Развитие моторики кистей и пальцев рук — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Развитие моторики кистей и пальцев рук

2021-11-24 32
Развитие моторики кистей и пальцев рук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рыбка, плыви!

Цель. Учить детей выполнять действия руками по подражанию взрослому; развивать внимание.

Ход игры. Педагог говорит, что сейчас они поиграют ручками: «У вас ручки смелые и умелые, они умеют многое». Педагог соединяет обе ладони, кладет их на стол перед собой и выполняет движения то в правую, то в левую сторону. При этом он говорит: «Посмотрите на мои руки. Я соединил(а) ладони вместе – и получилась рыбка, она плывет. Вот так, плыви, рыбка! Теперь вы соедините обе ладони и делайте, как я. Рыбки, плывите!». При затруднении используются совместные действия.

Каждому пальчику – колечко

Цель. Учить детей выделять отдельно каждый палец.

Оборудование. Красивые коробочки, в каждой из которых находится 5 цветных колечек.

Ход игры. Педагог сообщает детям, что они будут играть с колечками. Показывает детям красивую коробочку, открывает ее и достает оттуда красивое колечко, одевает его на палец – на мизинец. При этом педагог говорит: «Вот это колечко – мизинцу». Затем раздает детям коробочки и предлагает им открыть их, достать одно колечко, надеть его на мизинец. Далее педагог просит детей выполнять задания по подражанию: надевать колечки на каждый палец. При надевании колечка взрослый называет каждый палец: «Безымянный, средний, указательный, большой».

Будь внимательным!

Цель. Продолжать учить детей выполнять действия руками по подражанию взрослому; развивать внимание.

Ход игры. Детей сажают за столики и предлагают поиграть в игру с ручками. Педагог говорит: «Наши ручки умеют стучать, как молоточки», – сжимает одну руку в кулак и стучит ей по столу, говорит: «Тук-тук!» А другой рукой выполняет другое движение – ладонь кладет на стол и говорит: «Хлоп-хлоп!» Затем педагог меняет действия рук и предлагает детям делать так же.

Каждому пальчику – шапочку

Цель. Учить детей целенаправленно выделять отдельно каждый палец.

Оборудование. Цветные наперстки каждому ребенку (по 5 наперстков).

Ход игры. Взрослый показывает детям прозрачную коробочку с цветными наперстками, демонстрирует, как надо надевать «шапочки» на пальцы. Затем предлагает каждому ребенку поочередно надевать наперстки на каждый палец руки, уточняя названия каждого: «Это мизинец, безымянный, средний, указательный и большой». В конце игры произносится потешка: «Пальчики гуляют, шапки надевают. Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы погулять». В конце игры взрослый просит показать по называнию пальцы: «Покажи, где указательный пальчик, где безымянный?…»

Бабушкины очки

Цель. Продолжать учить детей выполнять определенные действия пальцами рук по подражанию взрослому; удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: «Бабушка очки надела и внученьку (Машеньку) рассмотрела».

Затем предлагается детям выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого. Игра повторяется несколько раз.

Дудочка

Цель. Учить детей содружественному движению рук и пальцев, учить выполнять «раскатывающие» движения пальцами обеих рук одновременно, учить удерживать предмет всеми пальцами обеих рук.

Оборудование. Простой ребристый карандаш для каждого участника занятия.

Ход игры. Взрослый показывает детям карандаш и говорит: «Это карандаш, им можно рисовать. (Показывает, как можно проводить, к примеру, линии карандашом.) Карандаш волшебный. Он может петь, как дудочка: ду-ду-ду! Я научу тебя играть на дудочке. Мы возьмем карандаш в ладошки и будем его раскатывать, вот так (показывает раскатывающие движения ладонями), а теперь возьмем карандаш всеми пальчиками (обеих рук) вот так, приподнимем ручки (на уровне лица) и будем петь: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во дуду (можно раскачивать в такт головой)». Сначала взрослый помогает ребенку удерживать пальцы на карандаше и подпевает, затем берет еще один карандаш и следит за тем, чтобы ребенок повторял за ним его движения: раскатывание карандаша между ладонями, захват пальчиками, удерживание карандаша пальцами на уровне лица.

Поезд

Цель. Действовать по подражанию; развивать движения кистей рук; учить произвольно регулировать скорость движений.

Ход игры. Педагог сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения – «вагончики поехали». Постепенно он ускоряет темп постукивания и приговаривания, побуждая детей делать то же.

Теневой театр

При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных – зайчика, гуся и т. д.

Оборудование. Экран, настольная лампа (источник света).

Зайчики

Цель. Развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре.

Ход игры. Педагог складывает пальцы руки, получая на экране изображение зайчика: мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем – «мордочка», а два других пальца поднимаются вверх – «ушки», кисть руки чуть-чуть наклоняется вперед. Зайчик прыгает на экране. «Это мама-зайчиха своих зайчат ищет. Где они?» – говорит педагог и предлагает детям сделать зайчат. Каждому ребенку он помогает правильно сложить пальцы. После этого дети поднимают руки, приближая их к экрану, зайчата прыгают вокруг зайчихи. Педагог поощряет эмоциональные проявления детей.

Игра повторяется. Дети изображают зайчиков то одной, то другой рукой.

Гуси

Цель. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Ход игры. Педагог говорит, что сегодня в гости к детям придут не зайчики, а гуси. Он сжимает четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз (рис. на с. 43). «Га-га-га, где мои гусята?» – говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: «Гуси, гуси!» Дети отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?» – продолжает педагог. Дети отвечают: «Да-да-да».

В дальнейшем игру можно усложнить. Каждый ребенок выводит на прогулку двух гусят, т. е. двумя руками выполняет фигурки гусят. Гуси могут идти рядом, за мамой.

Игра на детском пианино (рояле)

Цель. Развивать мелкие движения пальцев каждой руки; учить действовать по подражанию взрослому; продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам и желание сотрудничать со взрослым.

Оборудование. Детское пианино (рояль), нарядная кукла.

Ход игры. Педагог ставит на стол детское пианино, предлагает вспомнить музыкальные занятия. Затем показывает куклу и просит сыграть ей песенку. Сначала он играет сам простую, знакомую детям мелодию, напевая ее без слов («ля-ля-ля»), побуждает детей подпевать. После этого дети с помощью педагога ударяют по клавишам пианино указательным пальцем правой руки, затем другими пальцами, подпевая: «Ля-ля-ля».

В дальнейшем они играют для мишки или другой игрушки двумя руками, ударяя по клавишам пальцами обеих рук.

Мозаика

Цель. Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания; развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

Оборудование. Набор мозаики (формы шестигранные) на каждого ребенка, мелкие сюжетные игрушки (матрешки, зайчики, куколки и др.).

Ход игры. Педагог показывает детям доску для мозаики, обращает внимание на отверстия. Берет один элемент мозаики, подходит к каждому и дает рассмотреть шляпку и штырек («как грибочек»). Педагог показывает, как вставлять форму в отверстие доски, затем раздает детям наборы и предлагает вставить элементы в отверстия. Во время работы подходит к каждому и показывает, как брать форму щепотью.

На последующих занятиях дети выкладывают дорожку для матрешки (она по ней гуляет), домик для зайки, цветочек для куклы и т. п.

После того как дети научатся выполнять эти задания по подражанию, они действуют по образцу.

Поезд

Цель. Продолжать развивать движения пальцев, хватание щепотью и указательный тип хватания; развивать координацию при выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; учить подражать действиям педагога.

Оборудование. Элементы пластмассового конструктора.

Ход игры. Педагог предлагает детям построить поезд, раздает элементы цепочки из конструктора. Количество элементов увеличивается по мере усвоения игры (сначала 4–5 элементов, затем 10–15). Педагог говорит, что красный элемент – это паровоз, а желтые – вагончики, и соединяет элементы в цепочку. Фиксируя свои действия на каждом моменте, он сначала показывает, что делает одна рука, затем – обе руки. Дети подражают педагогу. Когда все поезда будут готовы, он говорит: «Поехали на прогулку» – и передвигает свой поезд по столу, приговаривая: «Чу-чу». Дети повторяют.

Заборчик

Цель. Продолжать учить правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов; развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий, эмоциональное отношение к игре, подражание действиям взрослого.

Оборудование. Готовые маленькие домики из конструкторов «Построй поселок» и «Конус», маленькие игрушечные котята.

Ход игры. Педагог раздает детям домики и говорит, что в них живут маленькие котята, а вокруг их дома нужно построить забор, чтобы в дом не забежала собака. Сам строит забор последовательно, соединяя элементы конструктора. Затем раздает элементы конструктора, и дети так же строят заборы. Взрослый оказывает им необходимую помощь. Когда постройка закончена, педагог берет одного котенка и обыгрывает постройку (вводит котенка во двор, тот как бы осматривает дом и т. п.). После этого он раздает детям котят, и они начинают играть.

Гирлянды для елки

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Оборудование. Цветная проволока; катушки (пластмассовые), окрашенные в яркие цвета.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. Педагог показывает красивые цветные катушки и говорит, что они будут делать гирлянды для елки. Он надевает первые две катушки, медленно показывая детям, как это надо делать. Затем они по очереди подходят к педагогу и надевают по две катушки. Гирлянда обязательно вешается на елку.

Бусы для куклы

Цель. Та же.

Оборудование. Крупные бусы, цветная проволока, леска.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на кукол, сидящих в игровом уголке, и говорит, что они хотят устроить праздник. Для этого куклам нужны украшения – бусы. Педагог раздает детям бусинки, цветную проволоку и показывает, как одной рукой надо взять бусинку, а другой – проволоку, найти отверстие в бусинке и продеть через него проволоку. Помогает каждому ребенку надеть первую бусинку. Затем дети работают самостоятельно. Концы проволоки соединяет педагог. После этого бусы надевают на кукол и мишек. Дети берут за руки кукол и мишек и пляшут с ними.

Помоги Незнайке

Цель. Учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.

Оборудование. На каждого ребенка – картонный лист (размером в половину тетрадного) с изображением Незнайки. На некотором расстоянии от Незнайки прикреплена крупная пуговица. Кроме того, 4 лепестка из плотной цветной материи с пришитой матерчатой петлей или прорезанной в лепестке.

По мере усвоения игры к картонке пришивают 2–4 пуговицы; увеличивается и количество лепестков.

Ход игры. Педагог показывает Незнайку и говорит, что он хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему помочь. Затем объясняет детям, как, последовательно надевая петли лепестков на пуговицы и распределяя их вокруг пуговицы, составить красивый цветок. Незнайка радуется ему и благодарит. Педагог раздает всем детям картонки и лепестки, и они самостоятельно присоединяют лепестки к пуговицам. Но вначале он каждому ребенку показывает еще раз, как надеть на пуговицу петлю. В дальнейшем при необходимости педагог прибегает к совместным действиям. По окончании игры все Незнайки благодарят детей.

Куклы пришли с прогулки

Цель. Учить детей расстегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать интерес к овладению предметно-игровыми действиями.

Оборудование. Кукла, одетая для прогулки (пальто и кофта на пуговицах), на каждого ребенка; кукольная посуда.

Ход игры. К детям приходят куклы и просят помочь им раздеться, так как они не умеют расстегивать пуговицы. Педагог помогает расстегивать пуговицы на пальто, на кофте. Куклы радуются, благодарят. Затем дети кормят кукол.

Аналогично проводятся следующие игры: «Оденем куклу (мишку) на прогулку» (дети уже застегивают пуговицы); «Уложим куклу спать» (расстегивают более мелкие пуговицы на другой одежде кукол: халатиках, сарафанах, кофточках или жилетках); «Кукла встала» (застегивают мелкие пуговицы).

Сделай целую игрушку (занятие)

Цель. Продолжать учить детей застегивать пуговицы, развивая мелкие движения рук; формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.

Оборудование. Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела мишки (зайки, Чебурашки, котенка); целая фигурка мишки, выполненная из этих же частей (части соединяются между собой с помощью пуговиц и петель).

Ход занятия. Педагог показывает фигурку мишки, рассматривает его с детьми, обращая внимание на отдельные части: голову, туловище, лапы, уши на голове. Уточняет, что голова располагается вверху, туловище внизу, лапы по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такого же мишку, составляя его из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать таких же мишек и раздает каждому комплект частей. Дети постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем педагога, затем застегивают пуговицы. Потом они играют с мишками.

По аналогии дети составляют из частей фигурки зайки, Чебурашки и других игрушек.

Дорожка для зайчика

Цель. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям педагога; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать эмоционально-положительное отношение к выполнению задания; формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.

Оборудование. По количеству детей – листы плотного картона с изображением домика (внизу прикреплена тесьма, около домика – отверстие); картонные фигурки зайчат. Для второго варианта игры в картонных листах делаются три отверстия, с тем чтобы дорожка шла под прямым углом.

Ход игры. Педагог раздает листы картона и просит детей показать домики. «В этих домиках живут зайчики, – говорит он и показывает фигурки. – Они хотят попасть домой, но нет дорожек. Помогите сделать для них дорожки». Педагог объясняет, как сделать дорожку, продевая кончик тесьмы в отверстие: «Вот и получилась дорожка к домику». Ведет своего зайчика по дорожке к домику. Дети выполняют задание по подражанию. При затруднениях педагог помогает им.

Дождь идет

Цель. Продолжать учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); продолжать создавать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование. На каждого ребенка – лист картона с изображением травки и грибка (на листах сверху закреплены три тесьмы, от каждой из них вниз по диагонали листа сделано по пять отверстий, в которые продевается тесьма – «дождик»); все три линии должны быть параллельны; фигурки зайчат из картона.

Ход игры. Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка. «Ой, пошел дождь», – говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детям листы картона, и они с его помощью выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: «Опять дождик пошел, прячьте скорее своих зайчат». Раздает фигурки зайчиков. Дети прячут их под грибки.

По такому же принципу проводится игра «Проводи цыпленка к курочке» (зайчонка – к зайчихе, щенка – к собаке и т. д.). В каждом случае можно менять количество прорезей и направление в расположении тесьмы: по вертикали, горизонтали, диагонали.

Коврик для мамы (занятие)

Цел ь. Продолжать развивать мелкие движения пальцев, целенаправленность действий в работе с бумагой; учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно принести радость близким людям.

Оборудование. Заготовки из плотной цветной бумаги (листы квадратной или прямоугольной формы с прорезями: в трех рядах по три прорези); по три полоски бумаги контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка; клей, кисточки, тряпочки.

Ход занятия. Педагог говорит детям, что они будут делать подарки для мам (к Новому году, к 8 Марта и др.). Показывает, как продевать полоски бумаги в прорези заготовки, чтобы получить красивый коврик. Затем педагог раздает детям заготовки и по одной полоске бумаги, помогает каждому продеть полоску в крайнюю прорезь, напоминает, что полоску нужно просовывать то вверх, то вниз. Потом раздает по второй полоске и обращает внимание детей на то, что видимые части полосок должны чередоваться: там, где первая была внизу, вторая должна быть наверху и т. д. Когда все полоски будут правильно продеты, педагог показывает, как подклеить концы бумаги с обратной стороны коврика, а для этого раздает детям клей, кисточки и тряпочки. В канун праздника дети торжественно дарят коврики родителям.

Кто ловкий?

Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование. Две картонные коробки, бирюльки или шарики диаметром 2–3 см, сачок для аквариума.

Ход игры. Педагог показывает детям бирюльки или шарики в коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком в другую коробку. Показывает, как это сделать. Потом предлагает всем детям стать ловкими и выполнить те же действия. Каждый ребенок берет сачок ведущей рукой (правой или левой).

Поймай рыбку

Цель. Та же: развивать положительное отношение к игре.

Оборудование. Материалы из игры «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.

Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая. Пойманных сачком рыбок дети переносят в аквариум. Педагог показывает все действия.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.