Обязательный модуль «политология» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Обязательный модуль «политология»

2021-11-24 26
Обязательный модуль «политология» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Политическая идеология как форма общественного сознания.

Политическая идеология, являясь одной из форм общественного сознания, обладает определенной спецификой. Она заключается в функциональной зависимости содержания той или иной идеологической системы от интересов и политических устремлений того социального субъекта, из которого она исходит. Политическая идеология – это упорядоченная система понятий, идей, представлений, в которых различные субъекты политических отношений (индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом) осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления и действия. В ее содержании синтезируются результаты как научного познания социальной действительности, так и субъективного осознания людьми своих интересов, социально-политических позиций и устремлений.

Политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политической практики. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в систему убеждений и позиций человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. Без этого не может существовать никакое политическое движение, ни одна политическая партия.

Одним из главных субъектов политических отношений являются народы. Именно они выступают в качестве носителей определенных идеологических (идейно-политических) воззрений, в которых они осознают самих себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого сообщества и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. На протяжении своей истории каждый народ вырабатывает и определенную сумму идей относительно способов своего оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм своих взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Такую совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.
Поскольку выразителем и основным инструментом реализации национальной идеологии является государство, то образующую ее совокупность идей, понятий, представлений, убеждений, верований можно назвать также государственной идеологией. Не существует государственно оформленных сообществ людей, то есть наций или народов, без своей государственной идеологии. Таким образом, понятие «государственная идеология» включает в себя широкий комплекс идей и представлений, выработанных данным народом относительно своего прошлого, особенностей своего становления и развития в качестве социально-политической целостности, о своем месте и роли в мировом сообществе, основных направлениях и задачах своей внутренней и внешней политики, путях и способах их осуществления.

В качестве частного понятия по отношению к понятию государственной идеологии выступает понятие идеологии государственности. Оно означает систематизированную сумму выработанных данным народом идей и представлений о предпосылках и об истории становления и развития своего государства, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими государствами.

 

И современное состояние

1. Либерализм и неолиберализм.

2. Консерватизм и неоконсерватизм.

3. Социализм и его формы. Социал-демократическая концепция.

4. Национализм. Фашизм.


1. Либерализм и неолиберализм.


Либерализм – это идейно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, которые выступают против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. Это термин вошел в употребление в первой половине XIX в., когда в Европе появились первые либеральные партии, однако истоки либерализма восходят к эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Ведущие идеологи классического либерализма – Дж.Локк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье, А. Токвилль, Т. Джефферсон. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии. При всех различиях общим для этих мыслителей было то, что каждый из них по своему, в соответствии с реальностями своего времени высказывался за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за перестройку общественно-политических и государственных институтов, за ревизию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с изменением ситуации в обществе. «Декларация независимости США» от 4 июля 1776 года стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Поворотным пунктом в формировании либерализма и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени стала Великая французская революция. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года легитимизировала идеи, ценности и установки, которые впоследствии стали важнейшими системообразующими составляющими классического либерализма.
Либерализм формируется и развивается в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. В различные периоды он выступает в разных формах. Выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции – англосаксонскую и либерально-европейскую. В XIX веке англосаксонская традиция ассоциировалась со свободой торговли, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических ценностей. Носительницей важнейших ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия Великобритании, ставшая во второй половине XIX века одной из двух ведущих политических партий страны. В континентально-европейской традиции больший акцент делался на процессы национальной консолидации отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма.
На первоначальном этапе комплекс ценностей и идей, составляющий сущность либерализма, включал индивидуальную свободу, достоинство человеческой личности, право отличаться от других и быть самим собой. Свобода понималась приверженцами либерализма в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Частная собственность рассматривалась как гарант и мера свободы. Господствующие принципы – laissez faire, laissez passez, свобода рынка и свобода конкуренции социальной и экономической сферах. Постулаты либерализма выражались в законодательном закреплении принципов равенства всех перед законом, в идеях государства – «ночного сторожа» и правового государства, демократии и парламентаризма. Приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством. Исторической заслугой либерализма и партий либеральной ориентации является то, что они сыграли ключевую роль в формировании и институциализации в конце XIX – первых десятилетий XX века основных принципов и институтов современных политических систем, таких как парламентаризм, разделение властей, правовое государство и др.
Конец XIX – начало XX века стали новым рубежом в судьбах либерализма. В это время выдвинулась целая плеяда политэкономистов, социологов, политологов и политических деятелей, выступивших с предложением о пересмотре важнейших положений классического либерализма. Под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии была признана позитивная роль государства в социальной и экономической жизни и пересмотрены отдельные базисные принципы классического либерализма. Водоразделом, утвердившим новый или социальный либерализм в качестве одного из важнейших течений общественно-политической мысли, стал Великий экономический кризис 30-х годов XX века.
Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы и естественных прав человека на жизнь и собственность. Однако практика показала, что безграничная свобода в полной мере не решила ни одной поставленной задачи. Кризис классического капитализма потребовал решительного пересмотра принципов либерального действия.
На смену классическому либерализму пришла идея социального либерализма – неолиберализм. Наибольший вклад в ее развитие внес английский экономист Дж. Кейнс (1881-1946). Центральное положение его теории – это признание решительной роли государства в регулировании экономического развития и в социальной политике.

Идея социального либерализма была реализована в практике «нового курса» Рузвельта. Вступление развитых капиталистических стран в полосу экономического и структурного кризиса потребовало новых форм регулирования, разработки новых методов управления. Для регулирования экономики в США были приняты «Закон о восстановлении промышленности» и «Закон о регулировании сельского хозяйства». Проводилась демонополизация промышленности, государственное регулирование производства, а также единая политика цен, распределение рынков сбыта. «Новый курс» предусматривал активную социальную политику. Неолиберализм с его идеей всеобщего благосостояния доминировал в политике, экономике, духовной жизни вплоть до середины 1970-х гг.


2. Консерватизм и неоконсерватизм.

Консерватизм – это система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции, а потому не всегда он ассоциируется с конкретными политическими партиями.

История консерватизма начинается со времен Великой Французской буржуазной революции, которая бросила вызов основам прежнего порядка, всем традиционным силам, всем формам господства наследственной аристократии. Впервые его основные положения были сформулированы в работе английского философа Э.Берка (1729-1797) «Размышления о революции во Франции». Выступая как противник идей европейского Просвещения и Французской революции, Берк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Он критикует идеи рационализма, индивидуализма, безраздельного господства рынка, считает, что эти идеи разрушают вековые нравственные устои, ведут к хаосу и раздорам. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Только в этом случае может быть обеспечено его будущее. Сам же термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Р.Шатобрианом, который стал издавать журнал «Консерватор», и произошло это в 1815 году.

Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, иерархичность человеческого общества, привилегий отдельных социальных слоев, отдает приоритет преемственности над инновациями. Власть дана от бога, она носит сакральный характер. Государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к объединению на местном, региональном уровне. Консерваторы считали, что в сознании людей надо культивировать частную собственность, гуманные традиции прошлого, идеи децентрализации власти. Важнейшей чертой консерватизма было положение об изначальной и абсолютной несовместимости свободы и равенства людей. Консерватор, в отличие от либерала, – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или социальной группы.
После второй мировой войны консервативная идеология приобретает новые формы. Предпринимается попытка обосновать третий путь, отличный от либерализма и социализма. Для него характерно соединение старых ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эпохи (творческий труд, уникальность личности, ускоренное развитие нерыночной сферы – культуры, образования). Формируются различные разновидности консерватизма: технократические, традиционалистские, христианско-католические, реформистские, радикалистские, рейганизм в США, тэтчеризм в Великобритании. Неоконсерватизм проявляет большую склонность к либеральным ценностям, мягче относится к государственному регулированию, участию населения в управлении, но и требуя укрепления законности и порядка. Неоконсерватизм предложил обществу ясные духовные приоритеты семьи, религии, социальной стабильности. Приверженность рыночному хозяйству, привилегированность отдельных слоев рассматриваются как основа для сохранения универсальных нравственных законов, человеческих качеств.
В современном консерватизме органично сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного человека и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.
Идеологи неоконсерватизма – полагают, что современное государство переживает кризис, обусловливающийся действиями профсоюзов террористов, которые парализуют высшее системное правление. Расширение демократии, выполнение несвойственных государству социальных функций ослабляют его, что может в итоге привести к диктатуре и гибели западноевропейской культуры. Только государство понимает, что есть всеобщее благо, и только оно способно его осуществить. Сегодня разница между неоконсерватизмом и неолиберализмом не столь существенна, в главных идеях они сходятся.


3. Социализм и его формы.

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Сам же термин «социализм» (от лат. socialis – общественный) появился сравнительно недавно. Его ввел в оборот французский теоретик Пьер Леру, который в 1834 году написал статью «Об индивидуализме и социализме». Он употребил термин «социализм» с целью противопоставления его понятию «индивидуализм». С тех пор с этим понятием связываются социально-политические концепции, целью которых был поиск путей к социальной гармонии. Эти концепции исходят из того, что на смену индивидуализму идет совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей должно общество, основанное на принципах коллективизма, равенства и социальной справедливости.

В основе различных подходов к пониманию социализма лежит вопрос о том, какова материальная, экономическая основа будущего общества. Различные ответы на этот вопрос порождают и многочисленные разновидности концепций социализма.

Одним из направлений в развитии социалистической идеологии является концепция утопического социализма. Его основоположники – англичанин Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия», и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавший «Город солнца». Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства людей, благополучия и социального мира.
Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопического направления внесли французы А. Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858). Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждому по его делам; всестороннее и гармоническое развитие личности; ликвидация религий между городом и деревней; разнообразие и смена физического и духовного труда; принцип свободного развития каждого как условия свободного развития всех.

Воззрения теоретиков утопического социализма формировалось под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Социалистическая идеология в этих условиях целеустремленно защищала интересы трудящихся, идею социального прогресса и веры в прекрасное будущее человечества.
В этот период времени возникает и крайнее проявление социализма – коммунистическая идеология. Она была более последовательна в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Представители утопического социализма и коммунизма по разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь – реформы. Другие – Мабли, Бабеф – призывали трудящихся к революции.

В 40-е годы XIX в. возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX-XX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

В учении Маркса о новом обществе можно выделить две стороны: теоретическую и политическую. Теоретическая часть этого учения анализирует суть социализма (коммунизма) как общественно-экономической формации, обосновывает закономерность его порождения всем ходом естественноисторического процесса. Политическая сторона посвящена выражению, артикуляции интересов рабочего класса и обоснованию политических средств их реализации так, как это виделось Марксу в середине XIX века.

Учением о классовой борьбе, которую ведет пролетариат и которая должна завершиться революцией и установлением диктатуры пролетариата Маркс предельно радикализировал идею социализма. Он придал ей характер не только научно-теоретического знания, но и программной революционно-практической установки.

Сегодня очевидно, что политическая сторона учения Маркса во многом устарела, ряд ее положений требует пересмотра или современной интерпретации. Это относится, в первую очередь, к идее насильственной революции пролетариата и установления его классовой диктатуры. Однако главный смысл марксовой теории социализма заключен в раскрытии экономической закономерности перехода к общественной собственности и в выяснении ее сущности.

На рубеже XIX-XX вв. в марксизме возникают два основных направления – ревизионистское (реформистское) и радикально-революционное, которые с разных позиций стремились осмыслить новые процессы.
Сущность ревизионизма заключается в ориентации на реформистское эволюционное преобразование капитализма и медленное приближение к строю социальной справедливости и равенства граждан при сохранении социального мира.

Радикально-революционное направление в марксизме – ленинизм. В.И. Ленин (1870-1924) защищал в марксизме учение о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции. Постепенно идейная эволюция марксизма-ленинизма шла в сторону все большего догматизма. Абсолютным выражением философии насилия и нетерпимости к инакомыслию стал сталинизм. На практике марксизм-ленинизм все больше и больше превращался в идеологию тоталитарного общества.

Национализм. Фашизм.

Сущность национализма как политической идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной исключительности с одновременным недоверием к чужим этическим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в праве на существование. Идеология национализма постулирует приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим. Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к упрощению, застою и упадку данной национальной культуры.
Идеология национализма родилась в процессе распада средневековых государственных образований, формирования наций и образования национальных государств в Новое и Новейшее время. Первое значимое проявление и формирование национальной идеи относится к эпохе Великой Французской буржуазной революции. Именно тогда был четко выражен принцип суверенности нации как субъекта государственной жизни. Только государству принадлежит право устанавливать законы для граждан, человек же должен быть предан нации и наряду с правами имеет и определенные гражданские обязательства.

До середины XIX в. развитие национальной идеи в большинстве европейских стран было связано с идеями либерализма, то во второй половине века появился новый вид национализма – с сильными милитаристскими тенденциями, оказавший значительное воздействие на европейскую государственно-политическую жизнь.

В современном мире можно выделить такие формы национализма, как:
• политический национализм – как выражение тенденции к созданию собственного государства на основе осознания единства нации, ее истории, культуры, территории, интересов;

• культурный – как проявление стремления к сохранению своей духовной неповторимости и определенности;

• языковой – как защита важного фактора единства нации, укрепления и развития отношений между людьми, что связано с укреплением политического единства;

• экономический, который направлен на обеспечение приоритета своим национальным промышленным и сельскохозяйственным производителям в международной экономической конкуренции и который чаще всего принимает форму протекционизма.


Понятие «фашизм» (от лат. fasio, итал. fasismo, fascio – пучок, связка, объединение) используется в двух значениях:

1. Как тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционной демократии (в Европе ХХ в. – это Португалия при режиме Салазара, Испания – при Франко, Италия – при Муссолини, Германия – при Гитлере).

2. Как идеология, теория и практика правоэкстремистского движения в 1920-1990-х гг. в Европе.

Характерные черты идеологии фашизма: антидемократизм; антимарксизм; антисемитизм; расизм и идеи расового превосходства; шовинизм; мистический вождизм; культ тоталитарного государства и социального насилия; концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови; готовность к борьбе за порабощение «низших» народов и рас; оправдание геноцида последних.

 

Идеологические процессы.

 

1. Понятие, структура и функции политической культуры.

2. Типы политической культуры.

3. Особенности политической культуры в современной Беларуси.

4. Политическая культура белорусской молодежи и студенчества как особой социально-демографической группы.

 

Типы политической культуры.

Воздействие политической культуры на реальную политическую жизнь зависит от ее типа, качественной определенности. Существуют различные типологии политической культуры. Наиболее используемой ее классификацией является выделение трех типов политической культуры, предложенное Алмондом и Вербой в работе «Гражданская культура»:

I. Патриархальная. Для нее характерно индифферентность по отношению к политике, переплетенность религий, экономических и политических представлений, низкая политическая компетентность и активность. Такая культура характеризует неразвитые в политике отношения общества.

II. Подданническая (традиционная). Ее особенностями являются усвоение индивидами исполнительных политических функций и ролей, политическая пассивность и крайне слабый интерес к политике в целом. Данный тип политической культуры наиболее адекватен авторитарным формам правления.

III. Активистская. Ее отличает высокий интерес граждан к политике, хорошая информированность, стремление реализовать при помощи власти собственных цели и интересы, высокая активность.

Современной представительной демократии наиболее адекватна гражданская культура, являющаяся синтезам подданнической и активистской культур. Согласно Алмонду и Вербе, гражданская культура предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активизацию их политические участия в кризисных ситуациях.
В зависимости от степени политического консенсуса общества политическая культура делится на фрагментированную и интеграционную.
Фрагментированная политическая культура характеризуется неоднородностью и конфликтностью субкультур, отсутствием доверия между субъектами политики, высокой степенью использования насилия.
Интегративная политическая культура отличается высокой степенью гомогенности (однородности) культуры и доверия между субъектами политики, формированием общепринятых ценностей.
В качестве критерия выделения типов политической культуры выступают базовые ценности, на которые ориентируются та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе.
Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью является человек с его потребностями и интересами. Политическая система и ее структурные элементы носят демократический характер. Высока политическая активность участников политического процесса.

Элитарная политическая культура. Базовая политическая ценность – власть или властные структуры общества. Человек – лишь средство достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества не принимает участия в решении политических проблем, ее характеризует низший уровень политической активности.
Архаическая политическая культура. В качестве главной ценности выступают интересы этноса. Индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.
Еще одним критерием для типологизации политической культуры является ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. Два основных регулятивных механизма – государство и регион. Соответственно выделяют бюрократический и рыночный типы политической культуры.

Рыночная политическая культура. Политика рассматривается как разновидность бизнеса, политические решения – как результат «торговой сделки». Это культура индивидуализма, высшей целью ее которой являются частные интересы. Данный тип культуры ориентирован на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы.

Бюрократическая политическая культура связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкретной борьбы. Интересы государства выше частных.

В чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.

 

Лекция 5.

Типы политических систем.

В основу типологии политических систем могут быть положены разные критерии. Общепринятой является типология, основанная на характере политического режима – совокупности способов осуществления власти. Именно политическая власть и предопределяемые его характер и направленность социального развития являются основным критерием, в соответствии с которым политические системы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические. Различия между ними обусловлено различным типом взаимоотношений между политическими системами и гражданским обществом, т.е. внешней средой.
Американские политологи Алмонд и Пауэлл в 1966г. предложили типологию, в основу которой был положен уровень развития политической системы. Ученые выделили три типа:

1. Примитивные системы.

2. Традиционные системы. Они обладают дифференцированными государственными структурами, но в обществе преобладает культура подчинения. Это феодальная система современной традиционной монархии.
3. Современные системы. Они обладают не только дифференцированными государственными структурами, но и дифференцированной структурой других политических институтов (партий, групп давления и пр.) В таких условиях развивается культура участия.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на консервативные и трансформирующиеся.

По характеру взаимодействия со средой политические системы могут быть открытыми (современные западные демократии) или закрытыми (бывшие тоталитарные системы Восточной Европы).
По уровню концентрации или распределения власти – централизованные (основные рычаги власти сосредоточены в руках центра) и децентрализованные (значительный объем властных полномочий передан территориальным органам).

Существует и ряд других типологизаций. Так, американский политолог Г.Алмонд различал англо-американский тип политической системы, континентально-европейский (за исключением стран Скандинавии и Бенилюкса), доиндустриальный или полуиндустриальный, тоталитарный. М.Дюверже выделял следующие типы: либерально-демократический, социалистический, консервативно-диктаторский, традиционная монархия.

 

Тема 6. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства.

 

Общие признаки

Основными и достаточными признаками (элементами), присущими государствам всех времен и типов, являются 1) территория, 2) население, 3) власть, 4) суверенитет, 5) монопольные права: на применение насилия, на издание законов и на взимание налогов.

- Территория составляет физическую, материальную основу государст­ва. Территория государства представляет собой простран­ство, на которое распространяется его власть. Это не только т. наз. "твердая земля" (суша), но и недра, а также водное и воздушное пространства.

- Население государства — это совокупность людей, про­живающих на его территории. Несмотря на сущест­вующие социальные, этнические, религиозные, расовые и т. п. различия, население страны составля­ет единое сообщество, народ, выступающий как источник власти в государстве.

- От­деленная от общества публичная власть. Носителем власти является  осо­бый слой людей, который профессионально занимается управ­лением посредством специальной организации —госу­дарственного аппарата.  

- С уверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государст­во обладает высшей и неограниченной властью на данной  территории и само определяет свои от­ношения с другими государствами

 - Монопольное право на применение принуждения. Для этого государство располагает необходи­мыми органами (армия, полиция, службы безопасности, тюрьмы и т. д.) и средствами (оружие, другие ресурсы).

 - Монопольное право на издание законов и других правовых ак­тов, обязательных для всего населения.

- Монопольное право на взимание налогови сборов с на­селения. Налоги необходимы для материального обеспе­чения государственной деятельности и содержания управ­ленческого аппарата.

Признаки государства как основного структурного элемента политической системы общества:

1. выступает от имени всего народа;

2. предназначено для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества;

3. располагает спе­циальным аппаратом управления;

4. оказывает определяющее влияние на развитие экономики;

5. обладает суверенитетом;

6. издает правовые акты;

7. обеспечивает гуманитарное развитие общества

Функции государства.

Место и роль государства в политической системе общества определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью.

Функции государстваэто основные направления (виды) деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Один из основных критериев классификации – сферы государственной деятельности:.

1. Внутренние функции – это такие направления деятельности государст­ва, которые направлены на решение задач внутреннего развития общества.

2. Внешние функции государства – это основные направления деятельно­сти государства в его отношениях с другими государствами.

К числу внутренних функций относятся:

§ экономическая,

§ идеологическая,

§ социальная,

§ экологическая,

§ культурная,

§ функция охраны право­порядка, прав и свобод граждан.

К внутренним функциям относятся:

- защита существующего экономического и общественно- политического строя;

- регулирование соци­альных отношений;

- обеспечение законности и правопорядка;

- защита окружающей природной среды;

- культурно-воспитательная функция (развитие образования, науки, спорта и т. д.).

 

Внешние функции государства закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением:

- обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны;

- защита ин­тересов государства на международной арене;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- уча­стие в международном разделении труда;

- участие в решении глобальных проблем человечества.

В соответствии с преобладающей на­правленностью государственной деятельности:

- об­щесоциальные (правоохранительная, природоохранительная и др.)

- классовые (функция захвата чужих территорий, подавления сопротивления эксплуатируемых)

-

Государственные органы.

 

Для осуществления указанных функций государство формирует систему органов власти и управления,  составляющих в совокупности организацион­ную структуру государства. Современная система государственных органов включает  следующие элементы:

1) Представительные органы государственной власти. Представительные органы формируются путем прямого волеизъявления граждан (всеобщими вы­борами). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной вла­стью, и местные органы власти и самоуправления;

2) Исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов — непосредственное каждодневное управление государственными делами, включающее в себя:

 а) исполнительную деятельность (осуществление решений представительных учреждений);

б) распорядительную деятельность (осуществление управ­ления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).

 Различают высшие (прави­тельство), центральные (министерства, ведомства) и ме­стные исполнительные органы. 

3) Органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нару­шенных прав, наказание нарушителей закона.

4) Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории государства. 

5) Органы государственного контроля.

6)  Органы охраны общественного порядка (милиция, полиция).

7) Органы государственной безопасности.

8) Вооруженные силы (армия).

Виды органов государства в соответствии с теорией разделения властей:

· законодательные,

· исполнительные,

· судеб­ные,

· контрольно-надзорные.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными норматив­ными актами органом законодательной власти является Парламент – На­циональное собрание РБ; органами исполнительной власти – Правительст­во – Совет Министров РБ, подчиненные ему органы государственного управления, другие органы исполнительной власти; органами судебной власти – Верховный Суд РБ, Высший Хозяйственный Суд РБ, Конституци­онный Суд РБ; контрольно-надзорными орган


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.