Значение дыхания в жизни человека — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Значение дыхания в жизни человека

2021-06-01 31
Значение дыхания в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Главный источник нашей жизни - кислород. Без пищи человек может просуществовать несколько дней без особого ущерба своему организму, а без воздуха он не просуществует и нескольких минут.

    Питание тела осуществляется кровью. Выходя из сердца, кровь идет ко всем органам и частям тела, отдает по пути тканям свои питательные составные части, получая взамен угольную кислоту и другие продукты распада. После этого кровь снова возвращается в сердце и оттуда в легкие, деятельность которых, т.е. дыхание, беспрестанно очищает ее; дыхание приносит новый запас кислорода и в то же время выносит наружу лишний углерод. Возрожденная, благодаря полученному кислороду, и очищенная, вследствие выделения угольной кислоты, кровь снова расходится по телу, неся ему новую жизнь, энергию и силу.

    Если дыхание будет неправильно, то кровь, приходя в легкие, не найдет там достаточного запаса жизненного эликсира - кислорода - и, не обновленная и неочищенная, вернется в тело, неся ему медленное отравление и болезнь.

    Доктор Ревелье Париз в одной из своих работ говорит: “Я убежден, что старость начинается и развивается от легких, что именно в этом органе, особенно проницаемом и богатым сосудами, поглощающем воздух и в некотором роде переваривающем и усваивающем его вещества нашего тела, начинается разрушение человеческого организма. Если бы можно было поддержать образование крови в его совершенном состоянии, то я не сомневаюсь, что таким образом было бы найдено верное средство продолжения человеческого рода”.

    “В актах вдыхания и выдыхания природа дала нам, - говорит Кофлер, - гораздо большие средства для обновления и оздоровления организма, чем их могут дать лечебные средства всех аптек вместе”.

    Усиленная упорядоченная деятельность дыхания, оживляя организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и хороший сон, оказывает всем этим превосходное влияние на всю физическую и духовную жизнь человека. Все это благотворно действует на его нервную систему, на его возбудителя и регулятора организма, т.к. нервная система правильно работает и возрождается только при здоровом состоянии всего организма, часть которого она составляет.

Гимнастика дыхания

    Вырабатывая условия для развития здоровой нервной системы, гимнастика дыхания благотворно влияет на душу и умственные способности человека, а в частных случаях излечивает угнетенное состояние духа, ипохондрию и меланхолию. Помимо того, ценные психические свойства, благотворно влияющие на духовную сущность человека, представляются почти непосредственным результатом занятий гимнастикой дыхания: энергия воли, выносливость, обостренное внимание и улучшение памяти. Человек приобретает бодрость, здоровую решительность и радость жизни. Небрежное отношение к дыханию человека тем более непонятно, что влияние его на деятельность всего организма было известно еще в глубокой древности.

    Доктор Нейман в своей книге “Искусство дыхания человека” говорит: “Искусство дыхания также старо, как и род человеческий”.

    Действительно, следы изучения приемов дыхания с медицинской и гигиенической целью видны повсюду, куда проникало историческое исследование. Так, за 2000 лет до Р.Х., китайцы употребляли особого рода вдыхания, связанные с соответственными положениями тела, с целью борьбы против многих болезней. Точно также в Ост-Индии за 1300 лет до Р.Х. встречаем мы советы задерживать дыхание с целью очищения организма и главным образом - легких. Кроме того, дыхательные упражнения имели там религиозный характер.

    Греческие и римские врачи, как-то: Гален, Цельз и др., рекомендовали задерживать дыхание, как лучшее средство борьбы против болезней. Они были уверены, что задерживание дыхания согревает тело, увеличивает грудную клетку, усиливает органы дыхания, очищает грудь, расширяет поры, утончает кожу и дает возможность избавится от лишних испарений.

    Платон в одном из своих произведений упоминает о совете врача Еризимаха, данном поэту Аристофанцу, задерживать дыхание с целью борьбы с приступами кашля. Также в середине века находим мы указания на употребления “гимнастики дыхания”, причем врачи того времени пользовались опытами Греции и Рима. Знаменитый философ XVII столетия Эммануил Кант в одном из своих трудов посвящает целую главу вопросу излечения многих болезней путем задерживания дыхания. Но во всем этом, за исключением востока и особенно Индии, не было никакой строгой системы, никакой последовательности. И только в конце прошлого столетия на Западе “гимнастика дыхания” выливается в определенную форму.

    Впервые вопрос о дыхании разобран односторонне и основательно в трудах Генле, Неймана и Витковского. Между теорией “правильного дыхания” и “наукой дыхания” йогов - большое сходство.

 

Школа “гимнастики дыхания”

И пения Кофлера

    Труды профессора Генле дали возможность Кофлеру, учителю дыхания и пения в Америке, создать свою стройную и простую систему и основать первую в мире школу правильного дыхания и пения.

    Сам Кофлер был певец, но вследствие неправильной постановки его голоса и наследственного недуга (горловой чахотки) рано стал терять голос. Он обращался за советом как к певцам, так и к докторам, но нигде не нашел помощи. В это время Кофлер переехал в Америку и, с целью побороть свой недуг, изучая медицину, занимался изучением горла при помощи зеркала, пользовался всякой возможностью обогатить свои знания по физиологии горла и органов дыхания и, наконец, напал на книгу доктора Генле “Анатомия человека”, которая дала ему ключ к разрешению давно мучившей его задачи. В этой книге не только говорилось о дыхании, но и указывалось, как надо производить его. Наблюдение за деятельностью голосовых связок и зависимостью этой деятельности от работы диафрагмы и других дыхательных мускулов, а также изучение упомянутой книги доктора Генле дало Кофлеру возможность построить свою систему. Он пришел к заключению, что “ легкие - источник, очищающий и согревающий нашу кровь, что их работа - это лучшее средство сохранения человеческого тела в полной работоспособности”.

    Берлинский профессор медицины Эйленбург в своем предисловии к книге Андерсен говорит: “Как часто нам врачам приходится предписывать улучшенное, усиленное и методически введенное дыхание как средство против малокровия, нервности, болезни легких и сердца, но, к сожалению, большая часть советов рушится из-за полного непонимания их”, и прибавляет при этом: “Эта маленькая книжка опытного учителя Кофлера дает драгоценную помощь, которая радостно встречается врачами”.

    В своей книге лондонские доктора Денокс Броун и Эм. Бенке, говоря о дыхании, с громадной похвалой отзываются о школе и трудах Л. Кофлера: “Неправильность дыхания в девяти десятых служит причиной нервных, горловых, легочных болезней”.

    Доктор Биккинг в своей книге “Гимнастика дыхания” говорит: “Мы посылаем людей в здоровые местности, но какой же в том толк? Сам воздух помочь не может, надо уметь им пользоваться, надо уметь правильно дышать”.

    Доктор Нимейер в своей книге “Легкие” указывает на задержание воздуха после глубокого вдыхания как лучшее средство для сохранения в здоровом состоянии легких, органов пищеварения, крови и нервов.

     Эта школа нашла массу последователей и подражателей в Америке, Германии и Японии.

    У нас в России имеют слабое представление как о “гимнастике дыхания”, так и о самом акте дыхания.

 

Книги Ольги Лобачевой

    Ольга Лобачева по окончании полного четырехгодичного курса обучения в школе Андерсен и Шлафхорст приехала в Россию, издала две книги:

    в 1915 году книгу “Дышите правильно” или Учение индусов йогов о дыхании, измененное Западом. Американская метода Кофлера. Книга для здоровых и больных;

    в 1923 году книгу “Правильное дыхание. Речь и пение”. Новейшая метода Запада.

    В этих книгах даны все указания для людей, желающих работать по этим книгам без всякой помощи и руководителя.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О дыхании в обыденной жизни

Дыхательный аппарат

    Процесс дыхания состоит из трех актов.

    ВДЫХАНИЕ, которое доставляет нашей крови кислород.

    ВЫДЫХАНИЕ, во время которого выделяются ненужные продукты из легких.

    ПАУЗА ОТДЫХА - ожидание нового импульса дыхания.

    Главные условия хорошего дыхания - это подвижность грудной клетки, эластичность легких и диафрагмы.

    Грудная клетка образуется двенадцатью парами ребер, прикрепленными посредством подвижных суставов сзади к спинному хребту, а спереди (за исключением пяти нижних) хрящами к грудной кости. Восьмая, девятая и десятая пары прикреплены спереди хрящами к предшествующим ребрам и называются ложными ребрами, передние же концы одиннадцатой и двенадцатой пары ребер свободны, они называются колеблющимися ребрами. Между ребрами находятся внешние и внутренние межреберные мускулы, участвующие в работе расширения грудной клетки. Они устроены таким образом, что в то время, как внутренние мускулы расслабляются, внешние напрягаются и наоборот.

    Всю грудную полость, за исключением моста, занимаемого сердцем, заполняют легкие - два губкообразных органа, состоящие из 17-18 сотен миллионов легочных пузырьков, имеющих 1/7 - 1/2 миллиметра в диаметре (рис. 1).

    Внутри легких кроме многочисленных разветвлений бронхов проходит целая сеть легочных артерий, легочных вен и капилляров, служащих для обмена газов и для питания самих легких. Легочные пузырьки представляют собой место газового обмена крови; атмосферный воздух, входя при дыхании через гортань, дыхательное горло, бронхи и мельчайшие разветвления, наполняет легочные пузырьки (рис. 1, б). Кровь протекает по волосным сосудам, окружающим стенки пузырьков. Благодаря тонкости этих стенок, она легко воспринимает кислород из воздуха, наполняющего пузырьки легких, и выделяет из себя угольную кислоту и другие газообразующие продукты распада. Испорченный воздух выходит из легких во время выдыхания при сжатии легочных пузырьков через ту же систему воздушных дыхательных трубочек, что и при вдыхании. Легкие одеты снаружи тонкой оболочкой - плеврой, которая переходит на легкие со стенок грудной клетки и с диафрагмы, одетых такой же оболочкой.

    Диафрагма представляет собой мускулистую перегородку между полостью живота и грудной полостью и служит основанием грудной полости (рис. 2).

    При опускании диафрагмы и расширении грудной клетки легкие следуют их движению, они увеличиваются в объеме, в них образуется разреженное пространство и атмосферный воздух входит внутрь легких, что мы и видим при вдыхании. Так как легкие при вдыхании только следуют за движением диафрагмы и грудной клетки, то значит их роль при вдыхании - пассивная, активная же роль принадлежит дыхательным мускулам и, главным образом, диафрагме.

    Верхнюю часть дыхательного аппарата составляют трахея и гортань. Трахея имеет вид трубки (рис. 1,а), спускающейся вниз в грудную клетку до третьего грудного позвонка, на уровне которого она делится на две ветви: правую и левую, называемые бронхами, каждая из которых направляется к соответствующему легкому. Стенки дыхательного горла (трахеи) состоят из 15-17 незамкнутых сзади колец, расположенных горизонтально одно под другим. Кольца заложены в волокнистую эластичную перепонку. Эти хрящевые кольца и позволяют трахее спадаться.

    Верхняя часть трахеи составляет гортань (рис. 1,а). Стенка гортани состоит из нескольких хрящей, соединенных между собой связками и снабженных, кроме того, мышцами. Представляя начальную часть дыхательных путей, гортань имеет очень важное значение как орган звука.

    Главную часть гортани составляют голосовые связки (рис. 3), замыкание или размыкание которых закрывает или открывает вход в дыхательное горло (рис. 3 а, б).

    Над входом в гортань находится надгортанник, который закрывает вход в гортань при глотании (и тем защищает дыхательные пути от посторонних веществ) и открывает во время дыхания, предоставляя воздуху свободный вход и выход.

 

Различные виды дыхания

    Нашей задачей является получить наибольшее количество кислорода с наименьшей затратой работы и сил. В связи с этой целью рассмотрим виды дыхания и покажем, который из них заслуживает имени “правильного дыхания”.

    Существует четыре виды дыхания: высокое (ключинное), боковое (реберное), дыхание животом, глубокое дыхание или дыхание с объединенной работой дыхательного аппарата.

 

 

Высокое дыхание

    Высокое дыхание - это дыхание, при котором расширяется, главным образом, верхняя часть грудной клетки. При высоком дыхании с помощью внешних мускулов поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и ребра. Диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким образом, вся грудная клетка вытягивается вверх, но при этом будет все-таки очень незначительно расширена. Этот вид дыхания самый нерациональный и вредный. Грудная клетка вверху уже, чем в середине и основании. Расширение ее, следовательно, будет минимальное, т.к. диафрагма вытягивается вверх, и, таким образом, объем нижней части грудной клетки не увеличивается, а уменьшается, поэтому только верхние части легких будут заполнены воздухом, а т.к. легкие имеют ту же форму, что и грудная клетка, т.е. кверху они уже, потому и в верхней части поместится меньше воздуха, чем в средней и нижней частях. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает довольно большое напряжение. Поднимая ключицу, мы поднимаем и лопатки. Потому самым главным возражением против этого рода дыхания является то, что при нем участвуют в работе нервы и мускулы, не имеющие ничего общего с нормальной работой дыхательного аппарата.

1. Малое количество воздуха, доставляемое каждым вдохом, вызывает учащенное дыхание, что приводит к чрезмерному напряжению.

2. Втягивание диафрагмы, гортань получает слишком высокое положение (т.к. положение гортани зависит от работы диафрагмы), что служит причиной ненормальной резкости голоса.

3. Так как напряжение голосовых связок связано также с деятельностью диафрагмы, то неправильная работа последней вызывает также неправильное напряжение голосовых связок и уничтожает власть над голосом. Певец, привыкший к такому роду дыхания, должен слишком сильно напрягать мускулы гортани и шеи, отчего голос легко порывается. Следствием такого рода дыхания является хроническая сипота, воспаление гортани и ранняя потеря голоса.

4. При таком роде дыхания невозможно быстро вдыхать через нос, и потому люди, привыкшие к нему, должны при разговоре, чтении и пении втягивать воздух через рот, что помимо вредно охлаждением слизистых оболочек горла, еще и не эстетично, т.к. втягивание воздуха через рот сопровождается сиплым, свистящим звуком, неприятно действующим на слушателей.

5.  Этот род дыхания не годится при пении еще и потому, что как только первый звук (после вдыхания) будет взят, насильственно поднятая грудная кость сразу опустится и звуки будут слабыми и плоскими.

 

Боковое (реберное) дыхание

 

    Дыхание, при котором диафрагма растягивается и поднимается, а нижняя часть живота сильно втягивается. Диафрагма вместо того, чтобы сжиматься и опускаться, производит обратные движения. Диафрагма, поднимаясь вверх, исключает из работы нижнюю часть легких, дыхательная поверхность которых наибольшая. Втягивание живота вредно отзывается на органах пищеварения.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.