, что в сильно отдаленные от центров Албании такими как Ван, Аварайр, Хосров Ануширван все таки проник с войском в казалось бы отдаленный Дербент, встречая небольшие сопротивления местных племен, в последствии начал даже строительство стен для защиты границ предположительно он аланов, которое продолжалось строиться не одно десятилетие.
Важным фактором наличия Зороастризма может выступать и расположение на гербе Армении посередине двух соколов солнца, известно, что и северокавказские народы использовали солярный символ, достаточно прибегнуть к обычаю алан, они символизируют пирог, как светило.
Примечательно и то, что на рубеже 1 века до. н.э у Армян уже сложился свой пантеон богов, который имел восточные начала, тянувшиеся из пехлевийского языка. Во главе пантеона стояла богиня плодородия Анаит, что в переводе с пехлеви означает непорочная. Её родственница богиня Нунэ также
История Армении и отчасти всего Кавказа представляется нам прежде всего через христианизированное представление первых армянских историков, которые зачастую хотели отразить последовательно сменяющие друг друга события, называя своих врагов зороастрийцев – магами и колдунами, то же определение зороастрийцам дает и Тацит, когда описывает посольство Тиридата в Рим.
В отношении народностей северного Кавказа показательной частью исследования должны выступать петроглифы, которые покажут нам взаимосвязь религий монотеизма и язычества. Народные представления о духах и демонах также могут являться принесенной Персидской религией, которая в свою очередь включала наличия дэвов. Возможно, что результатом огнепоклонства в том виде, в котором оно находит отражение именно в данной локации служит и синкретизм язычества и монотеизма. Почему уместно говорить о связи с местными традициями? У легов, рутульцев, кумыков сохранялся вместе с тем культ Луны, связанный с плодородием. Колоссальным влиянием на Кавказскую Албанию может служить факт наличия письменных источников, говорящих о продолжении зороастрийских культов даже на уровне законодательства. Гаджиев в монографии «Государство и право Кавказской Албании» придерживается мнения о том, что, действительно, иранская религия отражается в эпиграфических данных. « Примечательно и то, что именно зороастрийский символ «лунной повозки» представлен на печати Асвагена, а на гемме католикоса центральное изображение христианского символа (креста) сопровождается по бокам изображением зороастрийских символов: Луны и звезды».[12] «Харадзе пишет, что термин тукхум иранского происхождения»[13]. Это предположение доказывается из похожего слова, которое содержится в Авесте. На сопоставление источников права Сасанидского Ирана можно предположить, что Албанский закон имеет преемственность.
Говоря о взаимоотношении миров традиционных представлений автохтонных кавказских народов, нужно понимать, что, находясь на периферии государств Элинистического Запада и Сасанидского Востока, местные народы оказались под влиянием Персии, и путем синкретизма установилось господство Зороастризма, в отдаленных районах Кавказа религия установилась только на зачаточном уровне. В центральной Армении распространение шло более широкими темпами. Доказательством служит и Аварайрское сражение, наступившее в пик преобладания христианства и проблемы удержания зороастризма в Армении.
Армяновед Нина Гарсоян выдвигает теорию о том, что армянские цари получали свою легитимность связывая себя с зороастрийским божеством, имя которому Ваагн и его сподвижника Митры. Христианский период не отменил жреческие культы огнепоклонников, хотя на месте зороастрийских капищ и расположились впоследствии церкви. «На протяжении всего периода Марзапаната, даже после предоставления религиозной автономии Армении в 485 году, Армянская церковь признавала сасанидскую светскую юрисдикцию даже в церковных вопросах». [14] Вместе с тем степень проникновения зороастризма в регион можно наблюдать через правила наследования престола царями и в их отношении к религии. «Я, поклоняющийся Мазде, владыка Нарсе,] царь [царей] Ирана и не-Ирана, происходящий [от богов, сын поклоняющегося Мазде] владыки Шапура, царя [царей] Ирана и не-Ирана, [внук происходящего от богов владыки Ардашира,]»[15] Следующим не менее важным примером влияния зороастризма является факт правления армянского царя Нерсе, в правление которого знать и значительные районы государства были иранизированы, вместе с тем укреплена власть Сасанидской державы путем Нисибинского договора с Римом.
Заключение
Зороастризм проник в регион, но прочно закрепиться на всем пространстве он не смог, вероятно по нескольким причинам: одной из них можно считать труднодоступность для распространения на Северных границах Кавказской Албании, к примеру у осетин уже сложился свой эпос и вместе с тем более менее структурированная религиозная система, хотя, можно предположить, что существующий осетинский обряд, выпекания трех пирогов, один из которых выступает символом Солнца, есть преемственность зороастризма. Если говорить про народы андо-цезской языковой группы, то там усматривается тенденция на фоне сложившихся родоплеменных отношений проникает более усложненная форма религии. Все же в указанный период есть тенденция укрупнения зороастрийской общины, многие культы в современном Азербайджане ведут начало именно с тех времен. Примером может служить праздник Новруз, олицетворяющий начало года, распространенный в Азербайджане. Зороастризм получил распространение больше в Армении, нежели у народов Северного Кавказа: это обусловлено тем, что именно Армения находилась ближе к торговым пунктам, расположение многих политических центров, уже сформировавшихся в то время также послужило основой для закрепления там религии. Северный Кавказ тоже ощутил влияние иранской религии, город Дербент был одним из опорных пунктов Сасанидской державы и служил защитой от воинственных племен.
1. Елише. Слово о войне армянской. Восточная литература (29 июля 2010). — Перевод с древнеармянского академика И. А. Орбели, подготовка к изданию, предисловие и примечания К. Н. Юзбашяна. Ереван, изд-во АН Арм. ССР, 1971 ЕЛИШЭ (vehi.net)
Историография
2. Гаджиев М. Г., Давудов О. М , Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. / Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: ДНЦ РАН, 19% .— 450с.
3. Гаджиев Г.А. Г 13 Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. - М.: .Наука, 1991. - 182 с. Стр 85
4. Гаджиев М.С «Государство и право Кавказской Албании»
5. Рамазан Маршаев, Бута Бутаев. История лакцев (archive.org)
История Дагестана 1..pdf (vk.com)
6. Магомедов Расул Магомедович Дагестан. Исторические этюды Махачкала, Дагкнигоиздат, 1971. 268 с.
7. Ю.В. Куликова Место культа Митры в религиозной реформе императора Аврелиана
[1] Гаджиев М. Г., Давудов О. М , Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. / Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: ДНЦ РАН, 19% .— 450с. Стр.163 file:///C:/Users/Владимир/Downloads/Гаджиев_Давудов_Шихсаидов_1996._История_Дагестана_с_др-ших_вре_FvjKot6.pdf
[2] М. С. Гаджиев. Между Европой и Азией: Из истории торговых связей Дагестана в Албано-сарматский период. - Махачкала, Ь997. - 154 стр72
[3] О.М. Давудов, М.М. Маммаев. Художественный металл Западного Дагестана VIII-X вв. (зооморфные пряжки) // Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. - Махачкала, 2011 Стр.77
[4] Там же стр. 78
[5] Ю.В. Куликова Место культа Митры в религиозной реформе императора Аврелиана стр.62
[6]
[7] Zoroastrianism zn Armenia by James R. Russell Harvard Iranian Series Volume Five Richard N. Frye Editor стр. 485
[8] Елише
[9] http://www.a-u-l.narod.ru/Butaev-B_Marshaev-M_Istoria_lakcev.html
[10] Там же стр. 145 Гаджиев_Давудов_Шихсаидов_1996._История_Дагестана_с_др-ших_вре_FvjKot6.pdf стр 145
[11] Магомедов_Р.М._Дагестан._исторические_этюды._Махачкала_1971_dZ0O6j6.pdf (instituteofhistory.ru) стр. 9
[12] Гаджиев М.С «Государство и право Кавказской Албании»
[13]
[14] ARMENO-IRANIAN RELATIONS (pre-Islamic) – Encyclopaedia Iranica (turbopages.org)
[15]
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!