Протоиерей Валентин Мордасов. Из бесед с прихожанами. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Протоиерей Валентин Мордасов. Из бесед с прихожанами.

2021-06-02 30
Протоиерей Валентин Мордасов. Из бесед с прихожанами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТВЕТЫ НА ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ

«Если желаешь приносить Богу молитву чистую, то испытай прежде ум свой и устрой так, чтобы когда будешь говорить: умилосердись надо мной – и ты был милосерд к умоляющему тебя...»

Протоиерей Валентин Мордасов. Из бесед с прихожанами.

Мудрости и осторожности требует от нас Сам Бог

(архимандрит Агапит).

 

 

Можно ли прикладываться к иконам в причастный день?

После принятия Святых Тайн греха никакого нет прикладываться к иконам, кресту и другим Святыням. Ты в себя принял высшую Святыню и старайся ее оберегать от всего греховного: осуждения, празднословия, злобы, раздражения, чревоугодия и пр.

Что же: пища, деньги и слава – грех?

Не пища зло, а чревоугодие; не деньги, а сребролюбие; не слава, а тщеславие; в сущности зло происходит от злоупотребления, говорит преп. Максим Исповедник.

Почему же не должно есть перед богослужением?

Те, которые идут к богослужению покушавши, – пишет святой Иоанн Кронштадтский, – добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заранее заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Помнить надо, что не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объядением и питием.

Можно ли расплачиваться водкой, «ставить стакан» и т. п.?

Нельзя. Есть и такая народная пословица: «Знай толк – не давай пьяному в долг».

 

Доброе ли дело донорство?

Доброе – когда вы делаете это из любви к ближнему, бесплатно, но если берете за это деньги или имеете еще какие-нибудь корыстные соображения, – это грех.

Что значит умалять на исповеди грехи?

Берегитесь на исповеди говорить: «Враг попутал...», «Слабый...», «Немощный...», «Гневаюсь – потому что раздражают», «В церковь не хожу – потому что ноги болят». Грешно так самооправдываться и умалять свои грехи. Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление.

Только ли в грехах надо каяться?

Нет, надо каяться и в том, что не сделал таких-то добрых дел и что такие-то добрые дела из-за тебя не сделали другие. По слову апостола: «Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть» (Иак. 4, 17). И свт. Иоанн Златоуст учит нас: «Каяться должно, во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее».

Чем отличается любопытство от любознательности?

Любопытство – узнавать новости, чужие грехи, вообще – то, что вас не касается. Любознательность – узнавать полезное, как спастись.

Боюсь ходить в храм, как бы не навели порчу, говорят, там много колдунов бывает?

Эти мысли вкладывает враг рода человеческого – диавол. Храм для верующего – райское место и место очищения от грехов. Без посещения церкви трудно спастись. Да и человек грешит, приписывая колдуну большую силу, нежели Богу. Из Священного Писания мы знаем, что не только колдун, но и бес ничего не может сделать без попущения Божиего.

Как молиться о тех, о ком неизвестно, живы ли они?

Вы не ошибетесь, если будете молиться, как о живых, потому что у Бога все живы.

Родители мои все хнычут, и я едва переношу это. Что мне делать?

Ты, когда был в люльке, день и ночь хныкал. Они тебя тогда брали на руки и ласкали нежно и с любовью. Понравилось бы тебе, если бы они вздумали отправить тебя в какое-нибудь воспитательное учреждение, дабы им отдохнуть? Правда Божия теперь дает тебе возможность вернуть – хотя бы частично – долг родителям поведением, аналогичным тому, которое было когда-то у них по отношению к тебе (старец Паисий Афонский).

Как вести себя при общении или находясь рядом с явно духовноболящими (бесноватыми) людьми?

Сострадать болящим и помолиться внутренне о них.

Может ли свидетелем при венчании быть женщина?

Может, только не тогда, когда она в женской нечистоте.

Как поступать со священными изображениями (например, иконами) в мирских журналах, газетах, марках?

«Надо бережно откладывать священные изображения и оберегать их от попрания», – советует архиепископ Никон Вологодский. Следуя этому совету, благочестивые верующие вырезают из журнала или газеты священные изображения, чтобы они не были поруганы, а тем более не попали бы в уборную.

Зачем вообще нужны подвиги?

Общее назначение подвигов – не жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, самости и уничижения ближних. Если наши благочестивые упражнения не имеют этой цели, то, при благочестивой видимости, они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека.

Накануне причастного дня некоторые гово­рят, что после восьми часов вечера кушать не надо. Существует ли какое-то на этот счет правило?

Те, которые воздерживаются от еды перед причастием с вечера – хорошо делают, но по правилам с 12 часов ночи уже нельзя ничего ни кушать, ни пить.

 

Всем ли можно собороваться?

Собороваться не нужно детям до семи лет и здоровым, потому что соборование установлено для болящих.

Читал в святых книгах, что от вещи страстного человека при ее употреблении можно заразиться страстью. Как это сочетается с тем, что ничего не может быть без Божией воли? Если это так, то при чем здесь вещи? Не суеверие ли это? Если сама по себе вещь не имеет никакого значения, то почему разные колдуны действуют именно через вещи (продукты, воду и пр.)?

Бог спасает и сохраняет не без самого человека, как говорится в пословице: «Береженого и Бог бережет». Колдуны действуют по попущению Божию через вещи, продукты, потому что человек не ограждает себя святыней: Богу не молится и Его не призывает, святыней не пользуется, на исповедь редко ходит и к Причастию и т. д.

После причастия дома вычитывала благодарственные молитвы, вдруг зашла соседка, завязался разговор, и я ей сказала, что только что была в церкви, причащалась, а теперь читаю благодарственные молитвы, и тотчас после ее ухода на душе сделалось неприятно, как бы благодать отошла от меня. Почему это могло случиться?

Это оттого случилось, что надо было свое доброе дело, молитву сохранить втайне, а ты открыла его, и тем уничтожила. Потому как бы отошла благодать, и заступило скорбное, неприятное чув­ство. Враг спасения часто внушает из храма зайти к кому-либо или подсылает человека с пустыми разговорами, чтобы отнять благодать у души после посещения храма и особенно, когда человек причастится.

Часто слышу, что люди жалуются священникам и своим знакомым церковникам на колдунов, что жить спокойно не дают, и просят чем-нибудь помочь. Правильно ли то, что причину своих неприятностей они ищут в колдунах и злых людях? Неужели они имеют такую силу?

Это вражеские внушения. Без воли Божией, – говорит Святое Евангелие, – и волос не упадет. Надо себя винить, что за грехи попущены искушения, во очищение их, а неразумные люди других винят. Можно сказать, страдают, а награды за свои страдания не получат, подобно тому, кто носит воду в дырявую бочку.

Сейчас очень большое количество православной литературы. Какую лучше литературу читать, чтобы избежать ошибок и заблуждений (богословскую, современную, святоотеческую и пр.), или вообще лучше ограничиться только чтением Священного Писания?

Священное Писание написано Святым Духом через пророков и апостолов, и Тот же Святый Дух через святых отцов разъяснил нам, как правильно понимать его. Все еретические веры произошли от неправильного понимания Священного Писания. Только одни святые отцы правильно разъясняют нам Священное Писание.

Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит Литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.

Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.

Что такое «прелесть»?

Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, – вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях – опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею – и это прелесть.

Святые отцы различают два рода духовной прелести в ее крайнем развитии. Первый вид – это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.

Второй род прелести – это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением. Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, т. е. на том самом грехе, коим пал первый ангел. Вот почему сатана так стремится вовлечь в духовную гордость всех рабов Божиих.

Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого, не дай Бог возомнить о себе что либо высокое, что ты, например, отличаешься от других, что на твои подвиги удивляются, что ты влияешь на людей и т. п. Чтобы избежать духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здравое, духовное настроение, а также постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.

Еще старцы говорят: прелесть всегда сопровождается первоначально некоторым сомнением сердца, не сомневаются в ней только те, которыми она решительно возобладала. Никогда прелесть не наставляет на покаяние, не умаляет человека пред самим собою; напротив того, приводит в движение кровь, приносит человеку какое-то безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол собственного «я».

 

Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама, или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание или это неважно?

Изображений, которые вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам...». Сумки с изображением Святых, Спасителя и Матери Божией использовать под продукты и вообще земное не менее грешно. Сейчас много таких греховных сетей. Недоумение вызывают духовные кассеты и пластинки с иконами, календари с иконами, вообще со священными изображениями – как можно молиться на календарь? Встречались даже замки с привеской, на которой было изображение Святой Троицы.

Многие говорят: неважно наружное благочестие – важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?

Оптинский старец Иосиф говорил, что без дерева и листьев и плодов не будет. Святые отцы говорят, что сперва обязательно надо проходить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот впадает в искушения, подобные тому, что случилось с прп. Исаакием Затворником: он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали настоятель и братия не делать этого. И бесы поругались над ним.

Можно ли православному человеку поигрывать от скуки в карты (без азарта)? Можно ли ходить на футбол или посещать другие массовые зрелища?

Свт. Иоанн Златоуст много говорил и писал против зрелищ и даже грозил посещающим их отлучением. Верующему скучать некогда – у него много дел для спасения: молитва, чтение слова Божия, храм Божий, полезный труд, богомыслие. А за проведение времени праздно человек даст ответ Богу.

В чем заключается терпение?

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

На Крещение мне исполнится 22 года, сама я крещена уже десять лет, но что-то меняться во мне начало совсем недавно, буквально год-два. Но, наверное, я еще не совсем христианкой стала, так как мне до сих пор стыдно молиться в церкви, хотя дома я молюсь. И как только начинаю молиться, у меня начинают литься слезы. Что это? Очищение?

Слезы в храме могут быть, действительно, очистительными, но могут быть и напоминанием о том, что душа очень хочет раскаяния, исповеди и причащения, а ложный стыд (боязнь молитвы в храме) препятствует ей в этом.

Откуда много вер в мире?

Враг нашего спасения диавол породил и порождает бесчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы, через которые разлучает навеки людей от Бога, – отвечал святой Иоанн Крон­штадтский.

Можно ли лечить людей? Например, снять сильные головные боли, заживить рану, улучшить зрение, постараться ликвидировать сильный стресс. И все это сделать либо прикосновением, либо словами, либо мыслью. Я много раз пыталась не делать этого, но не могу. Каждый раз, когда я зарекаюсь не делать этого, ко мне приходят люди и просят помочь им, чем могу. Как быть, когда религия против экстрасенсов, всех вместе взятых? А я и Бога люблю, и человека не могу оставить без помощи. Как быть? Отправить человека в церковь замаливать свои грехи? Но ведь многие абсолютно не умеют молиться. Их надо учить. Для этого нужно время и немалое. А как быть, когда промедление опасно для жизни? Пока что я со своей стороны стараюсь возрасти и укрепиться духовно с помощью религиозных книг, опыта работы над собой святых старцев, стараюсь бороться со своими страстями, недостатками, стараюсь очиститься и идти по светлому пути. Очень прошу вас ответить мне на этот вопрос.

Полный ответ на ваш вопрос вы можете найти в следующих книгах: иеромонах Серафим Роуз «Православие и религия будущего» и в книге священника Родиона «Люди и демоны». Я вам должен сказать, что святые тоже исцеляли, но делали они это только по особому повелению Бога. Если вы прочтете житие нашего великого подвижника преподобного Серафима Саровского, то увидите, что истиный Божественный дар прозрения и исцелений он получил за восемь лет до своей смерти; до этого у него было с юных лет монашеское послушание, затем пятнадцать лет затвора, тысяча дней и ночей моления на камне. Он достиг величайшего смирения; Сама Матерь Божия повелела ему служить этими дарами людям. Из истории святости известны случаи, когда монахи или просто послушники впадали в страшное состояние прелести. Не получив настоящей духовности, они тоже пытались лечить, но диавол использовал эти способности для гибели не только их душ, но и душ тех, кто им доверился. Святой Иоанн Златоуст писал, что лучше уме­реть, чем лечиться у таких целителей. Вы даже можете и не заметить, как, вторгаясь своим лечением, можете испортить хрупкий духовный мир этого человека. И вот даже сейчас вы не замечаете, что свою любовь вы ставите выше любви Божией. Когда Богу угодно, любое лекарство помогает. Причина многих наших болезней – это грех. Бог по своей любви зовет каждого человека, и может быть, болезнь – это Его последнее средство разбудить душу, потому что, по словам Святого Евангелия: «Что пользы человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит», – а такое лечение, которое вы проповедуете по своей духовной неопытности, может очень сильно повредить.

 

Почему Иисус излечивал убогих и Его ученики считались святыми, а теперь людей, лечащих от Бога, вы называете слугами дьявола? И если через Сына Божьего идет прилив и от имени Его идет исцеление, то почему вы этих людей так называете?

Сравнивать современных колдунов, экстрасенсов и просто разного рода целителей с Господом нашим Иисусом Христом – величайшая дерзость. Если бы вы знали, сколько людей после лечения у новомодных целителей пострадало, то вы бы были более осторожны в своих вопросах. Недаром телевидение отменило телесеансы Кашпировского. После лечения у таких целителей перестают помогать обычные лекарства.

Почему важно креститься?

Христианин без крестного знамения, что воин без оружия. Враг помыкает им, как хочет. Кто кладет крестное знамение, тот без слова исповедует Господа Иисуса Христа, за нас претерпевшего крестное распятие и смерть и тем нас искупившего. Крестным знамением освящаются все божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, потребной для жизни.

Изменил ли Иисус Христос Закон, данный Богом Моисею? Вообще-то на этот вопрос я нахожу ответ в Библии в Святом Благовествовании от Матфея: гл. 15, ст. 17: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить». Почему же в церквях почитают воскресенье – первый день недели, а не суббо ту – седьмой день, как заповедал нам Бог?

Внимательно читая Евангелие, вы увидите, что очень многие положения Ветхого Завета (Моисеева Закона) вызывали отрицательное постоянное отношение к ним Иисуса Христа. Посмотрите, как Он обличал фарисеев и законников за их внешнее почитание обрядов и законов Моисея. Когда Он говорил, что пришел исполнить Закон, Спаситель тут же пояснял, каким образом нужно исполнять эти законы. «Вы слышали, – говорил Он, – что сказано древним: не прелюбодействуй. Я же говорю вам, что всякий, кто воззрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем», и т. д. Кроме того, из книги Деяний апостолов мы знаем, как апостолу Петру было видение пищи, которую по Моисееву Закону было запрещено принимать, как нечистую. Однако апостолу было сказано: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым» (см. гл. 10 Деяний апостолов). Можно привести еще много мест из Священного Писания, Нового Завета, где сказано, что многие положения Ветхого Завета не обязательны для христиан. Из Церковной истории мы знаем, что уже в I веке христиане собирались для молитвы не в день субботний, а в день недельный, т. е. в день Воскресения Христа из мертвых, потому что это событие стало центральным для всякого верующего во Христа: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – писал апостол Павел к христианам Коринфа (1 Кор. 15, 14). Поэтому суббота и была заменена воскресеньем.

Обязательно ли ходить в церковь по воскресеньям? В заповеди не сказано, что надо обязательно ходить в церковь. Понимаете, у меня муж хоть и крещеный, но против того, чтобы я ходила каждое воскресенье. Время от времени он позволяет мне сходить. Я хотела узнать, должна ли я, несмотря ни на что, все равно ходить в церковь или нет? Мне самой очень хочется быть в церкви почаще.

Заповедь Божия говорит нам, чтобы мы «шесть дней делали дела свои, а седьмой посвятили бы Господу Богу Своему». Если возможно с вашей стороны, то ходить в церковь нужно как можно чаще. Один из отцов Церкви говорил: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Если возникают по поводу хождения в церковь скандалы, нужно их избегать, но, оставаясь вынужденно дома, необходимо постараться найти способы, чтобы быть в этот день как можно ближе к Богу. Побольше помолиться, почитать Священное Писание. Просто поразмышлять о Господе. Неверующего мужа в делах веры не слушайте.

Можно ли увидеть Ангелов?

Святой Исаак Сирин говорил: «Не то велико, что христианин видит ангелов, а велико то, что человек видит свои грехи». Вообще, святые отцы предупреждали о том, что необходимо опасаться всякого рода видений, потому что они вводят человека в заблуждение и «прелесть». Будучи духовно неопытными, многие принимают видения демонов за ангельские видения. Святой апостол Павел предупреждал, что сатана готов иногда принять образ Ангела света для того, чтобы соблазнить верующих.

На Спаса (19.08.92 г.) в 17 часов встретились с сестрой (по христианской вере), говорили. Вдруг я посмотрела на небо (я стояла лицом на юг, а сестра – на север), она тоже по смотрела, но на север, и говорит мне: «Посмотри, что это?» На небе двигалось облако, а рядом – другое, но было оно формы эллипса, потом стало круглое; с левой стороны (передней) я увидела внутри его радугу. К нам подошли еще люди, облако пустило к Земле лучи светлые и скрылось за облако обычное. Что это было и почему?

О явлениях НЛО более подробно вы можете узнать из книг «Православие и религия будущего» иеромонаха Серафима (Роуза) и священника Родиона «Люди и демоны». Кратко скажу, что это бесовские наваждения, которых нужно опасаться. Никогда не входите с «пилотами» в контакт. При встрече с подобными явлениями начинайте сразу читать молитвы, призывая Господа Иисуса Христа, а также псалом девяностый «Живый в помощи Вышняго...» и молитву «Да воскреснет Бог...».

Освятила крестик на цепочке, кулон с Девой Марией и Богомладенцем. Носила на шее вместе месяца два. 13 января с. г. в обед мыла пол в доме и, когда закончила мыть в спальне, кулон упал на пол; цепочка цела, кулон цел. Что это значит?

Не обращайте внимания на подобные явления, потому что при фиксировании внимания на них это может перерасти в суеверия, а если потеряли, то покаяться в потере нужно.

Что значит «смирение»?

Смирение мыслится как добродетель: страх Божий, глубокое познание своего ничтожества, изменение взора на ближних (причем они без всякого принуждения кажутся так смирившемуся превосходнее его во всех отношениях). Ненависть к похвале человеческой; постоянное обвинение и укорение себя, правота и прямота, безпристрастие; желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов; отвержение мудрости земной, как не потребной для неба; презрение всего, что в человеках высоко и мерзость пред Богом; оставление словооправдания, молчание пред обижающим; отложение всех собственных умствований и отвержение собственного разума.

Я еще верю во всякие гадания и предсказания. Есть ли у вас литература, из которой я бы мог узнать, как вызывать разнообразных существ?

Церковь категорически запрещает всякие гадания, вызов духов, гороскопы и прочее, считая это служением сатане, и поэтому такую литературу не только не распространяет, но и не рекомендует ее даже брать в руки верующим.

Для чего при совершении обряда Крещения взрослых людей требуют обязательно, чтобы были крестные отец и мать, в противном случае в Крещении отказывают. Если крестят детей, тогда все понятно, а взрослый человек обычно приходит к Господу сознательно. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете упоминаний о крестных родителях нет.

Во времена гонений на христиан, когда для со­вершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного в общину принимали только, если у него был поручитель, который готовил его ко Крещению. В настоящее время отказывать взрослому в Крещении, если у него нет крестного, – неверно.

Как известно, в Европе широко распространен праздник Святого Валентина (14.02)покровителя любви; в этот день дарят различные подарки   «валентинчики» в виде сердечек. У меня возникает вопрос: можем ли мы, православные христиане, праздновать этот день или это католический праздник?

Это праздник западной церкви. Перенос его на православную почву бессмыслен и даже вреден. Это особенно видно по публикациям в газете «Московский комсомолец» от 14.02.93 г., где этот «праздник» использовали как повод для пропаганды разврата.

Можно ли верить гороскопам?

Ни гороскопам, ни картам, ни каким-либо предсказаниям доверять нельзя. В чине Исповеди при перечислении тяжелых грехов есть и такой вопрос: «Не обращались ли вы к звездочетам»? Наша будущая жизнь зависит не от расположения звезд, а от святости.

Можно ли носить крестик на цепочке?

Можно. Лишь бы прочная была, чтобы его не потерять.

 

По своей неопытности духовной я впитывал в себя все духовное, будь то Православие или какие-нибудь секты; с одной сектой я зашел слишком далеко, но Господь образумил меня вовремя. Их сектантские книги я отдал на исповеди священнику. Но у меня остались еще протестантские книги. Что мне с ними делать? Сжечь?

Неправославную литературу могут иметь богословы, которым она необходима для исследовательской деятельности. Для православных мирян такая литература может быть соблазнительной, так как там много ереси, поэтому сожгите или отдайте священнику. Вообще христианам в их жилищах нельзя иметь ни антирелигиозной, ни еретической литературы, ни безнравственных книг. Вспомним, как описывается в некоем патерике, как Матерь Божия не вошла в келью монаха, который держал у себя еретическую книгу, сказав ему: «Ты держишь у себя врага Моего».

Моя имя – Нелли. Я знаю, есть такая свя тая великомученица Неонилла. Правильно ли я ищу покровительства этой святой? Если да, то, как я должна обратиться к ней, какую молитву читать? У меня и образа ее нет.

Да, действительно, по традиции носящие имя Нелли обращаются к святой мученице Неонилле. К сожалению, специальных молитв нет ко многим святым, но есть общие молитвы мученикам, мученицам, преподобным и т. д. Кроме того, можно обращаться к своей покровительнице и своими словами.

Не могли бы вы истолковать в Псалтири церковные произношения, например, иерей, тропари, икос, ирмос, клирицы?

В современных молитвословах довольно часто помещаются краткие словарики, где вы можете найти перевод непонятных слов. Рекомендую приобрести «Словарь русского языка» Даля. Иерей – священник (греч.), архиерей – старший священник или епископ. Тропарь – краткое песнопение, посвященное празднику или святому. Кондак и икос – также специальные песнопения, только кондак – короче, а икос – длиннее. Кондак – это тема, а икос – развитие темы. Из кондаков и икосов составлены акафисты – более обширные церковные песнопения, посвященные праздникам, иконам и т. д. Ирмос – греческое название песен канона (буквальный перевод – связываю, соединяю). Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, поэтому-то ирмос полагается в начале всякой песни канона. Клирицы (церковнослав.), клирики (от слова клир) – служители церкви.

В календарях (православных) кроме церковных праздников, юбилейных и памятных дат и др. приводятся дни особого поминовения усопших. А когда нельзя поминать? Я имею в виду поминальные домашние трапезы. Два года назад у меня умер брат, в среду на Страстной неделе. Хоронили, как и положено, на – третий день, в пятницу. А первые поминки церковь разрешила только во вторник после пасхальной недели. Хотелось бы знать, в какие дни нельзя устраивать поминки и как это объясняется. И еще: какие из поминок (девятый день, сороковой день, полгода, год) можно делать, как их называют, встречными, т. е. с переносом на другой день?

Поминальные трапезы устраиваются не по Церковному Уставу, а по обычаю. По Уставу Церкви поминовения, а следовательно, и трапезы не полагаются Великим постом, кроме суббот и воскресений, на Светлой Седмице, в Великие праздники. Объясняется это тем, что в дни, когда Церковь призывает к радости праздника, всякая печаль неуместна. Великим же постом не бывает Литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а, следовательно, и проскомидии, за которой священник вынимает частицы из просфор, которые в конце Литургии омываются Кровью Христа в Святой Чаше. Постом и трапеза поминальная очень скудная. В последние несколько десятилетий сложилась практика: вместо богослужения многие на Пасху идут на кладбище и устраивают там поминки. Сложился этот обычай вследствие того, что народ отучали от Церкви длительное время. Но так как веру в бессмертие уничтожить невозможно, то и не церковные люди старались ее в День Светлого Христова Воскресения выразить тем, что шли на кладбища и там общались со своими усопшими так, как это понимали. Церковь же, по традиции, поминает усопших на «Радоницу» – первый вторник после Пасхальной седмицы, а на Пасху призывает к великой радости и не благословляет ходить на кладбище, так как особенно недавняя смерть близких вместо радости повергает человека в печаль: вместо радости – слезы, чего быть не должно. На Пасху лучше помолиться в церкви и дома и порадоваться празднику. Кто не может быть во вторник – в день «Радоницы» – в связи с работой, то более логично побывать на кладбище в первый воскресный день после Пасхи. Девятый день, сороковой и годовщины нужно поминать в Церкви в эти же дни, а трапезы устраивать – как вам удобно.

 

В настоящее время появилось множество религиозных течений (баптисты, евангелисты, церковь Христа и т. д.), которые не признают крестного знамения, утверждая, будто в Библии не сказано, что Иисус Христос учил этому своих учеников. Прошу вас ответить, с какого времени Православная Церковь приняла этот обряд и в какой священной книге это написано?

В Священном Писании нельзя найти описания многих обрядов, в том числе и крестного знамения, так как почитание Креста стало возможным только после распятия и смерти Иисуса Христа на нем. Но уже апостол Павел писал о Кресте, что «слово крестное погибающим юродство есть» (1 Кор. 1, 18) и далее: «Мы проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллинам же безумие» (1 Кор, 1, 23). Блаженный Августин в восьмой беседе на слова апостолов пишет: «Из-за Креста Христова на нас нападают премудрые сего века». Афанасий Великий в речи против язычников так возражает им: «Язычники нападают на нас и посмеивают с широко раскрытым зевом не что иное, как Крест Христов. Глумясь над Крестом Христовым, они не примечают его силы и действенности, наполнивших всю вселенную, но если бы они обратили свой разум на правильный путь познания Божества, они узнали бы, что Христос – Спаситель всего мира и что Крест Его не казнь, но искупление всех творений». Блаженный Августин о Кресте говорил следующее: «Не стыдись о Кресте Христове. В доказательство этого ты и полагаешь знамение Креста на челе; огради чело твое и не убоишься чуждаго языка». Иоанн Златоуст пишет: «Если кто-нибудь тебе скажет: ты поклоняешься распятому – ты громким голосом и с веселым лицом отвечай: да, поклоняюсь и не перестану поклоняться» (беседа 54 по Мф.). Святой Кирилл Иерусалимский в четвертом огласительном слове говорит: «Не будем стыдиться Креста Христова; но если кто утаит, ты явно знаменуй им чело свое». Можно еще много свидетельств древних писателей найти, но из этого ясно, что во II, III и IV веках было уже почитание Креста и крестное знамение. Формы его были самые разнообразные: крестились и одним перстом, крестились и всей ладонью, крестили иногда только чело, а иногда и грудь. Мы знали и двуперстие. Троеперстие Православная Церковь утвердила в XVII в. при Патриархе Никоне.

Будут ли иметь силу освященные церковью предметы, если освященную икону вставить в рамку, купленную в магазине, или в ранее освященной книге сделать переплет и т. д.? Теряет ли силу освященностъ предметов с течением времени или от небрежного хранения их (есть старинные деревянные иконы, где краска высохла и сходит со святых образов)?

Прежде чем вставить освященную икону в рамку, сделанную мастером или купленную в магазине, ее нужно окропить святой водой. В некоторых молитвословах помещена молитва на освящение всякой вещи. Ее можно прочитывать не только для освящения таких предметов, как ваша рамка, но и для вещей повседневного обихода: одежды, обуви, мебели, посуды и т. д. Но иконы и прочие священные предметы освящать должен священник. Святость с течением времени, если человек ведет себя благоговейно, не только не убывает, но даже возрастает. Мы знали, что чем чаще к иконе обращаются люди, тем такая икона становится более «намоленной» и даже чудотворной. При небрежном обращении со святыней – прикосновении к ней в нечистоте – мы часто оскверняем предметы и себя. Для освящения своей души у нас есть Таинство исповеди, а для освящения предметов – святая вода. Книги священник не освящает, потому что они несут Слово Божие, которое само все освящает.

Я – пенсионерка, у нас в селе нет церкви. Живу одна, по воскресеньям собираются у меня старухи, как и я. Молимся, читаем молитвослов. Нам нужно знать: при похоронах и на поминках в девятый, сороковой дни, на полгода и год, если поминать, то что читать и в каком порядке?

Обычно за упокой мирян читают Псалтирь. В ней указан и порядок чтений. После нескольких коротких или одного длинного псалма указано: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков» и трижды – «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе Боже», а затем: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба твоего (имя)». После каждой «Славы» помин повторяется снова. Можно читать помянник, который есть в молитвословах после утренних молитв.

 

Я сама крещеная, а вот дети – нет. В Кре щение я выношу ведро воды на улицу и до часу не беру, а потом приношу и разливаю в банки. Потом, если какая рана или испуг, я промою и даю выпить. Эта святая вода помогает, и она стоит у нас почти год, и ничего не делается с ней, ведь она – святая. Вот я и хочу спросить, можно ли окреститься на улице в Крещение, ведь в Крещение Сам Бог может это сделать – окрестить детей.

Поступать так, как вы, т. е. набирать воду после 12 ночи перед Крещением, можно только в случае, если храм очень далеко. Это допускается как исключение. Крещение младенца мирянином возможно только в случае, когда ему грозит смерть, и священника поблизости нет. Если пройдет опасность, то все равно нужно ребенка или взрослого привести в храм, и там священник должен прочитать весь чин и миропомазать новокрещенного. А так, как вы хотите поступить, у православных не допускается.

Полезна ли частая исповедь?

Весьма полезна частая исповедь потому, что мы скоро забываем грехи свои, а если говорим духовнику, то тогда они с корнем вырываются. Кроме того, покаяние открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних, человек начинает видеть другие, третьи и т. д., начинает считать грехом, что прежде не считал грехом, вспоминает нераскаянные, давно забытые... Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом: для того и установлено здесь короткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся через здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на Страшном Суде Христовом.

Я вот читал Библию и встретил, что имя Бога – Иегова. А почему вы его не вспоминае те? Почему везде называется только Бог или Господь, а имя не вспоминается? И есть ли какая религия, что вспоминает имя Бога, или нет?

Иегова, или Яхве – Элохим (Боги) – во множественном числе, как особо почитаемый Бог. Толкователи указывают, что множественное число употреблено из-за того, что под этим именем подразумевается Святая Троица. Есть такая секта, которая связана с именем Иеговы. Последователи этой секты именуют себя «свидетелями Иеговы». Вероучение их в представлении о близости конца света сходно с адвентистами (см. выше ответ). Но в отличие от адвентистов иеговисты отрицают единосущность Троицы и почитают главным образом Бога Отца, Которого называют именем Иеговы и изображают мстительным самодержавцем, беспощадным ко всем, кроме иеговистов. Они представляют Христа чем-то вроде Архангела и т. д.

 

Кого вы подразумеваете под Божией Матерью? Если Марию, то Она, насколько я знаю, родила Иисуса Христа, но не Бога. Я так понял, когда читал Библию, что Ие


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.