Богословие. Догмат. Теологумен. Частное мнение. Консенсус патрум. Ересь. Анафема. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Богословие. Догмат. Теологумен. Частное мнение. Консенсус патрум. Ересь. Анафема.

2022-07-03 41
Богословие. Догмат. Теологумен. Частное мнение. Консенсус патрум. Ересь. Анафема. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Догматическое богословие

 

Богословие. Догмат. Теологумен. Частное мнение. Консенсус патрум. Ересь. Анафема.

 

1) Богословие (qεολογία, theologia) – слово о Боге.

Богословие как молитва. Высшее «слово о Боге» - это «слово к Богу», т.е. молитва, ибо она приводит к живому общению с Богом, поэтому подлинное богословие – это молитва: «Если истинно молишься, то ты - богослов» (Евагрий Понтийский, слово 60), ибо «молитва есть восхождение ума к Богу» (его же, слово 35), а высшая ступень молитвы и, значит, высшее богословие: «созерцание Святой Троицы» (Исаак Сирин, слово 65). Невозможно «слово о Боге» без опыта общения с Богом и, следовательно, без участия в Таинствах Церкви, особенно в Крещении, Миропомазании и Евхаристии.

Богословие как поэзия. Свой молитвенный опыт Св. Отцы выражали иногда в молитвенных гимнах – поэтических произведениях, особенно яркий пример: «Божественные гимны» преп. Симеона Нового Богослова. Св. Отцами двигала любовь к Богу, вдохновение, любовь к людям и желание поделиться с ними познанием Красоты Бога.

Богословие как наука. Свое богопросвещенное понимание Св. Писания и свой молитвенный опыт Св. Отцы выражали иногда и в научных, логических, философских категориях, к этому их вынуждали ереси. Необходимость отвечать на еретические лжеучения побуждали их выражать трудновыразимые вещи. Теперь же ученые богословы могут строить богословскую науку, систематезируя и обобщая учение, выработанное Св. Отцами Церкви на основе Божественного Откровения (Священного Писания и Священного Предания).

Цель научного богословия: 1) «Научить ближнего» (преп. Силуан Аф.), для спасения его души; 2) защитить Истину от искажений, ибо как мы понимаем Бога, так и будем себя вести.

«Кто богослов тот истинно молится и кто истинно молится тот богослов» (Евагрий Понтийский)

2). Догмат (от др.-греч. δόγμα, δόγματος — «мнение, решение, постановление») – это богооткровенная истина, хранимая и передаваемая Церковью как обязательное для всех правило веры.

Церковь сразу получило полноту догматов (Откровения Бога), т.к. в ней обитает Христос и Св. Дух, но выражены были эти истины постепенно. Догматы постижимы лишь отчасти, их знание оберегает от неправильной духовной жизни.

Догмат – положение, обладающее тремя признакам: 1) теологичность – т.е. это положение вероучения (а не заповедь нравственности и не молитва); 2) богооткровенность – это абсолютная истина, открытая свыше Богом, а не продукт человеческого творчества; 3) церковность и общеобязательность (кафоличность) – это положение с которым согласна вся Церковь, обязательное для всех ее членов.

Постижимость и выразимость догмата. Церкви дана во Св. Духе полнота Истины (все догматы в их полноте), насколько возможно вместить человечеству т.к. в Церкви обитает Христос и Св. Дух – Сама Истина, живое Откровение. С другой стороны, до конца догматы непостижимы и невыразимы, т.к. они выражают бытие непостижимого Бога и Его отношений с мiром. Поэтому словесное выражение каждого догмата всегда неполно. Св. Отцы дерзнули выражать невыразимое только по причине появления ересей, защищая истинное учение.

Знание догматов оберегает от ложного духовного опыта, определяет правильную нравственную и молитвенную жизнь (каков наш Бог, так и мы будем себя вести; каков Бог, таково и наше отношение к Нему, такова и молитва; каково понимание спасения, таков и путь к нему – в православии цель: обожение без слияния с Богом).

Для усвоения догматов людьми нужно:
1) «Не все в догмате доступно человеческому пониманию», поэтому «догмат есть предмет веры, а не знания» (патр. Сергий Страгородский), требуется недоверие своему разуму, а доверие и послушание Церкви.

2) Требуется обновить «ум к Божественному созерцанию и сердце к небесным ощущениям» для усвоения «сокровенной премудрости» догматов (св. Филарет Московский).
«Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:2)

Три этапа усвоения догмата: а) догмат воспринимается с послушанием как обязательная истина, но рассудочно; б) догмат усваивается и сердцем (размышление о догматах доводится до сердечной теплоты и воплощается в жизнь); в) догмат созерцается реально (размышление о догмате возносит к экстазу, к реальному общению с Воскресшим Христом в Трисиянном Свете).

Свойства Бога как Абсолюта и как Персоны.

 

Свойства Бога как Абсолюта:

Кратко: 1) Бог существует, обладает бытием (главная истина любой религии). Бог есть Само Бытие (Сущий), т.е. не зависит от причин, Сам всем дает бытие – самобытность. 2) Бог один, других богов нет (монотеизм). 3) Бог есть Дух, т.е. полностью нематериален, отсюда – неописуем, невидим. Отсюда, Бог прост – неделим, нет частей у Него. 4) Бог неограничен (беспределен): весь во всем и весь вне всего (имманентен и трансцендентен миру, неограничен творением), вездесущ и вне пространства (неограничен пространством,), вечен, вне времени и неизменен (неограничен временем). 5) Отсюда: Бог всесовершенство, т.е. Бог есть Само Благо (обладает совершенством без ограничений), совершенная цель, полнота даров.

 

Подробно:

1) Бог есть «Сущий», Само Бытие, т.е. а) существует (основная истина), и есть б) единственное Бытие, (Существует в полном смысле только Он один) и всё бытие, полнота бытия (Он проникает всё, только поэтому все существует: только по причастию к Нему),в)Он есть независимое Бытие (независимость от всего), в частности, г) независимость от причин, это свойство называется «самобытность» Бога. Он-Само Бытие, Ему никто не дает бытие, Он существует Сам от Себя и через Себя (Иларий, Иероним, Августин), поэтому нередко Св. Отцы называют Его «Самобог», «Саможизнь» и т.д., ссылаясь особенно на Исх 3.14[2].

2) Единственность и единство (неделимость и простота). Бог один, других Богов нет[3], это основной догмат христианства (монотеизм). Бог неделим, прост, т.е. у него нет частей, в Каждой Ипостаси Троицы – Он весь, в каждом свойстве – Он весь.

3) Духовность (нематериальность) Бога. Бог есть чистый Дух, не имеет ничего материального[4] и снова поэтому неделим. С этим связана и неописуемость, невидимость и неизобразимость Бога (также и со следующим пунктом).

4) Неограниченность и независимость (беспредельность, бесконечность). Свобода Бога от всякого ограничения, от любой зависимости и недостатка[5]. Следующие св-ва как бы отсюда вытекают.

5) Запредельность (трансцендентность) следует из беспредельности (неограниченности) Бога: Бог выше всякой сущности (Иустин), естества (Григорий Нисский), выше самого Бытия (Дамаскин, предпосылки и у Филона).

6) Всесовершенство следуетиз неограниченности Бога - без всякого ограничения обладание всеми возможными совершенствами и отсутствие недостатков [6]. Можно считать это свойство объемлющим все прочие [7]: В Боге нет недостатка, зла, а Бог – Само Бытие, значит недостаток и зло – небытие, т.е. неполнота бытия.

7) Вездеприсутствие и неизмеримость (выше пространства), следует из неограниченности. 1) Бог присутствует во всем не только действиями, но всем Существом; 2) не имеет протяженности, т.к. не веществен, наполняет все не протяженностью, а непостижимо; 3) Бог весь везде; 4) Бог во всем и вне всего, Сам объемлет все, но сам не объемлется ничем и не является местом ни для чего; 5) Бог проникает все, но Сам ничем не проникается и ни с чем не смешивается[8].

8) Вечность и неизменность (выше времени) следует из неограниченности. 1) Бог свободен от всех условий времени, не имеет ни начала, ни конца, ни «был, есть, будет», но всегда «есть» и это есть выше времени (св. Григорий Богослов)[9]; 2) Бог не изменям, но всегда Один и Тот же в Своем Существе, действиях, замыслах: это не застылость, а полнота блага к которой не убавить не прибавить; этому не противоречит предвечное рождение Сына и исхождение Св. Духа от Отца, т.к. это не изменение, а вневременное взаимообщение Лиц Троицы; и воплощение Сына не изменило Его Божества; Промысел не меняет Бога, т.к. соответствует Его вечному замыслу[10]; библейские антропоморфизмы: «Бог раскаялся» и т.д. это лишь приспособление к нашему уровню. Сюда относится и бесстрастие Бога, отсутствие в Боге изменения, страдания.

 

Свойства Бога как Личности

Кратко: Бог есть Три Личности, являющихся одним Существом (Единицей). Отсюда, 1) в каждом св-ве пребывает весь Бог: Бог весь – воля, весь – ум, весь – чувство, весь - любовь и т.д., одновременно Бог не сводим к свойствам, выше свойств. 2) Три Лица это один Ум, одна Воля, одно Чувство, одна Любовь.

Итак, 1) Бог есть Ум, т.е. разумен: св-ва разумности: всеведение (неограниченность ведения) и его частный случай премудрость (совершенное знание лучших целей и средств). 2) Бог есть Воля (Желание), св-ва воли Бога: полная свобода (независимость от всякой необходимости), всемогущество (неограниченность в силе делать то, что свободно пожелает), святость и слава (безгрешен и мерило нравственности, Само Благо, полнота Красоты и Величия), правосудность (требует святости от творений как Законодатель и воздает по заслугам как Судия). 3) Бог есть Чувство (чувства Троицы): всеблаженство и вседовольство (Бог полнота счастья и не имеет нужды ни в чем как Само Благо – частный случай Благости, всесовершенства), Бог есть Любовь (в Себе и к твари), не безличное Благо-Солнце (как в платонизме), а Благо сознательно и всецело любящее.

Подробно:

1. Бог есть личностный Дух (Персональность Бога). «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4.24). Из этого следует, что Бог не только не материален, но и личностен. В ВЗ и НЗ традиции (в отличие от индуизма) всякое духовное существо обязательно является личностью, т.е. духом свободно-разумным. Итак, Бог есть единый свободно-разумный Дух, существующий одновременно как Три свободно-разумные Личности, и Каждая из Трех есть весь Бог. Для личностного Духа характерно наличие (по аналогии с человеком) ума, воли и чувств. По трем соответствующим группам и рассмотрим личностные св-ва Бога, впрочем, это условно, т.к. Бог неделим. Бог весь есть воля, весь – ум, весь – чувство, и в каждом св-ве Он – весь.

1. Св-ва Ума Св. Троицы. Бог есть разумное существо[11]. Но Его разумность бесконечно превосходит всякое наше понятие о разумности[12].

a. Всеведение [13]. Бог – совершенно знает Самого Себя (Каждое из Трех Лиц совершенно знает Каждое Другое Лицо)[14], совершенно знает прошлое, настоящее и будущее (у Него, как говорилось, нет прошлого, настоящего, будущего, но всегда – настоящее, вневременное), Он знает от вечности, абсолютно и всегда (не возрастает в познании, которое и так абсолютно), знает все непосредственно (а не с помощью чувств, памяти, рассудка), знает саму сущность всех вещей. Среди предвечных энергий Бога есть их разновидность – предвечные логосы (идеи, замыслы) Бога. В этих логосах – полнота ведения о тварном мире, мир появился вместе со временем, а замысел мира – вне времени, вечен в Боге [15].

b. Премудрость Божия – это совершенное знание наилучших целей и средств и совершенное умение применять средства к целям [16]. Это частный случай всеведения. Премудрость Бога выразилась в сотворении каждой вещи (трава, «былинки» поразительны - св. Василий Великий), в устройстве человека (даже ногтей – св. Иоанн Златоуст), в домостроительстве спасения человека и каждом его этапе (многие Отцы).

Св-ва Воли св. Троицы.

c. Высочайшая свобода Бога. Бог как личностное Существо определяет Себя в деятельности независимо от всякой необходимости или принуждения внешнего или внутреннего[17].Он действует только на основе Своих идей и Своей воли.Бог свободен, в частности, в сотворении мира, в промысле о мире, искуплении человека, возрождении и освящении человека.

d. Всемогущество Бога. Бог всемогущ[18] т.е. Бог обладает неограниченной силой все производить, что свободно пожелает (Всемогущий, Всесильный, Вседержитель). В Боге нет дистанции между мыслью, желанием и действием, но это в Боге одно целое, Бог «творит мыслью» (преп. Иоанн Дамаскин), «Он сказал, и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс 32.9).

e. Бог как Святость и Слава. 1) Бог Свят, т.е. в Нем совершенно не возможен грех, Он Сам есть мерило нравственности и источник этического закона [19]. Он безошибочно ведает благо, желает и любит лишь благое в т.ч. в твари, чувствует лишь благое, и творит лишь благое, отвращаясь от всякого зла [20]. Сюда относится верность и истинность Бога.

2) Святость Бога есть также Его неприступное Величие или Слава (Свет) [21] («святой» по евр. «кодеш» - отделенный, Слава Бога содержит и проявляет запредельную Сущность Бога, поэтому она есть бесконечное Величие). Эта Слава и есть Энергия, обоживающая человека, делающая его святым, богоподобным, ее созерцание вызывает в человеке благоговейный «божественный трепет», «страх Божий», восхищение.

i. Правосудность Бога состоит в том, что Он требует святости от разумных творений как Законодатель, и как Судия воздает им по заслугам, добрых награждает, а злых наказывает (определяет их место в бытии)[22].

 

         3. Св-ва Чувства св. Троицы.

f. Бог есть Благо. Сам Бог и есть Благо [23], т.е. та совершенная цель, наивысшая наполненность жизни и совершенство ее даров, само здоровье и счастье, к которому стремится, в котором находит свое завершение и совершенство все тварное[24]. Лишь в единении с Ним (обожении) обретается полнота даров жизни. Бог готов сообщить тварям столько благ, сколько каждая способна вместить.

g. Бог есть Любовь. Бог есть не просто сияющее Благо (как в неоплатонизме), а Благо сознательно и всецело любящее.

1) Бог есть Сама Любовь в Себе Самом, т.е. Благо, которое любит и потому свободно как бы выходит из Себя, желая подарить Себя во внутреннем бытии Св. Троицы[25].
2) Бог есть и любовь ко всему творению [26], что лучше всего выразилось в жертвенной любви Христа к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3.16), а также в желании Бога обожить каждого человека, в чуждом всякой зависти стремлении подарить нам все Свое совершенство [27].

h. Всеблаженство и вседовольство. Бог есть Само Благо и Сама Любовь и значит имеет полноту счастья (всеблаженство)[28] и не испытывает ни в чем нужды (вседовольство)[29]. Это соответствует, в частности, тому, что 1) Бог – не Одинок, а Троица Личностей, пребывающих во взаимной Любви; 2) Все силы Бога беспредельны, не превышают одна другую, что есть гармония. Любовь Бога не противоречит Его правосудию: грешники сами удаляются от Бога и лишаются блаженства в Нем[30], а Он соответственно этому (справедливо) определяет им место в бытии.

 

Тринитарный догмат

Учение Церкви о Святой Троице достигло своей первой вершины в творчестве Свв. Каппадокийцев. Позже дополнено учением о перихоресисе (Псевдо-Дионисий, преп. Иоанн Дамаскин) и Божественных Энергиях (Псевдо-Дионисий, преп. Максим Исповедник, свт. Григорий Палама). Мы воспользуемся и некоторыми современными мыслителями (Болотов, Аверинцев), опирающимися также на Свв. Отцов.

Учение о Св. Троице формулируется в трех положениях:

1. Триединство: Бог – Один по Существу и троичен в Личностях: Отец, Сын и Св. Дух [i].

2. Единосущие. Как неделимая Единица три Лица равны: Каждый из Трех – весь Бог [ii] , а не часть, Каждый – весь в Каждом [iii] (перихоресис), Каждый равен Трем.

3. Неслиянность. Каждая Ипостась (как «особенное») отличается от Других уникальным личным св-вом: Отец есть предвечная причина (начало), Сын рождается от Ипостаси Отца, Св. Дух исходит от Ипостаси Отца.[iv] Остальные св-ва есть общие.

a. Первоначальность Отца, рождение Сына и исхождение Св. Духа – 1)  непостижимы и непостижимо различны, 2) вне временны (не процесс, а состояние Бога) и 3) всегда настоящи(как три способа бытия «Я есмь» Трех в бесконечной открытости и самоотдаче Любви Друг Другу).

b. Энергия Троицы (Слава, Шехина) сияет вне времени и всегда от Отца через Сына в Духе Святом, и таким же образом действует при сотворении и всегда в твари: от Отца (как бытие твари) через Сына (Логоса как замысел и оформление твари) во Св. Духе (как жизненная целостность твари).

c. Св. Дух как Личность исходит только от Отца (либо независимо от Сына, либо через Сына), а как Являющий общую Энергию Троицы и вечно действует, и посылается в мир от Отца через Сына.

 

*Недостатки доникейской Триадологии:
1) «Единым Богом» обычно считается Бог Отец, а Сын (и Св. Дух) мыслятся как свойства Бога Отца (Разум, Слово, Мысль, Премудрость), впрочем, могущие быть Личностями и даже равными Отцу (Свв. Ириней, Св. Афанасий).

2) Неравенство Лиц (Субординационизм по природе). Сын и Св. Дух могут рассматриваться и как часть Отца (Тертуллиан: Сын-доля Отца, Св. Дух-доля Сына) и как меньшие Божества (Отец – вне мира, Сын – соизмерим миру: все Апологеты).

3) Сын нередко (до Оригена) мыслится как роженный перед и для сотворения мира, а не предвечно. 4) Божественность Св. Духа выражена не ясно (Ориген; а Климент Александрийский, возможно, даже отождествляет Св. Духа с 7-ю архангелами). При всех недостатках большинство этих авторов были православны (кроме Оригена и, возможно, Климента Александрийского), т.к. верили, что Сын и Св. Дух не твари, не сотворены «из ничего», а происходят из Отца.

Виды субординационизма (неравенство Лиц):
1) По природе (не допустим)
– Три Лица не равны по самой природе.
2) По ипостаси (верен): Отец выше (больше) Сына и Св. Духа как Их вневременная причина (совечная и равная Им).
3) По воплощению (верен): Отец выше Сына, т.к. человеческая природа воплотившегося Сына ниже Их единого Божества и Его человеческая воля подчиняется Их Божественной воле.

Монархиане (антитринитарии). Это две ереси, которые стремились утвердить единство Божества, но пошли ложными путями.
1) Монархиане динамисты (греч.«динамис» - сила, Логос – сила Бога): Христос якобы простой человек-праведник, с которым соединился Логос – Божия мудрость (не Личность, а св-во неделимого Бога). Эта ересь Павла, еп. Самосатского осуждена на Антиохийском Соборе 268 г., осужден и термин «единосущный», употреблявшийся еретиком Павлом.
2) Монархиане модалисты (лат. modus – способ): ИпостасиТроицы сливали в одну: Христос считается либо Самим Отцом (патрипассиане: Отец Сам распят), либо Св. Троица считается различными ролями-масками Логоса (Савеллий, Рим 215 г.).

Ангелы и демоны.

Кратко:

Ангелология

Ангелы – 1) тварные бесплотные духи, одаренный умом, свободной волей и могуществом, 2) прославляющие Бога, 3) несущие Его волю людям и стихиям, 4) противостоя Его врагам. Созданы ранее звезд (Иов 28), т.е. до 4 Дня Шестоднева: либо до материального мира, либо вместе с ним (в первые Дни). Природа Ангелов непостижима, они духовны (т.е. личности с умом, волей, чувством, но ограниченными: не знают будущего, наших мыслей), бесплотны (непротяженны, но в сравнении с Богом грубы, лишь немногие Отцы приписывали тонкое тело, но, скорее, выше понятия телесный-бестелесный, особая природа, догматически вопрос не решен, органов чувств не имеют, в пище не нуждаются). Ограничены в пространстве (не вездесущи, а есть в одном месте, но не удерживаются стенами). Тварны, но бессмертны (начало имеют, конца нет). Не обладают неизменностью (в отличие от Бога, возрастают, частью пали). Ангелы созданы по образу = подобию Божию, как бесплотные и обоженные. По обожению сейчас выше людей, но потенциально люди выше (Бог стал человеком, не ангелом). Число их необычайно велико «безчисленные сонмы» (Златоуст), виды: сколько чинов ангелов знает один Бог, часто выделяют девять 1) Серафимы, Херувимы, Престолы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле) – это не догмат. Не размножаются, лишь Св. Григорий Нисский об ангельском размножении. Добрые ангелы содействием Бога навсегда закрепились в добре, пасть не могут: славят Бога, открывают Его волю, заботятся о народах, церквях, людях, стихиях: звездах, родниках, облаках, снеге, граде и т.д. – но в полном подчинении Богу. Молиться Ангелам можно, не обожествляя их.

Демонология

Демоны (злые духи) – ангелы по своей воле отпавшие от Бога, ставшие злыми и образовавшие враждебную Богу и добру общность, впрочем, зависимую от Бога. Сатана – главный из них, но противостоит Богу не на равных, а как падшее творение и ничтожное пред Богом, против воли своей способствующее исполнению Божия замысла. Был добрым (не открыто – высшим или из низших ангелов), по гордости и соперничеству с Богом (варианты: с Сыном Божиим, по зависти к Адаму) отпал свободно, дурным примером увлек бесчисленное множество духов (не открыто сколько, некоторые ситают – треть, Откр 12). Неизвестно долго ли были в добре или отпали сразу после своего создания. Этапы падения: 1) возможно, имели возможность покаяния «до ниспадения» либо до совращения человека, после совращения Адама сатана уже не может смыть с себя это «кровавое пятно»; 2) от падения Адама до Христа сатана имел власть над людьми; 3) Сейчас в результате подвига Христа бесы и сатана достигли окончательной злобы и отчаяния, но окончательно побеждены страданием, смертью, воскресением Христа (даже в аду посрамлен сошествием туда Христа) и «скован на 1000 лет»: от 1Пришествия Христа до 2Пришествия Христа не может вполне действовать. 4) Незадолго до 2Пришествия Христа будет освобожден на малое время и в лице антихриста сможет обольщать весь мир. Недолго его торжество и будет брошен «в озеро огненное» (Откр 19.20), вероятно, даже до Страшного Суда. Уже сейчас добрым ангелам невозможно отпасть от Бога, а падшим ангелам теперь уже невозможно покаяться. Несмотря на могущество и св-ва ангелов, Господь попускает им искушать нас не более, чем мы способны понести. Вероятно, у них есть иерархия, «начала», «власти», «мироправители тьмы века сего» (Еф 6.12, Кол 2.15) Есть два предположения: либо ангелы остались в том же чине, что и до грехопадения, либо чин определяется преуспеянием их во зле.

10. Антропология: образ и подобие. Дух, душа, тело – два подхода. Протология: Адам и Ева в Раю, свойства, состояние.

11. Антропология: происхождение душ. Преадамизм, полигения. Протология: Назначение человека. Древо жизни и познания добра и зла.

12. Амартология: грехопадение, последствия, передача потомкам.

13. Христология: Ереси Нестория и Евтихия. 3 и 4 Вселенские Соборы. Халкидонский догмат.

14. Христология: Ересь Севира. 5 Вселенский Собор. Ереси монофелитства и моноэнергизма. 6 Вселенский Собор.

15. Сотериология общая: Христос как Пророк, Священник и Царь.

16. Экклесиология. Церковь, ее образы и свойства.

17. Сакраментология (мистагогия): понятие Таинства. Число. Действительность и действенность. Основные Таинства.

18. Агиология (учение о святости) и иконопочитание (7 Вселенский Собор и дальнейшее развитие).

19. Пневматология (учение о свободе и благодати, синергия). Эсхатология частная: душа после смерти.

20. Эсхатология общая: Признаки 2-го Пришествия. Пришествие. Воскресение. Суд. Жизнь будущего века. Апокатастасис – его критика.

 


[1] Антология 1. 275. Примечание 27.

[2] Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе и грядый, Вседержитель» (Отк 1.18).

[3] Об этом и 1-я заповедь Моисея: «Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх 20.2-3) – основа всего ВЗ.

[4] «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39).

[5] «Велий Господь наш, и велия крепость Его: и разума Его несть числа» (Пс 146.5); «Число лет Его бесконечное» (Иов 36.26).

[6] «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5.48) «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1.5).

 

[8] «Камо пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо: Ты тамо еси, аще сниду во ад: тамо еси» (Пс 138. 7-10). «О Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян 17.28).

[9] «Въ начáлѣхъ ты́, Гóсподи, зéмлю основáлъ еси́, и дѣлá рукý твоéю сýть небесá. Тá поги́бнутъ, ты́ же пребывáеши: и вся́ я́ко ри́за обетшáютъ, и я́ко одéжду свiéши я́, и измѣня́т­ся. Ты́ же тóйжде еси́, и лѣ́та твоя́ не оскудѣ́ютъ» (Пс 101. 26-28). «Вся́ко дая́нiе благо и вся́къ дáръ совершéнъ свы́ше éсть, сходя́й от­ Отцá свѣ́товъ, у негóже нѣ́сть премѣнéнiе, или́ преложéнiя стѣ́нь» (Иак 1.17).

[10] «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян 15.18).

[11] «Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» (Пс 146.5). «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим 11.33).

[12] «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55.9).

[13] « Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1Ин 3.20).

[14] «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11.27); «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, чтó в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Тáк и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор 2.10-11).

[15] «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18).

[16] «Я́ко воз­вели́чишася дѣлá твоя́, Гóсподи: вся́ премýдростiю сотвори́лъ еси́» (Пс 103. 24). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11.33).

[17] Бог есть «совершающий все по изволению воли Своей» («по совету воли Своея» - слав) (Еф 1.11). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (1Кор 3.17).

[18] Одно из Его имен: Эл-Шаддай от корня «шадад» - превосходить силой: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17.1). «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14. 36). 

[19] Серафимы взывают: «С вят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6.3). «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1.5),

[20] «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс 144.17), «Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Притч 15.9).

[21] "Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6, 16)

[22] «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак 4.12). «Который воздаст каждому по делам его… Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим 2. 6,11). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, чтó он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор 5.10).

[23] «Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10.18).

[24] «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели сизбытком» (Ин. 10:10).

[25] 1) Отец в любви рождает Сына, изводит Духа, а Сын и Дух возвращают Отцу полноту природы Божества; 2) Отец открывается через Сына в Духе Святом и эта энергия Бога возращается Отцу и сияет в Отце.

[26] «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс 144.9).

[27] “Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48).

[28] Бог есть «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим 6.15).

[29] «Бог…не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян 17.25).

[30] Грешники «находятся во всяком мучении не потому, что Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие лишения всех благ» (Св. Ириней ПЕ 3.25.3).

[31] «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас... и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего... Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стойт» (Кол 1).

[32] См. об этом в Протологии.

[33] Св. Иустин и Афинагор относили частный промысел к ангелам: Макарий 1.545, что сходно с мыслью Платона, что младшие боги творят человека и демоны приставляются по суду Демиурга Мойрами.

[34] «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18.10).


[i] ВЗ. Множественность Лиц в единстве: Быт 1.1 «берешит бара Элохим» (вместо Элоах): «Вначале сотворил Боги небо и землю». Быт 1.26 «рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему»; Тройственность Лиц в единстве: Быт 18: Явление трех странников Аврааму[i], которые беседуют с ним как один; (Пс 32.6): «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их»; Ис 6.3: «свят, свят, свят Господь Саваоф». Писание НЗ. О троичности Лиц: Крещение на Иордане (Голос Отца, Христос в реке, Св. Дух в виде голубя), Преображение на Фаворе (Голос Отца, Христос в Сиянии, Св. Дух в облаке); Тринитарная формула крещения: Мф 28.19 «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Св. Амвросий Медиоланский: «во имя», а не «во имена» потому что один Бог… не два и не три Бога).

[ii] Божественность Лиц: Сын есть Бог: (Ин 1.1): «Вначале было Слово и Слово было у Бога (о Феос), и Слово было Бог» (Феос) – Божественность Сына-Логоса, он назван Богом без артикля, чтобы не слить с Лицом Отца. Кол 2.9: во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» - вся полнота Бога во Христе. Св. Дух есть Бог. (Деян 5.3-4): «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» - единственное прямое место Писания о том, что Св. Дух есть Бог, но косвенно Св. Дух обладает свойствами Бога: творить мир, прощать грехи, ведением глубин Бога. Быт 1.2: «Дух Божий носился над водою»; Равенство Лиц: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28.19).

[iii] Единица Существа (единосущие, перихоресис). Ин 10.30: «Я и Отец – одно», Ин 14.11 «Я в Отце и Отец во Мне», Мф 11.27: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». 1Кор 2.10 «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, чтó в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Тáк и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» - такое ведение Св. Духа намекает на Его пребывание в Отце.

[iv] Рождение Сына: (Ин 1.18.): «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Кол 1. 15: Сын есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Пс 109.1,3: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене… из чрева прежде денницы родих Тя» - равенство Сына и Отца, происхождение Сына из Самого Отца. Исхождение Св. Духа: (Ин 15.26): «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»;

Догматическое богословие

 

Богословие. Догмат. Теологумен. Частное мнение. Консенсус патрум. Ересь. Анафема.

 

1) Богословие (qεολογία, theologia) – слово о Боге.

Богословие как молитва. Высшее «слово о Боге» - это «слово к Богу», т.е. молитва, ибо она приводит к живому общению с Богом, поэтому подлинное богословие – это молитва: «Если истинно молишься, то ты - богослов» (Евагрий Понтийский, слово 60), ибо «молитва есть восхождение ума к Богу» (его же, слово 35), а высшая ступень молитвы и, значит, высшее богословие: «созерцание Святой Троицы» (Исаак Сирин, слово 65). Невозможно «слово о Боге» без опыта общения с Богом и, следовательно, без участия в Таинствах Церкви, особенно в Крещении, Миропомазании и Евхаристии.

Богословие как поэзия. Свой молитвенный опыт Св. Отцы выражали иногда в молитвенных гимнах – поэтических произведениях, особенно яркий пример: «Божественные гимны» преп. Симеона Нового Богослова. Св. Отцами двигала любовь к Богу, вдохновение, любовь к людям и желание поделиться с ними познанием Красоты Бога.

Богословие как наука. Свое богопросвещенное понимание Св. Писания и свой молитвенный опыт Св. Отцы выражали иногда и в научных, логических, философских категориях, к этому их вынуждали ереси. Необходимость отвечать на еретические лжеучения побуждали их выражать трудновыразимые вещи. Теперь же ученые богословы могут строить богословскую науку, систематезируя и обобщая учение, выработанное Св. Отцами Церкви на основе Божественного Откровения (Священного Писания и Священного Предания).

Цель научного богословия: 1) «Научить ближнего» (преп. Силуан Аф.), для спасения его души; 2) защитить Истину от искажений, ибо как мы понимаем Бога, так и будем себя вести.

«Кто богослов тот истинно молится и кто истинно молится тот богослов» (Евагрий Понтийский)

2). Догмат (от др.-греч. δόγμα, δόγματος — «мнение, решение, по


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.