Действие Святого Духа в тайне — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Действие Святого Духа в тайне

2022-05-09 18
Действие Святого Духа в тайне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ИИСУСА

1. «Евангелие детства» св. Луки включает два текста, охватывающие детство и отрочество Иисуса. Один из них — это рассказ о том, как Иисус потерялся и как Его нашли во время паломничества Святого Семейства в Иерусалимский Храм. Ни в одном из этих текстов нет четко выраженного упоминания о Святом Духе. Но тот, кто прочтет рассказ Луки о событиях из детства Иисуса и перейдет затем к чтению следующей главы о проповедях Иоанна Крестителя и о крещении Иисуса в Иордане, где невидимым героем является Святой Дух (ср.: Лк 3, 16. 22), откроет для себя смысловую и повествовательную преемственность текстов Луки, который действие Святого Духа относит и к юным годам Иисуса, проведенным Им в таинственной тишине Назарета. Богословское понимание благодати и даров Святого Духа помогает нам проникнуть вглубь этой тайны, которая навсегда останется глубочайшим измерением человеческой природы Иисуса.

2. В двух текстах, завершающих «Евангелие детства», св. Лука рассказывает нам, что, совершив обряд жертвоприношения в Храме, Мария и Иосиф «возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк 2, 39), и добавляет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем» (Лк 2, 40). По окончании рассказа о паломничестве в Храм он говорит еще раз: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2, 52). Из вышеприведенных текстов следует, что Иисус, предвечное Слово Божие, принявший человеческую природу через зачатие и рождение от Марии, проходил обычные этапы человеческого развития. Младенчество, детство, отрочество, юность образуют физические периоды развития («преуспевал в премудрости и возрасте»), как это бывает у всех, кто «родился от жены», к их числу — как отмечает св. апостол Павел — принадлежал и Иисус (Гал 4, 4).

Лука говорит также о духовном развитии Иисуса. Как врач, интересующийся человеком во всех аспектах, Лука обращал внимание на все элементы человеческой деятельности, а следовательно, и на процесс развития в детстве — как Иисуса, так и Иоанна Крестителя, о котором он пишет, что «младенец же возрастал и укреплялся духом» (Лк 1, 80). Об Иисусе Лука говорит более подробно: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем (...) преуспевал в премудрости (...) и в любви у Бога и человеков» (Лк 2, 40. 52).

Слова евангелиста «благодать Божия была на Нем» — на Лице, избранном Богом для исполнения миссии, — означают действие Святого Духа, как и в случаях с Марией (Лк 1, 35) и Симеоном (Лк 2, 26). Они означают трансцендентность, господство, сокровенное действие Того, Кого мы называем Dominus et Vivificans (Господь Животворящий). Благодать, которая, по словам св. Луки, почила на Иисусе и благодаря которой Он преуспевал, как нам кажется, указывает на таинственное присутствие и действие Святого Духа, Которым Иисус должен был крестить, согласно пророчеству Иоанна Крестителя, запечатленному в четырех Евангелиях (ср.: Мф 3, 11; Мк 1, 8; Лк 3, 16; Ин 1, 33).

3. Патристическая и богословская традиция помогают нам истолковать и объяснить текст Луки о возрастании в благодати и премудрости, соотнося его с действиями Святого Духа. Св. Фома, говоря о благодати, многократно определяет ее именем gratia Spiritus Sancti (ср.: Summa Theol., I-II, q. 106, a. 1); благодать — это бескорыстный дар, конкретное выражение благосклонности Бога к творениям, извечно любимым Отцом (ср.: 1, q. 37, а. 2; q. 110, а. 1). Говоря об истоках благодати, Фома утверждает, что ее «главной причиной является сила Святого Духа» (I-II, q, 112, а. 1, ad 1, 2).

Это всепрощающая и освящающая благодать, возвращающая человеку благорасположение Бога в Царствии Небесном (ср.: I-II, q. III, a. 1). «В этом даре благодати человек получает Святого Духа, и благодаря ей Святой Дух живет в нас» (1, q. 43, а. 3). На Христа же, в силу сокровенного единения в Нем человеческой природы со Словом Божиим, в силу наисвысшего благородства Его души, во имя священной и спасительной миссии по отношению ко всему роду человеческому, Святой Дух изливает полноту благодати. Св. Фома утверждает это на основании мессианского текста Исайи: «И почиет на нем Дух Господень» (Ис 11, 2): «Дух этот есть в человеке от освящающей благодати» (Summa Theol., III, q. 7, a. 1, sed contra), а также на основании текста Евангелия от св. Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1, 14).

Но эта полнота благодати в Иисусе соответствовала Его возрасту: всегда наполняя Его, она возрастала по мере Его взросления.

4. То же самое можно сказать о премудрости, которой Иисус обладал изначально, с той полнотой, какая соответствовала Его детскому возрасту. С течением времени полнота эта возрастала вместе с Ним. Это были не только человеческое знание и премудрость в делах Божиих, данные Христу в Слове, живущем в Его человеческой природе, но также и прежде всего премудрость как дар Святого Духа: наивысший из даров, «совершенствующий возможности души, подготавливающий к принятию вдохновений от Святого Духа. Очевидно, что душа Христа была совершеннейшим образом движима Святым Духом, по словам Священного Писания: "Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом Святым в пустыню" (Лк 4, 1). Несомненно поэтому, что Христос обладал дарами в совершенстве» (св. Фома, Summa Theol., III, q. 7, a. 5). Премудрость среди этих даров занимала первое место.

5. Можно было бы продолжать приводить выдержки из трудов св. Фомы, а также других богословов, писавших о духовном совершенстве и величии Иисуса, в Котором уже в детские годы и на всем протяжении Его развития пребывал и действовал совершеннейшим образом Святой Дух. Здесь же мы можем только указать на замечательный пример святости, явленный Иисусом в Своей земной жизни всем — и детям, и молодым людям, призванным преуспевать в премудрости и в благодати у Бога и человеков, как пишет св. Лука о мальчике из Назарета и как он же напишет позднее, в Деяниях Апостолов, о первоначальной Церкви, которая, «назидаясь и ходя в страхе Господнем, при утешении от Святаго Духа, умножалась» (ср.: Деян 9, 31). Здесь перед нами восхитительная параллель, более того, повторение — не только в языковом, но и в понятийном плане — тайны благодати, подмеченной Лукой как во Христе, так и в Церкви, являющейся продолжением жизни и миссии Воплощенного Слова в земной истории. В этом развитии Церкви, вдохновляемой Святым Духом, участвуют и занимают особое место многие дети, о которых говорят история и жизнеописания святых как о душах, особо просвещенных и наделенных святыми дарами. Также и в наше время Церковь почитает их и указывает верующим на детей как на особенно яркий прообраз юного Христа, исполненного Святого Духа.

(27. 06. 1990)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.