Судебная власть, прокуратура — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Судебная власть, прокуратура

2022-08-21 22
Судебная власть, прокуратура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ряд изменений коснулся норм Конституции РФ, регулирующих организацию и функционирование судебной системы.

В обновлённой редакции ст. 118 Конституции названы виды судов (судей), составляющих судебную систему Российской Федерации (ранее такого перечня в Конституции не было). Это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, а также мировые судьи субъектов Российской Федерации. Добавлено упоминание об арбитражном судопроизводстве, ранее в основном законе отсутствовавшее.

Дополнен перечень требований к судьям, установленный в ст. 119: они должны постоянно проживать в Российской Федерации, не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Обновлена редакция ст. 128, в неё включены уже закреплённые в действующем законодательстве положения о назначении Советом Федерации председателей и заместителей председателей Конституционного и Верховного судов и о назначении Президентом РФ председателей и заместителей председателей других федеральных судов. Дополнена статья также нормой о регулировании судопроизводства актами процессуального законодательства.

 

Значительным изменениям подверглась ст. 125 Конституции РФ, регулирующая статус, порядок формирования и компетенцию Конституционного Суда. Теперь в тексте Конституции определено место Конституционного Суда в системе государственной власти: это высший судебный органо конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Численность судей Конституционного Суда (включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя) уменьшена с 19 до 11. При этом все действующие судьи сохранят свои полномочия до окончания срока, на который они назначены (ч. 7 ст. 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти").

Ряд норм, определяющих компетенцию Конституционного Суда, изложен в новой, уточнённой редакции. Так, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты (п. "а" ч. 4 ст. 125). По запросам судов проверяется конституционность законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле (п. "б" ч. 4 ст. 125).

Часть 7 ст. 125, согласно которой Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в процессе его отрешения от должности, дополнена нормой об участии Конституционного Суда и в процедуре лишения неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

Получил Конституционный Суд и новые полномочия. В соответствии с п. "а" ч. 5.1 ст. 125 Конституционный Суд по запросу Президента РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых Федеральным Собранием законов до их подписания Президентом.

Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации (п. "б" ч. 5.1 ст. 125). Отметим, что практическое значение этого пункта выходит далеко за пределы регулирования полномочий Конституционного Суда. Данная норма существенно уточняет действие принципа приоритета международного права, закрепленного в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Фактически закрепляется верховенство Конституции РФ и невозможность использования международно-правовых норм в целях, не совместимых с принципами российской правовой системы.

По запросу Президента РФ Конституционный Суд проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования главой субъекта (п. "в" ч. 5.1 ст. 125).

Часть 6 ст. 125 Конституции дополнена нормой о том, что акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом, не подлежат применению в ином истолковании. Здесь стоит отметить, что это правило уже в течение длительного времени закреплено в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" и применяется на практике.

Статья 125 дополнена также новой частью 8, согласно которой Конституционный Суд может осуществлять иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.

 

Статья 126 Конституции РФ, определяющая правовой статус Верховного Суда, также изложена в новой редакции, отражающей произошедшие в последние годы изменения в судебной системе.

 

Существенно расширена и дополнена ст. 129, устанавливающая правовой статус прокуратуры. Теперь в п. 1 данной статьи дано определение и закреплены основные функции прокуратуры: это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Установлены требования к прокурорам, аналогичные требованиям к судьям, руководителям и должностным лицам других государственных органов. В силу п. 2 ст. 129 прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. Прокурорам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

Изменён порядок назначения Генерального прокурора РФ, его заместителей и иных руководителей органов прокуратуры. Генеральный прокурор, заместители Генерального прокурора, прокуроры субъектов федерации и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ (напомним, что до настоящего времени Генеральный прокурор и его заместители назначались и освобождались от должности Советом Федерации по представлению Президента, а назначение прокурора субъекта федерации согласовывалось с соответствующим субъектом). Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом, если такой порядок установлен федеральным законом, или Генеральным прокурором (ч.ч. 3-6 ст. 129).

 

Местное самоуправление

 

Изменения, внесённые в главу 8 "Местное самоуправление", носят концептуальный, можно даже сказать, революционный характер. Дело в том, что при разработке проекта Конституции РФ в 1993 г. за основу была принята концепция самостоятельности местного самоуправления, особой природы местной власти, отличной от власти государственной. В главу 1 "Основы конституционного строя" была включена ст. 12, закрепившая базовый принцип: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Разумеется, в реальности разорвать единую систему управления, в течение многих десятилетий строившуюся и функционировавшую на основе принципа демократического централизма, было невозможно. В связи с этим в ч. 2 ст. 132 Конституции было закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Однако на практике в процессе взаимодействия между органами государственной власти и формально независимыми от них органами местного самоуправления регулярно возникали проблемы, связанные не в последнюю очередь с необходимостью сочетать интересы эффективного управления с одной стороны и самостоятельность местной власти - с другой.

В новой редакции Конституции РФ делается попытка преодолеть это противоречие. Принципиальное значение в связи с этим имеет понятие "публичная власть", введенное в лексикон Конституции законом о поправках. Не случайно оно вынесено в название этого закона. Понятие "публичная власть" объединяет государственную власть и местное самоуправление, подчёркивая общность их правовой и социальной природы, способов формирования и методов деятельности.

В соответствии с новой ч. 3 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Согласно новому п. 1.1 ст. 131 органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Отметим, что ранее государственные органы были не вправе участвовать в формировании органов местного самоуправления, попытки отдельных субъектов федерации вводить подобные практики в своё законодательство решительно пресекались.

Внесен также ряд изменений, связанных с приведением текста Конституции в соответствие с современными реалиями, сложившимися в процессе развития муниципального права за последние четверть века. Так в ст. 131 включено понятие "муниципальное образование", добавлена норма о возможности установления на отдельных территориях, в том числе в городах федерального значения и административных центрах (столицах) субъектов федерации, особенностей осуществления публичной власти.

Особо следует отметить включение в п. 1 ст. 132 Конституции положения о том, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. Заметим, что это единственный из предметов ведения местного самоуправления, удостоившийся отдельного упоминания в тексте Конституции. По сути дела, в данном случае речь идёт о закреплении одной из социальных гарантий, которым в законе о поправках уделено существенное внимание.

 

 

Артем Барсегян,

юрист компании "Гарант"

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.