Святой Дух и Мария - образец единения в любви — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Святой Дух и Мария - образец единения в любви

2022-05-09 23
Святой Дух и Мария - образец единения в любви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 БОГА И ЧЕЛОВЕКА

1. Откровение Святого Духа, явленное в Благовещении, связано с тайной Воплощения Сына Божия и Божественного материнства Марии. Лука пишет, что ангел сказал Марии: «Дух Святый найдет на Тебя» (Лк 1, 35). И под воздействием Святого Духа Мария осознанно и добровольно отвечает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Таким образом, в Благовещении дан прекрасный образец сокровенного единения Бога и человека.

Уже в Ветхом Завете это единство имеет свои особенности. Оно возникает на основе Завета Бога с избранным народом — Израилем. Этот Завет в текстах пророков представлен в символах «обручения» Бога с человечеством. Об этом следует помнить, чтобы понять всю глубину и красоту происходящего Воплощения Сына, которое стало особым проявлением силы Святого Духа во всей своей полноте.

2. По словам пророка Иеремии, Бог говорит Своему народу: «любовью вечною Я возлюбил тебя, и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева» (Иер 31, 3-4). С исторической точки зрения, этот текст относится ко временам поражения Израиля и ассирийского пленения, когда избранный народ полон горечи и чувствует себя покинутым своим Богом. Однако Бог поддерживает его духовно и не перестает относиться к нему как отец или как жених к своей возлюбленной. Аналогия с обручением становится еще более выразительной и прямой в словах Исайи, обращенных во время вавилонского плена к Иерусалиму как к возлюбленной, не сохранившей верности Богу Завета: «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; (...) Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь» (Ис 54, 5-8).

3. В приведенных текстах подчеркивается, что любовь Бога Завета «вечна». И хотя из-за греха возлюбленной, из-за неверности избранного народа Бог допускает, чтобы постигли его мучительные испытания, но в то же время Он устами пророков уверяет Свой народ, что Его любовь к нему никогда не иссякнет. Бог побеждает зло греха, чтобы одарять снова. Еще более отчетливо эту мысль выражает пророк Осия: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос 2,19-20).

4. Эти замечательные слова Ветхого Завета воистину претворяются в тайне Воплощения. Исключительная любовь Бога не только к Израилю, но к каждому человеку находит свое выражение в Воплощении, превышающем любые человеческие ожидания. Нас убеждает в этом Благовещение, в котором Новый Завет предстает как обручение Бога с человеком, Божественной Сущности — с человеческой. В этом брачном союзе Дева из Назарета, Мария — это parexcellence «Дева Израилева» из пророчества Иеремии. На Ней самым совершенным и окончательным образом сосредотачивается особая любовь Бога, возвещенная пророками. Она является также той Девой-Женой, Которой суждено зачать и дать миру Сына Божия — особый плод возвышенной любви Бога к человечеству, представленному и как бы сосредоточенному в лице Марии.

5. Святой Дух, сошедший на Марию во время Благовещения, — это То Лицо, Которое в тринитарном единстве выражает Собой несравненную Любовь Бога — вечную Любовь. В этот момент Он особым образом предстает как Божественный Возлюбленный. В тайне Воплощения, в человеческом зачатии Сына Божия Святой Дух сохраняет Свою Божественную трансцендентность. В тексте Луки этот момент передан очень точно. Любовь Божественного Возлюбленного к Марии духовна и сверхприродна. Высказывание св. апостола Иоанна о верующих во Христа тем более относится к Сыну Божию, зачатому в лоне Девы «ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1, 13). Но именно в тексте Луки выражено это наиболее полное единение в любви, возникшее между Богом и человеческим существом благодаря деяниям Святого Духа.

6. В этом Божественном обручении Бога с человечеством Мария отвечает на ангельскую весть любовью Невесты, сумевшей принять Божественный выбор и полностью подчиниться ему в своих действиях. Вот почему, особенно начиная со времен св. Франциска Ассизского, Церковь называет Ее «возлюбленной Духа Святого». Только такая совершенная любовь Невесты, основанная на полном подчинении Себя Богу, любовь Невесты, остающейся девственницей, могла привести к тому, что Мария в тайне Воплощения самым осознанным и достойным образом стала Матерью Бога.

В энциклике Redemptoris Mater уже говорилось: «Вначале на Нее сошел Святой Дух. Во время Благовещения Она стала идеальной Возлюбленной, приняв слово Бога живого и полностью подчинившись, разумом и волей, открывающему Себя Богу, по доброй воле признав данное Ей Откровение. Более того, полностью доверяясь Богу в послушании веры, Она ответила ангелу: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему"» (п. 26).

7. В этом акте и в этом жесте Марии, которые явились полной противоположностью поведению Евы, в духовной истории человечества предстает новая Возлюбленная, новая Ева, Мать всех живущих, как часто Ее будут называть Учители и Отцы Церкви. Мария станет прообразом Нового Завета, моделью брачного союза Святого Духа с каждым человеком и со всей человеческой общиной, далеко выходящей за границы древнего Израиля: люди и народы в их вселенском понимании будут призваны воспринять дар и воспользоваться им в новом сообществе верующих, наделенных «властью быть чадами Божиими» (Ин 1, 12) и через крещение получивших рождение «от Духа» (Ин 3, 6), став частью семьи Божией.            (2. 05. 1990)

39. ТАЙНА ВОПЛОЩЕНИЯ. СВЯТОЙ ДУХ –

 ТВОРЕЦ ИПОСТАСНОГО ЕДИНСТВА

1. В Символе Веры мы исповедуем, что единосущный Отцу Сын стал человеком благодаря Святому Духу.

В энциклике Dominum et Vivificantem мною было сказано, что «зачатие (...) и рождение Иисуса Христа — это самое великое дело, совершенное Святым Духом в истории сотворения, а также в истории спасения: вершина благодатей — gratia unionis, источник всякой другой благодати, как поясняет св. Фома. (...) "Полноте времен" отвечает особая полнота дарования Самого Себя Триединым Богом в Святом Духе. Силою Святого Духа осуществляется тайна ипостасного союза, то есть единения Божественной и человеческой природы: Божественности и человечности в одном Лице, в Слове-Сыне» (п. 50).

2. Здесь речь идет о тайне Воплощения, с которой связана в начале Нового Завета тайна Святого Духа. Об этом была речь в предыдущих катехизических беседах, что позволило нам рассмотреть эту истину в ее различных аспектах, начиная с девственного зачатия, о котором мы читаем в описании Благовещения у Луки (ср.: Лк 1, 26-38). Трудно выяснить происхождение этого текста, если не предположить, что он исходит от Самой Марии, — только Она одна могла описать то, что произошло с Нею в момент зачатия. Проводимые аналогии между этим повествованием и другими древними текстами, особенно из Ветхого Завета, никогда не затрагивают важнейшей и решающей проблемы — то есть вопроса о девственном зачатии силою Святого Духа. Это было действительно новым явлением.

И хотя мы читаем в параллельном тексте: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил"» (Мф 1, 22-23). Однако же само исполнение всегда превышает ожидания. Событие содержит новые моменты, о которых не говорилось в пророчестве. Так же и в нашем случае с пророчеством Исайи о Деве, Которая зачнет Сына (ср.: Ис 7, 14) — оно неполно и поэтому допускало самые различные толкования. В Воплощении пророчество исполняется столь совершенным образом, что невозможно было это предвидеть: истинное девственное зачатие совершается силою Святого Духа, и родившийся при этом Сын действительно — «Бог с нами». Здесь уже речь идет не только о Завете с Богом, но о реальном присутствии Бога среди людей благодаря Воплощению предвечного Сына Божия, и это абсолютно новое явление.

3. Таким образом, девственное зачатие — это неотъемлемая часть тайны Воплощения. Тело Иисуса, девственным образом зачатое Марией, принадлежит Предвечному Слову Божию. И это совершилось силою Святого Духа, сошедшего на Деву из Назарета. Благодаря Святому Духу зачатый Ею человек (Сын Человеческий) является истинным Сыном Божиим, предвечно рожденным от Отца, единосущным Отцу; Сыном, единственный Отец Которого — предвечный Отец. Так что и рождаясь как человек от Девы Марии, Он не перестает быть Сыном Того Отца, от Которого Он рожден предвечно.

Таким особым образом девственность Марии подчеркивает тот факт, что Сын, зачатый Ею силою Святого Духа, является Сыном Божиим. Только Бог — Его Отец.

Традиционная иконография, представляющая Марию с Младенцем Иисусом на руках, без стоящего рядом с Ней Иосифа, красноречивее всяких слов подтверждает Ее девственное материнство, а тем самым — Божественность Сына. Такое изображение можно было бы назвать иконой Божественности Христа. Подобное изображение мы встречаем уже в конце II в. на фресках в Римских катакомбах, а затем и в бесчисленных повторениях. С особой художественной силой и убежденностью веры это изображение представлено в византийской и русской иконографии, истоки которой восходят к первоначальным основам веры — Евангелию и самым ранним Преданиям Церкви.

4. Лука передает нам слова ангела, возвещающего о рождении Иисуса силою Святого Духа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк 1, 35). Дух, о Котором говорит евангелист, — это «животворящий» Дух. Речь идет не только о «дыхании жизни» — характерной особенности живых существ, но о жизни Самого Бога — о Божественной жизни. Святой Дух, являющийся в Боге как бы дыханием Любви, абсолютным (несотворенным) даром Божественных Лиц, в момент Воплощения Слова действует как дыхание той же Любви к человеку: к Самому Иисусу, к человеческой природе, ко всему человечеству. В этом дыхании выражается любовь Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына (ср.: Ин 3, 16). В Сыне заключена вся полнота дара Божественной жизни для человечества.

Итак, в Воплощении Сына-Слова Святой Дух являет Себя особым образом как Тот, Который «дает жизнь».

5. В энциклике Dominum et Vivificantem я назвал это «особой полнотой дарования Самого Себя Триединым Богом в Святом Духе» (п. 50). В этих словах выражен глубокий смысл ипостасного единства, сформулирована основная мысль соборных документов и святоотеческих трудов о Воплощении, и следовательно, о понятиях «природа» и «Лицо», выработанных и примененных на основе установленного опытным путем различия между природой и субъектом. Никогда прежде идея лица не была так ясно и точно определена, как она определена в соборных трудах, после того как апостолы и евангелисты сделали доступным знание о событиях и о тайне Воплощения «от Духа Святого».

6. Следовательно, мы можем сказать, что в Воплощении Святой Дух закладывает также основы новой антропологии, разъясняющей величие человеческой природы, явленное в Христе. Ибо в Нем она достигает наибольших высот единения с Богом — в Нем, Который «был зачат силою Святого Духа таким образом, что один и тот же субъект мог быть Сыном Божиим и человеческим» (св. Фома, Summa Theol, HI, q. 2, a. 12, ad 3). Своими силами человек не мог бы достичь таких высот, а человеческая мысль не в состоянии вообразить себе более тесного единства с Божеством.

(23. 05. 1990)


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.