Звуковысотная организация народной песни. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Звуковысотная организация народной песни.

2022-08-20 102
Звуковысотная организация народной песни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Звуковысотная организация народной песни включает в себя несколько взаимосвязанных уровней, отражающих сопряжение звуков как по горизонтали (мелодика), так и по вертикали (многоголосие). Категорией, объединяющей в себе оба эти аспекта, является лад, который определяется по совокупности всех звуковысотных отношений в напеве. Поскольку народная музыка существует только в живом звучании, чрезвычайно важным оказывается и такой компонент звуковысотной организации, как строй, отражающий специфику интонирования ступеней лада в различных локальных традициях. Вступая между собой в сложные системные отношения, все эти составляющие звуковысотной организации тем не менее подчиняются собственным законам. Поэтому в процессе анализа и расшифровки народной песни они сначала рассматриваются отдельно, а затем выявляются их взаимосвязи и взаимообусловленность.

Звуковысотная организация произведений музыкального фольклора представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую в себя лад, мелодику и многоголосие.

 

Типы  народного многоголосия

Функциональное одноголосие – тип народного многоголосия, характеризующийся функциональной однородностью всех голосов в ансамбле. В русской народной песне существует несколько видов функционального одноголосия: вариантная гетерофония, дифференцированная гетерофония, бурдонная диафония.

Функциональное двухголосие – тип народного многоголосия, характеризующийся наличием двух голосовых партий в ансамбле, различающихся по функциям. Виды функционального двухголосия: с солирующим подголоском, с ансамблевым подголоском, с регистровым удвоением одной или обеих голосовых партий.

 

Лад и мелодика народной песни

Мелодия представляет собой не случайное, хаотическое чередование тонов различной высоты, а организованную ритмом последовательность звуков, и в этом смысле ее можно рассматривать как пространственное воплощение ритма. В ансамблевом пении ритм координирует между собой все исполнительские версии напева, упорядочивая многоголосную фактуру, определяя и линейное, горизонтальное развёртывание звуковой ткани, и вертикальные связи ее звуков.

Именн ритм обусловливает функции звуков напева, выделяя в нем конструктивно значимые тоны, которые создают его мелодический каркас. Важнейшей аналитической категорией, обобщающей всю систему звуковысотных отношений в напеве и служащей для него пораждающей моделью, является лад, представляющий собой систему структурных функций звуков (определение Е.В.Гиппиуса).

Лады русской народной музыки принципиально отличаются от мажора и минора западноевропейской традиции, поскольку в них отсутствует система тяготений. Они организованы ладовыми оппозициями - противопоставлением звуков на тех или иных основаниях, прежде всего по степени их конструктивной значимости в напеве, в результате чего выделяются опорные и неопорные тона.

II. Методика расшифровки народной песни

1. Песню необходимо прослушать несколько раз от начала до конца.

2. Определить мелострофу, посчитать количество строф.

3. Расшифровать поэтический текст. Текст пишется после того когда понятна форма мелострофы. В записи передается фонетика произнесения диалектные особенности и певческие особенности.

4. Определить слогоритм песни. Часто при распевании стиха народные исполнители делают огласовки звуков, в результате чего дробиться нормативное слоговое время. В этих случаях все звуки, приходящие на один слог, даются под общим ребром, для того чтобы отчетливее показать слоговой ритм.

Определение слогоритма

Слогоритм

q q q q q q

Кто в пи -  ру  хо - ро - ший

q q q q q q

Кто в пи –   ру   при - го - жий

h      q q q q

Ро -        зан мой ро - зан

qk e q q h        q

Ви - но - град зе - лё-            ный.

 

5. Определить опорный тон, амбитус, финалис, звукоряд. Определяется ладово-тональная структура. Лады русской народной музыки в большинстве своем относятся к модальным, что исключает употребление ключевых  знаков как указателей тональности. Они используются только для обозначения высоты структурных звуков напева и выставляются при ключе на их реальном высотном уровне.

Пример:

В отличие от общепринятой нотации, в фольклоре при ключе могут выставляться не все знаки той или иной тональности, а только те, которые встречаются в напеве.

Пример:

Рассмотрим пример музыкального анализа народной песни:

        

          Кто в пиру хороший, кто в пиру пригожий

Музыкальный анализ:

*Композиция напева имеет стиховую организацию с наличием припевной части (рефреном)

ms:

напев    а / b //

текст     а R b

 

*В основе напева лежит квинтовая ладовая система с главными опорными тонами «до» и «соль». Наличие пониженной 7 ступени в системе мажорной организации свидетельствует о том, что данный лад является миксолидийским, что вообще характерно для традиционной русской музыки.

 

* Данный напев имеет малораспетую мелодическую линию с низкой степенью вариативности и гетерофонным складом изложения, которая представляет собой в основном опевание и акцентирование главных опорных тонов.

* Метроритмические особенности данного музыкального образца выражаются в наличии равномерной пульсации, «шаговой» ритмики, так же выявляется ритмоформула 2/4.

Слогоритм:

q q q q q q

Кто в пи -  ру  хо - ро - ший

q q q q q q

Кто в пи –   ру   при - го - жий

h      q q q q

Ро -        зан мой ро - зан

qk e q q h        q

Ви - но - град зе - лё-            ный.

 

*По протяженности поэтическая и музыкальная строка соответсвуют. Ритмические акценты совпадают с акцентами музыкальными, которые приходятся на главные опорные тона. Ритм является ведущим компонентом данной художественной формы.

 

6. Запомнить пульсацию.

7. Определить метроном, темп, жанр, характер песни, количество голосов.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.