Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-05-20 | 493 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ
(XVIII – XX вв.)
Программа спецкурса
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета
_________________ Д.В. Бугров
_________________ 2006 г.
Программа спецкурса «Архивисты, власть и общество: проблемы взаимоотношений (XVIII – XX вв.)» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки дипломированного специалиста по специальности «Историк-архивист» 020800, по циклу «Дисциплины специальности» государственного образовательного профессионального стандарта.
Семестр -6
Общая трудоемкость дисциплины – 16часов, в том числе:
Лекций – 16 часов
Контрольные мероприятия:
промежуточное тестирование – 2 часа;
контрольные работы и проверка рефератов – 6 часов.
Автор-разработчик:
Цеменкова Светлана Ивановна, ассистент кафедры архивоведения и истории государственного управления, Уральский государственный университет им. А.М. Горького.
Рекомендовано к печати протоколом заседания
кафедры архивоведения и истории государственного управления
от __________ № __________
(С) Уральский государственный университет
(С) Цеменкова С.И., 2006
I. Организационно-методический раздел
Курс состоит из шести разделов: появление профессии архивиста в XVIII веке:
выдающиеся архивисты эпохи эмпирического архивоведения; развитие профессии архивиста в XIX – начале XX вв.: архивные деятели эпохи традиционного архивоведения; архивисты, власть и общество в 1917 – 1920-е гг.: изменения во взаимоотношениях; идеологические функции профессии архивиста в тоталитарном обществе. создание нового типа советского архивиста (1930-е – 1950-е гг.); деятельность советских архивистов в 1960-х –1980-х гг.; и российские архивисты в конце ХХ – начале XXI вв. Проблемы и перспективы развития профессии.
|
Основная цель курса – показать социальную, научную, политическую, культурную значимость профессии архивиста в различные исторические эпохи.
Задачи курса – ознакомить студентов с историей появления профессии, с деятельностью наиболее выдающихся архивистов нашей страны, сформировать у студентов понимание значимости профессии для государства и общества.
Место спецкурса в системе высшего профессионального образования
Спецкурс «Архивисты, власть и общество: проблемы взаимоотношений (XVIII – XX вв.)» – дисциплина, предназначенная для дополнительной подготовки студентов, обучающихся по специальности 020800 «Историко-архивоведение».
Требования к уровню освоения содержания курса.
Студенты, прослушавшие спецкурс должны знать (понимать):
· значимость профессии архивист для государства и общества;
· время появления должности архивариуса в нашей стране;
· основные этапы развития профессии архивиста;
· историю архивного образования в России;
· отношение к архивистам и архивам со стороны власти и общества в различные исторические эпохи и понимать, чем обусловлено было такое отношение;
· особенности профессии, этику профессии архивиста, ее специфику;
· о деятельности выдающихся российских архивистов.
Методическая новизна курса
Данный спецкурс представляет собой авторское видение истории появления и развития профессии архивист.
II. Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ
Основные термины и определение спецкурса, его периодизация и взаимосвязь с другими историческими дисциплинами. Современное понимание общего и особенного в профессии архивист.
Развитие архивного дела до XVIII в.: архивы и хранители архивных документов в Древней Руси, в период феодальной раздробленности. Традиции хранения архивных документов в Русском централизованном государстве. Первые специалисты в архивном деле: И. М. Висковатый. Опыт, накопленный в архивной сфере к концу XVII в.
|
Тема 1. ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ АРХИВИСТА В XVIII веке.
Тема 2. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИИ АРХИВИСТА В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Тема 6. РОССИЙСКИЕ АРХИВИСТЫ в конце ХХ – начале XXI вв.
IV. Форма итогового контроля
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (6 семестр)
V. Учебно-методическое обеспечение курса
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Источники
Борьба за кадры архивных работников // Архивное дело. 1938. № 3 (47).
Из дневника архивиста И.С. Беляева // Отечественные архивы. 1995. № 4.
Калачев Н.В.. Положение о Главной архивной комиссии: Проект. М., [б.г.].
Об архивно-археологической деятельности Д.Я. Самоквасова; И.Я. Стелленго, В.К. Клейна / Подгот. Л.И. Шохин // Археографический ежегодник за 2000 год. М., 2001.
Самоквасов Д.Я. Архивное дело в России. Кн. 1: Современное русское нестроение. 1852 – 1902. М., 1902.
Самоквасов Д.Я. Проект архивной реформы и современное состояние окончательных архивов в России. М., 1902.
Самоквасов Д.Я. Централизация государственных архивов. Архивное дело на Западе. М., 1900.
Союз российских архивных деятелей: (Материалы по организации Союза). М., [б.г.].
Центральный комитет по управлению архивами: Журналы заседаний под председательством Д.Б. Рязанова: (апрель 1918 г.). М., [б.г.].5 л.
Международный этический кодекс архивистов (перевод В.П. Тарасова) // Вестник архивиста. 1996. № 5 (35).
«… Все препятствия и трудности в учебе преодолены». Письма студентов архивных курсов и Историко-архивного института в ЦВУ Карельской АССР. 1929 – 1935 гг. Публикацию подготовила И.Г. Петухова // Отечественные архивы. 2004. № 5.
«В исполкомах … сидят люди, не признающие архивов…». Деятельность архивистов по спасению документов. 1919 – 1922 гг. Публикацию подготовила Е.В. Шимонек // Отечественные архивы. 2004. № 5.
«Истинная свобода, где же она?» Письма историка-архивиста И.С. Беляева графу С.Д. Шереметеву о революционных событиях в Москве в 1905 г. Публикацию подготовил Шохин Л.И. // Отечественные архивы. 2005. № 6.
«Наш набор 1945 г. был первым послевоенным…» Воспоминания профессора Батаевой Т.В. об Историко-архивном институте // Отечественные архивы. 2005. № 1.
«Нужно выдержать и возродить архив…» Из воспоминаний начальника ГАОРСС Ленинграда Е.Н. Сусловой. Публикацию подготовил Георгиевская Л.С. // Отечественные архивы. 2005. № 4.
|
Литература
Основная
10 марта – день архивов // Отечественные архивы. 2004. № 2.
Автократов В.Н. Из истории советского архивоведения конца 20-х годов («Теория археографии» Н.Ф. Бельчикова) // Советские архивы. 1982. № 2.
Агеев С.А. Социально-психологические аспекты профессии архивиста в свете концепции А.С. Лаппо-Данилевского // Вестник архивиста. 1996. № 4 (34).
Андреев В.П. Мировой разум и архивоведение // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Безбородов А.Б. Грозит ли кризис историко-архивному образованию? // Отечественные архивы. 1997. № 5.
Безбородов А.Б. К Историко-архивному институту современного типа // Вестник архивиста. 1997. № 3 (39).
Безбородов А.Б. Новые специализации в Историко-архивном институте РГГУ // Вестник архивиста. 1993. № 2 (14).
Безбородов А.Б., Хорхордина Т.И. Историко-архивный институт: прошлое и настоящее // Вестник архивиста. 2001. № 3 (63).
Болтинов С. О подготовке кадров высшей квалификации для архивов и архивных органов // Архивное дело. 1940. № 4 (56).
Буганова В.И., Медушевский А.Н. С.О. Шмидт – археограф, источниковед, архивовед // Отечественные архивы. 1995. № 5.
Волкова Н.Б. Вопросы этики в работе архивистов Российского государственного архива литературы и искусства // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Вялова Л.М. Архивному делу нужны специалисты // Отечественные архивы. 1997. № 6.
Горькавая Г.П. «Клятва Гиппократа» для архивистов // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Горяева Т.М. Этические стороны архивной профессии // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Демина Л.И., Савин В.А. «Архивной школе» - 5 лет // Вестник архивиста. 1997. № 3 (39).
Дремина А.С. Из истории архивного образования в СССР (1918 – 1931 гг.) // Труды МГИАИ. 1962. Т.15.
Елпатьевский А.В. Архивист – хранитель старого в новом // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Зверев Р. Кого готовит Историко-архивный институт имени М.Н. Покровского // Архивное дело. 1935. № 1 (34).
Зелов Н.С. Документы личных фондов ГАРФ о работе архивистов в годы Великой Отечественной войны // Вестник архивиста. 2005 г. № 3 (87).
Зелов Н.С. Хранить память об архивистах // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
|
Зелов Н.С., Иноземцева З.П. «Архивисты в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.». Круглый стол (г. Москва) // Вестник архивиста. 2005 г. № 3 (87).
Илизаров Б.С.,; Горяева Т.М.; Батаева Т.В.; Ларин М.В. Подготовка историков-архивистов (К выходу в свет сборника нормативно-методических документов по специальности «Историко-архивоведение») // Отечественные архивы. 2004. № 5.
Иритикова В.С. О совершенствовании документоведческой подготовки историков-архивистов // Вестник архивиста. 1996. № 4 (34).
Историко-архивное образование: перспективы развития («круглый стол» в ИАИ) // Отечественные архивы. 1992. № 5.
Калачов Н.В. Архивы, их государственное значение, состав и устройство // Сборник статей по архивоведению.
Каменский А.Б. Архивное дело в России XVIII в.: Историко-культурный аспект. М., 1991.
Козлов В.П. Архивная реформа: вопросы научного и методического обеспечения // Отечественные архивы. 1994. № 1.
Козлов В.П. Историк и архивист: общее и особенное профессий // Отечественные архивы. 1997. № 6.
Козлов В.П. От архивариуса до руководителя архивной службы страны. В.А. Тюнееву – 70 лет // Отечественные архивы. 2005. № 5.
Крылов В.В. Его страстью был архивизм (о Б.И. Николаевском) // Отечественные архивы. 2002. № 3.
Крылов В.В., Хорхордина Т.И. Михаил Станиславович Вишневский: судьба архивиста // Вестник архивиста. 2002. № 4 – 5, 6.
Лебедев Б.Б. О родословной Дмитрия Яковлевича Самоквасова // Вестник архивиста. 2005. № 1 (85).
Луначарская М.Е. Владимир Николаевич Автократов в годы Великой Отечественной войны // Вестник архивиста. 2005 г. № 3 (87).
Макаров А.Н. Проект архивной реформы бар. Г.А. Розенкампфа (1820 г.) // Исторический архив. Пг., 1919. Кн. 1.
Маленко И. «Как молоды мы были…». (Воспоминания выпускницы МГИАИ, будущего РГГУ, о годах перестройки) // http://left.ru.
Маяковский И.Л. Архив, библиотека и музей // Архивное дело. 1926. № 5 – 6.
Наканорова В.В. Архивисты московского партийного архива в годы Великой Отечественной войны // Вестник архивиста. 2005. № 4(88).
Наумов О.Н. Леонид Михайлович Савелов – архивист // Отечественные архивы. 2005. № 3.
Никулин М.В. Есть ли будущее у архивистов России? // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Новосельская Ю.И. Архивоведение научно-технических документов в подготовке историка-архивиста // Вестник архивиста. 1996. № 2 – 3. (32 – 33).
О разработке программы социальной защиты архивистов в условиях рыночных отношений // Вестник архивиста. 1991. № 5.
Об организации РГГУ // Вестник архивиста. 1991. № 5.
Пчелова Е.В. К вопросу о месте архивиста в системе источниковедения // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Распутин В.В. Тестирование как объективный показатель оценки теоретических знаний архивных работников // Вестник архивиста. 2005. № 2 (86).
Рождественский С.В. Историк – археограф – архивист // Архивное дело. 1923. Вып. 1.
|
Романова В.Ю. Новые документы ГАРФ о В.В. Максакове // Вестник архивиста. 2001. № 4 – 5 (64 – 65).
Савин В.А. Некоторые вопросы подготовки кадров для архивов // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Савин В.А. Проблемы подготовки архивистов (на примере «Архивной школы» ИАИ РГГУ) // Отечественные архивы. 1997. № 5.
Соловьева Г.Н. Всеволод Васильевич Цаплин // Вестник архивиста. 2005 г. № 3 (87).
Сорина Л.М. Русская провинция не знала проблем с кадрами (ИЗ истории уездных архивов Тверской губернии 1919 – 1924 гг.) // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Старое и новое в профессии архивиста // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Старостин Е.В. Не историки для архивов, а архивы для историков // Вопросы истории. 1988. № 2.
Стрекопытов С.П. История государственных учреждений в подготовке архивных кадров // Вестник архивиста. 1996. № 4 (34).
Хиггс Э. Эволюция архивной профессии // Вестник архивиста. 1996. № 4 (34).
Хорхордина Т.И. «Неизвестный» Маяковский. М., 2001.
Хорхордина Т.И. Корни и крона: Штрихи к портрету Историко-архивного института. 1930 – 1991. М., 1997.
Хорхордина Т.И. Российская наука об архивах: История. Теория. Люди. М., 2003.
Цаплин В.В. Конференция историков-архивистов СССР. 1 – 3 июня 1943 г. // Отечественные архивы. 1993. № 5.
Цаплин В.В. Послевоенные руководители советского архивного дела: их влияние на его развитие (впечатления архивиста) // Отечественные архивы. 1995. № 5.
Черешня А.Г. Вклад В.В. Цаплина в отечественное архивоведение // Отечественные архивы. 2004. № 6.
Черноухов А.В. Подготовка историков-архивистов в Уральском университете // Советские архивы. 1975. № 6.
Черноухов А.В. О подготовке кадров архивистов в Уральском государственном университете // Советские архивы. 1082. № 2.
Чирков С.В. Историк-архивист: зарождение профессии // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Чирков С.В. Пресняков и архивная реформа // Археографический ежегодник за 2000 год. М., 2001.
Чубарьян А.О., Лебедева Н.С. Архивы и архивисты в глазах общества и государства // Вестник архивиста. 1999. № 2 – 3.
Шмидт С.О. Исторические корни профессии историка-архивиста: отечественный опыт // Вестник архивиста. 1996. № 4 (34).
Дополнительная
Брук ден Ван Я. От Брюсселя до Пекина: международное сотрудничество архивистов // Вестник архивиста. 1996. № 5 (35).
Волкова Т.С. Архивное образование в США. Тенденции. Опыт Мичиганского университета // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Гедрович Ф.А. Использование нетрадиционных методов обучения в учебном процессе факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ // Вестник архивиста. 1996. № 2 – 3 (32 – 33).
Карапетянц И.В. Бизнес-архивистика как специальное направление архивоведения или кто должен сохранять историю бизнеса? // Вестник архивиста. 1996. № 2 – 3 (32 – 33).
Карапетянц И.В. К вопросу о подготовке специалистов в области архивного дела в Швейцарии // Вестник архивиста. 1996. № 1 (31).
Кобелькова Л.А. О производственном обучении студентов факультета технотронных архивов и документов // Волкова Т.С. Архивное образование в США. Тенденции. Опыт Мичиганского университета // Вестник архивиста. 1999. № 1 (39).
Магидов В.М. Роль профессиональной образовательной программы в развитии факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ // Вестник архивиста. 1996. № 2 – 3 (32 – 33).
Мурашов С.И., Вяликов В.И. 40 лет Московскому государственному историко-архивному институту // Советские архивы. 1970. № 5.
Овчинников Н.В. О подготовке специалистов на факультете государственного делопроизводства МГИАИ // Советские архивы. 1974. № 5.
Простовласова Л.Н., Станиславский А.Л. Кафедре вспомогательных исторических дисциплин МГИАИ – 50 лет // Советские архивы. 1989. № 4.
Пушкарева Н.Г. Архивы и школа: традиции, проблемы и перспективы взаимодействия // Отечественные архивы. 2004. № 6.
Старостин Е.В. Архивология // Реализм исторического мышления: проблемы отечественной истории периода феодализма: Чтения, псов. памяти А.Л. Станиславского: Тез. докл. М., 1991.
Степанский А.Д. К вопросу о системе и структуре архивоведческих дисциплин // Вестник архивиста. 1997. № 6 (42).
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ
(XVIII – XX вв.)
Программа спецкурса
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета
_________________ Д.В. Бугров
_________________ 2006 г.
Программа спецкурса «Архивисты, власть и общество: проблемы взаимоотношений (XVIII – XX вв.)» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки дипломированного специалиста по специальности «Историк-архивист» 020800, по циклу «Дисциплины специальности» государственного образовательного профессионального стандарта.
Семестр -6
Общая трудоемкость дисциплины – 16часов, в том числе:
Лекций – 16 часов
Контрольные мероприятия:
промежуточное тестирование – 2 часа;
контрольные работы и проверка рефератов – 6 часов.
Автор-разработчик:
Цеменкова Светлана Ивановна, ассистент кафедры архивоведения и истории государственного управления, Уральский государственный университет им. А.М. Горького.
Рекомендовано к печати протоколом заседания
кафедры архивоведения и истории государственного управления
от __________ № __________
(С) Уральский государственный университет
(С) Цеменкова С.И., 2006
I. Организационно-методический раздел
Курс состоит из шести разделов: появление профессии архивиста в XVIII веке:
выдающиеся архивисты эпохи эмпирического архивоведения; развитие профессии архивиста в XIX – начале XX вв.: архивные деятели эпохи традиционного архивоведения; архивисты, власть и общество в 1917 – 1920-е гг.: изменения во взаимоотношениях; идеологические функции профессии архивиста в тоталитарном обществе. создание нового типа советского архивиста (1930-е – 1950-е гг.); деятельность советских архивистов в 1960-х –1980-х гг.; и российские архивисты в конце ХХ – начале XXI вв. Проблемы и перспективы развития профессии.
Основная цель курса – показать социальную, научную, политическую, культурную значимость профессии архивиста в различные исторические эпохи.
Задачи курса – ознакомить студентов с историей появления профессии, с деятельностью наиболее выдающихся архивистов нашей страны, сформировать у студентов понимание значимости профессии для государства и общества.
Место спецкурса в системе высшего профессионального образования
Спецкурс «Архивисты, власть и общество: проблемы взаимоотношений (XVIII – XX вв.)» – дисциплина, предназначенная для дополнительной подготовки студентов, обучающихся по специальности 020800 «Историко-архивоведение».
Требования к уровню освоения содержания курса.
Студенты, прослушавшие спецкурс должны знать (понимать):
· значимость профессии архивист для государства и общества;
· время появления должности архивариуса в нашей стране;
· основные этапы развития профессии архивиста;
· историю архивного образования в России;
· отношение к архивистам и архивам со стороны власти и общества в различные исторические эпохи и понимать, чем обусловлено было такое отношение;
· особенности профессии, этику профессии архивиста, ее специфику;
· о деятельности выдающихся российских архивистов.
Методическая новизна курса
Данный спецкурс представляет собой авторское видение истории появления и развития профессии архивист.
II. Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ
Основные термины и определение спецкурса, его периодизация и взаимосвязь с другими историческими дисциплинами. Современное понимание общего и особенного в профессии архивист.
Развитие архивного дела до XVIII в.: архивы и хранители архивных документов в Древней Руси, в период феодальной раздробленности. Традиции хранения архивных документов в Русском централизованном государстве. Первые специалисты в архивном деле: И. М. Висковатый. Опыт, накопленный в архивной сфере к концу XVII в.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!