Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.

2021-11-24 40
Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.

 

Цель урока: продолжить изучение лирики Лермонтова, раскрыть личность поэта через призму созданных им произведений, совершенствовать навык анализа лирического произведения.

 

Запишите тему урока. Ознакомьтесь с целью урока.

Прочитайте и выучите ниже следующий материал.

 

Тема одиночества в творчестве Лермонтова является доминирующей. Михаил был единственным ребенком в семье, мать умерла рано. Бабушка, винившая в смерти дочери отца Михаила, забрала маленького Мишеля в свое имение и позаботилась о том, чтобы Юрий Петрович не виделся с сыном. Елизавета Алексеевна заботилась о внуке, даже выписала врача, который жил в ее имении и занимался только здоровьем Миши, Дворовые дети были обязаны развлекать его. Но рядом не было братьев и сестер, не было родных ему людей. Бабушка, на плечах которой было огромное имение, всегда была занята, и ребенок с детства чувствовал себя одиноким в толпе. Потому что рядом не было человека, с которым он мог поделиться своими детскими заботами, кто бы выслушал и понял бы его. Отсюда сложность его характера.
Теме одиночества посвящены его стихотворения. «Парус»,»Узник»,»Листок»,»И скучно,и грустно», «Утес», «На севере диком и др.

.

История создания стихотворения «Парус»

 

Свое знаменитое стихотворение «Парус»Лермонтов написал в 1832 году во временном интервале: первая половина августа — 2 сентября, и было включено в письмо к М. А. Лопухиной. Михаил Юрьевич находился в душевном смятении, узнав, что ему предстоит снова сдавать экзамены, чтобы поступить в Петербургский университет. Он долго бродил по городу, раздумывая, что делать дальше. Перспектива оказаться в роли вечного студента юношу не прельщала. Существует мнение, что стихотворение «Парус» было написано на берегу Невской губы, получившей народное название маркизовой лужи. Как парус жаждет бури, так и восемнадцатилетний поэт жаждет приложения своих сил, знаний, стремится найти свое место в жизни.

 

Прочитайте стихотворение

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Используя рекомендуемый на прошлом уроке план, сделайте анализ стихотворения «Парус»

Узник

История создания стихотворения

Стихотворение «Узник» написано в 1837 году, когда Лермонтов оказался под арестом в Главном штабе. Условия содержания в этом каземате были жесткие, ему не давали ни бумаги, ни чернил, чтобы не успел написать крамольных стихов. Михаил Юрьевич попросил камердинера, приносившего еду, заворачивать хлеб в серую бумагу и на ней записывал стихи. В стихотворении присутствуют народные, песенные мотивы. Но во второй части интонация стихотворения изменяется, появляются мотивы одиночества.

 «Узник»

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив… Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Используя рекомендуемый на прошлом уроке план, сделайте анализ стихотворения.

История создания стихотворения

Тема одиночества особенно остро выражена в стихотворении «Листок» Лермонтов сравнивает себя с дубовым листком, залетевшим волею судьбы на Кавказ. Олицетворение ссылки является южная чинара.

Стихотворение написано в 1841 году, когда он был вынужден уехать на Кавказ по приказу командования. Он чувствует себя одиноким листком. Он уже нашел свое место в жизни, решил стать литератором, мечтает выйти в отставку. Только у властей на Лермонтова свои планы. Отсылая всякий раз его на Кавказскую войну, царь и его единомышленники надеются, что он не вернется.

Зачитайте строки, содержащие горький вывод из сказанного.

Вывод

1840 г.

 Лирические герои стихов Лермонтова, страдая от одиночества, все же мечтают о родственных душах. Эти чаяния выражены в стихах «Сосед», «Соседке», написанных во время первого и второго заключений. Дубовый листок стремится найти приют у чинары в стихотворении «Листок». В стихотворении «На севере диком стоит одиноко» сосна мечтает о красавице пальме. Утес горюет по улетевшей тучке, умчавшейся в путь.

Тема одиночества выражена в поэме «Мцыри», присутствует также в «Герое нашего времени» и других произведениях.

Домашнее задание. Прочитайте и сделайте самостоятельный анализ стихотворений «Сосед»,»Соседке»,»На севере диком»,»Утес»

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА. ТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Цели: продолжить обучение анализу стихотворений; дать понятия «пейзажная миниатюра», «философская лирика», «медитация».

Ход урока

Беседа по его содержанию.

 Какие вопросы задает герой пальмовой ветке? Помогают ли они понять его душевное состояние?

– Ветка – поэтический символ. Как вы его понимаете?

– Известно, что восточные мотивы в русской поэзии связаны с провозглашением стойкости и личного мужества. Можно ли утверждать это на примере данного стихотворения?

3) Анализ стихотворения.

В стихотворении явственно звучат библейские мотивы. С пальмовыми ветвями и восклицаниями «осанна!» («спасение!») встречали Христа при въезде его в Иерусалим; в Иордане крестился Иисус (отсюда эпитет «чистых» в значении «освященных истинной верой»); с образами «мира и отрады» сопряжены евангельские представления о прощении и спасении. Этим христианским мотивам сопричастен образ «божьей рати лучшего воина», терпящего страдания, духовно непреклонного, твердого в вере.

За «судьбами» ветки пальмы, людей встает судьба поэта, и обращение к ветке обретает характер обращения к себе. Вопросы скрывают и одновременно приоткрывают путь душевному беспокойству поэта, причем сквозь интимность и уединенность общения проступает христианская заинтересованность («Скажи…», «Поведай…»). Поэт, в отличие от благостного мира образной, пребывает в ином – тревожном – бытии, он не знает «мира и отрады» и по контрасту с веткой («заботой тайною хранима») – беззащитен. Вопросы, адресуемые ветке, проясняют причины самоуглубленности и заостряют внимание на тягостном душевном состоянии поэта, угадывающего в «историях» ветки, пальмы и людей превратности своей предстоящей судьбы.

Лермонтов переводит мифологию в философско-психологический план и придает стихотворению символическое звучание, благодаря которому в нем совместились идеальные порывы души с предощущением новых катаклизмов, повлекшим ноты тоски и грусти. Рядом с этими мотивами отчетливо слышны иные: как бы ни был поэт подавлен ожидаемыми гонениями, образы ветки и «воинов с безоблачным челом» живут в нем, ибо «мир и отрада» достигаются жертвами, и покоя достоин лишь тот, кто с честью выдерживает удары судьбы.

II. Итог урока.

Домашнее задание:

1) стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» наизусть;

2) подготовить анализ стихотворений «Дума» и «Как часто пестрою толпою окружен…».

 

Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.

 

Цель урока: продолжить изучение лирики Лермонтова, раскрыть личность поэта через призму созданных им произведений, совершенствовать навык анализа лирического произведения.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.