Учитель-дефектолог: Петрова Е.Т — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Учитель-дефектолог: Петрова Е.Т

2021-12-07 15
Учитель-дефектолог: Петрова Е.Т 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

г. Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

В современном мире проблема сенсорного развития и развития высших психических функций (ВПФ)  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей становится одной из актуальных. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растёт интерес к изучению познавательного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Успешность психофизического развития дошкольников со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) предполагает необходимость целенаправленной разработки программы по сенсорному развитию. При этом четко выделяются факторы развития дошкольников с ОВЗ:

- возраст и индивидуальные особенности ребёнка;

- особенности познавательного и речевого развития;

- соотношение специфики объекта познания и его конкретное предметное содержание.

В ходе сенсорного  развития  формируются объективно закономерные предпосылки и необходимая база речи. Под сенсорным развитием понимается развитие умения видеть, слышать, осязать, представлять, то есть формирование чувственного познания.

Познавательное  развитие ребенка невозможно без сформированных процессов восприятия. Успешное овладение учебной деятельностью в начальных классах школы зависит от способности выделять и отли­чать друг от друга различные особенности и свойства объекта, умения дифференцировать такие признаки, как цвет, форма, размер пред­мета и отдельные его элементы. В результате ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых об­разцов чувственных свойств и отношений предметов.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное мышление — это мышление в дей­ствии, оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.

Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образ­ное мышление, то есть такая организация образов, которая позволя­ет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотно­шение их друг с другом и соотношение их частей. В ходе игр ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами.

К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рас­суждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, уче­ния, является наличие такого качества, как направленность психиче­ской деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.

Внимание может проявляться внутри любого психического про­цесса: при восприятии чего-либо, в ходе мыслительных операций, при речевом общении, при запоминании, воспроизведении и т. д. Сфор­мированное внимания — важный показатель развития личности. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, развивают основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распре­деление, которые формируются уже в дошкольном возрасте.

Устойчивость внимания означает способность длительно, со­средотачиваться на чем-либо.

Переключение внимания представляет собой способность пере­ходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предмета­ми.

Кроме того, в дошкольном возрасте происходит постепенный пе­реход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизволь­ное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привле­кательными и интересными вданный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на заданиях, даже если они не очень интересные.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех спо­собностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и про­чих), для полноценного, осознанного восприятия действительности, что позволит ребенку легче адаптироваться к окружающему миру, активно взаимодействовать с ним.

В данном направлении сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребенка. Сенсорное воспитание и развитие внимания служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное развитие  является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А. А. Катаева, 1978).

На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Сенсорное развитие в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий — действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.

Другой важной стороной сенсорного развития является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.

Педагогам важно помнить, что с дошкольником с ОВЗ надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.

Занятия по сенсорному развитию  и развитию ВПФ направлены на формирование  зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно-двигательного восприятия; на развитие вкусового восприятия, а также на формирование мышления и памяти

Работа по этим направлениям значима для ребенка с ОВЗ в течение первых трех лет его пребывания в специальном дошкольном учреждении, На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.

 

Цель программы: р азработка содержания коррекционно-педагогической работы с ребёнком, направленной на повышение уровня познавательного развития детей с ОВЗ со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) через систему игровых занятий по сенсорному развитию и развитию ВПФ с использованием авторской игровой технологии «Ступеньки развития»

Реализация поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:

1. Сенсорное развитие и развитие внимания:

1.1 Развитие зрительного восприятия и внимания:

· развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;

· восприятие формы;

· восприятие величины;

· восприятие цвета;

· восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве группового помещения;

· формирование представлений о воспринятом.

1.2 Развитие слухового восприятия и внимания

· развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;

· восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);

· опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;

· дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;

· восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;

· формирование представлений о воспринятом.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.