Какова исходная точка твоей собственной карьеры? — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Какова исходная точка твоей собственной карьеры?

2021-02-01 69
Какова исходная точка твоей собственной карьеры? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Справка

Оператор документального кино (cameraman) - это участник творческого процесса, который осуществляет непосредственную съемку фильма. Под руководством режиссера он реализует совместный замысел в части изобразительного решения будущего произведения, обеспечивая достоверность изображаемого, высокий идейно-художественный уровень, своеобразную изобразительную трактовку, точность портретных характеристик, светотональное и колористическое единство отснятого материала, фотографическое и техническое его качество, рациональное использование всей операторской техники.

В данном разделе на вопросы отвечает выпускник департамента «Факультет журналистики» УрФУ, ныне преподаватель, теле- и кинооператор Роберт Карапетян, эксперт в области операторского дела.

Какова исходная точка твоей собственной карьеры?

Р. К.: Я начинал как оператор информационных программ на телевидении. Стаж работы с камерой - 15 лет. Мне всегда было интересно снимать, фиксировать реальность. Несколько лет проработав в службах информации региональных телеканалов, я создал собственный телевизионный проект «Бюро журналистских исследований» на екатеринбургском «Четвертом канале». Захотелось самому овладеть всей производственной цепочкой, продюсировать свои темы, монтировать, писать сценарии.

 

А вот в 2010 году решил попробовать себя в новом виде творчества - документальном кино. Меня пригласили поработать режиссером на екатеринбургскую студию «A-фильм». И свой первый документальный фильм я снимал, режиссировал, монтировал сам. Работа в документальном кино потребовала от меня новых умений, не только чисто производственных, но и творческих; а главное, иного понимания самого процесса творчества, не говоря уж о чисто формальных различиях.

Каковы основные особенности профессии «кинооператор»?

Р. К.: Во-первых, он - непременный участник коллективного творческо-производственного труда. Значит, он, безусловно, должен знать всю киносъемочную технику и уметь ею управлять, должен свободно пользоваться всевозможными съемочными аппаратами, кранами, тележками, руководить работой механиков и светотехников, владеть навыками павильонной и натурной съемки. Но, во-вторых, он должен быть и художником. При всей своей производственной квалификации оператору требуется художественная культура, чтобы отвечать за художественное качество будущего фильма (телепрограммы) В его работе всегда присутствуют две стороны - творческая и производственная.

Что должен знать оператор в процессе работы над фильмом?

Р. К.: Он призван понимать и разделять замысел режиссера; иметь ясное представление о киносценарии; видеть образный строй произведения, уметь читать авторские ремарки. В распоряжении оператора - целый спектр изобразительно-выразительных средств кино: свет, тон, колорит, кино-перспсктива, кинетика, ракурс, кино-панорама, киноосвещение, композиция кадра.

Оператор А. Д. Головня называл операторское творчество новым видом изобразительного искусства - искусством киноизобразительным. Но самое главное состоит в том, что «творческая деятельность оператора - это создание художественных ценностей, основанное на материале, взятом из окружающей действительности»[1] (выделено мною. - М. М), что особенно важно помнить при создании документального фильма. При этом существуют две крайности - натуралистическое копирование действительности и субъективистский авторский произвол.

Что такое «сиквенс»?

Р. К.: Если не касаться таких технических параметров, как устройство и настройка камеры, и творческих - как композиция, есть и чисто прикладная проблема - умение снимать монтажно. Но на телевидении все это выглядит довольно элементарно. Так называемый «сиквенс» - это череда общего, среднего и крупного планов. Оператор должен уметь снимать планы в этом порядке, чтобы сэкономить время на монтаже. Когда съемка выполнена монтажно, то можно брать материал из рабочего видеоряда целыми кусками, ничего не переставляя. А если у оператора в одной части кассеты сняты только общие планы, а в конце - все крупные планы, то режиссеру монтажа нужно будет голову сломать, чтобы выстроить их в нужном порядке. Общий план к общему не монтируется, так же как и крупный к крупному и средний к среднему.

Во время съемок одного «сиквенса» должна быть логика. Нельзя сразу после общего плана с полем снять крупный план птицы, сидящей на дереве. Общий, средний и крупный планы должны быть из одной серии. То есть средний и крупный должны быть из того, что попало в общий план. Если мы снимаем общий план стола, то последующие средний и крупный планы должны быть со столом, а не с книжным шкафом. Тот же принцип монтажности существует и в кино. Но трактуется он несколько иначе.

Чтобы избежать тряски, кадры на телевидении часто снимают со штатива. Хотя какая-то часть материала, безусловно, может быть снята и с плеча, и с рук. Но на телевидении это, как правило, связано с условиями съемки. В кино же это происходит абсолютно сознательно. Снимая свой знаменитый фильм «Летят журавли», оператор С. Урусевский в какой-то момент «сорвал» камеру со штатива, чтобы воспользоваться достаточно распространенным сегодня приемом «субъективной камеры». В какие-то моменты фильма актриса Т. Самойлова сама держала камеру в руках и даже бежала с ней, одновременно снимая самое себя, чтобы передать крайне смятенное состояние своей героини.

На телевидении кадр не должен быть ни слишком коротким, ни слишком длинным. Однако в документальном кино шаблона быть нс может. Мы помним, какой длины планы у А. Сокурова,

В. Косаковского, С. Дворцевого. Здесь все решает автор, строго следующий своему художественному замыслу.

Р. К.: Важным элементом и телепередачи, и фильма является съемка интервью. Однако для этого надо тщательно выбирать фон, среду. Лучше всего брать перспективу, чтобы за интервьюируемым был объем, пространство. Даже перспектива коридора будет лучше смотреться, чем стена. Если вы снимаете человека в рабочем кабинете, нс нужно усаживать его в кресло, особенно крутящееся. Лучше сесть с ним рядом, а не через стол или даже встать, заставив непринужденно прохаживаться. Но все эти приемы хороши на телевидении. В документальном же кино важна среда, и более того - привычная для героя, та, что лучше всего характеризует его, снабжая образ важными деталями.

Каково значение ракурса?

Р. К.: Изменение ракурса позволяет взглянуть на происходящее с какой-то другой, неожиданной стороны. Оператор должен постоянно перемещаться в пространстве, чтобы дать возможность зрителю менять угол обзора. Например, очень интересным эффектом может стать все та же «субъективная камера», когда оператор показывает событие глазами героя. Такой прием позволяет создать сильное эмоциональное напряжение в кадре.

Что такое люфты?

Р. К.: Помимо видеоряда к фильму оператору необходимо снимать несколько интересных люфтов - отрывков события с интершумом (естественным звуком на месте). Это такие живые моменты, которые всегда украшают фильм и позволяют дать изображению немного «воздуха». На люфтах зритель может отдохнуть от информации. Люфтом могут быть: звук водопада, рев мотора, фрагмент песни и прочее. Главное - не обрывать запись, дать «люфту» позвучать. Длиться он может секунд двадцать - тридцать.

Резюме

  • 1. Оператору должны быть интересны сюжет и герой фильма.
  • 2. Оператор находится в контакте с режиссером и сценаристом.
  • 3. Необходимо заранее продумать план съемок и не снимать лишнего.
  • 4. Надо постоянно анализировать свои рабочие видеоматериалы и исправлять недочеты.
  • 5. Важно смотреть работы коллег-операторов, изучать творчество великих мастеров.
  • 6. Необходимо обязательно снимать что-то для души, помимо рутинной ежедневной работы. 7. Главное, необходимо помнить, что оператор - не только участ- ник коллективного производственного процесса, но и художник. 8. При этом материал, с которым он работает, - реальная окружающая действительность и живые конкретные люди.

 

Справка

Оператор документального кино (cameraman) - это участник творческого процесса, который осуществляет непосредственную съемку фильма. Под руководством режиссера он реализует совместный замысел в части изобразительного решения будущего произведения, обеспечивая достоверность изображаемого, высокий идейно-художественный уровень, своеобразную изобразительную трактовку, точность портретных характеристик, светотональное и колористическое единство отснятого материала, фотографическое и техническое его качество, рациональное использование всей операторской техники.

В данном разделе на вопросы отвечает выпускник департамента «Факультет журналистики» УрФУ, ныне преподаватель, теле- и кинооператор Роберт Карапетян, эксперт в области операторского дела.

Какова исходная точка твоей собственной карьеры?

Р. К.: Я начинал как оператор информационных программ на телевидении. Стаж работы с камерой - 15 лет. Мне всегда было интересно снимать, фиксировать реальность. Несколько лет проработав в службах информации региональных телеканалов, я создал собственный телевизионный проект «Бюро журналистских исследований» на екатеринбургском «Четвертом канале». Захотелось самому овладеть всей производственной цепочкой, продюсировать свои темы, монтировать, писать сценарии.

 

А вот в 2010 году решил попробовать себя в новом виде творчества - документальном кино. Меня пригласили поработать режиссером на екатеринбургскую студию «A-фильм». И свой первый документальный фильм я снимал, режиссировал, монтировал сам. Работа в документальном кино потребовала от меня новых умений, не только чисто производственных, но и творческих; а главное, иного понимания самого процесса творчества, не говоря уж о чисто формальных различиях.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.