Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-05-23 | 1928 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Для расчета объемного водоизмещения судна по теоретическому чертежу необходимо определить площадь погруженных частей теоретических шпангоутовwi; (42-1) или площади ватерлинии (38-1) и (40-1), а затем по правилу трапеции или смешанным способом (см. ниже) просуммировать эти площади по длине судна или осадке, вводя в качестве множителей DL и DT. Эта операция сводится к двукратному интегрированию определенных интегралов.
Рис. 10-1. Вычисление объемного водоизмещения и координат ц. в.
Если за элемент объема принять объем между двумя бесконечно близкими ватерлиниями (рис. 10, а-1), то для вычисления объемного водоизмещения V и статических моментов применяют следующие формулы:
(46-1)(47.1) (48-1)
где S — площадь ватерлинии;
Хс и Zc— координаты ц. в.;
Xf — абсцисса ц. т. площади ватерлинии.
Принимая за элемент объема объем между двумя бесконечно близкими шпангоутами (см. рис. 10, 6-1), те же величины вычисляют по следующим формулам:
(49-1)(50-1)(51-1)
гдеw— погруженная площадь шпангоута, абсцисса которого х;
с — статический момент погруженной площади относительно
основной плоскости.
Объемное водоизмещение с учетом обшивки и выступающих частей может быть учтено с помощью коэффициента k
Vk = kV; (52-1)
k = 1,005—1,02 в зависимости от типа судна.
Расчетные формулы следующие.
По правилу трапеции:
по площадям ватерлиний
(53-1)
по площадям шпангоутов
(54-1)
Si- подсчитывают по формуле (38-1),wi— по формуле (44-1).
Вычисление водоизмещении и координат ц. в. последовательно для всех ватерлиний приведено в табл. 8-1.
Вычисление координат ц. в.
По правилу трапеций (57-1)
где k — число ватерлиний.
(58-1)
где п — число шпангоутов.
6-1. КРИВЫЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАВУЧЕСТИ
|
И НАЧАЛЬНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ. ГРУЗОВАЯ ШКАЛА.
МАСШТАБ БОНЖАНА
Расчет элементов плавучести для различных осадок судна представляется графически в виде кривых, которые разделяются на основные кривые и кривые элементов теоретического чертежа (см. приложение 1).
К основным кривым плавучести относятся:
1) кривая водоизмещения V = f(z), определяющая значение объемного водоизмещения в м3 в зависимости от осадки судна;
2) кривая абсциссы ц. в. Хс= f(.z);
3) кривая ординаты ц. в. Z с = f(z), дающая зависимость координат ц. в. от осадки.
К кривым элементов теоретического чертежа относятся:
1) строевая по ватерлинии S= f(z), определяющая зависимость площади ватерлиний S от осадки. Свойства этой кривой следующие:
а) площадь кривой по заданную осадку Т (с учетом масштаба) равна объемному водоизмещению судна V, а ордината ц. Т. этой площади является ординатой ц. в. Zc этого объема;
б) коэффициент полноты площади строевой (по заданную осадку) равен коэффициенту вертикальной полноты судна y
2) грузовой размер (или кривая водоизмещения) V = f(z) — график, определяющий зависимость объемного V и весового D == yV водоизмещения от осадки судна. Грузовой размер — интегральная кривая по отношению к строевой по ватерлинии;
3) кривая абсцисс ц. т. площади ватерлиний Xf == f(z) определяет; зависимость абсциссы Xf от осадки судна;
4) Ix = f(z), I у =f(z) — кривые главных центральных моментов >, инерции площади ватерлинии в зависимости от осадки судна Кроме указанных кривых, для расчетов используют:
а) строевую по шпангоутам w= f(x), ординаты которой предоставляют собой площади погруженных частей шпангоутов при 'заданной осадке в зависимости от положения шпангоута по длине судна.
Площадь, ограниченная строевой по шпангоутам по заданную осадку с учетом масштаба, равна объемному водоизмещению судна V, а ордината ц. т. этой площади является ц. в. Zc этого объема. Коэффициент полноты этой площади равен коэффициенту продольной полноты судна (р;
б) кривые метацентрических радиусов и кривые изменения коэффициентов полноты a, b b d в зависимости от осадки для возможности суждения не только о плавучести, но и о начальной остойчивости судна.
|
Все кривые строят в предположении, что судно сидит прямо и на ровный киль.
Для построения грузовой шкалы служит грузовой размер (или кривая водоизмещения), с которого снимают основные деления осадок и соответствующее им значение водоизмещения.
Интервалы между этими отметками делятся на мелкие отрезки.
Грузовая шкала представляет собой номограмму, на вертикальных шкалах которой откладываются: весовое водоизмещение, дедвейт, осадка, высота надводного борта, грузоподъемность, число тонн на один сантиметр.
Зная значение одной из этих величин для определенного состояния нагрузки, можно отметить ее на шкале и по горизонтали прочесть значение всех остальных величин (рис. 11-1).
При дифференте осадка судна по длине изменяется. В таких случаях (при наличии дифферента и отсутствии крена) для вычисления объема подводной части судна и координат ц. и. пользуются масштабом Бонжана (см. приложение 2).
Масштаб Бонжана представляет собой совокупность интегральных кривых погруженных площадей шпангоутов.
Ординаты кривых выражаются следующим образом:
(61-1)
Эти кривые являются интегральными кривых у =f(z), которые определяют обводы шпангоутов.
Рис. 11-1. Грузовая шкала
Интегральные кривые на масштабе Бонжана могут быть постро ны как для равноотстоящих, так и для Чебышевских шпангоуто)
При построении масштаба Бонжана принимаются три масштабa;
по длине, высоте и масштаб погруженных площадей шпангоутов
Для вычисления по масштабу Бонжана водоизмещения V абсциссы ц. в. Хс для судна, плавающего с дифферентом, но без крена, откладывают на носовом и кормовом перпендикулярах фактические осадки. Соединяя эти точки прямой, получают положение действующей ватерлинии. Пересечение ватерлиний со шпангоутами (с перпендикулярами) определяет погружение шпангоута, а ординаты интегральных кривых w, проведенные из этих точек, определяют площади погруженных частей шпангоутов.
Вычисление выполняют по правилу трапеции
(62-1)
(63-1)
7-1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ОСАДКИ СУДНА ПРИ ПРИЕМЕ ИЛИ РАСХОДОВАНИИ ГРУЗОВ И ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ПЛОТНОСТИ ВОДЫ
Грузовой шкалой пользуются при определении больших изменений осадки. Для определения малых изменений осадки строят кривую числа тонн q, изменяющих осадку на 1 см, q = f(T).
|
Если малый груз р не превышает ~10% от водоизмещения, то изменение осадки
(66-1)
причем плюс означает прием, минус — расходование груза;
S — площадь грузовой ватерлинии. Число тонн на сантиметр осадки
(67-1)
Тогда изменение средней осадки определится по формуле
(68-1)
При приеме или расходовании большого груза изменение осадки определяется по грузовому размеру. Чтобы при приеме или снятии груза судно не получило ни крена, ни дифферента, ц. т. груза должен находиться на одной вертикали с ц. в. погрузившегося (или вышедшего) объема.
Координаты ц. в. Хv, Уv определяются по формулам:
(69-1) (70-1)
где V — первоначальный подводный объем судна;
Vi — новый подводный объем судна;
Хс и X1t — соответственно абсциссы ц. в. объемов V и V i, значение которых определяется по кривым плавучести
Если судно, плавая в воде с плостностью yi и имея объемное водоизмещение Vi, переходит в воду плотностью уг и при этом его нагрузка не изменяется, можно записать.;
(71-1)
Так как изменение осадки невелико и можно предполагать, что обводы ватерлиний не. изменились, то
(72-1)
Подставляя выражение (72-1) в формулу (71-1) найдем
(73-1)
Относительное изменение осадки
(74-1)
где c=d/a коэффициент вертикальной полноты судна.
Если g1 >g 2, осадка увеличится; если g1 < g 2, осадка уменьшится.
При изменении солености воды, кроме осадки, изменяется также дифферент судна. Этого не будет, если ц. т. площади ГВЛ находится на одной вертикали с ц. в. судна. Практически при расчетах изменением дифферента можно пренебречь.
Глава II
ОСТОЙЧИВОСТЬ ПРИ МАЛЫХ УГЛАХ НАКЛОНЕНИЯ § 1-11. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Остойчивостью называется способность судна плавать в устойчивом положении равновесия (прямом или наклонном) и возвращаться в свое первоначальное положение после прекращения действия на него внешних сил.
Различают начальную остойчивость, т. е. остойчивость при малых углах наклонения (не превосходящих 10—12°) от положения равновесия, при которых кромка палубы еще не входит в воду, а скула не оголяется, и конечную остойчивость, т. е. остойчивость при больших углах наклонения.
|
При рассмотрении остойчивости изучают наклонения судна относительно осей Ох и Оу, расположенных в плоскости действующей ватерлинии и проходящих через ц. т. площади ватерлинии.
Остойчивость судна при крене носит название поперечной, а при дифференте — продольной.
Продольная остойчивость всегда считается начальной, так как углы дифферента весьма малы. 40
Возвращение судна в первоначальное положение происходит под действием восстанавливающего момента пары сил — силы веса судна D и силы поддержания g V.
Рассматривается как статическое, так и динамическое действие этого момента.
При исследовании остойчивости принято рассматривать равно-объемные наклонения, т. е. такие, при которых изменяется форма погруженного объема, но его величина остается постоянной.
Ватерлинии, соответствующие равнообъемным наклонениям, называются равнообъемным и ватерлиниями.
Траекторией ц. в. называется кривая, которую описывает ц.в. при равнообъемных наклонениях судна в одной плоскости.
Кривой ц. в. называется проекция траектории С на плоскость наклонения, которая обладает следующими свойствами:
а) касательная к ней в любой точке параллельна соответствующей этой точке действующей ватерлинии, т. е. ватерлинии' при данном угле крена;
б) линии сил поддержания нормальны к кривой ц, в.;
в) кривая С замкнутая и во всех точках выпуклая. При малых наклонениях ц.в., перемещаясь по траектории С, получает приращение ординат:
1) при поперечном наклонении вокруг оси Ох на угол крена dq
(1-11)
2) при продольном наклонении вокруг оси fy на угол дифферента
(2-11)
где Ix и I y — моменты инерции площади ватерлинии относительно центральных осей Ох и fy.
Метацентром называется центр кривизны кривой С. Метацентрическим радиусом называется радиус кривизны кривой С.
Поперечный метацентрический радиус для заданной ватерлинии и заданной плоскости наклонения вычисляют по формуле
(3-11)
гдеIе — момент инерции ватерлинии относительно центральной оси, перпендикулярной к плоскости наклонения;
V — объемное водоизмещение, отсекаемое этой ватерлинией. Метацентры (малый и большой) т и М и метацентрические радиусы г и R в зависимости от наклонения судна вокруг осей Ох и fy называются соответственно п о-перечными и продольными.
Поперечный метацентрический радиус
(4-11)
продольный метацентрический радиус
(5-11)
где Ix и I yf — моменты инерции площади ватерлинии в отношении осей x. у, проходящие через ц. т. площади ватерлинии;
V — объемное водоизмещение, отсекаемое ватерлинией.
Рис. 1-11. К определению начальной поперечной метадентрической высоты
|
продольный метацентрический радиус
Центральный момент инерции I yf определяется по формуле
( (6-11)
Метацентрической высотой называется возвышение метацентра над ц. т. судна.
Начальная поперечная метацентрическая высота h (рис. 1-11) вычисляется по формулам:
(7-11)
Начальная продольная метацентрическая высота Н в м:
(8-11)
где а = Zg-Zc — возвышение ц. т. над ц. в. при прямом положении судна;
Zm и Zм — ординаты поперечного и продольного метацентров.
2-11. МЕТАЦЕНТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ ОСТОЙЧИВОСТИ
Момент пары сил — силы веса судна D и силы поддержания g V — называется восстанавливающим моментом Мв, который при равнообъемных наклонениях стремится вернуть судно в исходное положение.
Зависимость восстанавливающего момента от угла наклонения выражается метацентрическими формулами начальной остойчивости.
При поперечных наклонениях (крен)
(9-11)
при продольных наклонениях (дифферент)
(10-11)
Ввиду малости углов наклонения формулы (9-11) и (10-11) могут быть представлены в виде:
(11-11 (12-11) Руководствуясь формулами (7-11) и (8-11), можно записать
(13-11) (14-11)
В формулах (11-11) —(14-II) q и y выражены в радианах. В качестве характеристики начальной остойчивости применяются коэффициенты поперечной k и продольной К. остойчивости
(15-11)
Метацентрические формулы остойчивости используют для определения малых углов крена или дифферента судна.
Исходя из условия, что в новом положении равновесии кренящие или дифферентующие моменты равны восстанавливающему моменту, получим
(16-11) (17-11)
Произведение метацентрической высоты h на синус угла наклонения q представляет собой плечо восстанавливающего момента, или плечо остойчивости,
(18-11)
Руководствуясь формулами (7-11) и (8-11), запишем
(19-11)
Первые члены правой части равенства называются плечами остойчивости формы, а вторые — плечами остойчивости веса.
(20-11)
Плечи остойчивости веса изменяются при перемещении груза по высоте, а плечи-остойчивости формы от этого не зависят.
Из метацентрических формул начальной остойчивости выведен ряд формул:
момент, кренящий судно на 1°,
(21-11)
угол крена
(22-11)
дифферент
(23-11) (24-11) (25-11)
момент, дифферентующий судно на 1 см,
(26-11)
ПРИБЛИЖЕННЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТДЦЕНТРИЧЕСКИХ ВЫСОТ
При проектировании судна (в первой стадии) и для предварительных вычислений можно пользоваться следующими приближенными формулами для вычислений начальных метацентрических радиусов.
Начальный поперечный метацентрический радиус г для судов с прямоугольными образованиями
(27-11)
Исходя из формулы Эйлера, можно получить следующие соотношения:
(28-11)
формула Нормана
(29-11)
формула проф. А. П. Фан-дер-Флита
(30-11)
формула проф. В. Г. Власова
(31-11)
формула акад. В. Л. Поздюнина г
(32-II)
Начальный продольный метацентрический радиус R для судов с прямоугольными образованиями
Формула Эйлера
(33-11)
34-11)
.формула проф. А. П. Фан-дер-Флита
(35-11)
формула Нормана
(36-11)
формула проф. В. Г. Власова
(37-11)
Для определения значения начальной поперечной h и продольной Н метацентрических высот, кроме составляющих, вычисляемых по приведенным формулам для z^, r или /?, необходимо знать абсциссу ц. т. судна Zg. При отсутствии точных данных о судне следует пользоваться данными весьма близкого однотипного судна (прототипа).
Для ориентировочных расчетов можно руководствоваться зависимостью:
(38-11) где Н — высота борта в м.
Приближенные значения коэффициента kg приведены в табл.
l-II fll].
Табл'ица l-II
4-11. ИЗМЕНЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ И ПОСАДКИ СУДНА ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ НА НЕМ МАЛОГО ГРУЗА
При переносе на судне груза р из точки A(X1;Y1, Zi) в точку В (X2,Y2,Z2) остойчивость судна изменяется.
При переносе груза по вертикали изменяется значение начальных (поперечной и продольной) метацентр ических высот:
(39-11) (40-11)
При переносе груза поперек и вдоль судна образуются крен и дифферент, углы которых вычисляют по приводимым ниже формулам.
(41-11)
Если судно имело начальный крен9о, то при вертикальном переносе груза
(42-11)
Угол дифферента
(43-11), (44-11).
гдеD—дифферент в м.
Осадку носом и кормой после переноса груза определяют по» формулам:
; (45-11) (46-11)
где l — расстояние переноса груза вдоль судна.
Изменения осадок носа и кормы при переносе груза вдоль судна могут быть представлены также и следующей форме
в: (47-11) (48-11)
где то — момент, дифферентующий судно на 1 см, по формуле.(26-11)
5-11. ИЗМЕНЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ и ПОСАДКИ СУДНА ПРИ ПРИЕМЕ И СНЯТИИ МАЛОГО ГРУЗА
При приеме и снятии с судна малого, груза р, координаты ц. т. которого Xгр; Yгр; Zrp, изменение средней осадки определяют по формуле
(49-11)
где q — число тонн на 1 см осадки в т/'см.
Новые метацентрические высоты будут равны:
(50-11) (51-11)
где zГ—ордината ц. т. груза.
Из формулы (51-11) следует, что
(52-11)
т. е. коэффициент продольной остойчивости К. при приеме или снятии малого груза почти не изменяется.
Углы крена и дифферента после приема или снятия груза определяют по формулам:
угол крена
(53-11)
угол дифферента и дифферент
(54-11) (55-11)
где mо — момент, дифферентующий судно на 1 см (26-11) (для 'судна с принятым грузом).
Осадку носом и кормой после приема или снятия груза определяют по формулам:
(56-11)(57-11)
Знак плюс означает прием груза; знак минус снятие груза.
Плоскость, отстоящая от основной на расстоянии
(58-11)
называется нейтральной, или предельной.
При приеме или снятии с судна груза, ц. т. которого находится в нейтральной плоскости, начальная метацентр ическая высота не изменяется. Если груз принимается ниже этой плоскости, то метацентрическая высота увеличивается.
Метацентрическая высота уменьшится в случае приема груза выше нейтральной плоскости или снятия его ниже этой плоскости. Для большинства плоскодонных речных судов начальная метацен-трическая высота больше осадки Ту и нейтральная плоскость находится ниже днища судна. Нейтральная плоскость при расчете продольной остойчивости всегда находится ниже днища судна.
Формулы (49-11) и (57-11) приближенные и ими можно пользоваться при малых углах наклонений.
Изменение посадки и остойчивости судна при приеме или снятии большого груза.
При приеме или снятии с судна груза, значительно превышающего 10—12% его водоизмещения, для определения посадки и изменения остойчивости пользуются кривыми плавучести и начальной остойчивости, построенными в предположении, что судно сидит прямо и на ровный киль.
Методика расчета. Задан вес принятого или снятого груза р;
координаты его ц. Xгр Yгр Zгр
Водоизмещение судна после приема или расходования груза определяют по формулам:
По кривой объемного водоизмещения V = f(z) определяют осадку судна Т1 для V1.
Затем по осадке T1 снимают с кривых г = f(z) и R = /(z) значения поперечного и продольного мета центрических радиусов r1,R1.
По кривой Zc = f(z) определяют значение ординаты ц. в. Zc1.
Вычисляют новую ординату ц. т. судна
(59-11)
Затем вычисляют поперечную hi и продольную Hi метацентрические высоты по формулам (7-11) и (8-II):
Углы крена и дифферента определяют по формулам:
(60-11) (60-12)
Окончательные осадки судна будут:
(62-11) (63-11)
где Xf — абсцисса ц. т. новой ватерлинии (после приема или расходования груза), снимается с кривых плавучести и начальной остойчивости
11. ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ГРУЗОВ НА ОСТОЙЧИВОСТЬ И ПОСАДКУ СУДНА
Наличие на судне подвижных грузов влияет на начальную поперечную метацентрическую высоту h, которая вычислена в предположении, что при крене судна подвижные грузы не перемещаются.
Подвешенные грузы. Если на судне находится подвешенный груз р, поправка к начальным метацентрическим высотам вычисляется по формуле
(64-11)
где l — расстояние от ц. т. груза до точки подвеса
(65-11)
При подъеме или опускании подвешенного груза остойчивость судна остается неизменной, так как с изменением l изменяется h. При приеме на судно подвешенного груза
(66-11)
где Zпод — координата точки подвеса груза.
Жидкие грузы.
Наличие на судне жидких грузов со свободной поверхностью изменяет метацентрические высоты следующим образом:
(67-11)
(68-11)
Если объемный вес жидкого груза равен объемному весу забортной воды, то
(69-11)
(70-11)
В приведенных формулах:
h и H — метацентрические высоты, вычисленные в предположении, что грузы твердые, а не жидкие;
gж — объемный вес жидкого груза в т/м3;
V — объемное водоизмещение судна в м3;
g — объемный вес забортной воды в т/м3;
ix,iy — моменты инерции площади свободной поверхности жидкости относительно своих осей наклонения; Ix и Iy— моменты инерции площади ГВЛ относительно осей х и у;
а = Zg •— Zc — расстояние между ц. т. и ц. в.
Если площадь свободной поверхности жидкости представляет собой прямоугольник (рис. 2-11), то соответственно моменты инерции вычисляют по формулам:
(71-11)
Если площади свободных поверхностей жидкости различного типа, то их моменты инерции в отношении оси х согласно табл. 2-11.определяют по формуле
(72-11)
При приеме жидкого груза р, имеющего свободную поверхность, мета центрические высоты определяют по формулам
(73-11)
Рис. 2-11. К вычислению моментов иньрции площади свободной поверхности жидкости
Первый поправочный член зависит от веса принятого груза, а второй — от наличия свободной поверхности.
Если разделить на равном расстоянии прямоугольную цистерну для жидкого груза несколькими п продольными переборками, то влияние свободной поверхности на поперечную остойчивость уменьшится по абсолютной величине в (п + I)2 раз.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!