Воспитание и начальная дрессировка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Воспитание и начальная дрессировка

2021-06-02 30
Воспитание и начальная дрессировка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выбор системы воспитания и дрессировки зависит не только от желания хозяина, но и от характера собаки.

 

Процесс обучения – это подтягивание собаки до определенного интеллектуального уровня, выше которого ей не позволят подняться психофизиологические ограничения. Но даже в доступных рамках собака может демонстрировать блестящие результаты воспитания и дрессировки.

Стратегия обучения собаки должна строиться на знании ключевых моментов ее жизни.

 

Чтобы вырастить умную и послушную собаку, нужно много времени уделять ее воспитанию и дрессировке

 

Это положение основано на опыте в области воспитания и дрессировки. Если щенка слишком рано забрать от матери, он перестанет воспринимать других собак как своих сородичей и будет конфликтовать с ними, так как сам слишком привыкнет к людям и перестанет ощущать себя собакой. И наоборот – щенки, слишком долго пробывшие в питомнике, с трудом привыкают к людям и не могут адаптироваться к жизни рядом с ними.

 

Поощрение даже за попытку сделать то, что от него требуется, принесет питомцу радость.

 

Чтобы вырастить умную и уверенную в себе собаку, необходимо развивать у щенка природное стремление к самостоятельному принятию решений, ставя перед ним интересные задачи и постепенно их усложняя.

Некоторые породы универсальны, и их можно выдрессировать для любой работы: сторожевой, охранной, разыскной и др. Но на практике чаще случается так, что характер собаки делает ее пригодной только к какой‑либо одной работе.

Начинать воспитание и дрессировку нужно пока щенок мал и легко обучается.

Многие основные нормы и команды осваиваются малышом в процессе кормления и во время прогулок.

 

Возрастные периоды в жизни собаки

 

Щенок в период своего взросления проходит несколько этапов развития, которые у собак разных пород наступают в разное время. Каждый этап характеризуется определенными особенностями поведения щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.

 

Период новорожденности

 

В первые 2 нед жизни потребности щенка – физиологические: ему нужны тепло, еда и сон. Малыш может только поднимать голову и ползать по кругу, добираясь до тела матери – источника тепла и пищи. Щенку свойственен инстинкт сосания, и когда он ест, то ритмично нажимает передними лапами возле соска суки, одновременно отталкиваясь задними лапами. Таким образом малыш как бы массирует сосок, что способствует выработке молока. Эти рефлекторные движения называют молочным шагом, и впоследствии щенок именно на основе этого рефлекса подает лапу хозяину, демонстрируя свою покорность и дружелюбие. Биотонус щенка, то есть его жизненную силу, определяют по тому, насколько быстро он находит материнский сосок, с какой силой держится за него и как быстро сосет. Обоняние малыша также зависит от его биотонуса.

Щенки начинают видеть на 10–12‑й день после рождения, и постепенно у них ослабевает потребность в телесном контакте с матерью.

Первые 2 нед также необходимо следить, как щенок прибавляет в весе. Очень часто малыши, более крупные при рождении, в дальнейшем начинают отставать от своих собратьев.

 

Переходный период

 

На 3‑ей нед жизни щенки начинают видеть и слышать. Сначала малыш реагирует на шум только подергиванием, так как эта функция организма пока еще проявляется не в полную силу. В этом возрасте щенок контактирует только с матерью, а не со своими братьями и сестрами.

К концу недели он уже может стоять и ходить и его можно начинать кормить кашицеобразной пищей.

 

В переходный период главным другом и наставником щенка является мать

 

Период запечатления

 

Этот период начинается с достижения щенком возраста 4 нед и продолжается до 7 нед. В это время малыш осознает себя собакой и учится быть ею, к тому же он начинает постигать окружающую реальность.

 

Информационный поток, обрушивающийся на щенка в это время, настолько мощный, что кинологи называют этот период стадией взрыва.

 

В этом возрасте щенки начинают играть с матерью и друг с другом, учатся кусаться, соблюдать дисциплину, кобели осознают свой пол. В помете выделяется лидер и устанавливается иерархия.

Сложившиеся отношения с другими щенками станут в дальнейшем базой для взаимоотношений со взрослыми собаками, а затем основой отношений в системе «человек – собака – группа собак».

В этот период можно начинать обучение малыша, так как у него формируются рефлексы, а чувствительность уже достаточно высока.

На период запечатления приходится время адаптации щенка. Он учится следовать за матерью, приспосабливается к ней, вырабатывая условный рефлекс, который впоследствии переносится на человека. Если не уделять в это время малышу достаточно внимания, то он не сможет в должной степени адаптироваться и это отрицательно скажется на его будущих взаимоотношениях с окружающей действительностью.

Так как адаптация щенка происходит через органы чувств, очень важно, чтобы малыш находился в тесном контакте с людьми и чтобы человек стал для него собратом. Питомцу необходимо видеть, обонять и чувствовать людей, находиться с ними в контакте настолько долго, насколько позволяет его общительность.

 

Количество людей, с которыми будет контактировать щенок, не должно ограничиваться только его хозяином и членами семьи.

 

Щенку предстоит постоянно находиться в человеческом обществе на протяжении всей его жизни, поэтому в период запечатления он должен общаться с большим количеством людей, чтобы как следует адаптироваться.

Щенок не боится человека до 8‑й нед жизни, каждый контакт доставляет ему радость. Если в это время ограничивать подобное общение, то позднее посторонние люди могут вызывать у питомца страх и желание спрятаться.

В этот период у щенка закладывается основа успешной дрессировки – удовольствие от контакта с человеком. Приучать малыша к кличке нужно именно в этом возрасте.

 

Период социализации

 

Этап социализации щенка – это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на период от 8 до 12 нед – как раз то время, когда щенок появляется в доме. В этом возрасте щенки очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой для себя обстановки. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и другие звуки.

Питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: это мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие‑то животные, которые есть в доме (кошки, хомяки).

Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!» и «Ко мне!», а позднее осваивать уже более сложные задания – команды «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!».

 

В период социализации щенок активно исследует окружающий мир

 

К другим живым существам щенки обычно относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а их громкий лай – всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет.

В возрасте 8–12 нед щенок отличается повышенной возбудимостью, его психика неустойчива. В этот период ему просто необходимо внимательное, чуткое и бережное отношение. Надо помнить, что стрессы у щенка могут возникнуть не только в результате переутомления, но и, например, при проведении лечебно‑профилактических манипуляций, вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, следует захватить с собой какое‑нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание питомца от пугающих его процедур.

Очень важно с первых дней общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину. Этот навык необходимо вырабатывать у него даже во время игры. Очаровательная внешность щенка и его добродушный характер часто становятся причиной того, что собаку с детства слишком балуют. Наказание в этом случае не доставляет щенку особого огорчения, и он может стать капризным и своевольным.

 

При воспитании собаки нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны. Безграничная любовь, как и чрезмерная строгость в общении с питомцем, не поможет вырастить хорошую собаку.

 

Следует сказать об агрессивности, которая все‑таки может присутствовать в поведении маленького щенка и которую часто не принимают всерьез, что в корне неправильно. Щенку надо с самого начала решительно показать, что существует субординация в отношениях с человеком. Часто же бывает так, что хозяева только смеются, если щенок рычит или пытается укусить, например, в ответ на попытку поправить ему уши во время еды. Поэтому бывает сложно у взрослой собаки отличить врожденную агрессивность от неправильного воспитания.

У некоторых пород собак встречается склонность к перееданию, явно превосходящая потребности организма собаки. Поэтому самый тяжкий труд для хозяина – держать свою собаку в хорошей форме, не перекармливать ее, иначе питомец станет толстым, вялым и малоактивным.

Лучше всего начинать воспитывать щенка с момента первого кормления. Молодые собаки постоянно испытывают чувство голода. Их обоняние хорошо развито, что позволяет животным в точности определить, какие блюда подаются на стол хозяина.

Тактика щенка достаточно проста. Он садится на пол в поле зрения хозяина и в течение нескольких минут внимательно наблюдает за тем, как тот ест. Обычно этого бывает достаточно. Человек, глядя на несчастного, голодного щенка, поддается чувству жалости и дает ему кусочек со стола. Не стоит этого делать. Хоть раз уступив собаке, в дальнейшем уже невозможно будет настоять на своем. Щенок так и будет попрошайничать, уверенный, что хозяин ему не откажет. Допустив подобное, можно не только потерять контроль над его рационом, но и поставить под сомнение качество обучения питомца.

 

Следует помнить, что хорошая физическая форма – залог бодрости, жизнерадостности и долголетия собаки.

 

 

Предъявляя к щенку какие‑либо требования, в дальнейшем следует строго их придерживаться

 

Конечно, сложно спокойно сидеть за столом и есть вкусную пищу, если собака сидит рядом, не отводя просящего взгляда. Однако, если проявить необходимую твердость, животное скоро поймет тщетность своих усилий и вернется к собственной миске.

Данная черта характера щенка требует особой внимательности и на прогулках. К сожалению, отучить его подбирать и активно разыскивать что‑либо съедобное на улице – задача практически невыполнимая.

Что же можно сделать, желая наказать щенка за непослушание или излишнее упрямство? Бить его ни в коем случае нельзя: это приведет к негативным последствиям и отразится на дальнейшем формировании характера собаки. Наиболее эффективными способами психологического воздействия на щенков считаются следующие: взять питомца за загривок и слегка прижать его к полу или, наоборот, приподнять вверх и встряхнуть; шею щенка слегка сдавить одной рукой, а другую наложить на его морду сверху и сжать буквально на секунду. Это действие вызывает у щенка крайне неприятные и болезненные ощущения, а в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается для малыша весьма эффективным.

 

Чтобы щенок не подбирал что‑либо на улице, некоторые владельцы используют намордник. Собака быстро к нему привыкает, и во время прогулок он ей совершенно не мешает.

 

В этом возрасте щенок обязательно должен общаться со сверстниками и обучаться ровному и спокойному поведению с ними. Без такого общения он может вырасти агрессивным и трусливым, что станет большой проблемой в будущем.

 

Период определения иерархии

 

Период доминирования в жизни щенков приходится примерно на 12–16‑ю нед жизни, когда между собаками‑сверстниками начинается борьба за лидерство. Главное, что должно произойти в этот период в психике щенка, – это признание своего хозяина доминирующей личностью. Другие члены семьи также должны быть выше по рангу, иначе собака будет претендовать на роль вожака, которым должен быть хозяин.

Практика показывает, что возможны 3 вида взаимоотношений между хозяином и собакой, которые активно формируются, когда щенок достигает 3–4‑месячного возраста. В первом случае лидерство принадлежит человеку, во втором – щенку, в третьем же между ними устанавливается определенное равноправие.

При желании воспитать собаку по всем правилам приемлемым вариантом должно быть только личное лидерство человека. Поэтому во время игр и прогулок нужно всегда уделять особое внимание поведению собаки по отношению к хозяину, сдерживать любознательность и эмоциональность питомца, не позволяя ему тянуть то в одну, то в другую сторону. Для этого применяют команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопая собаку по бедру; со временем она усвоит, что с хозяином недопустимо вести себя, как вздумается.

 

Взрослеющий щенок при первой же возможности обязательно проверит, кто главный в семье. Играя, он может укусить хозяина, зарычать или залаять. Но, получая каждый раз достойный отпор, щенок начинает признавать доминирующую роль человека и учится подчиняться ему.

 

 

Любые команды и правила щенок лучше всего усваивает во время игр с хозяином

 

Щенку в период доминирования уже необходимы систематические тренировки, в ходе которых владелец отрабатывает с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физическая и психическая нагрузка в этом возрасте может постепенно возрастать.

Правильно воспитанная собака никогда не будет лаять на хозяина, тем более скалить зубы и рычать на него во время игры.

Таким образом, на этапе доминирования устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Уже 3‑месячный щенок при правильном воспитании полностью признает права своего хозяина. Необходимо учесть, что к 16–18‑недельному возрасту у собак многих пород (особенно у кобелей) заканчивается формирование эмоционального восприятия окружающего мира, и потому определенные навыки и полученные от хозяина к этому времени установки останутся у собаки на всю жизнь.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.