Раздел 3 Формирование системы управления мотивации персонала — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Раздел 3 Формирование системы управления мотивации персонала

2021-03-17 95
Раздел 3 Формирование системы управления мотивации персонала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1 Сущность, факторы и механизмы управления мотивацией персонала на транспорте

Транспорт является ведущим элементом транспортной системы Российской Федерации. Анализ сложившихся тенденций позволяет выделить общесистемные проблемы развития предприятий транспорта: высокая степень износа основных фондов; техническое и технологическое отставание уровня техники; недостаточная безопасность его функционирования; территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры; недостаточная инвестиционная и инновационная активность предприятий; отсутствие квалифицированных кадров в сфере развития инфраструктуры и высокоскоростного движения, а также в иных сферах, обеспечивающих инновационное развитие этого вида транспорта; слабая мотивация персонала и др.

Необходимым условием успешной реализации инновационного развития является наличие системы эффективного управления мотивацией персонала на  транспорте, базирующейся на познании механизма мотивации.

Механизм мотивации персонала на предприятии включает:

· формирование потребностей персонала за счет самомотивации или под влиянием внешнего воздействия;

· катализацию уже существующих мотивов или их целенаправленное формирование под влиянием внешнего воздействия;

· осуществление деятельности, способствующей активизации сформированных мотивов;

· удовлетворение потребностей за счет выполняемой деятельности и полученного вознаграждения;

· оценку степени удовлетворения потребностей персонала.

Основными факторами, влияющими на мотивацию персонала, являются: повышение эффективности трудовой деятельности, необходимость удовлетворения потребностей и учет особенностей стадии жизненного цикла предприятия.

В работе проведен анализ концепций оценки эффективности трудовой деятельности, наиболее значительными из которых являются концепция управления производительностью труда, как важнейшего фактора расширенного производства, и концепция качества трудовой жизни, основанная на росте материальных потребностей и всестороннем развитии персонала.

При уточнении определения понятия «мотивация» было учтено, что она:

· представляет собой процесс, направленный не просто на побуждение к трудовой деятельности, а на повышение производительности труда;

· является основой эффективной деятельности предприятия;

· должна быть критерием уровня материального и морального вознаграждения, получаемого работником на предприятии;

· обеспечивает удовлетворение потребностей работника;

· зависит от стадии жизненного цикла предприятия.

 

Рисунок 1 - Формы вознаграждений персонала на предприятии

 

С учетом этого данное понятие уточнено следующим образом: «Мотивация – это целенаправленное побуждение персонала к высокопроизводительному труду с учетом особенностей каждой стадии жизненного цикла предприятия, формирующее его внутреннее стремление к деятельности на основе удовлетворения физических и духовных потребностей».

Кроме того основные направления инновационного развития транспорта и их взаимосвязь с мотивацией персонала (табл. 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь основных направлений инновационного развития транспортно-экспедиционного обслуживания с прогнозируемыми результатами в области мотивации персонала

 

Из таблицы 1 видно, что существует тесная взаимосвязь между инновационным развитием транспорта и изменениями в системе мотивации персонала, что должно быть учтено при разработке методического обеспечения системы управления мотивацией персонала.

 

3.2. Принципы и методы управления мотивацией персонала

Предметом теории управления экономическими системами являются исследования управленческих отношений на различных стадиях жизненного цикла. С учетом этого исходной предпосылкой формирования эффективной системы управления мотивацией персонала является учет особенностей персонала на каждой стадии жизненного цикла предприятия (ЖЦП). При прохождении разных этапов жизненного цикла предприятие определенным образом трансформируется. При этом изменяются все его подсистемы, в том числе персонал и его мотивация. В таблице 2 приведены особенности управления персоналом на разных стадиях ЖЦП.

 

Таблица 2 – Особенности управления персоналом на разных стадиях ЖЦП

 

Для устранения недостатков, присущих сложившейся системе мотивации на предприятиях железнодорожного транспорта, необходимо использовать методы управления мотивацией, ориентированные на достижение стратегических целей в условиях инновационного развития и учитывающие стадию их развития (табл. 3).

 

Таблица 3 - Особенности методов управления мотивацией персонала с учетом стадии ЖЦП

 

Следует также отметить, что формирование системы управления мотивацией персонала должно базироваться на научно обоснованных принципах, представленных в таблице 4.

Таблица 4 - Принципы эффективного управления мотивацией персонала на предприятиях транспорта

Заключение

Одной из важнейших проблем современного транспорта  является построение и совершенствование системы управления персоналом организации. При всём многообразии подходов к решению этой проблемы невозможно определить универсальные методы и приёмы построения. В данной дипломной работе были изложены теоретические основы системы управления персоналом на транспортном предприятии, которые чрезвычайно многообразны и содержательны.

Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

 

 

Список использованной литературы

1. Корпоративные требования к квалификации работников компании «Российские железные дороги» с высшим и средним профессиональным образованием.

2. Нормативы численности работников транспортно-экспедиционных предприятий по обслуживанию предприятий, организаций, учреждений.

3. Основы управления персоналом на автомобильном транспорте: Учебное пособие / А.В.Ладанов, И.П. Семенюк – М: Аспект Пресс 2008- 455 с.

4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник. М.: Изд-во Банки и биржи, 2008.

5. Баранова Г.И. Модели управления персоналом: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2007.

6. В. Р. Веснин. Практический менеджмент персонала. М.,«ЮРИСТЪ», 2007 г,

7. Вейл П. Искусство менеджмента. / П. Вейл. – М.: Новости, 2006. – 394 с.

8. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 275 с.

9. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии.- 2008.- № 10.

10. Володина Н. "Адаптация персонала" Российский опыт построения комплекной систмы. Москва 2009-240с

11. Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом // Служба кадров.- 2007.- № 5.

12. Герасимов Б.Л., Морозов В.Л. Мотивация в управленческой деятельности. Самара: УДЦ, 2007.

13. Герчиков В.И. Управление персоналом и эффективность предприятий / В.И. Герчиков. - М.: Наука, 2006. – 425 с.

14. Герчикова И.Н. Менеджмент. / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 655 с.

15. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №5.

16. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика. 2007. № 1.

17. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: Комаров Е. Фирменный патриотизм или преданность в трудовых отношениях // Управление персоналом.- 2007.- № 5.

18. Замфир К. Удовлетворенность трудом. - М.: Гардарика, 2008, 198 с.

 

Приложения

 

Рисунок 1 - Формы вознаграждений персонала на предприятии

 Таблица 1 - Взаимосвязь основных направлений инновационного развития железнодорожного транспорта с прогнозируемыми результатами в области мотивации персонала

 

Направле-ние инно-вационного развития Содержание Результат
1 2 3 4
1. Развитие высокоско-ростного движения Реконструкция железнодорожных линий; повышения максимальной скорости движения подвижного состава до 250 км/час Рост объема перевозок; увеличение прибыли; повышение квалификации и улучшение материального и социального обеспечения персонала

 

2. Модерниза-ция устройств автоматики и телеме-ханики Совершенствование и обновление устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, предназна-ченных для централизованного контроля и диагностирования технического состояния локомотивов, обеспечения безопасности движения поездов Снижение расходов за счет сохранности топлива и оборудования локомотивов и уменьшения аварийных случаев; снижение удельного веса ручного труда; создание безопасных условий труда; снижение производственного травматизма персонала.
3. Обновление подвижного состава Внедрение программ создания и освоения производства нового подвижного состава; увеличение межремонтных пробегов; повышение коэффициента готовности локомотивов за счет обеспечения их высокой надежности Обеспечение высоких потребительских качеств и повышение надежности перевозочного процесса; сокращение эксплуатационных расходов; повышение производительности труда
4. Формирова-ние между-народных транспорт-ных коридоров Внедрение проектов по созданию комплексной логистической инфраструктуры России с другими странами Восстановление и развитие рынка транспортно-логистических услуг; создание дополнительных рабочих мест; рост уровня профессиональной подготовки кадров в области международной логистики
5. Улучшение качества управления Разработка и реализация основных функциональных проектов управления качеством (управление перевозками, эксплуатация, содержание и ремонт подвижного состава Повышение качества предоставляемых услуг; снижение издержек за счет опти-мизации технологических процессов; комплексное развитие кадрового потенциала,

 

 

Таблица 2 – Особенности управления персоналом на разных стадиях ЖЦП

 

Стадии Особенности Создание Рост Стабилизация Кризис
1 2 3 4 5
Изменение целей управления персоналом Формирование команды Поиск, набор и адаптация персонала Оценка и развитие персонала Реструктуризация кадро-вого потенциала и сохра-нение кадрового ядра

 

1 2 3 4
Изменение численности персонала Первона-чальная численность Рост численности Стабилизация численности
Изменение численности персонала Первона-чальная численность Рост численности Стабилизация численности
Изменение затрат на персонал Первона-чальные затраты Рост затрат на персонал Стабильность затрат на персонал
Изменение требований, предъявляемых к персоналу Готовность к риску; быстро-та принятия решений; новаторство; многофункциональность Умение принимать оптимальные решения; самостоятельность в формулировке Безоговорочная подчиненность внутренним нормам; соот-ветствие отве-денной роли

Таблица 3 - Особенности методов управления мотивацией персонала с учетом стадии ЖЦП

 

Стадия ЖЦП Стратегичес-кие цели предприятия Методы управления мотивацией Содержание
Создание Выживание, выход на рынок 1.Экономичес-кие; 2.Психологи-ческие; 3.Администра-тивные 1.Разработка системы оплаты труда; разработка коллективного договора. 2.Моральное стимулирование. 3.Разработка должностных инструкций; издание приказов и распоряжений; нормирование труда; разработка моделей рабочих мест; координация деятельности на основе штрафов, взысканий.
Рост Закрепление на рынке 1.Экономичес-кие 1. Планирование роста производительности труда; расширение спектра материального стимулирования.
Стабили-зация Увеличение прибыли, захват рынка, инновацион- ное развитие 1.Экономичес-кие; 2.Социальные; 3.Администра-тивные; 4.Психологи-ческие 1. Анализ производительности труда; анализ уровня оплаты труда работников различных категорий. 2. Социальное планирование; участие работников в управлении. 3. Контроль за качеством выполнения должностных обязанностей; материальная ответственность. 4. Формирование нормативного психологического климата; управление конфликтами.
Кризис Сохранение достигнутых результатов 1.Экономичес-кие; 2. Социальные; 3.Психологи-ческие 1.Планирование оплаты труда в кризисных ситуациях. 2. Социальная защита работников; 3. Разрешение конфликтов, обусловленных кризисом.

 

Таблица 4 - Принципы эффективного управления мотивацией персонала на предприятиях железнодорожного транспорта

 

Наименование Содержание принципа
1. Обеспечение инновацион-ного развития Создание возможности участия в инновационной деятельности всем категориям персонала и условий для раскрытия и развития их потенциальных способностей для наиболее эффективного использования
2. Учет уровня управления Реализация методов мотивации персонала на всех уровнях управления предприятием (предприятие в целом, структурные подразделения, отдельные исполнители)
3. Перспектив-ность Соответствие управления мотивацией персонала определенной концепции стратегического развития предприятия, отражение его перспективных потребностей и задач
4. Оптимальность Обеспечение многопланового характера управления мотивацией персонала, т. е. использование максимально широкой номенклатуры административных, экономических, социальных и психологических методов
5. Комплексность Обеспечение применения всех видов вознаграждения ко всем профессионально-должностным группам персонала
6. Учет ЖЦ предприятия Создание условий для повышения производительности труда на всех стадиях жизненного цикла предприятия
7. Учет специфики деятельности Применение методов мотивации персонала с учетом специфических особенностей отрасли, предприятия и персонала

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.