Феномен психической депривации — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Феномен психической депривации

2021-12-11 32
Феномен психической депривации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Феномен психической депривации

Термин «депривация» активно используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.

Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять». Префикс de в английском слове передает усиление значения корня (можно сравнить: лат. pressare– «пресс», «давить» и англ. depression – «депрессия», «подавление»).

Психическая депривация — это состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлена возможность удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

В англоязычной литературе понятие «депривация» (deprivation, или соотв. privation) обозначает потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. При этом речь идет не о физических лишениях, а о недостаточном удовлетворении именно психических потребностей (психическая депривация).

Й. Лангмейер и З. Матейчек дают такое определение:

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [17, с. 18].

При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями [17, с. 19].

При определении депривации нередко проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью. Подобно тому, как возникают серьезные нарушения в результате дефицита питания, недостатка витаминов, кислорода и т. п., серьезные нарушения могут возникать и в случае психического дефицита – дефицита любви, стимуляции, социальных контактов. Так, Д. Хебб определяет депривацию как биологически адекватную, но психологически ограничиваемую среду [42].

Понятие депривации близко к понятию фрустрации. Однако они не тождественны.

Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. [33].

Таким образом, фрустрация, во-первых, касается потребности, актуализированной в данный момент и уже направленной к цели, а во-вторых, характеризуется осознанием субъектом невозможности ее удовлетворения.

Депривация же может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться. Ее негативные последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами. Так, человек может не связывать, например, возникшую депрессию с дефицитом сенсорных стимулов.

Таким образом, в отличие от фрустрации, депривация действует более скрыто, но зачастую имеет и более серьезные последствия.

Й. Лангмейер и З. Матейчек проводят такую аналогию: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и он вынужден играть с тем, что ему нравится меньше, а депривация возникает в том случае, если ребенка лишают возможности играть вообще.

А. Маслоу в контексте сопоставления данных понятий выделяет две разновидности депривации: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма. Вторая рассматривается как угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации – словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей [24].

Внешне одна и та же ситуация, продолжает Маслоу, может иметь разные последствия, привести к депривации либо одного, либо другого типа. Так, если ребенок, которому не купили мороженое, чувствует прежде всего разочарование от того, что лишился удовольствия его съесть, то такая депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьезные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви, то есть мороженое является носителем определенных психологических ценностей, то такая депривация рассматривается как фрустрирующая. Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности.

Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т. п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям [24].

К понятию «депривация» близки понятия «сепарация», «изоляция». Последние обозначают скорее депривационную ситуацию, условие депривации. Психическая депривация характеризуется особым состоянием, возникающим в депривационной ситуации. В этом плане можно сказать, что в одних и тех же условиях изоляции характер психической депривации каждого человека во многом будет определяться индивидуальными особенностями личности, в частности значимостью тех потребностей, которые подавлены. Люди, оказавшиеся в изоляции от общества, по-разному будут переживать данную ситуацию, и ее последствия для их психики тоже будут различными.

Виды депривации

Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.

Когнитивная (информационная) депривация препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями, человек создает «мнимые связи» (по И. П. Павлову), у него появляются ложные убеждения.

С эмоциональной депривацией могут столкнуться как дети, так и взрослые. Применительно к детям иногда используют понятие «материнская депривация», подчеркивая важную роль эмоциональной связи ребенка и матери; разрыв или дефицит этой связи приводит к целому ряду нарушений психического здоровья ребенка.

Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми, пожилые люди после выхода на пенсию и др.

Явная депривация носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании).

Скрытая депривация (она же частичная, по Дж. Боулби; маскированная, по Г. Харлоу) не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Так, Дж. Боулби пишет, что частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине неудовлетворительны для ребенка [6].

Учебно-методическое обеспечение

· Лангмейер Йозеф, Матейчек Зденек. Психическая депривация в детском возрасте http://nkozlov.ru/book/272-langmeier-iozef-mateichek-zdenek-psihicheskaja-deprivacija-v-detskom-vozraste.html

· Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов факультета клинической психологии/ Балашова С.В., Дереча Г.И.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 234 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51461.html.— ЭБС «IPRbooks»

· Филатов Ф.Р. Основы психокоррекции [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Филатов Ф.Р.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011.— 198 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47058.html.— ЭБС «IPRbooks»

Практическое занятие 1.  (2 часа)

План

1. Предметно-развивающая среда.

2. Организация систематической и комплексной коррекционно-развивающей работы с ребенком в среде его сверстников.

3. Игра как метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

4. Методы коррекционно-развивающей работы познавательной сферы.

5. Методы коррекционно-развивающей работы эмоциональной сферы.

6. Методы коррекционно-развивающей работы поведенческой сферы.

Инвариантные задания

1. Ознакомьтесь с содержанием темы, используя учебно-методический материал.

2. Опишите специфику организации предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста, с учетом принципов построения коррекционно- развивающей работы.

3. Опишите специфику взаимодействия взрослого и ребенка в дошкольном возрасте, с учетом принципов построения коррекционно- развивающей работы.

4. Дайте понятие игры, как метода коррекционно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста. 

Вариативные задания (по выбору студента)

1. Подобрать 4 упражнения на коррекцию познавательной сферы детей дошкольного возраста

2. Подобрать 4 упражнения на коррекцию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

3. Подобрать 4 упражнения на коррекцию поведенческой   сферы детей дошкольного возраста

Учебно-методическое обеспечение

· Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ О.Ю. Кравец [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39667.html.—ЭБС «IPRbooks»

· Оценка качества педагогического сопровождения воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / — К.: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009. 115— c. http://www.iprbookshop.ru/22276

· Цикото Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятельности [Электронный ресурс]/ Цикото Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2014.— 193 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21235.html.— ЭБС «IPRbooks»

· Хохрякова Ю.М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Технология педагогической поддержки [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Хохрякова Ю.М., Захарова Л.А., Тянь Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32026.html.— ЭБС «IPRbooks»

· Диагностика и коррекция психических расстройств, возникающих у несовершеннолетних вследствие семейной депривации.

Пережогин Л. О., Девятова О. Е. http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/semdepriv.htm

Практическое занятие 2,3 

Учебно-методическое обеспечение

· Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов факультета клинической психологии/ Балашова С.В., Дереча Г.И.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 234 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51461.html.— ЭБС «IPRbooks»

· Чаркина Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста: учебное пособие / Чаркина Н.В.— М.: ПАРАДИГМА, 2012. 88— c. http://www.iprbookshop.ru/13021

· Филатов Ф.Р. Основы психокоррекции [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Филатов Ф.Р.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011.— 198 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47058.html.— ЭБС «IPRbooks»

· Хохрякова Ю.М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Технология педагогической поддержки [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Хохрякова Ю.М., Захарова Л.А., Тянь Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32026.html.— ЭБС «IPRbooks»

Выполненные задания направить по электронной почте

[email protected] до 18 апреля

Феномен психической депривации


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.