Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-11-24 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Цель урока: продолжить изучение лирики Лермонтова, раскрыть личность поэта через призму созданных им произведений, совершенствовать навык анализа лирического произведения.
Запишите тему урока. Ознакомьтесь с целью урока.
Прочитайте и выучите ниже следующий материал.
Тема одиночества в творчестве Лермонтова является доминирующей. Михаил был единственным ребенком в семье, мать умерла рано. Бабушка, винившая в смерти дочери отца Михаила, забрала маленького Мишеля в свое имение и позаботилась о том, чтобы Юрий Петрович не виделся с сыном. Елизавета Алексеевна заботилась о внуке, даже выписала врача, который жил в ее имении и занимался только здоровьем Миши, Дворовые дети были обязаны развлекать его. Но рядом не было братьев и сестер, не было родных ему людей. Бабушка, на плечах которой было огромное имение, всегда была занята, и ребенок с детства чувствовал себя одиноким в толпе. Потому что рядом не было человека, с которым он мог поделиться своими детскими заботами, кто бы выслушал и понял бы его. Отсюда сложность его характера.
Теме одиночества посвящены его стихотворения. «Парус»,»Узник»,»Листок»,»И скучно,и грустно», «Утес», «На севере диком и др.
.
История создания стихотворения «Парус»
Свое знаменитое стихотворение «Парус»Лермонтов написал в 1832 году во временном интервале: первая половина августа — 2 сентября, и было включено в письмо к М. А. Лопухиной. Михаил Юрьевич находился в душевном смятении, узнав, что ему предстоит снова сдавать экзамены, чтобы поступить в Петербургский университет. Он долго бродил по городу, раздумывая, что делать дальше. Перспектива оказаться в роли вечного студента юношу не прельщала. Существует мнение, что стихотворение «Парус» было написано на берегу Невской губы, получившей народное название маркизовой лужи. Как парус жаждет бури, так и восемнадцатилетний поэт жаждет приложения своих сил, знаний, стремится найти свое место в жизни.
|
Прочитайте стихотворение
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Используя рекомендуемый на прошлом уроке план, сделайте анализ стихотворения «Парус»
Узник
История создания стихотворения
Стихотворение «Узник» написано в 1837 году, когда Лермонтов оказался под арестом в Главном штабе. Условия содержания в этом каземате были жесткие, ему не давали ни бумаги, ни чернил, чтобы не успел написать крамольных стихов. Михаил Юрьевич попросил камердинера, приносившего еду, заворачивать хлеб в серую бумагу и на ней записывал стихи. В стихотворении присутствуют народные, песенные мотивы. Но во второй части интонация стихотворения изменяется, появляются мотивы одиночества.
«Узник»
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив… Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Используя рекомендуемый на прошлом уроке план, сделайте анализ стихотворения.
|
История создания стихотворения
Тема одиночества особенно остро выражена в стихотворении «Листок» Лермонтов сравнивает себя с дубовым листком, залетевшим волею судьбы на Кавказ. Олицетворение ссылки является южная чинара.
Стихотворение написано в 1841 году, когда он был вынужден уехать на Кавказ по приказу командования. Он чувствует себя одиноким листком. Он уже нашел свое место в жизни, решил стать литератором, мечтает выйти в отставку. Только у властей на Лермонтова свои планы. Отсылая всякий раз его на Кавказскую войну, царь и его единомышленники надеются, что он не вернется.
Зачитайте строки, содержащие горький вывод из сказанного.
Вывод
1840 г.
Лирические герои стихов Лермонтова, страдая от одиночества, все же мечтают о родственных душах. Эти чаяния выражены в стихах «Сосед», «Соседке», написанных во время первого и второго заключений. Дубовый листок стремится найти приют у чинары в стихотворении «Листок». В стихотворении «На севере диком стоит одиноко» сосна мечтает о красавице пальме. Утес горюет по улетевшей тучке, умчавшейся в путь.
Тема одиночества выражена в поэме «Мцыри», присутствует также в «Герое нашего времени» и других произведениях.
Домашнее задание. Прочитайте и сделайте самостоятельный анализ стихотворений «Сосед»,»Соседке»,»На севере диком»,»Утес»
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА. ТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Цели: продолжить обучение анализу стихотворений; дать понятия «пейзажная миниатюра», «философская лирика», «медитация».
Ход урока
Беседа по его содержанию.
Какие вопросы задает герой пальмовой ветке? Помогают ли они понять его душевное состояние?
– Ветка – поэтический символ. Как вы его понимаете?
– Известно, что восточные мотивы в русской поэзии связаны с провозглашением стойкости и личного мужества. Можно ли утверждать это на примере данного стихотворения?
3) Анализ стихотворения.
В стихотворении явственно звучат библейские мотивы. С пальмовыми ветвями и восклицаниями «осанна!» («спасение!») встречали Христа при въезде его в Иерусалим; в Иордане крестился Иисус (отсюда эпитет «чистых» в значении «освященных истинной верой»); с образами «мира и отрады» сопряжены евангельские представления о прощении и спасении. Этим христианским мотивам сопричастен образ «божьей рати лучшего воина», терпящего страдания, духовно непреклонного, твердого в вере.
|
За «судьбами» ветки пальмы, людей встает судьба поэта, и обращение к ветке обретает характер обращения к себе. Вопросы скрывают и одновременно приоткрывают путь душевному беспокойству поэта, причем сквозь интимность и уединенность общения проступает христианская заинтересованность («Скажи…», «Поведай…»). Поэт, в отличие от благостного мира образной, пребывает в ином – тревожном – бытии, он не знает «мира и отрады» и по контрасту с веткой («заботой тайною хранима») – беззащитен. Вопросы, адресуемые ветке, проясняют причины самоуглубленности и заостряют внимание на тягостном душевном состоянии поэта, угадывающего в «историях» ветки, пальмы и людей превратности своей предстоящей судьбы.
Лермонтов переводит мифологию в философско-психологический план и придает стихотворению символическое звучание, благодаря которому в нем совместились идеальные порывы души с предощущением новых катаклизмов, повлекшим ноты тоски и грусти. Рядом с этими мотивами отчетливо слышны иные: как бы ни был поэт подавлен ожидаемыми гонениями, образы ветки и «воинов с безоблачным челом» живут в нем, ибо «мир и отрада» достигаются жертвами, и покоя достоин лишь тот, кто с честью выдерживает удары судьбы.
II. Итог урока.
Домашнее задание:
1) стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» наизусть;
2) подготовить анализ стихотворений «Дума» и «Как часто пестрою толпою окружен…».
Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Цель урока: продолжить изучение лирики Лермонтова, раскрыть личность поэта через призму созданных им произведений, совершенствовать навык анализа лирического произведения.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!