Тема 1.1 Предмет философии и ее история — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 1.1 Предмет философии и ее история

2021-04-18 51
Тема 1.1 Предмет философии и ее история 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГСЭ.01 ФИЛОСОФИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ   ЗАДАНИЯ

для студентов заочного отделения

специальностей среднего профессионального образования

270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных         и гражданских зданий;

230701 Прикладная информатика (по отраслям);

150402 Металлургия цветных металлов;

151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

базовой подготовки

 

Орск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

   
1. пояснительная записка   3
2. объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
4. варианты контрольной работы 7
5. литература 27

 


Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:  

Учебная дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии; 

- роль философии в жизни человека и общества; 

- основы философского учения о бытии; 

- сущность процесса познания; 

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии. 

Рекомендации для выполнения контрольных работ по философии

Выполнение контрольной работы является обязательным требованием для студентов заочного отделения всех специальностей колледжа. Это один из важнейших показателей самостоятельной работы студентов по изучению предмета.

При самостоятельной работе над контрольной работой необходимо предусматривать выполнение следующих правил:

  1. Объем контрольной работы должен быть не менее 15-20 страниц.
  2. Тема контрольной работы должна быть раскрыта и соответствовать заданию варианта студента.
  3. Контрольная работа должна быть результатом самостоятельной работы студента по изучению рекомендуемой литературы и, в первую очередь, первоисточников.
  4. При подготовке контрольной работы следует внимательно изучить предлагаемый план и список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы. Для полного изложения темы необходимо придерживаться рекомендуемого плана.
  5. В конце контрольной работы поместите список используемой и цитируемой литературы в соответствии с темой, которая дается в данном методическом пособии. Необходимо стремиться к тому, чтобы литература была новая, т.е. 2007-х - 2008-х годов издания, так как в литературе более ранних лет издания имеется много различного рода идеологических штампов и стереотипов.

Данная контрольная работа состоит из трех частей. Первая часть представляет собой ответы на два теоретических вопроса, которые должны быть раскрыты в полном объеме. Вторая часть является тестом, в котором нужно выбрать правильный ответ. Третья часть - практическая, предполагает собой философскую задачу, на которую нужно найти ответ, основываясь на знаниях по теме. Контрольная работа выполняется на формате А4, шрифтом Times New Roman, кегль -12. Контрольная работа должна иметь содержание с указанными страницами, на которых расположены ответы на вопросы.

Критерии оценок письменных контрольных работ студентов:

Письменные работы оцениваются, исходя из следующих критериев:

«Зачтено» - содержание письменного ответа исчерпывает содержание вопроса. Студент демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, а также знание основной и дополнительной литературы.

«Зачтено условно» -  содержание письменного ответа в основных чертах отражает содержание вопроса, но имеются некоторые пробелы и недочеты. Студент демонстрирует знание только основной литературы. Не все положения темы раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы и не полное владение литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи.

«Не зачтено»- содержание письменного ответа не отражает содержание вопроса. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Письменные ответ на вопрос не написан полностью; ответ не носит развернутого изложения темы.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 62
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 54
в том числе:  
самостоятельная работа над домашней контрольной работой 30
Другие виды самостоятельной работы: 24

Итоговая аттестация в формезачета (2 семестр)

 


СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                            

Теоретическая часть.

1. Философия в системе культуры. Функции философии.

2..Философия как мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия.

       Тесты.

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:


любовь к истине

любовь к мудрости

учение о мире

божественная мудрость


2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:


Сократ

Аристотель

Пифагор

Цицерон


3.Определите время возникновения философии:


середина III тысячелетия до н.э.

VII-VI в.в. до н.э.

XVII-ХVIII в.в.

V-XV в.в.


4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:


философия

онтология

гносеология

этика


       Практическая часть.

       Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы стать философией?

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

ВАРИАНТ № 2

Тема: Античная философия.

Теоретическая часть.

1. Философия Платона, Аристотеля, Сократа.

2. Позднеантичная философия: эпикуреизм и стоицизм.

      

Тесты.

1. Родоначальник субъективистско-антропологической тенденции в философии


Платон

Аристотель

Сократ

Протагор


2. Философы, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия


Субъективные идеалисты

Объективные идеалисты

агностики

дуалисты


3. Сократ называл три основные человеческие добродетели:

· Умеренность (знание как обуздать страсть);

· _____________________________________;

· _____________________________________

4. Множество бытий он называет видами, идеями (эйдос) или сущностями


Демокрит

Платон

Аристотель

Сократ


Практическая часть.

Древнегреческий философ Эпикур говорил, что «Блажен тот, кто удаляется от мира без ненависти, прижимает к груди друга и наслаждается с ним». Как Вы понимаете это изречение? Что считал высшим благом для человека Эпикур?

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

 

ВАРИАНТ № 3

Тема: Философия Средних веков.

Теоретическая часть.

1. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения.

2. Философско-религиозные учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Тесты.

1. Личностное понимание Бога впервые дано


Фомой Аквинским

Тертуллианом

Филоном Александрийским

Августином Аврелием


2. Философское учение – мистицизм предложено в системе


Оригена

Августина Блаженного

Тертуллиана

Юстина


3. Пьер Абеляр, Жильбер Порретанский, Сигер Брабантский и др. представляли


Средневековое свободомыслие

Средневековую утопию

Средневековый авторитаризм

Средневековый мистицизм


4. Автор учения о нуметрическом единстве разума


Сигер Брабантский

Фома Аквинский

Боэций Дакийский

Авицена


Практическая часть.

Христианские философы предлагают основные положения доказательства существования Бога. Перечислите их.

         

Литература:

  1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)
  2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.
  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.
  4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

 

ВАРИАНТ № 4

Тема: Философия эпохи Возрождения.

Теоретическая часть.

1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

2. Философские учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Тесты.

1Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:


Возрождение

Новое время

Средние века

Просвещение


2.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:


космоцентризм

антропоцентризм

провиденциализм

скептицизм


3.ип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:


антропоцентризм

природоцентризм

теоцентризм

космоцентризм


4.ветская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:


гуманизм

природоцентризм

теоцентризм

идеализм


Практическая часть.

Как  Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б.Шоу).

Дайте развернутый ответ.

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

ВАРИАНТ № 5

Тема: Становление философии.

       Теоретическая часть.

1.Понятие мировоззрения, его исторические типы.

2.Возникновение философии и ее исторические типы.

           

Тесты.

1. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:


история

философия

социология

культурология


2. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя

философия способствует улучшению характеров людей

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

3. Мировоззрение – это:

совокупность знаний, которыми обладает человек

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

система адекватных предпочтений зрелой личности

4.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

Практическая часть.

Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?

Как бы Вы перестроили ход его мысли?

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

ВАРИАНТ № 6

Тема: Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.

Теоретическая  часть.

1.Категория бытия как начало философского анализа мира. Основные формы бытия.

2.Философское учение о материальности мира. Понятие материи.

Тесты.

1. Онтология – это:


учение о всеобщей обусловленности явлений

учение о сущности и природе науки

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

учение о правильных формах мышления


2. Гносеология – это:


учение о развитии и функционировании науки

учение о природе, сущности познания

учение о логических формах и законах мышления

учение о сущности мира, его устройстве


3. Антропология – это:


учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

учение о человеке

наука о поведении животных в естественных условиях

философское учение об обществе


4 Аксиология– это:


учение о ценностях

учение о развитии

теория справедливости

теория о превосходстве одних групп людей над другими


Практическая часть.

В1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них – «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?

Проанализируйте и дайте развернутый ответ.

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

 

ВАРИАНТ № 7

Тема: Философия XVII века.

Теоретическая часть.

1. Общая характеристика и историческое значение Философия XVII века.

2. Философские учения Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы.

Тесты.

1. Афоризм «Знание – сила» принадлежит


В.И. Ленину

К. Марксу

Ф. Бэкону

А. Линкольну


2. Центральная часть философии Бэкона


Учение об истине

Учение о методе

Учение о творчестве

Учение о познании


3. Весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону включает в себя пять таблиц:

· Таблица присутствия;

· ___________________;

· ___________________;

· ___________________;

· Таблица «сбора плодов».

4. Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода:

· Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

· _____________________________________________

· _____________________________________________

Практическая часть.

Дайте комментарии данным высказываниям:

· Умный видит неизмеримую область возможного. (Д.Дидро)

· Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель)

Кто, по Вашему мнению, прав?

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

ВАРИАНТ № 8

Тема: Материя и движение.

Теоретическая часть.

1.Понятие движения. Движение и материя.

2.Движение и покой. Основные формы движения материи.

        

Тесты.

1.Материя есть первоисточник бытия, утверждает


Материализм

Идеализм

Интуитивизм

Иррационализм


2.«Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть


Материя

Явление

Мера

Качество


3.В марксизме материя трактуется как


Единство энергии и сознания

Вещество

Объективная реальность

Энергия


4.Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?


Структурность

Движение

Отражение

Стабильность


      

Практическая часть.

Определите, какие из перечисленных явлений относятся к механической форме движения материи.

· Падение Тунгусского метеорита.

· Падение курса рубля.

· Падение ребенка на игровой площадке.

· Моральное падение человека.

· Падение уровня знаний студентов.

· Падение культурного уровня людей России.

· Падение голов КРС на ферме.

· Падение кровяного давления у человека.

· Падение спроса на красную икру.

· Падение напряжения в электрической сети.

 

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

ВАРИАНТ № 9

Тема: Пространство и время.

Теоретическая  часть.

1.Понятие пространства и времени. Материя, движение, пространство, время.

2.Качественное разнообразие форм пространства и времени в неживой и живой природе.

        

Тесты.

1. Высшая форма движения материи - это


Механическое движение

Биологическое движение

Социальное движение

Физическое движение


2.Суть гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что:

Вселенная погибнет в результате взрыва ядра Галактики

В центре Галактики происходят регулярные взрывы, изменяющие пространственно-временные характеристики Вселенной

Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

Через несколько миллиардов лет Солнце взорвётся и уничтожит Землю

3. Последовательность состояний отражает категория


Времени

Пространства

Материи

Необходимости


4..Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах


Движение

Время

Пространство

Качество


Практическая часть.

Прокомментируйте старинную поговорку. Какой философский смысл сокрыт в данных словах? Дайте развернутый ответ.

Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

ВАРИАНТ № 10

Тема: Эпоха Просвещения в философии

Теоретическая часть.

1.Общая характеристика и историческое значение эпохи Просвещения.

2.Рационализм, материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения.

Тесты.

1. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии


Ф. Бэкон

Т. Гоббс

Р. Декарт

Г. Лейбниц


Практическая часть.

Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыслить) без использования фундаментальных категорий (материи и движения, качества, количества, меры, пространства и времени, возможности и действительности, необходимости и случайности, причины и следствия и т.д.)?

Запишите выводы, ответ аргументируйте, приведите примеры.

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

 

ВАРИАНТ № 11

Тема: Диалектика количественных и качественных изменений.

Теоретическая часть.

1.Категории качества, количества и меры. Качество и свойство.

2.Диалектика количественных и качественных изменений.

Тесты.

1. Законы диалектики впервые сформулировал


К. Маркс

Ж.-Ж. Руссо

Г. В.Ф. Гегель

Платон


       2. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания


Противоречие

Материя

Мера

Необходимость


3. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания,

Единство и борьба противоположностей

Переход количественных изменений в качественные

Отрицания отрицания

Закон сохранения и превращения энергии

       4..Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

Переход количественных изменений в качественные

Единство и борьба противоположностей

Отрицания отрицания

Закон сохранения и превращения энергии

Практическая часть.

Древнегреческие философы сформулировали ряд парадоксов, которые известны как парадоксы о куче камней и лысом человеке. Сколько камней составляют кучу? Сколько волос должен потерять человек, чтобы стать лысым?

Как объяснить подобные парадоксы с точки зрения закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

 

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

 

ВАРИАНТ № 12

Тема: Философия конца XVII -  середины XVIII века.

       Теоретическая часть.

1. Теория познания Д. Локка.

2. Субъективный идеализм Д. Беркли.

3. Скептицизм Д. Юма

Тесты.

1. Д. Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

· Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею.

· ____________________________________________________

· ____________________________________________________

2. Д.Локк различает три вида сложных идей по содержанию:

· Идеи модусов или эмпирических субстанций;

· ____________________________________________________

· ____________________________________________________

3. Высказывание «Существовать – значит быть воспринимаемым» принадлежит


Д. Беркли

Д. Юмму

Т. Мор

Гельвеций


       4. Греческое слово «технэ» первоначально имело значение


знание, наука

искусство, мастерство

метод, язык, речь

машина, устройство


Практическая часть.

Древнегреческий философ Сократ утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Д.И. Менделеев возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю.- Да он и не знал, а мы знаем….» («Основы химии»).

Оцените и прокомментируйте кто из них прав?

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

ВАРИАНТ № 13

Тема: Немецкая классическая философия.

Теоретическая часть.

1. Философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.

2. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Тесты.

1. Законы диалектики впервые сформулировал


Аристотель

Р. Декарт

Ж.-Ж. Руссо

Г. В.Ф. Гегель


2. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал


А. Шопенгауэр

О. Шпенглер

В. Дильтей

Г. Зиммель


3. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является


Мировой Дух

Природа

Деятельность героев и вождей

Дух народов


4. Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»


Гегель

Шеллинг

Кант

Декарт


Практическая часть.

Немецкий философ И.Г. Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака.

Аргументируйте свой ответ и объясните свою точку зрения. Дайте развернутый ответ.

 

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

 

ВАРИАНТ № 14

Тема: Восточная философия.

Теоретическая часть.

1. Философия Древней Индии.

2. Конфуцианство и Даосизм.

Тесты.

1. В индийской философии - общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения


Сансара

Карма

Нирвана

Дхарма


2. Китайский философ, основатель даосизма


Лао-цзы

Конфуций

Сюнь-цзы

Мэн-цзы


3. К древнеиндийским философским текстам относятся


Упанишады

Дао-дэ-цзин

Лунь-Юй

Книга перемен


4. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:


Конфуций

Лао-Цзы

Сидхартха Гаутама Будда

Сократ


Практическая часть.

Первый канцлер Германской империи, впоследствии названный «Железным канцлером», Отто фон Бисмарк говорил: «Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других».

Оцените и прокомментируйте данное высказывание. Прав ли в данном случае Бисмарк? Аргументируйте свой ответ.

 

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

ВАРИАНТ № 15

Тема: Особенности русской философии.

       Теоретическая часть.

Заполните таблицу.

Название этапов Представители Философские идеи
40-50 г. XIX в Православно-русское направление. Славянофилы    
40 – 60 г. XIX в. Западники    
60 – 80 г. XIX в. Народничество    
70-е г. XIX в. – 30-е г. XX в. Философия Всеединства    
Русская религиозная философия XIX  в.- XX в.    
1883 – 1924 г. Советский материализм    
Современный период русской философии    

Тесты.

1. Основателем русского книгопечатания является:


Ф. Скорина

И. Федоров

Д. Тверитинов

С. Ушаков


2.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:


В. Соловьевым

П. Чаадаевым

А. Хомяковым

А. Герценом


3. Движение  западников возглавил


В.С. Соловьев

К.С. Аксаков

Ф.М. Достоевский

А.И. Герцен


4. Идейным лидером славянофилов считают


А.И. Герцен

А.С. Хомяков

А.Н. Радищев

Л.Н. Толстой


Практическая часть.

Выдающийся немецкий философ Ф. Ницше считал, что любовь есть «выражение эгоизма». А В. С. Соловьев утверждал, что подлинная любовь – перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма.

Обоснуйте и запишите свою точку зрения. Свое высказывание подтвердите примерами.

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

ВАРИАНТ № 16

Тема: Философия человека.

       Теоретическая часть.

1. Основные проблемы философской антропологии (философии человека).

2. Природное, социальное и индивидуальное в человеке.

Тесты.

1. Антропология – это:

учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

учение о человеке

наука о поведении животных в естественных условиях

философское учение об обществе

Практическая часть.

Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?

1. Человек – это существо политическое. (Аристотель)

2. Человек – это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин)

3. Человек – не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (П. Тейяр де Шарден)

 

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

 

ВАРИАНТ № 17

Тема: Философский иррационализм.

       Теоретическая часть.

1. Философский иррационализм как умонастроение и философское направление.

2. «Философия жизни» и ее разновидности.

Тесты.

1. Родоначальник позитивизма


Огюст Конт

Фридрих Ницше

Анри Бергсон

Эдмунд Гуссерль


2. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал


А. Шопенгауэр

О. Шпенглер

В. Дильтей

Г. Зиммель


 3. Направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира


иррационализм

постмодернизм

конструктивизм

«Философия жизни»


4. Шопенгауэр, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Ницше, Шпенглер представители


Экзистенциализма

Иррационализма

«Философии жизни»

Психоаналитической философии


Практическая часть.

Латинское выражение «деньги не пахнут» («Non olet peccuna») сказано римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест.

Что, по-вашему, означает высказывание «деньги не пахнут»? Обоснуйте свое мнение.

 

Литература:

  1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование)
  2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов ср. спец. уч. завед. – М.: Логос, 2008. – 288 С.
  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учеб. пособие для средних специальных учеб. завед.: - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.
  4. Философия (конспект лекций). Авт. – сост. Якушев А.В. – М.: «Изд-во Приор», 2007. – 240 с.

 

ВАРИАНТ № 18

Тема: Западноевропейская философия середины XIX – XX веков.

Теоретическая часть.

1. Развитие психоаналитической философии: З. Фрейд, К. Юнг, Э.Фромм.

2. Экзистенциализм: Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.

Тесты.

1. Иррационалистическое направление в фило


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.454 с.