Чтение книг духовного содержания — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Чтение книг духовного содержания

2021-02-01 61
Чтение книг духовного содержания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из книги «К тихому пристанищу» игумен Борис (Долженко), источник: httpsHYPERLINK "https://azbyka.ru/"://HYPERLINK "https://azbyka.ru/"azbykaHYPERLINK "https://azbyka.ru/".HYPERLINK "https://azbyka.ru/"ru

Книги св. Отцов о монашеской жизни следует читать с большой осмотрительностью. Осмотрительность должна состоять в том, что и как из прочитанного применять в своей жизни. Одно дело – читать для накопления знаний, другое – считать прочитанное руководством к действию. Чтобы правильно воспользоваться книгой, нужно прежде всего определеть, кому она адресована. Духовные книги могут быть обращены к мирянам, монахам общежительных монастырей, начальствующим, пустынножителям, священнослужителям, отдельным лицам из разных социальных групп в конкретной жизненной ситуации, новоначальным, преуспевшим, близким к совершенству. На творения св. Отцов накладывают свои отпечатки исторические, культурные и даже климатические условия, при которых они создавались. Не удивительно поэтому, что по одному и тому же поводу, на одинаковые вопрсы, в сходных ситуациях у св. Отцов можно найти разные, иногда даже противоположные наставления, советы, ответы. Не случайно писания св. Отцов сравнивают с аптекой, где собрано множество лекарств от различных болезней, но если незнающий человек начнет принимать их без разбора все – не далеко до летального исхода.

Следует учесть также и то, что разные духовные писатели в одинаковые слова могут вкладывать разный смысл. Многие слова в настоящее время имеют уже иное значение, чем в древности. Например, в книгах о монашеской жизни пением часто называется протяжное чтение псалмов, плачем – скорбь о грехах, молчанием и странничеством – сокращение до минимума общения с людьми, соединение ума с сердцем – соединение мысли и чувства в молитве. Неправильное понимание влечет за собой ошибки в духовной практике.

Из духовных книг, которые попадают в руки к современному читателю, следует обратить особое внимание на книги житийные, содержащие жития и истории из жизни подвижников веры и благочестия, и учительные, в которых описывается путь к христианскому совершенству св. Отцами, опытно прошедшими его. Самая распространенная ошибка новоначальных – использовать житийную литературу, как учительную. При всех своих художественных достоинствах и увлекательности повествований, они не могут служить учебниками духовной жизни. Они описывают лишь внешнюю сторону жизни святых: их благочестивых родителей, необыкновенное рождение, удаление от сверстников и светских игр, уединенное жительство, суровую одежду, скудную пищу, назидательные происшествия с их участием. О внутреннем же пути к святости, ступенях их духовного роста, подвигах и искушениях, соответствующих каждой ступени, даются лишь отрывочные сведения, а чаще всего об этом умалчивается. Назначение этих книг – вогревать в читателе желание спасения и усердие к подвигу.

О том же, как проходить самый подвиг, надобно читать в книгах учительных, примером которых могут служить творения свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, свт. Тихона Задонского, письма Оптинских старцев, «Добротолюбие», «Лествица» и т.д. В житиях святых и патериках собраны на немногих книжных страницах чудеса и исключительные случаи, происходившие в течение десятков, и даже сотен лет, с разными людьми, в разных странах. Неопытного же читателя знакомство с этими книгами приводит к мнению, что духовная жизнь должна быть наполнена чудесами и необыкновенными поступками, что в них-то, а не в исполнении Евангельских заповедей и работе над собой, состоит суть духовности. Они начинают искать чудотворцев, посещать места, где происходит что-то необычное, с волнением и трепетом собирают известия и слухи о чудесных событиях, что-то из прочитанного в житиях святых пытаются исполнить сами – и, наконец, приходят в опасное духовное состояние. Хорошо сказал об этом прп. Иоанн Лествичник: «Удивляться трудам сих святых – дело похвальное, ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни – есть дело безрассудное и невозможное». Чудеса же и сейчас имеют место в жизни Церкви и каждого верующего человека, но происходят они не часто. Подлинным чудом, не меньшим, чем появление светящихся фигур и исцеление от неизлечимой болезни, является обращение неверующего человека к Богу и исправление от тяжких грехов, вошедших в навык.

Не забудем и того, что не все чудеса имеют божественное происхождение. Демоны и их служители также могут их совершать, когда Бог попустит. «Аарон простер руку свою на воды Египетские и вывел жаб; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. То же сделали и волхвы чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую (Библия. Исх. 8:6-7).

Как отличить истинное чудо от ложного? Истинное чудо имеет духовный смысл и содействует спасению человека. Оно делает неверующего верующим, грешника побуждает к исправлению, дарует Церкви новые святыни. Чудо ложное имеет зрелищный характер или напрвлено на материальную пользу. Оно приводит человека в удивление, но страсти его не врачует и спасению никак не способствует. Ложные чудеса состоят обычно в оповещении о происходящих или уже происшедших событиях, нахождении украденных или потерянных вещей, возгораниях, запахах, перемещении предметов по воздуху, зрительных видениях. И совершители таких чудес зачастую сами не живут благочестиво и не находятся в ограде церковной. Принятие ложных чудес за истинные, как показывает опыт Церкви, повреждает душу человека и открывает доступ к нему злых духов. Поэтому к чудесам неясного происхождения требуется осторожное отношение.

При чтении духовных книг мы понимаем и усваиваем только то, что нам на данный момент доступно по нашему духовному возрасту. Остальное же мы до поры оставляем, как непонятное. Перечитывая ту же книгу через известное время, мы обнаруживаем, что теперь понимаем то, чего раньше не понимали.

Но некоторые люди читают святоотеческие книги диковинным образом: они выбирают из них, как изюм из булки, те мысли и места, которые им нравятся и которые совпадают с их собственными взглядами. На все же остальное они не обращают внимания, не замечают, как вовсе не существующее.

Чтение неправославных книг

- Из книги «К тихому пристанищу» игумен Борис (Долженко), источник: httpsHYPERLINK "https://azbyka.ru/"://HYPERLINK "https://azbyka.ru/"azbykaHYPERLINK "https://azbyka.ru/".HYPERLINK "https://azbyka.ru/"ru

Если авторы научной, технической, справочной литературы пытаются безпристрастно донести до читателя ту или иную информацию, то авторы периодической и рекламной литературы уже ставят своей целью повлиять на читателя, сформировать у него определенное отношение к сообщаемым фактам и событиям. Другие же виды литературы имеют прямую задачу воздействовать на читателя не только изложенными мыслями, но и вызвать у него переживания, чувства, состояния, изменить мировоззрение. В большой мере это относится к литературе художественной, где задача воздействия на чувства – главная. Особенностью религиозной литературы является то, что к ее воздействию присоединяется мощное влияние духовных существ. Она и пишется обычно под воздействием духов, а писатель является соработником, а иногда и просто проводником этого воздействия. Можно смело сказать, что нехристианская религиозная литература вся написана при ближайшем участии падших духов.

Теперь рассмотрим, чем же воздействует на читателя книга?

Языком повествования, изложенными мыслями, сюжетом, образами главных действующих лиц, реально живших или выдуманных автором.

Чувствами, переживаниями, впечатлениями, симпатиями и антипатиями к героям повествования, желанием подражать им в своей жизни, неприятием, или же, напротив, согласием с ними и усвоением встречающихся новых мыслей.

Писательским талантом и личностью автора, которая раскрывается в произведении.

Целью, с которой книга написана. Даже если читатель ее не осознает, сам автор о ней знает и пытается ее достичь с помощью книги.

Силами духовного мира, соответствующими напрвлению книги.

Наконец, мы подошли к вопросу, что можно и что нельзя читать, чего нужно остерегаться при чтении? Можно и необходимо, в соответствии со своими потребностями, читать книги православных авторов, имеющие на издание благословение Православной Церкви, но и в них могут встречаться неточности и ошибки. Полное доверие можно иметь к книгам, которые написаны канонизированными святыми и употребляются в Церкви уже долгое время. Можно читать книги научные и исторические с рассуждением, так как и в них проникают несостоятельные гипотезы и идеологические мифы. Допустимо читать публицистику и художественную литературу православных авторов (Достоевский, Гоголь, Пушкин, Лесков, Шмелев и др.), при этом отдавая себе отчет в попадающихся погрешностях против православного вероучения и христианской нравственности, пропуская произведения, где эти погрешности очень велики. Надо отметить и то, что начиная с некоторой ступени духовного развития, интерес к чтению чисто художественной литературы исчезает.

Все св. Отцы, от древних до современных, решительно предостерегают нас, особенно новоначальных, от чтения неправославной религиозной литературы. Несмотря на такое запрещение, современные христиане, и обычно именно новоначальные, читают ее, приводя в свое оправдание почерпнутые там мысли и цитаты, вполне соответствующие православному учению. Как объяснить наличие в этих книгах правильных, вполне православных мыслей?

Предположим, мы взялись строить православный храм. У нас под руками уже есть костел, кирха, мечеть и пагода, которыми мы можем пользоваться для нашего строительства, как пожелаем. В полном виде, однако, взять одно из этих зданий и устроить в нем храм – никак не возможно. Если разобрать их на крупные части: крышу, коробку здания, крыльцо, окна, росписи, - и собрать из них свой храм как из кубиков, тоже получится нелепо. Если же продолжить разборку, мы получим стройматериалы и увидим, что все здания построены из кирпичей, брусьев, бревен, гвоздей, кровельного материала, колонн. Отличие зданий состоит в способе соединения всего этого между собой. Так же и в книгах других вероучений можно найти отдельные мысли, фразы, примеры, сравнения, которые, в отрыве от контекста, подойдут и для Православия тоже. Для неопытных это занятие опасно: «Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих» - свт. Игнатий (ПСС, т.1, 115).

Но занятия эти не безвредны и для тех, кто хорошо знает Православное вероучение. Читая книгу, особенно религиозного содержания, мы обязательно попадаем под воздействие того духа, в котором она написана. Внимательный человек чувствует, что после чтения неправославной книги душа как бы пачкается, и чтобы ее очистить, надо употребить время, молитву, Исповедь.

Св. отцы предостерегали нас только от чтения неправославных книг, так как тогда не было других средств массовой информации. То же самое, что сказано о книгах, нужно теперь сказать и о прессе, телевидении, кинематографе, интернете. Для сохранения своего душевного здоровья, необходимо защититься от грязевого потока, который они на нас извергают ежедневно, ежечасно. Для этого можно посоветовать: новости слушать по радио или узнавать от знакомых, смотреть фильмы и слушать музыку по видеомагнитофону или персональному компьютеру, которые позволяют пользователю самому выбирать пищу для души.

*** *** ***

Не все книги на пользу

преподобный Порфирий Кавсокаливит « Цветослов советов»

В 4971 году я читал книгу приснопамятного преподавателя П. Требелоса. Она затрагивала следующие темы: что такое спиритизм; история спиритизма; спиритические явления; объясняющие теории; посредники или медиумы; спиритизм как откровение; учение спиритизма; спиритизм и христианство. Чем больше я читал эту книгу, тем больше у меня возникало страхов и смущений. В голове появилась полная сумятица, моя вера заколебалась.

Отец Порфирий сразу же заметил, что со мной что-то неладно. Не успел я еще ничего ему рассказать, как он говорит: «Немедленно оставь книгу, которую ты теперь читаешь, потому что сатана воздвиг на тебя сильную брань».

И это была правда, а ведь я еще прочитал только лишь одну заключительную главу «Спиритизм и христианство», большая же часть книги еще не была мною прочитана.

Тогда я понял, что не следует заниматься теми вещами, которые по причине нашей духовной незрелости приносят нам один только вред. Например, не следует брать те книги, чтение которых вызывает смущение, книги о кознях диавола и вообще книги дурного содержания.

*** *** ***


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.