Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних

2022-05-09 23
Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из наиболее важных средств обеспечения реализации права работника на охрану труда являются правовые гарантии. Без создания системы гарантий невозможно обеспечить беспрепятственное пользование правами.

Для более полного уяснения вопроса обратимся к анализу понятия и сущности гарантий в целом. Как известно, понятие "гарантия" происходит от французского "garantie" и означает ручательство, условие, обеспечивающее что-либо [51, с.50]. Что-либо гарантировать означает взять на себя ответственность за что-нибудь. Гарантировать - значит также защищать [24, с.109].

В юридической литературе гарантии, как правило, подразделяются на две группы - общие и специальные [52, с.472]. К общим относятся такие гарантии, как экономические, политические, идеологические и общественные. К специальным - организационные и юридические способы и средства обеспечения.

Осуществляя классификацию правовых гарантий, необходимо учитывать их материальную основу, т.е. определённые группы общественных отношений по применению мер техники безопасности, внедрению мероприятий, относящихся к производственной санитарии и т.д. Подобная классификация возможна и по характеру отношений между соответствующими субъектами, которые дифференцируются по отраслевым, профессиональным и иным признакам. В качестве юридической основы в трудовом праве выступает статья 223 Трудового кодекса "Гарантии права работника на охрану труда".

Исходя из этого, соглашаясь с мнением Семенкова В.И. можно выделить следующую систему гарантий в области охраны труда:

)   гарантии охраны труда при поступлении на работу (заключение трудового договора) - это меры, обеспечивающие, закрепляющие трудовую функцию, а также мероприятия по предварительному ознакомлению с правилами поведения и обращения с инструментом, оборудованием, машинами;

2) гарантии охраны труда в процессе производственно обучения - меры, закрепляющие формы обучения работников знаниям и навыкам ведения безопасной работы, обращения с машинами, механизмами, агрегатами и т. д;

)   гарантии охраны труда в ходе выполнения самостоятельных заданий - мероприятия по проведению инструктажей по технике безопасности, медицинских осмотров (для соответствующих групп работников), проверки квалификации работников, их знания вопросов охраны труда.

)   гарантии охраны труда при перемещении рабочей силы. Согласно статье 226 ТК, необходимым условием допуска работника к новой работе является проведение с ним занятия (инструктажа) по безопасным методам труда, что позволяет избежать случайных травм и повреждений в процессе трудовой деятельности.

)   гарантии охраны труда, направленные на создание работникам безопасных условий труда и поддержание безопасного режима их трудовой деятельности (гарантии в сфере контрольно-надзорной функции компетентных государственных и общественных органов за состоянием охраны труда и выполнением должностными лицами обязанностей по её совершенствованию);

)   особую группу гарантий охраны труда составляют те средства, которые дают возможность работнику обжаловать незаконные действия лиц, нарушающих его субъективные условия труда [11, с.68].

Правовые гарантии охраны труда базируются на нормах одноименного юридического института. В то же время имеются существенные различия между нормами охраны труда и нормами других правовых институтов, которые являются лишь средствами, способствующими достижению каких-либо положительных результатов в области охраны труда. Данные нормы не могут считаться гарантиями охраны труда. Например, гарантии устойчивости трудового правоотношения способствуют улучшению организации охраны труда на производстве, но относить их к институту охраны труда было бы ошибочным, поскольку это нарушит критерии деления нормативного материала по отраслям и институтам.

Таким образом, гарантии, предоставляемые субъектам трудовых отношений, имеют огромное значение при осуществлении ими трудовой функции и охватывают практически все стадии трудовой деятельности - от заключения трудового договора до его расторжения.

В соответствии со статьёй 223 ТК гарантии права работника на охрану труда обеспечивает государство путём её организации, осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда и воздействия на правонарушителя посредством мер ответственности за противоправное деяние. Согласно статьи 226 ТК обеспечение охраны труда вменяется в обязанность нанимателю. Важнейшим фактором обеспечения права работника на охрану труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый системой надлежащих органов. В процессе её осуществления специально уполномоченные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны нанимателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают нарушенные трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных лиц.

Объектом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные).

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется в двух формах: в форме надзора и в форме контроля. В юридической литературе нет единообразного толкования понятий "надзор" и "контроль". Некоторые учёные склоняются к тому, что особых различий между надзором и контролем не существует. На наш взгляд, с данной точки зрения трудно согласиться. Контролю присуща та особенность, что он не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний, законов и других нормативных актов. Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно использованы все предоставленные ему полномочия. Основная задача контроля состоит в том, чтобы улучшить состояние законности на подконтрольных объектах за счёт наиболее целесообразного применения правовых норм, принятия реальных мер по устранению как выявленных нарушений, так и их причин. По мере усиления договорных методов в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства наиболее эффективные решения. В связи с этим повышается ответственность нанимателей не только за законность, но и за целесообразность, эффективность принятых решений.

По мнению Г.Б. Шишко, "контроль - это деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на проверку соблюдения и исполнения, выявление случаев нарушения правовых норм" [53, с.124]. Отметим, что контроль, так же как и надзор, связан с применением соответствующих властных полномочий (возможности применения санкций), без которых надзор и контроль теряют всякий смысл.

Таким образом, контроль - составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности субъектов предписаниям нормативных актов, в оценке её не только с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов. Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. Обнаружив нарушение, органы, осуществляющие надзорную деятельность, добиваются их устранения, применения к виновным лицам мер воздействия или привлечения правонарушителей к ответственности.

Цель надзора является проверка соблюдения норм трудового права не по каждому конкретному случаю, а в целом по организации, тогда как при контроле преследуется цель восстановления нарушенного права того или иного работника.

В соответствии со статьей 462 ТК надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля [9]. В действующих нормативных актах эти термины употребляются в неразрывном единстве, чем подчёркивается общность целей и задач, стоящих перед соответствующими органами. Различия между органами надзора и контроля проявляются в основном в компетенции, функциях, осуществляемых ими, в методах выявления нарушений и способах реагирования на них. Таким образом, система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде - это единый механизм. Систему органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, образуют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля, а также республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций [9, ст.462]. Их единственное назначение - обеспечение соблюдения законодательства о труде. При этом трудовое законодательство, определяя систему органов надзора и контроля в сфере трудовых отношений, не уточняя, какие органы осуществляют надзор, а какие - контроль. Также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" и Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. №332 " О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" контрольно (надзорную) деятельности в соблюдение законодательства о труде осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Департамент государственной инспекции труда и его территориальные подразделения [54], [55].

Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Основными задачами данного органа являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам занятости, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, демографической безопасности, социального партнёрства, государственного социального обслуживания и социальной помощи, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, социальных гарантий населению, совершенствования законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, контроля за его соблюдением, осуществления международного сотрудничества в данных областях деятельности.

Департамент государственной инспекции труда является единственным специализированным органом, осуществляющим данную деятельность во всём объекте. Основными задачами Департамента наряду с осуществлением государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде являются: выявление и пресечение нарушений законодательства о труде; координация деятельности органов государственного надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, органов общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде, в том числе по обеспечению своевременной выплаты заработной платы [56].

В соответствии со статьёй 463 ТК профсоюзы осуществляют общественный контроль в области охраны труда. Для этого создана в целом приемлемая законодательная база. Согласно статье 6 профсоюзам предоставлено право вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам [57].

Через своих полномочных представителей профсоюзы имеют право участвовать в работе коллегиальных органов министерств и других республиканских органов государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органов управления предприятий, учреждений и организаций. Также статья 13 предоставляет право участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда и профилактики профессиональных заболеваний. Профсоюзы могут осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов. Названные инспекции не стремятся дублировать функции государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Их деятельность направлена на обеспечение эффективной защиты конституционного права работников на здоровые и безопасные условия труда.

В то же время в целях принятия дополнительных мер по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников Президентом Республики Беларусь был принят Указ от 19 июля 2005 г. № 327, которым установлено, что общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей (независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов) вправе осуществлять как правовые и технические инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси, её организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, так и руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси, её организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур [58].

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется на принципах социального партнёрства между профсоюзами, нанимателями и органами государственного управления. Правовые и технические инспекторы труда имеют право: осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения); беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок; осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путём выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, законодатель не предоставляет возможности профсоюзам применять санкции самостоятельно без участия специальных государственных органов. С одной стороны, инспекторы труда профсоюзов наделены правом вручать нанимателям обязательные для исполнения представления. С другой стороны, дальнейшее воздействие на нанимателя в случае невыполнения предписаний профсоюзов ложится на государственные органы надзора и контроля. Мы считаем, что законодатель мог бы расширить полномочия данного органа.

Практика показывает, что говорить о расширении возможностей профсоюзов пока преждевременно. Так, ныне действующие Правила расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, ограничивают права профсоюзов по соблюдению законных интересов граждан [59]. В частности, право определять наличие в действиях потерпевшего грубой неосторожности и устанавливать степень его вины предоставлено государственному инспектору труда. В связи с этим показателен несчастный случай, произошедший 7 мая 2003 г. в Гомельской областной инфекционной клинической больнице с санитаркой Т., которая производила стерилизацию стеклянных флаконов с раствором. Паровой стерилизатор не был предназначен для этого. В результате при его открывании произошёл термический разрыв стеклянных флаконов и выброс физрастворов на санитарку. Смерть женщины наступила от ожоговой болезни. По мнению государственного инспектора труда, в трагедии виноваты погибшая и несовершенство стерилизатора. Объективность проведённого главным государственным инспектором труда расследования данного несчастного случая у технической инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси вызвала сомнения. Главным техническим инспектором труда профсоюзов было проведено самостоятельное расследование. Из его заключения следует, что государственный инспектор труда не до конца разобрался в истинных причинах несчастного случая, необъективно обвинил в происшедшем погибшую и неправильно наметил мероприятия по устранению причин несчастного случая. Причины были другими и заключались в неправильной организации работы по охране труда в больнице. Государственный инспектор труда "не заметил", что главный врач больницы была аттестована по вопросам охраны труда не в течение месяца, как этого требует законодательство, а лишь через 6 месяцев после назначения на должность и спустя 20 дней после несчастного случая с Т. Вероятно, по этой причине не аттестованная по вопросам охраны труда главный врач не смогла правильно организовать работу по охране труда [60].

Поэтому необходимо на законодательном уровне расширить и конкретизировать полномочия профсоюзов в данном вопросе. Иными словами, закрепить право представителей профсоюзов совместно с государственным инспектором труда определять наличие в действиях потерпевшего грубой неосторожности и устанавливать степень его вины.

Одной из немаловажных гарантий права работника на охрану труда является ответственность за нарушение требований законодательства. В трудовом праве юридическая ответственность за несоблюдение соответствующих правовых норм делится на дисциплинарную, административную, уголовную и материальную.

Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде, в том числе и за нарушение правил и норм охраны труда, несут виновные должностные лица. Дисциплинарная ответственность осуществляется путём наложения на них взысканий: замечания, выговора, увольнения [9, ст. 198].

Вторым видом ответственности является административная ответственность, под которой понимается "особый вид принуждения, который применяется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами к субъектам, совершившим административные правонарушения (проступки) [10, с.743]. Если дисциплинарная ответственность может наступить только при наличии служебной подчинённости между лицом или органом, налагающим взыскание, и лицом, на которое налагается взыскание, то для административной ответственности характерно отсутствие такого подчинения. Здесь взыскания налагаются определёнными административными органами и должностными лицами.

В отличие от ранее действовавшего в ныне действующем Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушениям законодательства в сфере труда посвящено 6 статей: статья 9.15. "Нарушение законодательства о занятости населения", статья 9.16. "Отказ в приёме на работу", статья 9.17. "Нарушение правил по охране труда", статья 9.18. "Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений", статья 9.19. "Нарушение законодательства о труде" и статья 9.20. "Сокрытие страхового случая" [61].

Например, в 2011 году в ходе осуществления надзора государственными инспекторами труда Департамента пресечено свыше 116 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда, за которые к административной ответственности в виде штрафов привлечено свыше 5,8 тыс. должностных лиц и свыше 1,8 тыс. работодателей на общую сумму 3,7 млрд. рублей, на основании материалов государственных инспекторов труда Департамента привлечены к дисциплинарной ответственности свыше 5,4 тыс. должностных лиц, из них освобождено от работы 226 человек. Из-за угрозы жизни и здоровью работников приостанавливалась (запрещалась) работа 23 проверяемых субъектов, 164 цехов и производственных участков, а также 4200 единиц станков, машин, механизмов и другого производственного оборудования. В результате восстановления нарушенных прав работникам выплачено 766,6 млн. рублей [15].

Таким образом, привлечение к административной ответственности является наиболее оперативным видом наказания за правонарушения в сфере трудовых правоотношений.

За наиболее грубые нарушения законодательства о труде, повлёкшие тяжкие последствия, например увечье или смерть работника, предусмотрена уголовная ответственность. К нормам, регламентирующим эту ответственность, относятся статья 199 "Нарушение законодательства о труде" и статья 306 "Нарушение правил охраны труда" Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Статья 199 предусматривает уголовную ответственность за:

необоснованный отказ в приёме на работу или увольнение женщины по мотивам её беременности;

заведомо незаконное увольнение лица с работы [62].

Нормы данной статьи корреспондируются с нормой статьи 268 Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно которой запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью.

Точность формулировок правовых норм во многом определяет их эффективность. Так, встречаются отдельные нормы, диспозиция которых чётко не охватывает всех возможных вариантов поведения. В частности часть 1 статьи 268 ТК Республики Беларусь, запрещающую отказывать женщинам в заключении трудового договора… по мотивам, связанным с беременностью. Цель данной нормы - охрана интересов матери, содействие преодолению противоречий между экономическими интересами конкретного нанимателя и интересами общества.

Отказы в приёме на работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, встречаются, отказывая в приёме на работу указанным категориям женщин, наниматели ссылаются, естественно, на совершенно иные мотивы (отсутствие вакантных должностей, недостаточную квалификацию и т.д.). По существу сама диспозиция статьи 268 ТК, запрещающая отказывать в приёме на работу женщинам именно по причине их беременности или наличия детей в возрасте до трёх лет, как бы ориентирует нанимателя на возможность таких отказов по иным мотивам. По нашему мнению, существующая правовая норма имеет дефект, позволяющий уклониться от выполнения правового предписания. В связи с этим представляется необходимым использование иных правовых форм, призванных обеспечить достижение желаемой цели. Например, было бы целесообразно подкрепить запрет отказа в приёме на работу беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трёх лет, следующим правилом:

"При приёме на работу беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трёх лет, при прочих равных условиях должно быть оказано предпочтение". Вероятно, что указанное правило, предоставляя женщинам в определённых ситуациях конкретные права, в значительно большей мере способствует охране интересов матери и ребёнка.

Согласно статье 226 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечить охрану труда работников. За нарушение правил охраны труда для нанимателя наступает в том числе и уголовная ответственность.

Следующий вид ответственности - материальная ответственность. В трудовом праве она является двусторонней, поскольку включает не только материальную ответственность работника перед нанимателем, но и материальную ответственность другой стороны трудового договора - нанимателя за ущерб, причинённый работнику. Наниматель отвечает за вред, причинённый работнику увечьем, профессиональным заболеванием, иным повреждением здоровья при условии, что эти негативные факты связаны с исполнением трудовых обязанностей

В соответствии с пунктом 139 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 272-3 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" глава 38 "Ответственность нанимателей за вред, причинённый жизни и здоровью работников, связанный с исполнением ими своих трудовых обязанностей" из Трудового кодекса исключена. На наш взгляд, это неоправданно. Принимая во внимание двусторонний характер такого института трудового права, как материальная ответственность, непонятно и нелогично, почему в основополагающем нормативном правовом акте трудового законодательства есть глава, посвящённая материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, и отсутствует глава о материальной ответственности нанимателей за вред, причинённый жизни и здоровью работников.

Подытоживая рассмотрение различных видов юридической ответственности, отметим, что указанные виды ответственности не входят в институт охраны труда и выполняют роль средств, способствующих реализации норм охраны труда.

Часть 2 статьи 223 ТК Республики Беларусь в качестве гарантии предусматривает обязанность нанимателя предоставлять работнику другую работу в следующих случаях:

)   отказа от выполнения порученной работы при возникновении непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих;

2) отказа от выполнения порученной работы при непредоставлении необходимых средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда;

)   приостановления и запрещения проведения работ специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля

По мнению Кривого В.И. в данной статье речь идет о предоставлении работнику одной из двух работ: "другой" работы, соответствующей квалификации работника или работы (с согласия работника) с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе на срок до одного месяца [63, с.44].

При этом другая работа должна быть предоставлена работнику на срок до устранения выявленных нарушений или до создания нового рабочего места. Также буквальное толкование норм статьи 223 позволяет сделать вывод, что при возникновении непосредственной опасности для жизни и здоровья работник также может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на работу по другой профессии в связи с производственной необходимостью по правила статьи 30 и 33 ТК Республики Беларусь, а также в определенных ситуациях возможно и изменение существенных условий труд на основании статьи 32, например, если непосредственная угроза здоровью работника вызвана напряженным режимом труда.

При отсутствии у нанимателя возможности осуществить перевод или изменение существенных условий труда работнику должны производится гарантийные выплаты за простой не по его вине в размере не ниже двух третей установленной ему тарифной ставки и оклада [9, ст.71].

Статья 223 закрепляет также две обязанности нанимателя, а именно:

предоставить работнику с его согласия работу в соответствии с медицинским заключением;

обеспечить обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка, а при необходимости - его реабилитацию.

Данные обязанности возникают у нанимателя в двух случаях: если ухудшения состояния здоровья работника, обусловленного условиями труда; в связи с утратой трудоспособности в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием [63, с.45].

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в числе правовых гарантий охраны труда женщин и несовершеннолетних значительная роль отводится надзору и контролю за соблюдением законодательства по охране труда и ответственности за нарушение требований законодательства; на современном этапе надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда - прерогатива государственных органов. Считаем необходимым расширить полномочия профсоюзов в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. В частности, наделить представителей профсоюзов правом совместно с государственным инспектором труда определять наличие в действиях потерпевшего грубой неосторожности и устанавливать степень его вины;


Заключение

 

Трудовой кодекс Республики Беларусь содержит дефинитивную норму, раскрывающую содержание термина "охрана труда". Вместе с тем из-за неточного определения законодателем цели правового регулирования охраны труда, представляется необходимым внести соответствующие изменения в понятие "охрана труда" и изложить его в следующей редакции: охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Проведённое исследование, основанное на анализе законодательства Республики Беларусь и практики его применения позволяет сделать ряд теоретических и практических выводов.

) Трудовое право характеризуется как право охраны труда, т.е. право, направленное на создание благоприятных условий труда и жизни работника, на охрану его здоровья. В ходе проведенных рыночных реформ определённые изменения произошли на рынке труда, где некоторые категории работников в силу присущих им возрастных и иных особенностей стали менее конкурентоспособными и, как следствие, более социально уязвимыми. Среди таких работников - женщины и несовершеннолетние. Они нуждаются в повышенном внимании и защите со стороны государства и общества. Без предоставления определённой системы льгот и гарантий указанные категории работников не смогут на равных конкурировать на рынке труда. Поэтому особого внимания заслуживает проблема охраны труда женщин и несовершеннолетних.

) На предприятиях, где преимущественно используется женский труд, часто возникают конфликтные ситуации при переводе беременных женщин на более лёгкие работы, поскольку законодатель не уточняет, что под такими работами необходимо понимать. Следовательно, будет логичным дать более точное определение понятия лёгкой работы: "Лёгкая работа - это физически лёгкая и малонапряжённая работа, исключающая воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов".

Несмотря на законодательный запрет применения труда женщин на тяжёлых работах и на работах с вредными условиями труда, значительное число женщин трудится в указанных условиях и находится под воздействием неблагоприятных факторов производства. В целях охраны труда и здоровья данной категории работников необходимо применять меры профилактического характера. Представляется целесообразным в отдельных отраслях экономики создать списки профессий и работ, где предпочтительнее использовать труд женщин с учётом их потенциальных возможностей (повышенное внимание, точность, аккуратность).

) Совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в области охраны труда женщин и несовершеннолетних, будут способствовать следующие предложения.

Считаем необходимым изложить статью 263 Трудового кодекса Республики Беларусь в следующей редакции: "Запрещается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147), выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте от полутора до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни (часть первая статьи 147), выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия".

В целях усиления охраны труда несовершеннолетних считаем необходимым заключать трудовой договор с лицом, достигшим 14 лет, не только с письменного согласия, но и в присутствии одного из родителей (усыновителей, попечителей). Ввиду этого предлагаем изложить часть 2 статьи 272 Трудового кодекса Республики Беларусь следующим образом:

"В присутствии и с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключён с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения лёгкой работы, которая:

)   не является вредной для его здоровья, нравственного и духовного развития;

2) не нарушает процесс обучения в общеобразовательном учреждении и учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования".

Также часть 2 статьи 21 Трудового кодекса надо дополнить и изложить в следующие редакции:

"В присутствии и с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключён с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью, нравственному и духовному развитию и не нарушающего процесса обучения".

Поскольку организм подростков только формируется, то необходимо регулярно следить за состоянием их здоровья, контролировать, как влияет на их нормальное развитие работа на производстве. Исходя из этого, предлагаем статью 275 Трудового кодекса Республики Беларусь изложить следующим образом: "Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь при положительном заключении на предварительном медицинском осмотре и в дальнейшем, до достижения 18 лет, с целью осуществления систематического контроля за состоянием их здоровья и физического развития ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Лица моложе 18 лет при переводе также подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка".



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.