Обычаи и традиции Красной Горки — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Обычаи и традиции Красной Горки

2021-12-11 17
Обычаи и традиции Красной Горки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Красная горка

Красная горка отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Это народно-христианский праздник. В этот день Православная Церковь вспоминает о воскресении Иисуса Христа и встречу апостола Фомы с воскресшим Спасителем, поэтому этот день называют еще и Фоминым воскресеньем.

Красная Горка — праздник очень необычный, яркий и веселый. Он включает в себя как древнеславянские, так и христианские традиции.

По древнеславянскому обычаю считалось, что в этот день всему покровительствуют добрые силы — этот праздник образно можно представить, как праздник света и тепла.

История Красной горки

Восточно-славянская Красная Горка совпадает с православным Фоминым Днем. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому следующая седмица называется «неделей обновления».

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность и пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя,

Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя.


На этом, восьмом, дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служатся литургии (название богослужения) по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. Воскресенье после Пасхи называется Антипасха — «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны.

Традиции на Руси

В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — «полюдье».

В XIX в. Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодоженов.

Красная горка или «Кликушное воскресенье» в древней Руси символизировала обновление Солнца-Ярило — главного божества славян и победу весны над зимой, жизни над смертью.

Главенствующая роль в нем отводилась женской половине общины: с утра женщины и девушки собирались, выходили на самую высокую горку, где встречали Красно Солнышко, затем шли поклониться предкам, а потом возвращались на ту же горку, где уже собиралась вся община и наступала пора всеобщего гулянья и веселья.

Народ веселился вовсю, по преданию: чем больше веселья, тем больше будет успехов и богаче урожай. К вечеру наступало время гулянья молодежи, время знакомств парней и девушек, свадебных сговоров.

Во многих местах Красной Горкой считали не один день, а целую неделю. Так что, сговорившись на Красную Горку, в нее же можно было и пожениться!

По христианской традиции в этот день впервые после долгого перерыва, связанного с Великим постом, можно было проводить венчания.

Во многих отдаленных местностях священнослужителю, чтобы объехать весь приход и провести все обряды венчания едва хватало и недели. Даже в этом опять совпадение — Красная Горка и пора начала венчаний и свадеб могут продолжаться целую неделю!

Но почему для многих так важно заключить брак именно в это время?

Дело в том, что существует древнее поверье-примета, выражаемое народной поговоркой: «Кто на Красну Горку женится — тот во век не разженится!»

Обычаи и традиции Красной Горки

С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье — первый день после Великого Поста, когда в церкви разрешены венчания.

Традиция делать яичницу

Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух камней; собравшись вокруг костра, девушки ели яйчницу принесенными из дома ложками.

Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

Хороводные игры

Во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гуляние.

Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а за тем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку; в завершение игры девушки пели.

Смотрины невест

Во многих местах в Фомино воскресенье утраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье.

 Девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Встреча весны

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего возможно и произошло название праздника «Красная горка».

Девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым-молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя-рек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имя-рек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...». Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня…

 

Опахивание села

Чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями.
За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты.

Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

С Красной Горкой поздравляем!
В этот праздник вам желаем,
Чтоб водили хороводы,
Чувства внутренней свободы,

Чтоб в душе жило веселье,
Чтоб сегодня песни пели,
Это праздник позитива,

Так отпразднуйте красиво.

Красная горка

Красная горка отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Это народно-христианский праздник. В этот день Православная Церковь вспоминает о воскресении Иисуса Христа и встречу апостола Фомы с воскресшим Спасителем, поэтому этот день называют еще и Фоминым воскресеньем.

Красная Горка — праздник очень необычный, яркий и веселый. Он включает в себя как древнеславянские, так и христианские традиции.

По древнеславянскому обычаю считалось, что в этот день всему покровительствуют добрые силы — этот праздник образно можно представить, как праздник света и тепла.

История Красной горки

Восточно-славянская Красная Горка совпадает с православным Фоминым Днем. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому следующая седмица называется «неделей обновления».

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность и пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя,

Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя.


На этом, восьмом, дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служатся литургии (название богослужения) по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. Воскресенье после Пасхи называется Антипасха — «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны.

Традиции на Руси

В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — «полюдье».

В XIX в. Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодоженов.

Красная горка или «Кликушное воскресенье» в древней Руси символизировала обновление Солнца-Ярило — главного божества славян и победу весны над зимой, жизни над смертью.

Главенствующая роль в нем отводилась женской половине общины: с утра женщины и девушки собирались, выходили на самую высокую горку, где встречали Красно Солнышко, затем шли поклониться предкам, а потом возвращались на ту же горку, где уже собиралась вся община и наступала пора всеобщего гулянья и веселья.

Народ веселился вовсю, по преданию: чем больше веселья, тем больше будет успехов и богаче урожай. К вечеру наступало время гулянья молодежи, время знакомств парней и девушек, свадебных сговоров.

Во многих местах Красной Горкой считали не один день, а целую неделю. Так что, сговорившись на Красную Горку, в нее же можно было и пожениться!

По христианской традиции в этот день впервые после долгого перерыва, связанного с Великим постом, можно было проводить венчания.

Во многих отдаленных местностях священнослужителю, чтобы объехать весь приход и провести все обряды венчания едва хватало и недели. Даже в этом опять совпадение — Красная Горка и пора начала венчаний и свадеб могут продолжаться целую неделю!

Но почему для многих так важно заключить брак именно в это время?

Дело в том, что существует древнее поверье-примета, выражаемое народной поговоркой: «Кто на Красну Горку женится — тот во век не разженится!»

Обычаи и традиции Красной Горки

С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье — первый день после Великого Поста, когда в церкви разрешены венчания.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.