A fresh look at Leadership, Authority and Accountability — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

A fresh look at Leadership, Authority and Accountability

2021-10-05 21
A fresh look at Leadership, Authority and Accountability 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

WHO IS YOUR COVERING?

A fresh look at Leadership, Authority and Accountability

By FRANK A. VIOLA

Present Testimony Ministry

ФРЭНК А. ВИОЛА

КТО ТВОЙ ПОКРОВ?

Новый взгляд на лидерство, власть и подотчётность

Год.

Издано: Present Testimony Ministry, 1405 Valley Place, Brandon, FL 33510

 

Всем христианам, кто стремится встать под полновластное водительство Иисуса Христа с той же простотой и святостью, которой были отмечены первые верующие.

 

Содержание

Введение_____________________________________стр. 1

Вступление__________________________________стр. 2

Предисловие________________________________стр. 3

1. Модели лидерства_______________________стр. 5

2. Традиционные возражения___________стр. 13

3. Власть и подчинение__________________стр. 24

4. Деноминационный покров___________стр. 34

5. Апостольская власть__________________стр. 39

6. Итоги и умозаключения______________стр. 49

 

Введение

Помните детскую историю под названием «Новое платье короля»? В ней ребёнок произнёс то, что взрослые уже знали, но не решались принять как факт. Фрэнк Виола в своём знаменательном труде на тему церковной власти похож на того маленького мальчика, который в конце истории воскликнул: «А король-то голый!»

Многие верующие наверняка уже подозревают, что «не всё прекрасно на Сионе» (т.е. в церкви), но не торопятся спросить, а в чём тут, собственно, дело. Кто же захочет, чтобы его заклеймили каким-либо эпитетом типа «смутьян»?

Ужасно то, что большинство систем церковного устройства совершенно лишено библейского обоснования!

Должны ли пастор или сообщество старейшин контролировать церковь? Чем является подотчётность как таковая? Могут ли деноминации обеспечить защиту от заблуждений и моральных провалов? Нужны ли нам современные апостолы для указания, что нужно делать? Каким образом духовный дар управления вписывается в окружающие нас реалии?

Когда я был профессиональным пастором, то боролся со всем этим. Удивительно, но в период моего обучения в семинарии ничто из перечисленного даже не рассматривалось. На протяжении всего моего служения я обнаружил, что большинство пасторов, с которыми я пытался обсудить эти вопросы, вообще никогда о них не думали. Для меня главным сдвигом в мировоззрении было перейти от убеждения в том, что в каждой церкви должен быть единственный пастор, к вере в совокупное множество старейшин. Когда такое случилось, а это лишь верхушка айсберга, — это означало так много в вопросе о лидерстве, что собственно количество старейшин сделалось почти несущественным.

Краткое исследование Фрэнка является как практически исчерпывающим, так и библейским. Все умозаключения, касающиеся лидерства и власти, обоснованы. Я обещаю, что эта книга обогатит ваше понимание власти в Божьем Царстве.

Да будет доволен Господь использованием истин, содержащихся в этой книге, для освобождения легионов последователей Христа и лидеров, которые были уловлены оковами иерархических церковных систем! Как сказал Иисус: «…истина сделает вас свободными».

Стив Эткерсон, Атланта, Джорджия

 

Вступление

В моей последней книге «Переосмысление винных мехов: практика новозаветной церкви» я изложил основополагающие принципы, которые управляли деятельностью ранней церкви и создавали контраст с теми принципами, которые характеризуют большинство сегодняшних церковных организаций. Книга была принята благоприятно и, вероятно, повлияла на появление «конгрегаций Нового Завета» как в нашей стране, так и за рубежом.

Как и ожидалось, некоторые из наших свежих и многообещающих свидетельств породили тягостное непонимание и противодействие со стороны лидеров церквей со структурированной организацией. Особенно остро они воспринимали вопросы, касающиеся церковной власти. Перед ними был поставлен вопрос, который задали религиозные лидеры нашему Господу много веков назад: «Какой властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23).

Поскольку с тех пор не очень-то много было написано по этому вопросу с позиции общинной жизни Нового Завета, я ощутил бремя взяться за его освещение здесь и сейчас. Так как некоторые из моих заключений лишь частично вошли в книгу «Размышления о винных мехах. Практика новозаветной церкви», эта книга делает более полными мои трактовки вопросов лидерства и власти. Кроме того, здесь есть широкий перечень новых материалов, которые я использовал, и которые не вошли в предыдущую книгу. Поэтому по многим причинам я рассматриваю эту книгу как помощника в процессе переосмысления.

По моему мнению, главная ценность этой книги находится в отображении новой парадигмы для понимания лидерства, власти и подотчётности. Эта парадигма, которая и сложна, и альтернативна, не коренится в одной лишь теории. Я видел, что она работает во многих современных сообществах, которые вернулись к принципам Нового Завета в своей общинной жизни. Таким образом, моей целью является писать как практически, так и теологически; это скорее конструктивно, чем дискуссионно. Впрочем, из-за радикального отличия от традиционных воззрений это вне всякого сомнения вызовет у кого-то недоумение и, возможно, враждебность.

Поэтому я хочу сказать, что весьма обязан Хэлу Миллеру, Роберту Бэнксу, Рассу Липтону и Крису Смиту и благодарен им за их вдохновляющее влияние на этот труд. Мне бы хотелось также поблагодарить мою жену Сьюзен, равно как и Стефани Беннет, Тима Деградо, Криса Кирка, Марка Мэттисона, Джорджа Мошеда, Фрэнка Валдиса и TheHouseChurchDiscussionList (христианская община on-line, которая использует Интернет в качестве средства организации кибер-сообщества) за критические замечания об этой книге.

Господу и Его народу я посвящаю эту книгу с надеждой, что Он использует её для осуществления Его непреходящих целей.

Фрэнк А. Виола,

Брэндон, Флорида,

Январь, 1998 г.

 

Предисловие

«Так кто твой покров?»

Этот краткий вопрос поднимался многими современными христианами, когда бы они ни сталкивались с теми, кто устраивал собрания вне организованных, узаконенных сообществ. Однако, что же содержится в сути этого вопроса, и каков его библейский базис? Это и есть те самые вопросы, которые будут занимать нас на протяжении всей книги.

Вот моя точка зрения — она состоит в том, что огромная часть смятения и поведения, выходящего за пределы христианских норм, находятся в прямой взаимосвязи с современным учением, известным под названием «защитный покров». Эта доктрина, которая зачастую разлетается по миру под маской других названий, утверждает, что христиане защищены от доктринальных ошибок и моральных падений, когда они подчиняют себя власти других верующих или христианских организаций. Мой личный опыт привёл меня к убеждению в том, что доктрина «защитного покрова» — это то, что волнует сегодня Дом Божий и отчаянно нуждается в критическом переосмыслении в среде народа Божьего.

На страницах этой книги я пытаюсь прорваться через мглу, которая окружает такие весьма сложные понятия, связанные доктриной «покрова», как лидерство, власть и подотчётность. Вдобавок к этому я стремлюсь выработать приемлемую модель понимания того, каким образом истинно духовная власть действует в экклесии (церкви).

 

Глава 1

Модели лидерства

Если мы «обнажим корни», то обнаружим, что современная доктрина «покрова» покоится на тяжеловесном иерархическом понимании лидерства и власти. Это понимание заимствовано из структур, которые принадлежат скорее системе этого мира, чем системе Царства Божьего. Такое понимание по своему существу не библейское и безосновательное.    

Для некоторого раскрытия этой темы: иерархическая структура лидерства, которая характерна для церквей Запада, произошла из того, что мы можем назвать позиционно-должностным мышлением. Такое мышление определяет власть в следующих понятиях: это место, которое нужно занять; трудовые цели, которые нужно достичь; показные титулы, положение, которое нужно заслужить. Позиционное мышление настроено на детально разработанную структуру лидерства и должностей, а также на иерархию. По этой системе взглядов «пастор», «старейшина», «пророк», «епископ» и т.д. являются титулами, которые образуют систему церковных должностей.

Напротив, новозаветное представление о лидерстве коренится в мышлении действия. Оно рисует власть как понимание всей сути того, каким образом действуют те или иные вещи (иными словами, согласно Духу жизни). Новозаветное представление отдаёт высшее предпочтение уникальным дарованиям, личной жертве, духовной зрелости и самоотречённому служению любого члена церкви. Оно делает упор скорее на действия, чем на должности и титулы. Здесь главной заботой является деятельность: такая, как пасторство, «старейшинство», пророчество, наблюдение и так далее. По-другому это можно определить следующим образом: позиционно-должностное мышление оперирует существительными, а мышление действия делает упор на глаголы.  

В организации церкви по типу позиционной системы смоделированы военные и корпоративные управленческие структуры, которые являются частью и сердцевиной нашей социальной культуры. При мышлении действия организация церкви базируется на взаимном служении друг другу каждого члена церкви согласно его (или её) индивидуальных даров. Позиционно-иерархической церкви свойственно ориентироваться на политическую машину, которая исподволь работает над продвижением тех или иных людей на позиции церковной власти. Свойством церквей, ориентированных на действия, является стремление к общей ответственности и коллегиальному взаимодействию различных членов церкви по мере того как они вместе слушают голос Божий и поддерживают друг друга своими дарами, полученными от Святого Духа.  

Словом, модель мирского лидерства имеет ориентацию на положение или должность, тогда как модель библейского лидерства ориентируется на индивидуальную, прирождённую функциональность. Между позиционно-иерархической моделью лидерства и концепцией защитного «покрова» несомненно есть генетическое родство.

 

Глава 2

Традиционные возражения

В ответ на то, в чём я убеждал читателей в предыдущей главе, некоторые из них без тени сомнения укажут на такие места из текста Нового Завета, которые традиционно поддерживают иерархо-должностные воззрения относительно лидерства в церкви. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них.  

 

Проблемы неточного перевода

Исходя из вышеизложенного, кто-то может удивиться, почему Библия короля Иакова (KJV) искажает тексты, имеющие отношение к служению и епископству (наблюдению). Например, почему в KJV многократно включаются в текст иерархические (читай: учрежденческие) понятия, подобные слову «должность», чего нет в тексте оригинала? Ответ можно найти в том, что англиканская церковь семнадцатого столетия твёрдо придерживалась слияния церкви и государства, а именно она и выпустила эту версию Библии.

Действительно, король Иаков VI Шотландский приказал сделать перевод Библии на английский язык, и этот перевод ныне носит его имя. Король, который был главой англиканской церкви, приказал пятидесяти четырём учёным, занимающимся переводом, не уклоняться от традиционной терминологии на протяжении всего исполнения проекта. По этой причине такие слова как ecclesia, episcopos, diakinos переведены с греческого языка буквально. Более того, они были использованы в соответствии с англиканской языковой традицией того времени (ecclesia = церковь, episcopos = епископ (катол.) или митрополит (правосл.), diakonos = служитель. И хотя версия короля Иакова четырежды была откорректирована за период с 1611 по 1769 год, эти ошибки так и не были исправлены.

Хорошо, что хотя бы в современных переводах есть стремление решить эту проблему. Многие англиканские церковные термины, которые встречаются в версии короля Иакова и которые были переведены буквально, сопоставлены с их исконным значением в греческом языке, и более близкое к языку оригинала значение проставляется позади них (ecclesia = cобрание, сообщество верующих, ассамблея; episkopos = наблюдающий и diakonos = слуга). Некоторые переводы, однако, до сих пор сохраняют официальный, структурный оттенок, присутствующий в KJV. Таким образом, правильное понимание новозаветного видения на лидерство требует некоторого углубления в греческий язык.

 

Глава 3

Власть и подчинение

Несмотря на то, что не существует библейского обоснования для современной доктрины «покрова», в Писании есть что почитать о власти и подчинении. Следует заметить, однако, что при написании Библии потрачено гораздо больше чернил для того, чтобы рассказать нам о том, как нужно любить и служить друг другу, чем о том, как нужно добиваться подчинения властям.

Фактически опыт показывает, что когда такие основополагающие аспекты, как любовь и служение друг другу, господствуют в собрании верующих, вопросы лидерства и власти поразительно легко решаются сами собой. В этой связи те, кто придаёт повышенное значение власти и подчинению, как правило, бывают более заинтересованы в том, чтобы взять в свои руки контроль за духовным ростом других людей, чем в том, чтобы служить им.

Итак, несмотря на то, что Библия не говорит много о власти и подчинении, такие понятия существуют. И они больше подходят к выполнению служения, получению служения и угождению Христу — Главе всякой власти. Так что вместо затуманивания сути дела небиблейским жаргоном, подобным «покрову», нам лучше употреблять язык Писания при обсуждении этих вопросов. Проступая так, мы будем более успешны в прохождении сквозь наслоения человеческих традиций, которые нагоняют туман на существо вопроса, и сказанное нами тогда будет ясным и понятным.

 

Божье понятие о власти

Обратной стороной подчинения является власть. Власть — это Божья привилегия для выполнения каких-либо действий. Новозаветное слово, которое ближе всего подходит для понятия «власть» — это exousia. Exousia происходит из слова exestin, которое означает возможное и правильное действие, которое не может быть выполнено без преодоления препятствий. Слово «власть» (exousia), таким образом, должно быть интерпретировано как средство передачи силы. Точнее говоря, власть — это право выполнить определённое действие.

Писание учит, что Бог является источником любой власти (Рим. 13:1), и эта власть отдана Его Сыну (Мф. 28:18; Ин. 3:30-36). Христос и только Христос имеет власть. Он ясно говорит: «…Дана Мне всякая власть на небе и на земле». И в то же самое время Бог делегирует Свою власть мужчинам и женщинам этого мира для Своих особых целей.

Например, для естественного положения вещей Бог учредил многочисленные и самые разнообразные сферы, в которых должна осуществляться Его власть (Еф. 5:22-6:18; Кол. 3:18-25). Он учредил определённые «официальные власти», которым предназначено поддерживать порядок в этом мире под солнцем. Правительствам в виде королей, магистров, судий и пр. дана такая власть (Мф. 8:9; Лк. 20:20; 23:7; Ин. 19:10-11; Деян. 9:14, 26:10, 12; Рим. 13:1; 1 Тим. 2:2; 1 Пет. 2:14).

Официальная власть — это такая власть, которой дано право действовать вне зависимости от того, кто конкретно является действующим лицом. Официальная власть — это должностная власть. Она неизменная, внешняя и неприкосновенная. Когда такая власть даётся кому-либо, её обладатель сам становится «властью» по предоставленному ему праву на это. Именно по этой причине христиан побуждают подчиняться официальным лидерам своих правительств независимо от того, какими чертами последние обладают (Рим. 13:1; 1 Пет. 2:13-19). Наш Господь Иисус и Павел показали пример подчинения, когда стояли перед представителями официальной власти (Мф. 26:63-64; Деян. 23:25). Точно так же христианам нужно подчиняться властям, поскольку беззаконие и презрение к властям являются признаками греховной натуры (2 Пет. 2:10; Иуд. 8). Таким образом, подчинение и послушание — совершенно разные вещи, и смешение их является пагубной ошибкой.

 

Полезное сравнение

Давайте определим главные различия между официальной властью и Божественной властью.

1. Официальной власти следует подчиняться настолько, насколько она не нарушает воли высшей (т.е. Божьей) власти (Деян. 5:29). Новый Завет велит детям слушаться своих родителей (Еф. 6:1; Кол. 3:20), гражданам велит подчиняться правителям (Тит. 3:1) и наёмникам велит подчиняться своим нанимателям (Еф. 6:5; Кол. 3:22).

По контрасту с этим те, кто представляет собой Божественную власть, никогда не требуют послушания себе. Напротив, люди, пользующиеся властью свыше, стремятся убедить других людей быть послушными Божьей воле. По этой причине отрывок из Послания к евреям 13:17 призывает позволить своим лидерам убедить (peitho) нас. Послания ап. Павла проливают свет на эту тему, поскольку все они полны призывов и просьб, которые являются основными языковыми средствами, используемыми для убеждения. (Подробности на эту тему — далее).  

2. Официальные власти несут всю полноту ответственности, когда ведут тех, кто под ними, к плохим делам. В книге Числа, гл. 18, например, мы узнаём, что бремя беззакония ложилось на плечи священников, которые были официальными властями в Израиле.

По контрасту с этим власть свыше никогда не отменяет ответственности других людей. В церкви верующие должны нести всю полноту ответственности за свои действия, даже если они решили послушаться совета другого человека. Именно по этой причине Писание даёт множество рекомендаций для того, чтобы испытать плоды и исследовать слова людей. Оно также учит, что обольщение вызывает Божественный суд (Мф. 7:15-27; 16:11-12; 24:4-5; 1 Кор. 11:31; 14:29; Гал. 1:6-9; 2:4; Флп. 3:2-19); 1 Фес. 5:21; 1 Тим. 2:14; 1 Ин. 3:4-10; 4:1-6). И никогда Новый Завет не учит тому, что если христианин слушается другого человека, то он больше не отвечает за свои поступки.

3. Официальные власти могут быть менее зрелыми, менее духовными и менее праведными, чем те, над кем они властны. Божественная власть, напротив, напрямую связана с духовной зрелостью и не может быть отделена от этого. Мы часто учим своих детей: «слушайтесь старших», потому что старшие (в естественной жизни) более зрелы и по этой причине получают уважение и послушание (1 Пет. 5:5). То же самое относится к духовной сфере.

Те, кто более возрос в духовной жизни, несут божественную власть в большей мере (следовательно, человек не может пользоваться духовной властью до тех пор, пока не поставит себя под власть Бога). Верный признак духовной зрелости — это дух слуги и детского смирения. Рассмотрите предлагаемые ниже тексты, которые убеждают нас уважать и почитать тех, кто отвечает этим двум признакам:

Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым). БУДЬТЕ И ВЫ ПОЧТИТЕЛЬНЫ К ТАКОВЫМ И КО ВСЯКОМУ СОДЕЙСТВУЮЩЕМУ И ТРУДЯЩЕМУСЯ. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. ПОЧИТАЙТЕ ТАКОВЫХ. (1 Кор. 16:15-18).

Примите же его в Господе со всякою радостью, И ТАКИХ ИМЕЙТЕ В УВАЖЕНИИ, ИБО ОН ЗА ДЕЛО ХРИСТОВО БЫЛ БЛИЗОК К СМЕРТИ, ПОДВЕРГАЯ ОПАСНОСТИ ЖИЗНЬ, ДАБЫ ВОСПОЛНИТЬ НЕДОСТАТОК ВАШИХ УСЛУГ МНЕ. (Флп. 2:29-30).

Просим же вас, братия, УВАЖАТЬ ТРУДЯЩИХСЯ У ВАС, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, И ПОЧИТАТЬ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО С ЛЮБОВЬЮ ЗА ДЕЛО ИХ... (1 Фес. 5:12-13).

Достойно начальствующим пресвитерам ДОЛЖНО ОКАЗЫВАТЬ СУГУБУЮ ЧЕСТЬ, ОСОБЕННО ТЕМ, КОТОРЫЕ ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ… Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях (1Тим. 5:17, 19).

Поминайте наставников ваших, КОТОРЫЕ ПРОПОВЕДЫВАЛИ ВАМ СЛОВО БОЖИЕ, И, ВЗИРАЯ НА КОНЧИНУ ИХ ЖИЗНИ, ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ (Евр. 13:7).

Повинуйтесь (в греческом: «позвольте себя убедить») наставникам вашим и БУДЬТЕ ПОКОРНЫ, ИБО ОНИ НЕУСЫПНО ПЕКУТСЯ О ДУШАХ ВАШИХ, КАК ОБЯЗАННЫЕ ДАТЬ ОТЧЁТ; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. (Евр. 13:17)

Также и младшие, ПОВИНУЙТЕСЬ (позвольте себя убедить) ПАСТЫРЯМ… (1 Пет. 5:5).

Совершенно ясно, что Новый Завет побуждает сообщество верующих почитать и ценить тех, кто неустанно трудится в духовном служении. Такое почитание и добровольно, и заслуженно; его никогда не следует делать абсолютным или формальным. Новозаветным критерием, таким образом, является действие, а не формальная функция. В то время как мы должны ценить служение тех, кто полагает свою жизнь за нас, всё же смертельно опасной ошибкой будет формальное отделение их от остального сообщества верующих. (Как раз это и делает учение о покрове ошибочным).

В самом деле, почитание, которое получает верующий от церкви, всегда заслуживается; его невозможно потребовать или продекларировать. С этой точки зрения те, кто являются истинно духовными, никогда не заявляют о том, что они имеют духовную власть над другими и не бахвалятся своим трудом или зрелостью. Люди, которые делают подобное, как раз показывают свою незрелость. Так что человек, который заявляет, что он является «Божьим помазанником, персоной, облечённой силой и властью» или хвалится чем-то подобным, этим самым доказывает, что у него нет никакой власти!

Заслужившие почёт в церкви — это те люди, которые проявили себя слугами, достойными доверия. Причём не риторикой, а делами (2 Кор. 8:22; 1 Фес. 1:5; 2 Фес. 3:10). Заслуженное признание и доверие со стороны Тела Христова — не только признак духовной власти, это также средство против жёсткого николаитского учения.

4. Представители официальной власти обладают ею до тех пор, пока у них не заберут полномочия, причём независимо от того, принимали они неразумные, неправедные решения или нет. Царь Саул, например, сохранял свою власть даже после того как Святой Дух отошёл от него (1 Цар. 16:14; 24:4-6).

Власть свыше, напротив, действует только тогда, когда явлен Христос. Следовательно, если церковный лидер приказывает верующему делать что-либо, что не отражает волю Главы (даже если это не нарушает прописанный в Библии закон Божий), у него не будет власти, способной поддержать его приказ. Только Христос имеет власть, и только то, что проистекает из Его жизни, обладает силой власти.

5. Официальные власти практически всегда устанавливаются в иерархии. Но власть свыше никогда не имеет ничего общего с иерархией (Мф. 20:25-28; Лк. 22:25-27). Она неизменно искажается и извращается, когда вступает в контакт с иерархией. Иерархическое мышление не просто отсутствует в Писании. Оно, когда к нему прибегают, всегда приводит к ложным идеям и чрезвычайно вредоносной практике. 

Проблема власти в ecclesia в основном вытекает из чрезвычайно прямолинейного переложения структуры власти на церковные взаимоотношения. Такое искажённое понимание, которое коренится в представлении о лидерстве как о чём-то годном на все случаи жизни, не может не привести любую сферу, — будь то рабочее место, дом или церковь, — к утрате своей уникальной целостности.

Короче говоря, власть свыше не проистекает сверху вниз. Иными словами, она не действует в цепочке команд и в виде иерархии. И в то же время власть свыше не работает снизу вверх (имеется в виду личность и церковь). Даже если церковь решает дать кому-то власть для выполнения особого задания, у неё не будет легитимности, если она не отражает разум Христов.

Божественная власть работает изнутри наружу. Когда Христос, живущий внутри человека, побуждает верующего или группу верующих что-то говорить или делать, они поддерживаются властью Главы (Христа). И это единственная власть, которая существует во вселенной. Иисус Христос, представленный живущим внутри нас Святым Духом, является исключительным, неиссякаемым источником, оплотом и началом всей власти. И нет никакого покрова над Его Главой!

 

Цена взаимного подчинения

Поскольку взаимное подчинение радикально отличается от односторонней субординации в авторитарных структурах, его не нужно смешивать с в высшей степени индивидуалистическим, морально двойственным, «толерантным» эгоцентризмом, который характеризует современное мышление. Взаимное подчинение кое-чего стоит. Давайте признаем, что наше эго не любит подчинять себя кому-либо. Будучи падшими созданиями, мы хотим делать лишь то, что правильно в наших собственных глазах, причём без какого-либо постороннего вмешательства.

Склонность отвергать Божественную власть глубоко укоренена в нашей адамовой натуре (Рим. 3:10-18). Так, получение коррекции, увещевания и порицания от других смертных представляет собой крест, который нам требуется нести (Пр. 15:10; 17:10; 27:5-6; 28:23). По этой причине ценным является то, что взаимное подчинение служит неким антидотом для нашей бунтарской плоти, равно как и для нашей беззаконной культуры.

Проявление Божественной власти иногда бывает болезненным. Когда кто-то стремится всё контролировать, задача поправлять других становится и трудной, и рискованной. Писание говорит нам, что «…озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города» (Пр. 18:20). Следовательно, неудобство корректирования других людей в сочетании со страхом конфронтации делают послушание Господу в сферах выражения Его власти трудным делом для нашей плоти. Гораздо проще пустить всё на самотёк и лишь молиться за наших заблудших братьев вместо того, чтобы в любви противостоять их грехам.

Всё это подчёркивает весьма примечательный факт: любовь нужна для того, чтобы управлять нашими взаимоотношениями с окружающими, потому что если мы любим братьев, то будем подчинять себя необходимости что-либо советовать им и увещевать их. Точно так же мы будем заинтересованы в том, чтобы поправлять их в духе смирения, когда они грешны в наших глазах. Словом, любовь — это всегда крестный путь.

 

Глава 4

Деноминационный покров

В противоположность библейскому принципу взаимного подчинения, понятие «деноминационная подотчётность» — самая настоящая фикция. В своей основе «деноминационный покров» построен на предрассудке о том, что если я принадлежу к деноминационной организации, то благодаря этому каким-то мистическим образом «покрыт» или защищён от ошибок. Но тот факт, что люди в деноминационных системах весьма часто, что называется, слетают с катушек, доказывает, что эта идея — не более чем заблуждение.

Единственной защитой от ошибок является подчинение водительству Духа Истины (1 Ин. 2:20, 27), сознательное подчинение себя тем мудрым и достойным доверия верующим, которых мы знаем лично, потому что советы мудрых помогают нам распознать источник водительства. Следовательно, Божья идея подотчётности работает от человека к человеку, а не от священника к человеку! Духовная защита идёт от взаимоотношений со Святым Духом и общения с другими христианами. Это и есть суть новозаветного сообщества. Напротив, запутанная «законническая» система официальной подотчётности типа «старший-младший» является суррогатной заменой взаимного подчинения и продуктом человеческого ума. В результате библейское учение о взаимном подчинении затуманивается современным священством, и этот туман является сердцевиной всех фракционных раздоров.

 

Покров «материнской церкви»

Практически каждая церковь, рождённая в первые семнадцать лет после Пятидесятницы, была начата иерусалимской общиной. Однако эти несколько церквей ни формально, ни по подчинению не имели связи с иерусалимской церковью. В этом смысле Новый Завет всегда подразумевал образ автономных церквей, но обладающих при этом братским отношением друг к другу. Это означает, что в Божьем понимании каждая поместная церковь, хоть и живущая одной жизнью со всеми другими церквями, является независимой, самоуправляемой и ответственной перед одним лишь Богом за свои решения. Следовательно, понятие управления «материнской церковью» или деноминационными руководящими органами не просто основывается на противоестественном интерпретировании Священного Писания, оно в самой своей основе неверно. (Это не означает, что следует обрушиваться ураганом на явление деноминационализма. Просто нужно докопаться до корней, которые имеются у этой проблемы, и критиковать её конструктивно).

У нашего Господа никогда не было желания, чтобы поместные общины были объединены в некую деноминационную организацию, супер-федерацию, ассоциацию или епархиальный контролирующий центр. Напротив, библейский принцип утверждает, что каждая поместная церковь должна быть независимой в принятии решений и в своём видении. Это ясно показано в словах нашего Господа, обращённых к семи церквям Асии, где Он с каждой из них обращался особенным образом и подходил к решению имеющихся там проблем индивидуально (Откр. 1-3). Это также подчёркнуто в посланиях ап. Павла, где он постоянно обращается к каждому сообществу как к автономному, самоуправляемому организму. По мнению Павла каждое поместное собрание верующих напрямую ответственно за послушание Божьему слову (1 Кор. 11:2; 2 Фес. 2:15; 3:6) и при этом напрямую подотчётно Богу (Еф. 5:24; Кол. 1:9-10).

Таким образом, объединять поместные церкви друг с другом под страхом религиозного федерализма — большая ошибка. Будьте уверены — каждая поместная церковь находится под одним и тем же Главой, и все они подобны друг другу в своей жизни. Следовательно, все они должны кооперироваться, учиться друг у друга и помогать друг другу по мере возможности (Деян. 11:28-30; Рим. 15:25-29; 2 Кор 8:1-14; 1 Фес. 2:14). Это было практикой ранних сообществ (Рим 16:1; 1 Кор. 16:19; 2 Кор. 13:13; Флп. 4:22). И ещё: любое поместное сообщество было обязано следовать апостольской традиции, которую апостолы устанавливали в каждой церкви (1 Кор. 4:16-17; 7:17; 11:16; 14:33; 1 Фес. 2:14). Таким образом, нападать на чисто индивидуальные черты, которые рождаются в практической жизни, — это отход от Божественного принципа для поместной церкви.

В то же время Бог предназначает каждой поместной церкви развивать своё собственное видение и служение. И всё это — вовсе не для объединения с другими церквями в какую-то внешнюю организацию. Пока поместная церковь следует свободным принципам корпоративной жизни, сформулированным в Новом Завете (что отражено и в апостольской традиции), Господь несомненно поведёт каждое сообщество особенным образом, с уважением относясь к несению этим сообществом особого, индивидуального свидетельства. Итак, существует духовная взаимосвязь и помощь друг другу между поместными сообществами, но каждая церковь напрямую ответственна перед Главой (Христом) и находится под Его непосредственным контролем.

Имея сильные внутренние связи, объединяющие их во Христе, поместные церкви сохраняют независимость по части своей организации. Это означает, помимо всего прочего, что управлять каким-либо другим сообществом или воздействовать на него — не библейская практика. В Божьем понимании церкви не имеют права регулировать, контролировать или вторгаться в дела друг друга. Деноминационная система попирает все эти принципы. В конечном итоге единство и взаимоотношения церквей оберегают свидетельство о том, что Тело едино, пока независимость и автономность церквей хранит свидетельство о том, что их Глава является властелином.

 

Глава 5

Апостольская власть

Всестороннее обсуждение служения апостолов не входит в число задач этой книги, и мой анализ апостольской власти зиждется на убеждении в том, что апостолы есть в церкви и в настоящее время. Несомненно, двенадцать апостолов, которые были избраны нашим Господом Иисусом в период Его земного служения, занимают особое место в Божьем «хозяйстве» (Лк. 22:30; Откр. 21:14. В число двенадцати включён также Матфей, который заменил Иуду Искариота — Деян. 1:26).

Однако в книге Деяния Апостолов Писание упоминает помимо этих двенадцати и других апостолов. Павел и Варнава (Деян. 14:4, 14; 1 Кор. 9:16), Иаков, брат Господа (Гал. 1:19), Аполлос (1 Кор. 4:6-9), Тимофей и Сила (1 Фес. 1:1; 2:6), Андроник и Юния (Рим. 16:7) являются теми самыми апостолами, появившимися на страницах Нового Завета позже.

Апостольское служение, таким образом, продолжилось и после смерти первых двенадцати избранников. Оно не исчезло после конца первого века и не передаётся формальным образом через официальную иерархию священства. Хотя апостолы сегодня и не пишут Священное Писание, они всё ещё призваны созидать Тело Христово вместе с пророками, евангелистами, пасторами и учителями (1 Кор. 12:28-29; Еф. 4:11). Главной задачей апостолов является создание местных христианских сообществ. (Это не означает, что церкви не могут возникнуть иначе как через приложение рук апостолов, поскольку церковь в сирийской Антиохии, равно как и в Риме, похоже, не были основаны одним человеком).

Апостолы не учреждают миссий, деноминаций, ячеек, пара-церковных организаций или «официальных» церквей. Напротив, они учреждают новозаветные экклесии, которые основываются и подкрепляются Иисусом Христом, Главным Архитектором церкви (1 Кор. 3:6-15). Апостолы — это братья, наделённые особым даром и призванные Богом для совершения своей работы (Рим. 1:1; 1 Тим. 2:7; 2 Тим. 1:11), и они посылаются на эту работу облечённой доверием группы представителей поместной церкви. Рассмотрите Деян. 13:1-4:

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл, когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр…

Призвание апостола персональное, а вот отправка его на совершение своего труда — дело корпоративное. Апостол обычно является ещё и пророком, учителем или евангелистом, он призван Богом для региональной работы и принародно послан местными верующими. Это внутреннее призвание и внешнее отделение на труд, которое и ознаменовывает то, что некто является апостолом. Примечательно здесь то, что греческое слово apostolos, переведённое как «апостол», имеет и буквальное значение: «тот, кто послан». Примечательно также и то, что Новый Завет ничего не «знает» о «самоназначенных» и «самопосланных» апостолах. Апостолы в новозаветном смысле слова — это лёгкие на подъём, благородные люди, критичные к светской культуре, провозглашающие Евангелие, насаждающие и питающие новозаветные христианские сообщества. То, как они выполняют эти задачи, и какой властью обладают, является совокупностью вопросов, которые мы рассмотрим в этой главе.

 

Вопрос об апостольском покрове

Подобно т.наз. «деноминационному покрову» существует понятие «апостольский покров», но оно имеет свои особенности. Учение об «апостольском покрове» подразумевает, что церковь защищена от доктринальных ошибок, если подчиняется находящемуся в ней апостолу (т.е. тому, кто насаждает церковь). Это основано на идее о том, что апостолы имеют официальную власть контролировать и направлять дела поместной церкви. Библия, однако, выступает против такой идеи, так как в Новом Завете мы находим апостолов, принимающих всю полноту ответственности перед пославшей их поместной церковью.

Более того, апостолы Нового Завета признают и уважают духовную независимость каждого сообщества. Они публично признают старейшин каждой церкви. Поступая так, они поддерживают то обстоятельство, что ответственность за церковь находится в руках местных верующих. Другими словами, наблюдение за местными сообществами верующих никогда не отдавалось в руки пришедших из других мест апостолов, а поручалось местным старейшинам.

Апостолы отвечали за свои собственные региональные служения, тогда как старейшины были главными ответственными за свои поместные церкви. Более того, ответственность за наблюдение любого старейшины ограничи


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.