Три условия психического здоровья лошади на конюшне — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Три условия психического здоровья лошади на конюшне

2022-07-06 52
Три условия психического здоровья лошади на конюшне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все больше коннозаводчиков по всему миру предпочитают конюшни амбарного типа, а если климат позволяет, то вовсе держат лошадей на поле, оставив им лишь укрытие от дождя и ветра. Причины этого таковы: чтобы лошадь была здорова психически и физически, довольна своей жизнью, уравновешена и спокойна, нужно удовлетворить три ее основные потребности: у нее должно быть время и возможность кушать долго, она должна общаться с сородичами и у нее должно быть пространство для движения.

Условия содержания накладывают свой отпечаток на все природное поведение лошади. Например, в табуне лошадь тратит приблизительно 60% времени на пастьбу, 20% на отдых стоя, осматривание, 10% на отдых лежа, сон, а оставшиеся 10% времени на общение и передвижения. Теперь сравните с жизнью на конюшне: лошадь стоит 65% времени, ест 15%, лежит до 15%, а на бег, общение она тратит лишь 5% времени. Различие в образе жизни отражается не только на бюджете времени. Лошадь – травоядное животное. В природе чтобы насытиться она должна есть очень много и одновременно переваривать пищу. Когда в конюшне мы кормим лошадь концентрированным высококалорийным кормом, мы стремимся создать ей необходимую для соревнований физическую форму, но одновременно мы изменяем ее образ жизни – в результате она ест быстро, а затем долго отдыхает, бездельничает, скучает. Попытки разнообразить жизнь лошади игрушками не всегда завершаются успехом – одни лошади действительно играют, а другие игрушками не интересуются. Высококалорийная пища приводит к избытку энергии. Если она оправдывается нагрузкой лошади, это понятно, но чаще лошади некуда девать энергию и она находит выход в нежелательном поведении, которое приводит к травмам, или вредных привычках. Концентрированные корма содержат много сахара и белка и мало грубой волокнистой пищи. Кроме того, что это может привести к проблемам в пищеварении, это становится причиной сложности другого рода. Считается, что именно высокий уровень сахара увеличивает агрессивность лошади. Если вы хотите избежать проблем, связанных с питанием, и не имеете возможности пасти лошадь, вы должны давать ей большое количество грубой пищи, съедобную подстилку в денник и докармливать ее поздно ночью. Лошади бегают по деннику и бьют копытами перегородки вовсе не от радости при виде наступающего утра, а от голода, так как ночной перерыв для них зачастую слишком велик.

Недостаток общения с сородичами приводит к множеству неприятностей. Попробуйте день (неделю, месяц) не разговаривать и не приближаться ни к одному человеку, общаться только с животными. Что вы будете чувствовать? Мы часто говорим о том, какие умные животные и как хорошо они нас понимают, но общение с людьми – с представителями собственного вида - нам ничто не сможет полностью заменить. Так же и лошади. Их потребность в общении может удовлетворяться в работе с человеком лишь в небольшой степени. Чтобы дать лошади возможность развиваться нормально и удовлетворить ее потребность в общении, необходимо выпускать ее гулять в группе других лошадей с жеребячьего возраста до последнего дня жизни. С кобылками обычно это не представляет трудностей, больше всего от изоляции страдают жеребцы. Именно поэтому многие любители лошадей по всему миру советуют холостить жеребчиков еще в детском возрасте, тогда их не придется отделять от группы, а затем, после кастрации в 4-5 лет, как это часто делают у нас на конюшнях, пытаться заново приучать к сородичам. Продажа лошадей и переезды с конюшни на конюшню рвут сложившиеся дружеские связи среди лошадей и могут быть причиной очень сильного стресса. Всегда помните об этом и старайтесь постепенно вводить лошадь в новую группу, по очереди знакомить с каждым из ее членов. На верховой прогулке с другими всадниками, лошади также могут познакомиться, со временем привыкнуть друг другу и подружиться. Если лошадь не умеет общаться с сородичами, это вовсе не означает, что она не испытывает такой потребности. Молодая лошадь, хоть и не полностью, но все же еще может научиться языку телодвижений, так что лучше попытаться дать ей шанс. Взрослая лошадь или жеребец, всегда гуляющий в одиночестве, должны иметь возможность хотя бы наблюдать за сородичами. Можно попытаться найти лошади компаньона среди коров или коз. Это не сможет полностью удовлетворить ее потребность в общении, но зато даст ощущение защищенности, которое так необходимо стадному животному. И, наконец, все же лучше общение с существом другого вида, чем никакого общения. Так что лошади, гуляющей в одиночестве, вы должны уделять гораздо больше внимания, чаще и дольше чистить ее, пасти или хотя бы просто составлять компанию на прогулке.

В природе лошади не так уж часто носятся сломя голову, но конечно двигаются куда больше конюшенных родственников, потому что 60% времени они пасутся, передвигаясь с места на место, поднимая голову, чтобы оглядеться, переходя на более приятное место или водопой, который может находиться на большом расстоянии. Нет предела тому, сколько лошадь должна гулять. При возможности, пусть она имеет свободу перемещений все время, когда не работает. Прогулки поддерживают лошадь в хорошей физической форме лучше, чем долгие интенсивные тренировки. Она может развивать координацию движений на широком пространстве, валяться, наблюдать за происходящим вокруг, больше узнавая о мире, справляясь со страхами и недоверчивостью. Существует два соображения, которые заставляют владельцев сокращать прогулки лошадей, кроме большой очереди в леваду, стриженой лошади в сильный мороз и т.п. Первое – опасность травмы. Действительно, лошади испытывающие недостаток движения начинают крушить левады, носиться, бурно реагировать на проходящих мимо сородичей и травмируются. Но чем меньше лошадь гуляет, тем хуже усугубляется проблема, а когда вы откажетесь от прогулок вообще, лошадь начнет «разбиваться» в деннике. Если вам кажется, что лошадь слишком возбуждена, то перед выпуском в леваду можно погонять ее немного на корде, но конечно не давая ей вспотеть. Дайте ей в леваду сена, если там нет травы, чтобы у лошади было чем заняться. Даже постояв немного на привязи в леваде (если лошадь приучена спокойно стоять на привязи), она успокоится и не будет долго носится, когда вы ее отпустите. Вы можете почистить ее, пока она привязана, хотя конечно, чистка в данном случае нужна не для того, чтобы сделать лошадь чистой, а для того, чтобы помассировать ее, успокоить, не оставлять одну. Второе соображение – то, что, после пастьбы на поле, лошадь неактивна и не хочет двигаться под седлом. Когда лошадь пасется, она одновременно переваривает пищу. Время от времени она останавливается и отдыхает, стоя или лежа. Процесс пищеварения в этот момент, естественно, продолжается. Так что вам нужно забрать лошадь с поля за час до работы. Обычно лошадь тут же начинает дремать и через час выходит на тренировку отдохнувшая, веселая и довольная жизнью.

Жизнь лошади в табуне разнообразнее и естественнее. Значит ли это, что любая лошадь на конюшне заведомо менее счастлива, чем обитательница вольных степей? Счастливее ли одичавшие кошки и собаки своих домашних собратьев? Это сложный вопрос, на который невозможно дать однозначного ответа. Люди пробовали одомашнивать множество видов животных – и гепардов, и медведей, и лосей, и еще многих-многих других, но прижились и стали домашними далеко не все из них. У животных тоже есть своя свобода выбора; домашними животными стали лишь те, что смогли приспособиться к новым, особым условиям жизни в человеческом мире. Тем не менее, у всех домашних животных остается тот неприкосновенный минимум, нарушение границ которого неизбежно приводит к психическим и физическим расстройствам. Жизнь в табуне – это жизненный «максимум» лошади. Наблюдая за табуном, вы знакомитесь с лошадью как с диким животным, не вступая с ней в прямой контакт. Без этого этапа вы никогда не сможете действительно понимать лошадь. Но общаясь с лошадью на конюшне, вы можете проникнуть в самые глубины ее души, научиться разговаривать с ней на ее языке и научить ее понимать вас. Табунщик – это лучшая профессия, но собственную лошадь люди заводят для общения с ней, а не для наблюдений за диким животным. Единственное, что мы всегда обязаны оставлять лошади – этот минимум – три условия ее психического благополучия: частое питание, регулярное и достаточно продолжительное движение и общение с сородичами.

Глава. Как лошадь учится?

Учится или обучается?

Природа наделила лошадь необычайно острой памятью, и если бы не это, кто знает, смогла бы она стать домашней, приспособиться к такому сложному и переменчивому фактору внешней среды, как человек? Эволюция семейства лошадиных изучена лучше, чем происхождение любого другого живого существа на земле, даже человека. Мы можем увидеть расцвет лошадиного семейства, когда его представители населяли Америку, Евразию и Африку - и быстрый крах этой «империи» с появлением на земле парнокопытных. Специализация стопы для быстрого бега по твердой почве у лошадей привела к идеальной для этой цели формы – одного крупного и крепкого копыта. Эта специализация дала лошади временный выигрыш, но как только условия снова стали изменяться, то оказалось, что из копыта Природа уже ничего не может сделать нового, а вид, следовательно, не в состоянии приспособиться к новым условиям среды. Двойное копыто парнокопытных дает своим обладателям большую свободу для преобразований – подвижные широкие копыта лося идеальны для бега по болотистой почве, плотно сомкнутые копытца горных коз ничем не уступают по прочности копытам лошади, но позволяют удерживаться на головокружительных склонах и уступах.

Сегодня в природе осталось мало видов семейства лошадиных – они уступили место огромному разнообразию парнокопытных. И лишь численность одного вида – домашней лошади – не только не уменьшается, она постоянно растет. Главным фактором их отбора было умение служить человеку, и это как раз то, в чем они с легкостью преуспели. Теперь их эволюция направлена не на создание однопалой стопы или особых зубов, годных для перетирания травы, а на развитие памяти и способность жить рядом с человеком. Лошадь учится самостоятельно и легко поддается обучению. Нужно учитывать, что легкость в обучении – это условие выживания лошади, и не зная этого, вам будет сложно понять лошадей вообще. Знать, как происходит обучение лошади, также полезно и для подбора метода в тренинге, и для того, чтобы понять, что с конкретной лошадью происходило в прошлом.

Все великие мастера сходятся в одном…

К какому бы течению не принадлежал Мастер, чтобы ни говорил он о превосходстве своего метода, вы всегда услышите от него, что «при обучении очень важна точность - поощрение (или наказание) должны наступать в момент действия животного». Точность – это действительно ключ к работе с любым животным или человеком. Вы заходите к лошади в денник, и она, по команде «Прими!» отходит к правой стенке. К примеру, вы хотите поощрить ее и начинаете расстегивать карман, доставать пакет с морковью, привлекать внимание лошади и угощать ее. За это время ваша ученица успела переступить с ноги на ногу, три раза взмахнуть хвостом, скрипнуть зубами соседке, ощупать губами рукав вашей куртки. Так за что именно вы теперь ее поощряете?

Получается, что точность необходима для взаимопонимания. Животные знают это не хуже нас. Карен Прайор, создательница кликер-тренинга, описывает шимпанзе, который во время занятия не съедал поощрение, а собирал его. Когда, по окончании занятия, дрессировщица открыла дверь в прогулочную вольеру, то обезьяна схватила стебель сельдерея из накопленного поощрения и с гордым видом протянула его человеку. Лошадь вряд ли угостит вас морковкой, но она тоже даст вам понять, что ей приятно, а что – нет, вполне успешно обучая вас как себя с ней вести.

Второй ключ к работе с животным (или человеком) – это постоянное чувство контроля над происходящим у ученика. Мастер может ничего не знать об этом, и работать над этим интуитивно. В любом случае без этого чувства успех в его работе невозможен. Если задача кажется лошади неразрешимой и она не может отказаться ее решать, она не контролирует ситуацию и проявляет признаки стресса. Она может стать невнимательной, или уйти в себя, или, наоборот, стать агрессивной. Хороший тренер постоянно следит за лошадью и, если замечает, что она стала менее отзывчивой, то может поощрить ее ни за что, просто чтобы ободрить. Тогда животное снова начинает искать решение задачи. Но лучше всего в подобной ситуации дать ей задание попроще, а когда она справится с ним, то либо снова предложить ей прежнюю задачу, либо дать ей отдохнуть и подумать.

Иногда кажется, что животное вот-вот сделает нужное движение, но лошадь внезапно срывается и впадает в ярость. Это называется агрессией преднаучения. В напряженном состоянии мозг только ходит вокруг решения и никак не может завершить решение задачи. Ему требуется разрядка, небольшое расслабление и тогда моментально вся задача раскрывается в сознании со всеми подробностями. Похожие истории сопровождали многие научные открытия, подобное переживает и лошадь, когда вы ее учите, например, сложному элементу в выездке.

Она еще не знает, что вы хотите, но задача постоянно стоит перед ней. Она не понимает за что ее поощряют, и, что может лишь ухудшить положение – за что ее наказывают. Лошадь напряжена до предела – она не чувствует контроля над ситуацией, у нее нет возможности отказаться от решения задачи, и она не может сделать что-то, чтобы получить поощрение и избежать наказания. В пиковый момент она срывается и становится по-настоящему опасной.

Мастер может выбрать и другой путь. После нескольких неудачных попыток лошади выполнить требование, он поощряет лошадь и прекращает тренировку. Это может показаться нелогичным, но только с первого взгляда. Не имеет смысла поощрять ошибки, так как иначе лошадь не сможет понять, что правильно, а что нет. Но если лошадь не делает ничего кроме ошибок, надо поощрить ее просто за тренировку. Да, у нее не получается – вряд ли она сама этому рада. Если продолжать тренировку – она в конце концов сорвется. Если не поощрить, то на следующий день она не захочет вообще чему-либо учиться. Некоторые тренеры любят продолжать тренировки до «победного конца», но гораздо раньше победы наступает конец терпению лошади и еще раньше – терпению человека. Тогда дальнейшее занятие проходит на негативных эмоциях и оба остаются недовольными друг другом. На самом деле ей, чтобы что-то понять, нужно расслабиться, и тогда на следующий день велика вероятность, что она решит поставленную задачу с первой попытки.

Обучение придумали не люди…

Звуки, цвета, события – это стимулы. Если стимул для нас не важен, не несет информации, не приносит радости или боли, то мы привыкаем к нему и перестаем замечать. Прислушайтесь! Вы слышите тиканье настенных часов? А всего минуту назад этого звука не существовало, так как он ничего не значил для вас. Если стимул важен, мы наоборот становимся к нему внимательнее. Когда вы голодны, вы не можете пройти мимо киоска с пирожками не заметив его. Мы многое в мире можем назвать стимулом, но не на все из них мы реагируем, потому что между стимулом и реакцией есть фильтр, пропускающий только то, что важно для нашего организма, то есть то, что будет способствовать его выживанию.

Так как мы не охотимся на насекомых, как летучие мыши, мы невосприимчивы к ультразвукам – этот стимул отброшен изначально, ограниченными возможностями нашего уха. Если добавить крупинку соли в стакан воды, мы не почувствуем соленого – для нашего организма соль в такой концентрации безразлична. Если мы добавим несколько крупинок, вода покажется нам сладкой. Еще больше – соленой. Мы чувствуем вкус соли, потому что она важна для нас. Если соли будет слишком много, она вызовет рвотный рефлекс – слишком много соли вредно организму. Различное восприятие вкуса и запаха – это тоже фильтрация стимулов на безразличные, важные и вредные.

Мы не способны запомнить все стимулы даже важного существа, мы запоминаем лишь части его образа. Так как для нашего поведения важна мимика, то мы запоминаем черты лица точнее остальных черт. У лошадей мимика бедна и не является важным стимулом, поэтому нас они различают по форме и цвету одежды, а не по величине глаз, носа или губ. Увидев человека в белой кепке, такой же как у ее хозяина, и еще не успев почувствовать запах, лошадь может ошибиться – кепка стала для нее сигнальным раздражителем. Здесь фильтр – мозг и он выбирает те стимулы, которые более естественны для вида животного. Вам может показаться, что разговор проходящих людей громче, чем тихое ржание кобылы, подзывающей своего жеребенка. Но на деле может быть и так, что ваш мозг сделал для вас громче звуки представителей вашего вида.

Почти все поведение можно представить в виде схемы Стимул—Реакция. Реакция может быть инстинктивной или выученной. Животное не обязательно сидит и ждет пока появится стимул, оно может активно искать стимул. Поиск стимула называют мотивацией. Русский синоним термина «мотивация» - «побуждение». Голодное животное стремится утолить голод. Оно будет искать стимул – например кормушку с едой, стог сена, траву под слоем снега. Еда - это безусловный стимул. Когда вы голодны, то ищете глазами не обязательно саму пищу, но и символы пищи – вывеску кафе или продуктового магазина. Для лошади символом пищи будут время кормления, конюх с тачкой, жующие соседи по конюшне, запахи, звуки, с которыми в большом баке мешают запаренное зерно. Эти символы – условные стимулы, они не являются пищей, но они ее обозначают.

Мотивации могут конкурировать друг с другом. Что привлекательнее: морковь или сахар? Что сильнее голод или жажда? Логично было бы предположить, что лошадь выбирает то действие, которое ей важнее, но это не всегда так. В некоторых случаях животные склонны действовать по привычке, в других они предпочитают всегда следовать какому-то необъяснимому для человека правилу – например, что бы ни было всегда подходить к правой кормушке, а не левой, даже если правая несколько раз оказывается пустой. В науке еще очень мало известно о процессе принятия решений вообще, и особенно о принятии решений лошадьми. Бывает, что конкурируют две противоположных мотивации – лошадь хочет приблизиться и убежать одновременно. Это можно наблюдать у двух, примерно равных по силе жеребцов. Чем ближе они к своим кобылам, тем сильнее хотят прогнать соперника. Чем дальше они от кобыл и ближе к сопернику, тем сильнее им хочется избежать драки. Примерно посередине расстояния от своих табунов они останавливаются – желания избежать столкновения и прогнать чужака уравновешены. Когда сталкиваются две противоположные и равные по силе мотивации часто проявляется неожиданное третье, то, что в науке называется смещенными реакциями. В случае наших соперников, жеребцы останавливаются и начинают резкими движениями рвать траву. Голодны ли они? Нет, это лишь смещенная реакция. Такое поведение может показаться странным, но Природе оно выгодно – без драки, ушибов и ран жеребцы выявили границу между табунами, будут ее придерживаться и мириться с присутствием чужаков.

Жеребцы дерутся, стремясь удержать свой ранг, оставить больше потомства и помешать это сделать соперникам. Природе выгодно, чтобы сила и ловкость проверялись в сражениях, а слабые особи не оставляли потомства. Но еще выгоднее, если конфликты будут решаться лишь угрозами – демонстрациями. Если издалека будет видно, кто сильнее, то слабый жеребец останется жить в табуне и им табун «откупится» от хищников, защитив жеребят – чем больше группа, тем больше вероятность, что съедят другого, не тебя и не твоего потомка. Это – стратегия, вернее, лишь одна из стратегий выживания вида. Любая стратегия вида в целом, или отдельной особи всегда учитывает выгоду и затраты. Расчет Природы идеален: как бухгалтер составляет отчет, учитывая каждую копеечку, так Природа ведет счет каждому затраченному усилию, каждой крупицы выгоды – в количестве еды, воды, потомков, численности вида, распространению класса животных по земному шару.

Занимаясь лошадьми, вы удовлетворяете какую-то потребность (получаете выгоду) и тратите энергию (зарабатываете деньги на оплату занятий, ухаживаете за лошадью, плюхаетесь в седле или уже выступаете на чемпионате, думаете как научить своего любимца новому элементу и так далее). Если выгода будет меньше затрат энергии или мотивация окажется невелика, вы скоро почувствуете, что теряете интерес к занятиям, разочаровываетесь. Многие люди в увлечении лошадьми довольствуются коллекционированием марок с их изображением – это идеальное для них соотношение выгоды и затрат энергии. Также рассуждают и лошади. Если занятие с вами кажется им опасным, они предпочтут избавиться от вас (травма или смерть – огромная трата, приравненная Природой ко всем тем потомкам, которых могла бы оставить данная лошадь после себя). Вырвавшись из ваших рук и покрыв кобылу, жеребец получает больше выгоды (в виде жеребенка), чем несколько кубиков моркови, поэтому вы никогда не сможете добиться от лошади многого, если не учтены ее потребности в частом питании, движении и общении с сородичами. Общение с сородичами – это не обязательно рождение детенышей – в Природе многие жеребцы не оставляют потомства; в данном случае общение – это чувство принадлежности к своему виду, возможность принять участие в конкуренции, все то, что заложено Природой гораздо глубже, чем «сотрудничество» с двуногими. Но даже и в этом случае, чтобы довольная своей жизнью лошадь работала с вами, затраты ее энергии должны быть меньше, чем реальная, быстро ощутимая выгода в виде поощрения, достатка движения и хорошего отношения к ней (животные прекрасно чувствуют его, а их нутро подсчитывает сколько преимуществ такое отношение дает!).

Наказание – вечный вопрос

«Сегодня мы поговорим о наказании», - не успела я произнести тему семинара, как слушатели встрепенулись, и на меня полился поток мнений на эту тему. «Хлыстом, точно в момент сопротивления», «нет, шпора гораздо эффективнее», «если свечит, надо повалить, только самому успеть отскочить», «да вы что, маньяки? Лошадь можно научить слушаться только за поощрение», «ну, это так, для неопытных». Сколько лет прошло с тех пор, как я прочитала свою первую лекцию о наказании в работе с лошадью, но каждый раз я продолжаю убеждаться – нет людей, равнодушных к этому вопросу.

Тема наказания волновала ученых и практиков во все времена и во всех странах, но каждый человек заново решает этот вопрос для себя: наказывать или нет? А если наказывать, то как и когда? Чтобы ответить на эти вопросы объективно, нужно ответить на несколько вопросов. Почему мы используем наказание? Чем наказание вредно? В каких случаях оно действенно? Можно ли обойтись без наказания вообще? Итак, по порядку.

Объяснить (не оправдать) популярность наказания не сложно. Оно заложено в человеческой природе – мы, как и все животные, агрессивны, и то, что сопротивляется нам, вызывает в нас раздражение. Наказание в раздражении происходит чаще всего. Вторая причина кроется в нашем детстве. Наша культура пока, к сожалению, склоняет нас быть более жесткими – это касается и детей, и животных. В Швеции, где под угрозой уголовной ответственности запрещены телесные наказания и моральное унижение детей, и к животным относятся мягче. Стали ли шведские дети и звери от этого более распущенными и грубыми? Нет, не стали. У многих людей, которых в детстве пороли, это утверждение может вызвать протест – «как же так?». Дело в том, что люди вообще склонны подражать друг другу (это свойство человека как вида, ни лошадь, ни собака не подражают друг другу в такой степени). «Поротые» в детстве с легкостью начинают пороть собственных детей, сознательно или подсознательно подражая своим родителям. Не меньшее влияние оказывает окружение. И в этом случае пример одинаково касается отношения и к животным, и к детям. Подросток, приходя на конюшню, впитывает поведение более опытных конников и в большинстве случаев подражает им и даже может бояться отступить от выученной схемы. Молодая мама, наблюдая как другие раздают подзатыльники своим детям, может перенять эту манеру поведения — достаточно показать КАК действовать мягче, чтобы и мама, и подростки переняли новый метод и почувствовали, что достигают им не меньшего успеха.

Другая обычная сложность для человека – это привлечь внимание лошади. Мы пытаемся заинтересовать ее, но у нас не получается – тогда мы начинаем усиливать требования (как учитель, повышая голос) и наконец наказываем за невнимательность (учитель в школе обычно поступает также). И последнее в этом списке: часто мы раздражаемся не из-за того, что «тупое животное» ничего не понимает, а из-за того, что «упрямое животное» (как нам кажется) нарочно над нами издевается – не уважает наш авторитет. В таком случае мы, наказывая, проявляем самую настоящую агрессию борьбы за лидерство – столь же неоправданную, сколь и бесполезную.

Опасности наказания

1. Наказание наступает после того, как действие совершено. Бывает, что лошадь понимает свою ошибку и намерена ее не повторять, но как она может сказать об этом всаднику? Она ничего не может изменить – и получает наказание.

2. Чтобы наказать лошадь хлыстом, нам нужно взять хлыст поднять руку, взмахнуть ею и ударить – все это связывается в памяти лошади с болью. В следующий раз она не будет дожидаться боли и шарахнется, когда вы поднимете руку, чтобы поправить завернувшийся ремень уздечки.

3. Многие лошади не хотят сдаваться «без боя». Это - самое опасное для людей и, пожалуй, одно из самых безопасных для психики лошади, последствий наказания заключается в том, что в ответ на боль лошадь может попытаться лягнуть, как говорят конники «отбить». Вы ее, она - вас. Что дальше? Наказывать снова, теперь за то, что она отбила? Или оставить ее в покое, поощряя этим, чтобы она запомнила – если она лягается, то ее оставляют в покое? И то, и другое приносит вред, и лошадей, отбивающих на наказание, рано или поздно приходится переставать наказывать и искать к ним особый подход. Некоторые лошади отбивают от страха, некоторые – от неожиданности. Но многие защищают таким образом два своих права, которые им дала природа, а не люди – они считают, что мы не должны вмешиваться в их драки и посягать на их статус вожака. Когда мы наказываем жеребца, бьем его по передней части тела, мы, на лошадином языке, вызываем его на бой. Он и без боя знает, что он сильнее и, вполне естественно, возмущен нашим нахальством. Вообще говоря, сотни доброжелательных жеребцов считают себя вожаками в общении с людьми, и у их тренеров не возникает с этим проблем. Их тренеры избегают явных конфликтов из-за статуса, а во всем остальном жеребцы вполне готовы к сотрудничеству. Но, мы уже говорили, что многие люди сами стремятся к конфликту и готовы идти на риск ради самоутверждения, они хотят стать доминантами, потому что доминантны по своей природе. Люди часто что-то делают инстинктивно и в этом случае, как и в других, склонны объяснять свои инстинктивные поступки длинными цепочками рассуждений. Чаще всего они говорят, что лошадь обязана слушаться, что по-настоящему послушная лошадь должна реагировать на первую же команду, точно, как часы. Или как машина? Так тоже говорят. Но лошадь не машина и слушаться идеально никогда не будет. В определенных условиях она будет слушаться лучше, и не более того.

3. Наказание постоянно приходится усиливать, но наступает такой момент, когда, чтобы усилить наказание, лошадь остается только умертвить. К счастью, большинство людей на этом останавливаются и все накопившиеся проблемы решают более мягкими методами. К примеру, лошадь не хочет стоять на развязках в проходе конюшни и постоянно топчется то вбок, то пытается осадить. Окрик хозяйки ее останавливает – наказание подействовало. Проходит всего пять минут и окрика становится недостаточно. Хозяйка хлопает лошадь ладонью или поддергивает повод – лошадь останавливается, а через некоторое время начинает топтаться снова. Тогда хозяйка, разозлившись, с громким криком «дает хлыста», но и это действует очень короткое время. Вместо того, чтобы понять – наказание не действует, надо искать другой путь – люди обычно усиливают наказание еще и еще.

Кажется странным - почему умная лошадь не может перестать что-то делать, уже не раз получив за это взбучку? Один из основателей американской школы зоопсихологии, Е. Торндайк, сформулировал в 1913 году «закон эффекта», гласивший, что «вероятность повторения реакции, за которой следует подкрепление, возрастает, а вероятность повторения реакции, за которой следует неприятное последствие снижается». Это - научная формулировка «метода кнута и пряника», который использовался много тысяч лет до Торндайка и господствовал в американской психологии еще полстолетия после. Закон хорошо понятен, но… не верен! Уже через 20 лет, в 1932 году Торндайк приходит к выводу, и его поддерживают еще несколько зоопсихологов, в том числе Ф. Скиннер, что вторая часть его закона ошибочна. Общее их мнение сводится к тому, что наказание не ослабляет мотивации животного, а только временно подавляет наказуемое поведение. Простыми словами желание лошади сделать то, что мы ей запрещаем, не проходит от наказания. Наказание заставляет ее только искать другой путь для того же самого – а нам приходится усиливать, всегда бесполезно, наказание.

4. Из сказанного выше, мы можем сделать еще два вывода: применяя наказание, мы игнорируем проблему, которая вызвала непослушание. Причиной может быть нездоровье, непонимание, борьба за лидерство.

5. Наказание подавляет действие лошади, а не желание лошади действовать – таким образом если у нас нет возможности наказывать каждый раз, то поведение будет проявляться с новой силой. Представьте, что всегда, когда вы едете на автобусе без билета вас бы штрафовали – стали бы вы так делать? Но когда точно не знаешь – войдет ли контролер, заметит ли он «зайца», отпустит так или потащит в милицию – то просыпается азарт, как и у лошади. Когда она начинает «козлить», то за десять ее «спинок» всадник наказывает 6-7 раз, остальные он пропускает из-за того, что нечем, некогда или, уже упав, не может ударить. Был ли смысл наказывать 6-7 раз, если теперь азарт заставляет лошадь вырабатывать все более эффективные «спинки»?

6. Моментальность наказания важнее, чем моментальность поощрения. Чтобы в мозгу животного образовалась связь между поведением и поощрением, интервал между ними должен быть не более 2-3 минут, а чтобы образовалась связь между поведением и наказанием – 0,5-1 минута, в течение которых животное не производило бы никаких действий, а человек и окружающая среда не подавали никаких новых стимулов. Насколько это реально – судите сами.

7. Использование наказания в процессе дрессировки замедляет реакции животного в целом. К примеру, между посылом на препятствие и прыжком всегда есть небольшой интервал. Лошадь может отталкиваться и прыгать, а может всегда чуть приостанавливаться перед препятствием и иногда закидываться, отказываться прыгать. Такие остановки и закидки нередко связаны с тем, что всадник использует наказание. Его лошадь не знает будет ли она вознаграждена или наказана, и ей требуется больше времени, чтобы принять решение.

Когда наказание действует?

Хотя наказание не решает проблемы, но оно может на время прекратить действие – иногда это может быть очень важно. Так окрик может остановить жеребенка, который вот-вот запутается в проволоке и его промедление даст вам несколько нужных секунд, чтобы уберечь его от опасности. Нет нужды советовать применять наказание в таких случаях - их невозможно предугадать и продумать.

Многие люди используют наказание для того, чтобы прекратить определенное поведение лошади, а потом постепенно научить ее правильному поведению. Им нужно знать три условия правильного применения наказания:

1. Если нежелательное поведение не прекращается после наказания, значит оно не подходит или слишком слабо. Шепот не привлечет внимание жеребенка, попавшего в опасность, в отличие от окрика.

2. Если после наказания животное не только не прекращает поведение, но и явно испуганно, значит наказание было слишком сильным.

3. Наказание должно быть моментальным – не более 5 секунд после проступка.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.