Глава 1. П онятие способностей — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. П онятие способностей

2021-04-18 62
Глава 1. П онятие способностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИ им. В.Г. Белинского

                                                                  

    Факультет                                        Кафедра «Прикладная психология»

педагогики, психологии

и социальных наук

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»

на тему:

«Одаренность, талант, гениальность»

 

выполнил: студент группы 15ЗНПП41

Д.С. Фомина

 

 

проверил: к.п.н., доцент

Н.А. Ручкова

 

 

Пенза – 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие способностей. 4

1.1. Подходы в определении способностей. 5

1.2. Структура и классификация способностей. 11

Глава 2. Уровни развития способностей. 14

2.1. Понятие одаренности. 14

2.2. «Общие» и «специальные» способности и одаренность. 19

2.3. Талант и гениальность. 22

Заключение. 26

Библиографический список. 28

 

 

В ВЕДЕНИЕ

 

Талант - природная способность к развитию определенной способности. В различных областях, талант человека, может проявляться в разном возрасте. Например, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно талант проявляется в раннем возрасте, а в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживается в более позднем. Талант - это фора, выданная при рождении. Но если свой талант не развивать ежедневными тренировками, он так и останется на уровне "выдающихся способностей", но не более. Талант без трудолюбия - только надежда, только открытая дверь к великим результатам, но в эту дверь нужно войти: войти собственным трудом. Так ли это?

Сегодня все ученые единодушны в том, что бесталанных людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере. Но почему же гениальных людей так мало? По исследованиям, их приходится всего 400-500 человек за всю историю человечества. Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся обобщить и сопоставить такие понятия, как «талант», «одарённость» и «гениальность», используя метод анализа научной литературы. В этом и будет заключаться актуальность выбранной темы.

Цель работы: проанализировать взаимосвязь таких явлений как: способность, одаренность, талант.

Объект исследования – индивидуально-психологические характеристики личности, предмет – проявление врожденных способностей в различных областях человеческой деятельности.

Задачи:

· проанализировать и определить понятие «способности»;

· проанализировать и определить понятие «одаренность»;

· проанализировать и определить понятие «талант».

ГЛАВА 2. У РОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню или масштабу. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

По поводу соотношения между этими понятиями существуют разные точки зрения (А В. Либин, 2000). Ряд авторов рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству. Но всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

 

Понятие одаренности

 

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения

Долгое время «одаренность» считалась синонимом «способности». Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., она определяется комплексом свойств личности. И этому есть ряд веских доказательств. Одна из газет поведала о биологе, который опубликовал научный труд, включавший обширную библиографию — 300 названий, которую он продиктовал машинистке по памяти и без единой ошибки. Однако незаурядная память не сделала этого биолога незаурядным ученым.

А. Р. Лурия (1968) в течение многих лет исследовал феноменальную память одного газетного репортера. Опыты показали, что этот репортер мог моментально запомнить и повторить громадные по длине ряды слов и чисел в прямом и обратном порядке и начиная с любого звена этих рядов. Он воспроизводил их без всякого труда через месяц, год и даже через шестнадцать лет после запоминания. Но во всех других отношениях репортер был заурядным человеком, сменил за свою жизнь много профессий, но так ничего в ней и не добился.

Б. М. Теплов (1941) тоже понимал одаренность как совокупность способностей. При этом он считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей. Однако такое образование остается, согласно Б. М. Теплову, чисто психологическим.

По его мнению, своеобразие понятий «одаренность» и «способности» обусловлено тем, что они рассматриваются сквозь призму деятельности, успех которой ими обеспечен. Поэтому, как писал автор, нельзя говорить об одаренности вообще, а только об одаренности в какой-нибудь конкретной деятельности.

Итак, отечественные психологи считают: одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

А. Холодная (1990) выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:

1) с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;

2) с высоким уровнем академической успешности;

3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей — показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;

4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;

5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Выделяют следующие особенности одаренных индивидов: сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей; способность к нестандартному восприятию; интуиция, изобретательность, бессознательный разум; дивергентное мышление; любознательность; мужество; воображение; конкретность мышления; смелость; эстетическая чувствительность [9].

Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная одаренность; специфическая академическая одаренность; творческая одаренность: художественное и исполнительское искусство; психомоторная одаренность, лидерская и социальная одаренность. Они соответствуют семи видам интеллекта: лингвистическому, музыкальному, логико-математическому, пространственному, телесно-кинестетическому, внутриличностному и межличностному. Последнее есть не что иное, как способность понимать других и ладить с ними, коммуникативность.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Нередко они уже с раннего детского возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности – это время, в течение которого 2–3-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. Нередко уже в 3–4 года они умеют читать и считать, увлекаются разными умственными занятиями, например, освоением географических карт, разного рода вычислениями и т.д. Встречаются дошкольники, которые свободно оперируют дробями, пишут печатными буквами без ошибок длинные фразы, умеют анализировать, обобщать, делать выводы. С поступлением в школу таких детей, обнаруживается, что некоторые из них в умственном отношении уже далеко впереди своих ровесников. Именно таких детей – с ускоренным умственным развитием – называют одаренными.

Есть дети с поражающими умственными способностями. Некоторые из них в свои 12–14 лет смогли поступить в университеты и институты и успешно обучаются там. Таких детей обычно называют вундеркиндами. Вундеркинды были во все времена. Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв Французской академии. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет, а в 15 лет закончил уже 2 отделения (словесное и юридическое) философского факультета. У Мечникова любовь к природе появилась с детских лет. Едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике и «читал лекции» своим братьям и другим детям. Очень рано овладел микроскопом. За 2 года закончил с отличием Харьковский университет.

Наблюдения показывают, что самая общая психологическая особенность детей с ранним расцветом умственных способностей – высокая активность ума, расположенность к умственным усилиям, т.е. повышенная склонность к умственной деятельности. Иногда родителей таких детей беспокоит то, о чем другие могут мечтать: ребенок прочитывает в доме все книги, он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств и т.д. Для таких детей умственная работа – это прежде всего увлекательнейшие упражнения. Они не знают, что такое скука, что такое лень. Они умеют с увлечением работать в неблагоприятных условиях: во время шумной, веселой перемены в школе, среди громкого разговора дома. При этом тяга к умственным занятиям захватывает всю личность ребенка, обуславливая не только количество осваиваемого, но и сам уровень достижения. Неустанная тяга, пристрастие к деятельности является стороной способностей и одним из двигателей их развития [17].

Но для таких детей существует опасность в том, что как отмечают многие исследователи, став взрослыми, основная часть детей- вундеркиндов испытывает трудности с социальной адаптацией в обществе. Кроме того, такие дети в дальнейшем могут и не проявить себя с выдающейся стороны, потому, что признаки выдающихся способностей в раннем возрасте не всегда могут привести к рассвету дарования [12].

Необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности, и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

 

Талант и гениальность

 

Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «талантливость», «гениальность».

Слово «талант» (от греч talanton — «вес, мера») затем впервые встречается в Новом Завете, где обозначает меру серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). Талант одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.). Так же, как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной, оригинальностью подхода и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики.

Однако вряд ли это справедливо по отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности. Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в циклических видах спорта — беге, плавании, гребле и т. д.). Да и талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Подтверждением этому могут служить люди с феноменальной памятью. Среди выдающихся талантов можно найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью. Так, хорошая память была у А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, И.И. Левитана, А.В. Суворова, В. Моцарта и др. Но гораздо больше не менее известных людей, не обладавших выдающейся памятью. Более того, исследование лиц с феноменальной памятью показало, что по остальным параметрам это были самые заурядные люди. В творческой деятельности человека память – это лишь один из факторов, от которого зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности и пр.

Б.М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов тех драматических героев, которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-то виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Со времен И. Канта гениальность рассматривается как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры.

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Такого триумфа за всю пятитысячную историю цивилизации достигли не более 400 человек. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям [17]. 

Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.

Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, М.В.Ломоносова, К.Маркса [14]. Например, М.В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию, и сам творчески работал в этой области. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются ярче в его творчестве.

Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у талантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Да и меткое народное высказывание о том, что природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и наследуется, то незначительно.

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. Недаром большинство выдающихся ученых, писателей художников считают, что из их достижений 90% приходится на труд и только 10% — на талант. Талант — это склонность к бесконечному труду, считают они. Микеланджело, гениальный итальянский художник и скульптор, говорил, что если некоторое время не поработает резцом или кистью, то становится больным. И. Репин утверждал, что он не добился бы успехов в живописи, если бы не запирался ежедневно в одно и то же время у себя в комнате и часами писал картины и этюды [9].

Учитывая это, делаются попытки отделить одаренность и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность — это удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность — проявление высокого уровня одаренности в чем-либо.

«Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха. Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.

Исследования показали, что наиболее талантливые — индивиды, неудовлетворенные своими результатами, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление.

Возможность достичь выдающихся результатов, обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. А возникновение таковых часто бывает делом случая. Поэтому нередко талант обнаруживается в довольно позднем возрасте.

Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Один из грузчиков одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не был замечен одним из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик пел уже как солист Большого театра [9].

 

 

З АКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в результате изучения литературы, мы пришли к выводу, что часто смешиваемые понятия «одаренность», «талант», «гениальность» на самом деле являются различными по своей сути.

Способности (ability) — это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Талант (от греч talanton — «вес, мера», затем — «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Гениальность рассматривается как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры.

Различают общие способности, связанные с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, и специальные — с отдельными видами деятельности и общую и специальную одаренность. Первая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая — с требованиями специальных ее видов.

Способности и склонности связаны между собой не прямо, а опосредованно, через типологические особенности.

Существует связь способностей и одаренности со склонностью к определенному виду деятельности, т.е. положительным, внутренне мотивированным отношением (влечением, интересом и пр.) к какому-либо занятию.

Деятельность является условием проявления способностей и одаренности и условием развития и реализации способностей.

 

 

Б ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.

3. Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. – М: Мысль, 1992. – 112с.

4. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. – М.: ЛигаПресс, 2008. – 369 с.

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с.

6. Гарднер Г. Рамки ума. – М.: Наука, 1980. – 250 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Нова, 2006. – 376 с.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 368с.

9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.- 701с.

10. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1960. – 505 с.

11. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.

12. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Трикста, 2004. - 176с.

13. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил.

14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии,- М.1959.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.

16. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2007. – 592 с: ил.

17. Психология для студентов вузов / Под общей редакцией профессора Е.И.Рогова. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 560 с.

18. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М, 1961.

19. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.

20. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1991.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИ им. В.Г. Белинского

                                                                  

    Факультет                                        Кафедра «Прикладная психология»

педагогики, психологии

и социальных наук

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»

на тему:

«Одаренность, талант, гениальность»

 

выполнил: студент группы 15ЗНПП41

Д.С. Фомина

 

 

проверил: к.п.н., доцент

Н.А. Ручкова

 

 

Пенза – 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие способностей. 4

1.1. Подходы в определении способностей. 5

1.2. Структура и классификация способностей. 11

Глава 2. Уровни развития способностей. 14

2.1. Понятие одаренности. 14

2.2. «Общие» и «специальные» способности и одаренность. 19

2.3. Талант и гениальность. 22

Заключение. 26

Библиографический список. 28

 

 

В ВЕДЕНИЕ

 

Талант - природная способность к развитию определенной способности. В различных областях, талант человека, может проявляться в разном возрасте. Например, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно талант проявляется в раннем возрасте, а в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживается в более позднем. Талант - это фора, выданная при рождении. Но если свой талант не развивать ежедневными тренировками, он так и останется на уровне "выдающихся способностей", но не более. Талант без трудолюбия - только надежда, только открытая дверь к великим результатам, но в эту дверь нужно войти: войти собственным трудом. Так ли это?

Сегодня все ученые единодушны в том, что бесталанных людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере. Но почему же гениальных людей так мало? По исследованиям, их приходится всего 400-500 человек за всю историю человечества. Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся обобщить и сопоставить такие понятия, как «талант», «одарённость» и «гениальность», используя метод анализа научной литературы. В этом и будет заключаться актуальность выбранной темы.

Цель работы: проанализировать взаимосвязь таких явлений как: способность, одаренность, талант.

Объект исследования – индивидуально-психологические характеристики личности, предмет – проявление врожденных способностей в различных областях человеческой деятельности.

Задачи:

· проанализировать и определить понятие «способности»;

· проанализировать и определить понятие «одаренность»;

· проанализировать и определить понятие «талант».

ГЛАВА 1. П ОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

Попробуем разобраться в этом.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.