Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-12-07 | 15 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
г. Ростов-на-Дону
Пояснительная записка
В современном мире проблема сенсорного развития и развития высших психических функций (ВПФ) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей становится одной из актуальных. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растёт интерес к изучению познавательного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Успешность психофизического развития дошкольников со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) предполагает необходимость целенаправленной разработки программы по сенсорному развитию. При этом четко выделяются факторы развития дошкольников с ОВЗ:
- возраст и индивидуальные особенности ребёнка;
- особенности познавательного и речевого развития;
- соотношение специфики объекта познания и его конкретное предметное содержание.
В ходе сенсорного развития формируются объективно закономерные предпосылки и необходимая база речи. Под сенсорным развитием понимается развитие умения видеть, слышать, осязать, представлять, то есть формирование чувственного познания.
Познавательное развитие ребенка невозможно без сформированных процессов восприятия. Успешное овладение учебной деятельностью в начальных классах школы зависит от способности выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, умения дифференцировать такие признаки, как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. В результате ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.
|
Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии, оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образное мышление, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. В ходе игр ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами.
К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.
Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо, в ходе мыслительных операций, при речевом общении, при запоминании, воспроизведении и т. д. Сформированное внимания — важный показатель развития личности. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, развивают основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, которые формируются уже в дошкольном возрасте.
Устойчивость внимания означает способность длительно, сосредотачиваться на чем-либо.
|
Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.
О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.
Кроме того, в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными вданный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на заданиях, даже если они не очень интересные.
Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и прочих), для полноценного, осознанного восприятия действительности, что позволит ребенку легче адаптироваться к окружающему миру, активно взаимодействовать с ним.
В данном направлении сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребенка. Сенсорное воспитание и развитие внимания служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное развитие является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А. А. Катаева, 1978).
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Сенсорное развитие в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий — действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.
|
Другой важной стороной сенсорного развития является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
Педагогам важно помнить, что с дошкольником с ОВЗ надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.
Занятия по сенсорному развитию и развитию ВПФ направлены на формирование зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно-двигательного восприятия; на развитие вкусового восприятия, а также на формирование мышления и памяти
Работа по этим направлениям значима для ребенка с ОВЗ в течение первых трех лет его пребывания в специальном дошкольном учреждении, На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.
Цель программы: р азработка содержания коррекционно-педагогической работы с ребёнком, направленной на повышение уровня познавательного развития детей с ОВЗ со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) через систему игровых занятий по сенсорному развитию и развитию ВПФ с использованием авторской игровой технологии «Ступеньки развития»
Реализация поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:
1. Сенсорное развитие и развитие внимания:
1.1 Развитие зрительного восприятия и внимания:
· развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;
· восприятие формы;
· восприятие величины;
· восприятие цвета;
· восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве группового помещения;
· формирование представлений о воспринятом.
1.2 Развитие слухового восприятия и внимания
· развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;
· восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);
· опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;
· дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;
· восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;
· формирование представлений о воспринятом.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!