Исследование Т.Г.Богдановой. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Исследование Т.Г.Богдановой.

2021-02-01 109
Исследование Т.Г.Богдановой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гипотеза: существование структурирующей функции мотива.

Материал: мыслительная деятельность, рассматриваемая как единство и взаимодействие процессов смыслообразования и целеобразования.

В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условия ршения задачт. Промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Отсюда замысел исследования: варьируя мотивацию, проследимть структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.

Методика: ситуации 2 типов:

· Ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора

· Ситуация «исследования умственной одаренности» (условия для формирования мотивации престижного плана)

В соответствии с этим 2 серии экспериментов.

Для изучения процессов порождения промежуточных целей – методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых.

Испытуемых.

Задача: «Четыре квадрата», двухфазная задача.

Т.о. методика создает возможность изучения порождения промежуточных целей, а включение решения в различные мотивационные ситуации поможет выяснить, какие структурные изменения происходят в мыслительной деятельности под влиянием различной мотивации.

Фиксируемые показатели:

Ø Вербально сформулированные промежуточные цели

Ø Словесные оценки испытуемыми этих целей при сопосотавлении с общей целью

Ø Время и количество фиксаций

Ø Время работы глаза с элементами, вошедшими в состав промежуточных целей…

Мотивы и целеобразование

  • Структурирующая ф-ция мотива

Эксперименты Богдановой (изучение умственной способности)

  • Мотивация увеличивается => меняется структура целеполагания => больше целей => больше действий.
  •   Основной вывод: при мотиве «проверка умственной одарённости» возникает больше рассуждений вслух и промежуточных целей, чем при мотиве обычного решения задачи.
  • Помимо основной, внешней цели, есть еще и промежуточные, которые зависят от условий решения задачи и формируются субъектом самостоятельно.
  • Это определило основной замысел Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.

2) Эмоции и целеобразование

  • Эмоции сигнализируют о противоречии. Выделяется конфликтная зона – зона ориентировки. Затем запускается процесс целеобразования.
  • Эмоциональная оценка предшествует принятию решения.

щ Эксперименты Клочко (+лектор, Васильев):

  • Вымышленный текст вымышленного автора. С противоречиям. Разным группам испытуемых давались разные инструкции:
  • проверить грамотность текста
  • пересказать текст
  • запомнить текст
  • найти противоречия

=> Противоречия замечались в основном только в последнем случае (когда было указано их найти).

  • Однако момент прочтения (или повторения) противоречий характеризовался изменением показателей КГР и ЭКГ.
  • Кгр показывает фиксацию противоречия эмоционально, но НЕ на сознательном уровне.
  • (*) По сути это попытка расшифровать понятие интуиции (профессиональной).
  • + Особые эмоции работают в данных случаях = интеллектуальные, их ф-цияэвристическая. Это эмоциональная антиципация, говорящая насколько правильно мы мыслим.

 

14. Понятие операционального смысла. Виды операциональных смыслов.

 

  • В результате различных невербальных исследовательских действий один и тот же элемент ситуации выступает для испытуемого по-разному на разных этапах периода, предшествующего выбору одного практического действия. Эта особая форма психического отражения объекта, которая является результатом различных исследовательских действий субъекта, и которая меняется по ходу решения одной и той же задачи называют невербализованным операциональным смыслом.
  • Операциональный смысл = отношение цели к условиям задачи.
  • Смысл возникает как результат исследовательской д-ности испытуемых.
  • В рез-те различных невербализованных действий различные элементы ситуации выступают для испытуемого по-разному, с разных сторон = общая зона ориентировки.
  • Возникает особый смысл, НЕ равный объективному значению, перцептивному образу, личностному смыслу, это
  • невербализованный операциональный смысл — единица анализа бессознательного, особая форма психического отражения.
  • Это некое предрешение, установление взаимодействия между эл-тами ситуации, носящее характер проигрывания ( возможного действия в данной ситуации).

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.