Истоки возникновения жанра мессы и ее развитие. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Истоки возникновения жанра мессы и ее развитие.

2021-03-18 91
Истоки возникновения жанра мессы и ее развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Месса (позднелат. Missa, от лат. Mitto - посылаю, отпускаю) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке.

В конце IV века Амвросий Медиоланский (епископ Миланский) перенес с Востока церковное пение на Запад в трех его видах:

1)  Cantus Directeanus - исполнение хором целого песнопения

2)  Cantus Responsarium - чередование хора с солистом

3)  Cantus Antiphonarius - антифонное пение

Окончательно ритуал католической обедни установился при папе Григории Великом (VI век). Римская обедня сходна с византийской: читаются отрывки из апостольских посланий, из Евангелия, исповедуется символ веры, происходит возношение даров, читается “Отче наш”, совершается таинство причащения. Заканчивается обедня благодарственными песнопениями.

Музыкальная сторона литургии включает:

1. Молитвы священнослужителя, его возгласы с ответами верующих, чтения из писания.(произносится речитативом)

2.  Псалмодическое пение (составляет проприй - разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника) - украшают службу, они исполняются в самом начале мессы, когда священник идет к алтарю (introitus), при возношении даров (offertorium), при причащении (communio)

3.  Свободные песнопения в виде гимнов (составляет ординарий - разделы, текст которых должен звучать ежедневно). Гимны были мелодически более развиты, структурно завершенные.Таких гимнов сначала было пять:

1)  Kyrie eleison - Господи, помилуй

2)  Gloria - Слава в вышних Богу

3)  Sanctus - Трисвятая песнь

4)  Benedictus - Благословен грядый во имя Господне

5)  Agnus Dei - Агнец Божий

В XI веке в мессу было включено Credo (Верую), которое сначала читалось речитативом, а затем стало исполняться в виде гимна. Главным скрепляющим звеном циклической формы мессы является ее стабильный канонический текст со строгой последовательностью разделов: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei.

        Основные разновидности мессы:

 - реквием (заупокойная служба - missa prodefunctis), в которой введено вступление Requiem aetemam dona eis (Покой вечный даруй им), офферторий Domine Jesu (Господи Иисусе), Libera me (Освободи меня), а вместо Gloria и Credo исполняется Dies irae (День гнева);

- краткая месса (Missa Brevis), включает только Kyrie и Gloria;

-“хоральная” месса (использует в качестве cantus firmus4 немецкие гимны в протестантской ислужбе).

Музыкальное оформление мессы складывалось в практике григорианского пения. С появлением многоголосия в Европе (IXвек) григорианские песнопения мессы стали обрабатывать в виде органума,(пение параллельными квартами), гимеля (пение параллельными терциями и секстами), фобурдона (последовательность секстаккордов), дисканта (противоположное движение голосов).

Преобладающий тип композиции в XIV - XV веке - мессы на cantus firmus, первоначально григорианский, позже светского происхождения.

 В дальнейшем месса претерпела эволюцию, общую для всех церковных жанров; в искусстве барокко в сторону концертности (сближение с оперой, использование монодии, введение самостоятельных инструментальных номеров, чередование сольных и хоровых эпизодов, расширение оркестровой партии).

Выдающимся произведением этой эпохи является Высокая месса Н - Moll Баха для солистов, хора, оркестра и органа. Нельзя не упомянуть о мессах великих композиторов восемнадцатого - начала девятнадцатого столетия, таких как Моцарт, Гайдн.

Эпоха романтизма также породила целый ряд месс различного характера.(мессы Шуберта, Листа, Брукнера).

В XX веке, наряду с развитием романтических традиций в жанре мессы, отчетливо проявились и тенденции неоклассицизма, для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко. В числе композиторов, писавших в XX веке мессы, - И. Стравинский (Месса для смешанного хора и духовых инструментов, 1948 г.), Ф. Пуленк (Месса G, 1937 г.). Л. Бернстайн в своей "Мессе" (1971 г.) использует также различные уличные песенки и элементы рок-н-ролла, А. Пярт (Берлинская месса).                                           

2. Церковная музыка Австрии первой половины XVIII века.

       К жанру мессы композитор обращался постоянно. Он любил говорить, что “с наибольшим удовольствием он пишет музыку для церкви и именно мессы”. Гайдн был человеком глубоко верующим. Каждую новую партитуру он начинал словами: “In nomine Domini” (Во имя Господне) и заканчивал словами: “Laus Deo” (Хвала Господу). Перу композитора принадлежат 14 месс (две из них не сохранились).

Старая Вена эпохи Карла VI с ее многочисленными соборами и монастырями весьма энергично культивировала духовную музыку. Она была необходима не только для литургий, праздничных молебствий и вечерен; массовые паломничества к статуям святых не обходились без музыки.

Для культовой музыки, как правило, достаточно было двух скрипок и контрабаса, аккомпанировавших певцам. Таков был обычай, принятый в Австрии и Южной Германии, но в течение первой половины XVIII века вошел в обиход занесенный из Неаполя струнный квартет. Но так как Вена, несмотря на свои прогрессивные устремления, оставалась крайне консервативной именно в области церковной музыки, то до сороковых годов в ней удерживался звуковой идеал барокко, только к квартету добавлялись фаготы и тромбоны.

В церковной музыке этого времени царило большое разнообразие, имелось достаточно разных стилей. Росло влияние итальянских, в частности неаполитанских мастеров. Йозеф Гайдн вырос в этих традициях, он развил направление, в истоке которого находился Георг Ройтер старший (1656-1738), Георг Ройтер младший (1707-1782) и др. Предшественником Гайдна в Эйзенштадте был Георг Йозеф Вернер, который вплоть до своей смерти в 1767 году вел церковную музыку в Эйзенштадтской церкви. В его произведениях Гайдн нашел превосходный образец строго и внушительного хорового письма.

Мессы до 1782 года.

Общий процесс эволюции стиля композитора отразился на жанре мессы. По манере исполнения они отчетливо разделяются на два периода: до 1782 и после властвования императора Иосифа II. Мессы первого периода  при большей торжественности не всегда отличаются уравновешенностью стиля. Хор и оркестр блистают в начале и в конце, местами даже излишне громко, в то время как солисты заняты почти исключительно в продолжительных ариях и дуэтах.

Маленькая месса F-Dur для пяти певцов, двух скрипок, баса и органа, созданная около 1750 года - первая месса Гайдна.

В 1766 году возникла Большая месса Es Dur - “Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae” (“Mecca в честь пречистой девы Марии”). Между этой мессой и первой, были еще две, не дошедшие до нас. К струнным и обычным двум трубам с литаврами добавлены еще две валторны, а также концертный орган.

Месса святой Цецилии (“Cacilienmesse”, между 1769-1773).

Малая органная месса (“Missa brevis S-t Iohannis de Deo”, 1772) принадлежит к числу прекраснейших творений Гайдна. Она была написана композитором для церкви монастыря милосердных отцов в Эйзенахе, настоятелем которого был Иоганн фон Готт (1495-1565). Benedictus с органным соло уже поражает неземной проникновенностью. Здесь перед нами уже вполне зрелое мастерство, хотя оно пока проявляется в небольших формах и в очень скромном звучании.

Месса святого Николая (“Nikolaimesse”,1772), сочиненная, предположительно, ко дню именин князя Николая I, - это первая месса Г айдна в задушевной песенной манере.

Мариацельская месса (“Mariazellermesse”, 1782) Мариацель - самое знаменитое святое место в Австрии, связанное с именем Богородицы. Эта месса относится к числу крупных торжественных сочинений Гайдна. В этом произведении все элементы партитуры: солисты, хор, оркестр - выполняют самостоятельные задачи.

Далее последовал четырнадцатилетний перерыв в сочинении Гайдном месс, который был вызван не какими-нибудь субъективными причинами, а государственным указом. В 1773 году император Иосиф II ограничил торжественные богослужения и запретил мессы с музыкой. Эта политика потерпела крах, и после смерти Иосифа свобода богослужения была восстановлена.

Послелондонекие мессы.

 

Вновь к сочинению месс композитор приступил в 1796 году. Лишь с одним небольшим перерывом он почти каждый год писал по мессе. Шесть последних гайдновских месс можно объединить в серию месс, подобно серии квартетов или симфоний. На эту мысль наталкивают интонационные реминисценции тематизма всех месс серии в последней из них “Harmoniemesse” и единообразие форм циклов, обычное для таких серий. При этом различными средствами, от внутритематических преобразований до тональных противопоставлений, подчеркивается устремленность к общей кульминации произведения. Вместе с тем, в драматургии послелондонских месс прослеживаются традиционные для жанра черты: координация с латинским текстом и, до некоторой степени, с обычной эмоциональной трактовкой разделов.

Первая из серии послелондонских месс большая месса “С ударом литавр”, называемая также “Месса из времен войны”, уже свидетельствует о совершенстве формы, столь свойственной всем остальным мессам. Использование литавр в Agnus Dei - отсюда и название произведения - гениальная находка композитора: то “удары сердца’ трепещущих в страхе перед войной ее бедствиями народов (развивающаяся европейская война, в 1796 году Наполеон выступил в поход против Австрии).

 

Третья большая месса серии в d-moll занимает особое место. Она

выдержана не в радужных тонах, как остальные, - она серьезна и могуча, а

порой даже угнетает своей мощью. Обычно ее называют мессой

“Нельсон” (по имени адмирала Нельсона, победителя в морском сражении

под Абукиром). В своем каталоге композитор называет это сочинение

“Missa angustiis”, мессой, написанной в страхе и под гнетом.

 

“Месса Терезия” (В Dur) была написана по заказу Марии Терезии - супруги императора Франца I. Это произведение сочетает возвышенное и радостное в самом совершенном виде.

Месса “Сотворение мира” (В Dur) от других отличается своим спокойным течением. Свое название она получила по “Qui tollis” в Gloria, которое Гайдн написал на мотив мелодии “Росистое утро” (Дуэт №32 в оратории “Сотворение мира”).

 

Творческая биография

Детские годы.

Гайдн родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера. Отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе. Он обратил внимание на редкие способности сына, и отправил его в городок Гайнбург к своему родственнику (Франку), который служил ректором школы и регентом хора. С 5 он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдн это пение в музыкальной капелле при соборе св. Стефана в Вене. Георг Ройтер каждый год набирал новых певчих, в их числе оказался и Гайдн, талант которого он оценил сразу. Выступление и исполнение музыки и церковной, и оперной, весомо повлияло на его развитие. Но в капелле ценили лишь его голос, а тяга к композиции, осталась незамеченной. Когда маленький Гайдн стал непригоден как певец, Рейтер из сооб­ражений экономии решил с ним распроститься. Его шалость ускорила увольнение.

1749-1759-первые годы самостоятельной жизни в Вене.

Самые трудные годы в биографии Гайдна, особенно в начале пути. Не было крыши над головой, денег, перебивался случайными заработками (иногда получалось найти частные уроки, поиграть в бродячем ансамбле). Но в то же время это счастливые годы надежд, веры в свое призвание композитора. Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Среди самых ранних сочинений 19-летнего Гайдна – зингшпиль «Хромой бес», написанный по предложению известного венского комика Курца (утерян). Со временем его знания в области композиции обогатились благодаря общению с Никколо Порпорой, известным итальянским оперным композитором и педагогом по вокалу: Гайдн некоторое время служил у него аккомпаниатором.

В 1759 году место капельмейстера в домашнем оркестре графа Морцина. Для этого оркестра написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Антоном Эстергази.

      Период творческой зрелости.

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала – вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. Он сочинял не только музыку, но и проводил репетиции, следил за порядком в капелле. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; Должен был писать музыку только для князя, и был ограничен в свободе, но мог распоряжаться оркестром, который исполнял все его произведения.

Очень мало выезжал в Вену, для капеллы написано большинство его сочинений.

Музыкальная жизнь в резиденции Эстергази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии. Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах.

Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Николай Эстергази, его сын принял решение распустить капеллу, но сохранил за Гайдном звание капельмейстера. Когда же композитор освободился от службы, он осуществил свою мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Саломона (1791-92, 1794-95).

 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизм. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Последний при жизни Гайдна владелец Эстергази князь Николай II оказался страстным любителем искусства. Композитора вновь начал службу во дворе князя, правда теперь он сочинял для Эстергаза преимущественно мессы.

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эпико-философские, монументальные произведения, которые утверждают классические идеалы гармонии и красоты жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого». [1]

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.