Направление: человек путешествующий — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Направление: человек путешествующий

2021-11-24 52
Направление: человек путешествующий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Направление: ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Путь и дорога – это то, с чем сталкиваются все люди, поскольку человек, рождаясь, начинает свой жизненный путь, который неизбежно завершается со смертью. То, какой путь выбирает человек, говорит о его внутреннем мире. Кто-то выбирает служение обществу, кто-то – удовлетворение собственных корыстных потребностей. У каждого человека собственная дорога. Однако под путем можно понимать и путешествия, которые помогают человеку в познании окружающему мира и собственного «я». Под дорогой может пониматься и этапы научных исследований или творческие поиски.

Мотив дороги отражается во многих художественных и публицистических произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов, поэтов и публицистов. Часто путь, который совершает герой, говорит о произошедших внутренних изменениях.

Примерные темы:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

Список литературы:

  1. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
  2. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  3. Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  4. У. Голдинг «Повелитель мух»
  5. И.А. Гончаров «Обломов»
  6. М. Горький «Старуха Изергиль»
  7. А. С. Грибоедов «Горе от ума»
  8. В.А. Каверин «Два капитана»
  9. В.Г. Короленко «Дети подземелья»
  10. Б.Л. Пастернак «Снег идет»
  11. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Телега жизни»
  12. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербуга в Москву»
  13. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
  14. А.Т. Твардавский «Василий Теркин»
  15.  Л. Н. Толстой «Война и мир»
  16. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  17. А.П. Чехов «Студент», «Дама с собачкой», «Крыжовник»
  18. Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
  19. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  20.  и другие произведения.

Аргументы по направлению:

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Образ дороги, имеющий довольно символический смысл, занимает в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» важное место.

С образом дороги связано все повествование, поскольку главный герой Чичиков на протяжении всего повествования находится в пути, то посещая помещиков, то заезжая в губернский город NN. Дорога становится тем, что помогает центральному персонажу в покупке «мертвых» крестьянских душ. К некоторым помещикам Чичиков едет целенаправленно, к кому-то попадает совершенно случайно, однако в любых ситуациях ему удается «выйти сухим из воды», либо приобретя души умерших крестьян, либо уехав без особых приключений. Дорога, символизирующая весь жизненный путь Чичикова, который, несмотря на различные трудности, проблемы и неожиданности, в целом добивается своих целей, демонстрирует, что Чичиков обладал способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам.

Мотив дороги важен в поэме не только для раскрытия образа центрального персонажа, но и для демонстрации порочности помещичьей и чиновничьей среды. Повествование «Мертвых душ» построено так, что Чичиков перемещается от «беспочвенного мечтателя» Манилова до Плюшкина, который являлся «прорехой на человечестве». Сюжетные особенности, с помощью которых демонстрируется нравственная деградация, помогают выразить мысль, которая важна для всего повествования: «мертвыми» являются не столько души умерших крестьян, которых хочет купить Чичиков, сколько души помещиков и чиновников, которые живы лишь физически. Н.В. Гоголь демонстрирует путь, по которому идет Россия: это путь «омертвления» души, когда люди самостоятельно обрекают себя на бесцельное существование.

Важен символизирующий всю Россию образ «птицы-тройки», наблюдаемый в лирических отступлениях. Автор выражает мысль о неизвестности пути России: она, как и «птица-тройка», «несется» в неизвестном направлении, а ее будущее неизвестно. Однако в финале первого тома поэмы вновь появившийся образ «птицы-тройки» трактуется автором уже по-другому. Н.В. Гоголь выражает мысль о возможности возрождения России, он выражает надежду на то, что Россия встанет на истинный путь и пойдет к лучшему будущему, чему должны были быть посвящены второй и третий тома «Мертвых душ».

Таким образом, образ дороги в гоголевской поэме помогает в демонстрации жизненного пути центрального персонажа Чичикова и в раскрытии проблемы пути России.

У. Голдинг «Повелитель мух»

В романе У. Голдинга «Повелитель мух» особое внимание уделяется жизненным путям Ральфа и Джека, двух мальчиков, которые первоначально имели общую цель. Оставшись без взрослых на необитаемом острове, ребята создают правила для всеобщего существования. Ральф и Джек сначала поддерживали друг друга, всячески помогали и шли на компромиссы ради решения проблем, затрагивающих всех детей, находившихся на необитаемом острове.

Однако вскоре Джек выбирает совершенно другой путь. Желая получить всю власть в свои руки, мальчик фактически делит всех детей на две противоборствующие группы. У. Голдинг показывает, что жизненный путь одного человека влияет на путь всего общества: злость и жестокость Джека, рожденная стремлением к власти, приводит к тому, что дети, которые и так оказались в сложной ситуации, попав на необитаемый остров без взрослых, сталкиваются с еще большими проблемами. Решение Джека воздействует на дальнейшую жизнь других детей, из-за эгоизма Джека даже погибают некоторые дети. В итоге Ральф теряет всю свою поддержку, поскольку находящиеся на его стороне ребята либо погибают, либо переходят на сторону Джека. В финале романа показано, что жизнь Ральфа, который на протяжении всей этой «борьбы» старался сохранить командный дух, вновь объединить всех ребят для благополучного проживания на необитаемом острове, находится в опасности, поскольку Джек и подчиненные ему встали на животный путь, истребляя всех, кто против них. Зло почти торжествует, и неизвестно, что было бы, если бы Джек ликвидировал мешающего ему Ральфа, возможно, в следующий раз ему помешали бы другие люди, уничтожение которых стало бы причиной вымирания общества. Роман заставляет задуматься над тем, что эгоизм людей, рождающий жестокость, не может принести обществу счастья и благополучия, что их можно получить только тогда, когда каждый человек идет по такому жизненному пути, который основан на понятиях нравственности.

Открытый финал романа (когда загнанный в угол Ральф находится на гране жизни и смерти, на необитаемом острове появляется офицер) неслучаен, автор показывает: выбор пути, по которому пойдет общество, остается за человеком. Читатель вправе сам определить для себя, продолжится ли та жестокость, которая царствовала при Джеке, или общество вернется к добру и всеобщему благополучию.

Таким образом, под дорогой может пониматься движение человека из одного места в другое, такой внешний сюжет в художественных произведениях нередко символизирует жизненный путь человека, его внутренние изменения.

· Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.

М. Горький, «Макар Чудра». Человек находит в путешествиях ощущение свободы и уникальный жизненный опыт. Например, Макар Чудра не имел образования, но накопил мудрость, ведь скитался по разных уголкам света. Он знал много необычных историй и стал интересным собеседником. Герой считает, что люди, которые привязаны к одному месту и отказываются от открытия и постижения других, являются настоящими рабами. Их мир однообразен и ограничен, поэтому они ничего не знают о многообразии планеты и не получают всех возможностей, которые нужно искать в странствиях и приключениях. Макар пользовался всеми шансами судьбы, многое осознал и смог построить свою жизнь так, что бы каждый день приносил ему счастье. Его пример убеждает нас в том, что в путешествии каждый человек может найти, в первую очередь, себя.

М. Горький, «На дне». «Кривая дорожка» — это бесчестный путь, который сокращает дистанцию до цели, но взамен требует отказа от нравственных принципов. Именно такую жизненную тропу выбрали обитатели ночлежки. Васька Пепел пошел по накатанной и повторил судьбу отца. Настя получала легкие деньги ценой унижения. Актер хотел забыться и снять стресс, а в результате стал рабом алкоголя. Сатин после каторги не смог найти работу и срезал путь — начал обманывать людей в азартных играх. Бубнов не захотел разбираться в своих семейных проблемах и стал бродягой. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть «кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и установок.

В.А. Каверин «Два капитана»

В одних из первых глав романа В.А. Каверина «Два капитана» показано, как центральный персонаж Саня Григорьев и его друг Петька Сковородников, сбегая из Энска в Туркестан, дают друг другу «кровавую клятву дружбы», последняя фраза которой становится жизненным девизом Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В юном возрасте Сане Григорьеву пришлось столкнуться со многими жизненными трудностями: немота из-за какой-то болезни в детстве, нахождение отца в тюрьме и его смерть, сложные взаимоотношения с отчимом Гаером Кулием, смерть матери, возможность оказаться в детском доме, работа у спекулянтов в Москве, разъединение с другом Петькой Сковородниковым, довольно сложная жизнь в школе-коммуне. Однако ни одна трудность не заставляет Саню Григорьева опустить руки, в любых ситуациях он руководствуется честью, правдой и справедливостью.

Учитель Кораблев утверждал, что у Сани Григорьева нет силы воли, однако главный герой решил доказать обратное: чтобы поступить в летную школу и стать летчиком, Саня Григорьев долго и упорно трудится, изучая нужные книги, улучшая собственное физическое состояние и развивая необходимую силу воли. В итоге Саня Григорьев успешно выиграл борьбу за собственное будущее, поступив в летную школу и став в дальнейшем полярным летчиком. В.А. Каверин демонстрирует, что сила характера Сани Григорьева помогает ему идти строго по выбранному жизненному пути.

На это указывает и то, что центральный персонаж, поставив перед собой цель найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова и доказать, что причастным к гибели экспедиции является Николай Антонович, действительно находит останки пропавшей экспедиции и доказывает причастность к гибели экспедиции Николая Антоновича, которому долгое время удавалось «перекладывать» собственную вину на другого человека. С момента, когда Саня Григорьев поставил перед собой цели, до момента, когда он их реализовал, прошло много времени, однако Саня Григорьев никогда не опускал руки, всегда стремясь сделать то, что было для него важным. Это говорит о том, что главный герой был верен самостоятельно выбранному жизненному пути, даже если для этого ему приходилось жертвовать силами, временем, собственным честным именем и взаимоотношениями с дочерью капитана Татаринова Катей, на которой он впоследствии женился.

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Судьбу человека меняет любовь. Это чувство является ядром семьи и движущей силой человеческой цивилизации, и, конечно, оно способно менять направление жизни людей. Лиза надеялась, что это изменение маршрута станет для нее счастливым билетом. Она полюбила дворянина Эраста, и эти эмоции были взаимными. Влюбленные много времени проводили вместе и планировали пожениться. Но Эраст, добившись близости до брака, охладел к предполагаемой невесте. Он пошел в армию, а обратно пришел не с победами, а с долгами. Чтобы решить финансовые вопросы, герой нашел богатую вдову и собрался под венец. А обманутая Лиза осталась с разбитым сердцем. А ведь в свое время сын преуспевающего крестьянина предлагал ей брак, но она отказалась, ведь любила другого. Ее судьба могла бы сложиться иначе, не будь Эраста. Но роковая любовь загнала девушку в тупик: она утопилась.

· Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Автор очень ярко описал приключения Печорина в дороге. Герой путешествовал, чтобы разогнать тоску и получить новые жизненные впечатления. Переезжая с места на место, Григорий находил интересные знакомства и участвовал в авантюрах, которые хоть как-то его развлекали. В Тамани герой раскрыл таинственных контрабандистов и едва не погиб в схватке с Ундиной — ловкой и смелой преступницей. В Кисловодске он встретил давнюю возлюбленную, вскружил голову наивной Мери и убил на дуэли подлеца Грушницкого. А на службе в отдалённом горном селении он украл местную красавицу Бэлу. Все эти приключения выходят за рамки обыденности и волнуют кровь читателя, ведь очень интересно узнавать о необычных случаях из жизни героя, каждый из которых мог закончиться для него гибелью. Описание этих путевых историй и впечатлений интригует и затягивает даже сегодня.

Б.Л. Пастернак «Снег идет»

Уже в названии стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идет», в котором жизнь человека метафорично сравнивается со снегом, прослеживается мотив движения. Путь, который «проходит» снег, символизирует жизненный путь человека. Строки «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет <…>?»; «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» выражают мысль о том, что человеческая жизнь идет также, как и снег. «Повтор сочетания «снег идет» в стихотворении неслучаен, автору было важно подчеркнуть быстротечность времени. Падение снега не зависит от человека, поэтому его нельзя остановить, нет возможности остановить и время, которое подталкивает человека к смерти. Время в стихотворении также сравнивается со «словами в поэме»: «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет, // Или как слова в поэме?». Строки «Потому что жизнь не ждет. // Не оглянешься – святки. // Только промежуток краткий, // Смотришь, там и новый год» выражают мысль о том, что время идет настолько быстро, что человек этого не замечает.

Б.Л. Пастернак выражает мысль о невечном характере жизни человека. Время никогда не стоит на месте, оно находится в постоянном движении, сокращая количество лет и дней, которые есть у человека. Автор утверждает, что время приближает человека к смерти, которая в свою очередь имеет неотвратимый характер. Смерть – это итог жизни любого человека, ее невозможно избежать, так как она является неотъемлемой частью человеческого существования.

Важен в стихотворении образ «перекрестка поворота», который встречается в повествовании дважды. Б.Л. Пастернак намекает на то, что жизнь человека коротка и невечна, однако на своем жизненном пути человек часто оказывается перед перекрестками, когда ему нужно сделать тот или иной выбор, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Жизненный путь – это передвижение человека от одного перекрестка к другому.

· Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь.

· Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.

Название стихотворения А.С. Пушкина «Телега жизни» метафорично, оно является символичным, так как речь больше идет не о поездке на телеге, а о жизненном пути человека. Мотив дороги, по которой едет телега, связан с проблемой жизненного пути.

Через изменения внутреннего состояния лирического героя автор показывает, как идет жизнь и как человек относится к ней в разные периоды жизни. Утро, при котором «телега на ходу легка», когда человек, «презирая лень и негу», просит ямщика ехать быстрее, символизирует молодость человека, когда он радуется жизни. Полдень, при котором «нет уж той отваги», когда человеку уже становится «страшней», когда он просит ямщика ехать «полегче», символизирует середину человеческой жизни, когда происходит рациональное оценивание окружающей действительности и собственного существования. Вечер, когда человек уже привыкает к тому, что телега по-прежнему катится, символизирует старость человека, когда наблюдается равнодушное отношение к собственному существованию, когда человек находится в ожидании смерти. В стихотворении показано, что лирический герой на протяжении всего повествования находится в пути, а телега не останавливается, следовательно, жизнь человека постоянно идет, ее нельзя остановить. Время гонит не только лошадей, как это отмечается в стихотворении, но и человека, направляя его к смерти.

Образ ночлега, в направление к которому идет телега, является символом смерти. А.С. Пушкин подчеркивает мысль о неотвратимости и неизбежности смерти, о том, что к такому финалу придет абсолютно каждый человек, о том, что человек не может не встретиться со смертью, что она является неотъемлемой частью человеческого существования. Жизнь человека также краткосрочна, мимолетна, недолговечна, быстротечна, как поездка на телеге. Человек как начинает свой жизненный путь, так и завершает его, и такая замкнутость жизненной дороги неизбежна.

· Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.

 

· Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» для понимания авторского замысла важен лейтмотив дороги, который носит замкнутый характер. Центральный персонаж Евгений Базаров сначала оказывается в Марьино, имении Кирсановых, затем отправляется в Никольское, имение Одинцовой, после – в родительский дом. Далее автор отправляет Базарова по этому же кругу во второй раз, делая это неслучайно.

Мотив дороги помогает И.С. Тургеневу в раскрытии внутреннего мира Евгения Базарова. Через физическое движение показано движение внутреннее. Центральный персонаж не остается на одном месте долго, он постоянно находится в движении. Это в свою очередь подчеркивает существующий внутренний конфликт. Дорога становится символическим отражением внутренних переживаний Базарова и его внутренних изменений. Автор демонстрирует несостоятельность нигилистических воззрений Базарова. Дважды проходя по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом», главный герой в похожих ситуациях с одними и теми же людьми ведет себя по-разному. И.С. Тургенев демонстрирует внутренние изменения Базарова, несмотря на то что тот старался отрицать их и подавлять в себе. Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что внутренние изменения – неотъемлемая часть жизни человека и что им не нужно противиться.

На своем жизненном пути Евгению Базарову пришлось столкнуться с препятствием, поскольку зародившиеся и развивающиеся любовные чувства к Анне Одинцовой заставляли его задуматься о том, что его нигилизм несостоятелен, что его мировоззрение столкнулось с реальной действительностью, при этом проиграв. И.С. Тургенев показывает, что с помощью нигилизма, отрицая все общепринятые нормы, такие как любовь, искусство, природа, Базаров долгое время пытается защититься от реальной действительности. Нигилист Базаров на протяжении всего повествования находится в дороге, однако он сам не знает, куда он направляется и какую цель он стремится достичь. В итоге Базаров встречает смерть, что вновь подчеркивает несостоятельность нигилистической теории, противоречащей всей сущности жизни. Важно, что Евгений Базаров встречает смерть в родительском доме, по сути завершая свой жизненный путь там, где он его и начал. И.С. Тургенев показывает, что тот период жизни, когда главный герой в результате приобретенного нигилистического воззрения «ломал себя», искореняя все то, что было заложено в нем домашним воспитанием, был не оправдан, что в конце жизни он все равно вернулся к прошлому.

А.П. Чехов «Студент»

Центральный персонаж рассказа А.П. Чехова «Студент» Иван Великопольский на протяжении повествования находится в дороге. В страстную пятницу он возвращается после охоты домой, по пути оказываясь во дворе двух вдов Василисы и Лукерьи, где горит костер. Автор демонстрирует, как «встреча» Ивана Великопольского с костром отражается на его внутреннем мире. В рассказе мотив дороги тесно соприкасается с проблемой жизненного пути, поскольку Иван Великопольский находит свой истинный жизненный путь по пути домой.

Будучи сыном дьячка и студентом духовной академии, Иван Великопольский находился на охоте в страстную пятницу, что было запрещено по религиозным традициям и считалось настоящим грехом. Подсознательно главный герой понимает свою греховность, однако пытается оправдать себя, обвинив окружающую действительность в несправедливостях.

Нахождение Ивана Великопольского в холодный вечер у костра напомнило ему евангельскую историю о том, как холодным вечером, когда допрашивали его арестованного учителя Иисуса, апостол Петр грел руки у костра, а затем трижды бессознательно отрекся от Иисуса. Сравнение себя, стоящего у костра, со стоящим у костра Петром помогает Ивану Великопольскому признать собственную греховность, выраженную в том, что он пошел на тягу в неположенный для этого день. Осознание греха становится первым шагом к перерождению главного героя.

Продолжив свой путь домой, студент больше не думал о тех несправедливостях, которые сопровождают русского человека во все время его существования, он почувствовал совершенно другие эмоции: «<…> невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». А.П. Чехов демонстрирует, что Иван Великопольский, в начале повествования имеющий больше отрицательных характеристик за счет того, что он отошел от Бога, после «встречи» с костром возвращается к Богу, в большей степени демонстрируя положительные характеристики. «Встреча» с костром становится кульминационным моментом в жизни центрального персонажа. У Ивана Великопольского происходит озарение, он переходит от материальной жизни к жизни духовной, начиная путь перерождения и духовного восхождения, на что указывает то, что Иван Великопольский по пути домой поднимается в гору.

· Дорога к счастью — какая она? А .П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.

· Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.

· Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» особое внимание уделяется судьбе Григория Мелехова, который то уходит из дома, чтобы жить с Аксиньей Астаховой, то возвращается домой к жене Наталье Коршуновой, который принимает участие в военных действиях, выбирая то одну, то другую сторону.

Григорий Мелехов постоянно находится в движении. Он не может окончательно определиться с объектом любви: по-своему он любит и Аксинью, и Наталью. В гражданских делах Григорий Мелехов также неоднозначен: сначала он является большевиком, потом переходит на другую сторону, затем вновь оказывается на стороне Красной Армии, после опять воюет против них. Центральный персонаж «мечется» и в выборе спутницы жизни, и в выборе стороны во время Гражданской войны по той причине, что он постоянно обращен вглубь себя. Главный герой стремится познать жизнь, найти собственное «я», поэтому то, что раньше считалось им правильным, порой приобретает обратный характер. Григорий Мелехов не может понять, на чьей стороне находится правда, за кого воевать правильно и верно. «Метания» – это и есть жизненный путь Григория Мелехова, который признается: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». Григорий Мелехов, рассуждая о том, что у таких людей, как Листницкий и Кошевой, «прямые дороги», утверждает: «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь… От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби».

Григорий Мелехов является участником как Первой мировой войны, так и Гражданской войны. Главный герой воплощает в себе лучшие народные качества: смелость, мужественность, справедливость, отзывчивость, любовь к людям. Через его судьбу описывается судьба казачества и даже судьба всего народа в те времена. Смятения в душе были не только у Григория Мелехова, они сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская война. С помощью собирательного образа Григория Мелехова, который в финале произведения стоит с сыном на руках, потеряв почти всех своих родных и близких, автор показывает те трудности и несчастья, с которыми пришлось столкнуться всему народу. М. А. Шолохов, правдоподобно описывая события тех времен и не отдавая предпочтения ни «белым», ни «красным», показывает путь, по которому шла Россия в начале XX века.

Направление: ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Путь и дорога – это то, с чем сталкиваются все люди, поскольку человек, рождаясь, начинает свой жизненный путь, который неизбежно завершается со смертью. То, какой путь выбирает человек, говорит о его внутреннем мире. Кто-то выбирает служение обществу, кто-то – удовлетворение собственных корыстных потребностей. У каждого человека собственная дорога. Однако под путем можно понимать и путешествия, которые помогают человеку в познании окружающему мира и собственного «я». Под дорогой может пониматься и этапы научных исследований или творческие поиски.

Мотив дороги отражается во многих художественных и публицистических произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов, поэтов и публицистов. Часто путь, который совершает герой, говорит о произошедших внутренних изменениях.

Примерные темы:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

Список литературы:

  1. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
  2. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  3. Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  4. У. Голдинг «Повелитель мух»
  5. И.А. Гончаров «Обломов»
  6. М. Горький «Старуха Изергиль»
  7. А. С. Грибоедов «Горе от ума»
  8. В.А. Каверин «Два капитана»
  9. В.Г. Короленко «Дети подземелья»
  10. Б.Л. Пастернак «Снег идет»
  11. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Телега жизни»
  12. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербуга в Москву»
  13. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
  14. А.Т. Твардавский «Василий Теркин»
  15.  Л. Н. Толстой «Война и мир»
  16. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  17. А.П. Чехов «Студент», «Дама с собачкой», «Крыжовник»
  18. Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
  19. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  20.  и другие произведения.

Аргументы по направлению:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.