Прочитайте слова: свитер, теннис, что, конечно, счастье. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Прочитайте слова: свитер, теннис, что, конечно, счастье.

2021-11-25 69
Прочитайте слова: свитер, теннис, что, конечно, счастье. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык и речь.

Успехи человека в жизни, ее взаимоотношения с другими членами общества зависят от умения общаться.

Чтобы достичь успеха в общении, нужно хорошо владеть речью.

Речь - это общение людей между собой с помощью языка, то есть процесс реализации речевой деятельности.

Говорящий использует средства языка для передачи определенного содержания, в которое могут входить, кроме мысли, чувства и волеизъявления.

Итак, язык и речь взаимосвязаны. Речь невозможна без языка, а язык создан для того, чтобы осуществлять процесс речи.

Язык является общим для всех, кто им пользуется, а речь всегда индивидуальная, поскольку языковые средства каждый из нас применяет по-своему.

Развитие и обогащение языка происходит в процессе речевой деятельности. Если речевая деятельность средствами определенного языка прекращается, речь становится мертвой. Язык живет только в речи.

Изучение языка, обогащение памяти различными средствами и способами выражения мыслей способствуют развитию речи. Не менее важное значение имеет также систематическое и целенаправленное практикования в речи - общение на родном языке с сотрудниками, знакомыми, друзьями, родственниками, поскольку умения и навыки вырабатываются только в процессе речевой деятельности.

Речевая деятельность представляется в общении. Различают общения: вербальное - невербальное, контактное - дистантное, непосредственное - опосредованное, устное - письменное, межличностное - массовое, монологическое - диалогическое - полилогическое, частное - официальное, информативное - неинформативное, нормативное - ненормативное, этикетное - неэтикетное.

Основные требования к речи

Речевая культура личности во многом зависит от ее ориентированности на основные черты идеальной, образцовой речи. Чтобы быть образцовой, речь должна характеризоваться следующими важнейшими признаками:

o правильностью, то есть соответствовать литературным нормам, действующим в языковой системе (орфоэпическим, орфографическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим, стилистическим, пунктуационным)

o содержательностью, которая предполагает глубокое осмысление темы и главной мысли высказывания, подробное ознакомление с имеющейся информацией по этой теме; разностороннее и полное раскрытие темы, избежать лишнего;

o последовательностью, то есть логичностью и лаконичностью мыслей;

o богатством, что предполагает использование различных средств выражения мнений в пределах соответствующего стиля, избежание ненужного повторения слов, однотипных конструкций предложений;

o точностью, которая во многом зависит от глубины знаний и эрудиции личности, а также от активного словарного запаса. Выражая свои мысли, следует подбирать слова, которые наиболее соответствуют высказываемому содержанию;

o выразительностью, для достижения которой следует выделять важнейшие места своего высказывания и выражать свое отношение к предмету речи;

o уместностью и целесообразностью, которая зависит прежде всего от того, насколько полно и глубоко человек оценивает ситуацию общения, интересы, состояние, настроение адресата. Кроме этого, надо избегать того, что могло бы поразить собеседника, вызвать у него раздражение, и указывать на ошибки собеседников в тактичной форме.

Следовательно, высокую культуру речи человека определяет владение литературным языком, ее нормами в процессе речевой деятельности.

Культура речи - это еще и общепринятый речевой этикет: типичные формулы приветствия, пожелания, прощания, приглашение и т. Большое значение имеет и тон разговора, умение выслушать другого, вовремя и уместно поддержать тему. Внимательность, вежливость и обходительность - основные требования речевого этикета.

Вопросы для самоконтроля

1.Что характерно для правильной речи?

2.Что такое точность речи?

3. Назовите основные условия,для создания точной речи?

4.От чего зависит выразительность речи?

5.Что такое уместность употребление языковых средств?

Задания

Прочитайте слова: свитер, теннис, что, конечно, счастье.

Что вы заметили? (произношение не совпадает с написанием).

2. Прочитайте слова, поставив правильно ударение: магазин, портфель, километр, звонит, арбуз, документ, средства, договор.

Анализ текстов

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

- Как бы вы оценили эти сочинения?

(Оба рассказа свидетельствуют о наблюдательности ребят. Только во втором очень много «сорняков», «языкового хлама». Нельзя речь такого человека считать богатой, ведь у него на 10 нужных слов – 20 бесполезных).

в) В нашем дворе живет мальчик, который говорит на каком-то странном языке:

- Где ты оторвал такие джинсы?

- Не шипи!

- Пойдем прошвырнемся!

- Чего выпендриваешься?

- Жутко весело здесь!

- Выскажите свое отношение к данным репликам.

Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. А слова любят нежность! Как часто мы стесняемся говорить правильно… Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки.

Вывод. Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.

Можно ли сказать так?

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Узнаем искаженные поэтом-сатириком стихи Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая» - шедевр русской лирики. Зачем сатирик это сделал? Чтобы отучить нас от тавтологии – повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.

- Приведите примеры тавтологии. (Осенью идет осенний дождик; автомобилисты гнались на гоночных автомобилях).

Вывод. Излагать свои мысли точно и выразительно мы с вами учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно.

7. Выпишите ошибки из речи ученика, рядом дайте свой вариант.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…

- Где же ты учился, Сережа?

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35-й школе.

А раньше?

- Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

- Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили?

Ученики читают свой текст.

Язык и речь.

Успехи человека в жизни, ее взаимоотношения с другими членами общества зависят от умения общаться.

Чтобы достичь успеха в общении, нужно хорошо владеть речью.

Речь - это общение людей между собой с помощью языка, то есть процесс реализации речевой деятельности.

Говорящий использует средства языка для передачи определенного содержания, в которое могут входить, кроме мысли, чувства и волеизъявления.

Итак, язык и речь взаимосвязаны. Речь невозможна без языка, а язык создан для того, чтобы осуществлять процесс речи.

Язык является общим для всех, кто им пользуется, а речь всегда индивидуальная, поскольку языковые средства каждый из нас применяет по-своему.

Развитие и обогащение языка происходит в процессе речевой деятельности. Если речевая деятельность средствами определенного языка прекращается, речь становится мертвой. Язык живет только в речи.

Изучение языка, обогащение памяти различными средствами и способами выражения мыслей способствуют развитию речи. Не менее важное значение имеет также систематическое и целенаправленное практикования в речи - общение на родном языке с сотрудниками, знакомыми, друзьями, родственниками, поскольку умения и навыки вырабатываются только в процессе речевой деятельности.

Речевая деятельность представляется в общении. Различают общения: вербальное - невербальное, контактное - дистантное, непосредственное - опосредованное, устное - письменное, межличностное - массовое, монологическое - диалогическое - полилогическое, частное - официальное, информативное - неинформативное, нормативное - ненормативное, этикетное - неэтикетное.

Основные требования к речи

Речевая культура личности во многом зависит от ее ориентированности на основные черты идеальной, образцовой речи. Чтобы быть образцовой, речь должна характеризоваться следующими важнейшими признаками:

o правильностью, то есть соответствовать литературным нормам, действующим в языковой системе (орфоэпическим, орфографическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим, стилистическим, пунктуационным)

o содержательностью, которая предполагает глубокое осмысление темы и главной мысли высказывания, подробное ознакомление с имеющейся информацией по этой теме; разностороннее и полное раскрытие темы, избежать лишнего;

o последовательностью, то есть логичностью и лаконичностью мыслей;

o богатством, что предполагает использование различных средств выражения мнений в пределах соответствующего стиля, избежание ненужного повторения слов, однотипных конструкций предложений;

o точностью, которая во многом зависит от глубины знаний и эрудиции личности, а также от активного словарного запаса. Выражая свои мысли, следует подбирать слова, которые наиболее соответствуют высказываемому содержанию;

o выразительностью, для достижения которой следует выделять важнейшие места своего высказывания и выражать свое отношение к предмету речи;

o уместностью и целесообразностью, которая зависит прежде всего от того, насколько полно и глубоко человек оценивает ситуацию общения, интересы, состояние, настроение адресата. Кроме этого, надо избегать того, что могло бы поразить собеседника, вызвать у него раздражение, и указывать на ошибки собеседников в тактичной форме.

Следовательно, высокую культуру речи человека определяет владение литературным языком, ее нормами в процессе речевой деятельности.

Культура речи - это еще и общепринятый речевой этикет: типичные формулы приветствия, пожелания, прощания, приглашение и т. Большое значение имеет и тон разговора, умение выслушать другого, вовремя и уместно поддержать тему. Внимательность, вежливость и обходительность - основные требования речевого этикета.

Вопросы для самоконтроля

1.Что характерно для правильной речи?

2.Что такое точность речи?

3. Назовите основные условия,для создания точной речи?

4.От чего зависит выразительность речи?

5.Что такое уместность употребление языковых средств?

Задания

Прочитайте слова: свитер, теннис, что, конечно, счастье.

Что вы заметили? (произношение не совпадает с написанием).

2. Прочитайте слова, поставив правильно ударение: магазин, портфель, километр, звонит, арбуз, документ, средства, договор.

Анализ текстов

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

- Как бы вы оценили эти сочинения?

(Оба рассказа свидетельствуют о наблюдательности ребят. Только во втором очень много «сорняков», «языкового хлама». Нельзя речь такого человека считать богатой, ведь у него на 10 нужных слов – 20 бесполезных).

в) В нашем дворе живет мальчик, который говорит на каком-то странном языке:

- Где ты оторвал такие джинсы?

- Не шипи!

- Пойдем прошвырнемся!

- Чего выпендриваешься?

- Жутко весело здесь!

- Выскажите свое отношение к данным репликам.

Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. А слова любят нежность! Как часто мы стесняемся говорить правильно… Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки.

Вывод. Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.