Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения глухими обучающимися универсальных учебных действий — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения глухими обучающимися универсальных учебных действий

2021-02-01 110
Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения глухими обучающимися универсальных учебных действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД учитываются следующие этапы освоения УУД глухими обучающимися:

универсальное учебное действие не сформировано (обучающийся может выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует своих действий, не может с помощью словесно речи охарактеризовать свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);

· учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом, тьютором при использовании словесной речи (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи: обучающийся может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму и самостоятельно характеризовать их при использовании словесной речи);

· неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи, выраженных с помощью словесной речи - устной или письменной, не может самостоятельно внести коррективы в действия, с помощью словесно речи точно охарактеризовать свои действия);

· адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение обучающимся несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения, правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем при использовании словесной речи – устной и письменной);

· самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия при использовании словесной речи– устной и письменной);

· обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов при использовании словесной речи– устной и письменной.

Система оценки УУД учитывает особые образовательные потребности и индивидуальные особенности глухих обучающихся, может быть уровневой (определяются уровни владения УУД) и позиционной –производят оценивание не только учителя, но и оценка формируется на основе рефлексивных отчетов разных участников образовательного процесса: родителей (законных представителей), представителей общественности, принимающей участие в отдельном проекте или в виде социальной практики, а также сверстников и самого обучающегося – в результате появляется карта самооценивания и позиционного внешнего оценивания.

Не рекомендуется при оценивании развития УУД применять пятибалльную шкалу. Рекомендуется применение технологий формирующего (развивающего) оценивания, в том числе бинарное, критериальное, экспертное оценивание, текст самооценки.

При разработке настоящего раздела образовательной программы рекомендуется опираться на передовой отечественный и международный опыт оценивания, в том числе в части отслеживания динамики индивидуальных достижений.

Представленные формы и методы мониторинга носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы и дополнены образовательной организацией.

 

Примерные программы учебных предметов

РУССКИЙ ЯЗЫК

Русский язык относится к одному из мировых языков, имея в Российской Федерации статус государственного. Русский язык выполняет разнообразные государственные и социокультурные функции. Он предстаёт в качестве средства общения и образования, инструмента сохранения и передачи информации, источника усвоения культурного опыта предшествующих поколений, выступает в виде основополагающего фактора развития общероссийской культурной идентичности. Формирование всех социальных отношений происходит на основе и под воздействием языка как знаковой системы. Свободное владение русским языком обеспечивает глухим обучающимся успешную интеграцию в общество.

«Русский язык» учебный предмет наряду с дисциплинами «Развитие речи», «Литература», «Иностранный язык», входит в предметную область «Филология».

Период основного общего образования (5–10 классы) совпадает с третьим этапом обучения в организации учебной деятельности глухих обучающихся (после подготовительного периода – ДО и НОО), что связано с переходом на новый уровень освоения языка: начинается анализ и осознание языковых явлений наряду с практическим усвоением его норм.

Курс русского языка неразрывно связан с курсом предмета «Развитие речи», на котором происходит практическое усвоение основных, базовых языковых умений, включающих все виды речевой деятельности.

Трудность усвоения глухими обучающимися русского языка как системы знаний заключается, прежде всего, в отсутствии к периоду освоения основного общего образования полноценного комплекса речевых навыков, который сформирован у нормально слышащих обучающихся в естественных условиях уже к периоду начального общего образования. Глухота приводит к своеобразию речевого развития, которое может проявляться в ограниченности словарного запаса, неполноценности грамматического строя, отсутствии у обучающихся мотивации к речевому общению, в обеднении социального опыта, грубых недостатках произносительной стороны речи. Все вышеперечисленные факторы предполагают использование специальной методики обучения языку глухих обучающихся, базирующуюся на положениях коммуникативной системы и структурно-семантического подхода как её составной части.

В процессе уроков русского языка целенаправленно совершенствуется речевая деятельность обучающихся, их способность к самостоятельному овладению словарём и грамматическими формами за счёт деятельности сохранных анализаторов и развивающегося речевого слуха (на полисенсорной основе).

Программой предусмотрено развитие всех основных видов деятельности глухих обучающихся, представленных в АООП НОО. Однако содержание АООП ООО имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы ООО; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями глухих обучающихся. Так, предусматривается продолжение работы по совершенствованию навыков устной и письменной речи на основе расширения знаний об окружающей действительности в тесной связи с формированием познавательной деятельности, обогащение словарного запаса, в т.ч. за счёт терминологической лексики курса.

Содержание дисциплины ориентировано на освоение обучающимися языковых закономерностей, системного устройства языка. Параллельно с освоением языковых закономерностей (лингвистический компонент) происходит коррекция и развитие речи как средства общения и орудия мышления (коммуникативно-когнитивный компонент). В данной связи в обучении русскому языку представлены два пути: практический и теоретико-практический.

Благодаря освоению основ лингвистического знания обучающиеся овладевают умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать, свободно образовывать нужные словоформы. В процессе уроков русского языка у глухих обучающихся происходит воспитание осознанного отношения к собственной речи. Это требует осуществления языковых наблюдений и грамматической обработки продуцируемых высказываний. Лингвистические единицы, подвергающиеся разностороннему рассмотрению (анализу), одновременно являются единицами речи и образцами построения новых высказываний.

В соответствии со структурно-семантическим подходом как составной частью коммуникативной системы главной учебной единицей выступает простое предложение, вокруг которого сосредотачиваются другие ключевые вопросы курса русского языка. Предусмотренные для освоения глухими обучающимися разделы языковой системы (в том числе лексика, словообразование, орфография) усваиваются на синтаксической основе. Через предложение (его состав и связи слов) формируются представления о назначении частей речи, об их основных категориях и формах. Вся система словоизменения и словообразования также усваивается как результат синтаксического употребления слов и форм, т.е. в плане функционального использования.

При изучении каждого раздела русского языка обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, овладевают коммуникативными умениями и навыками. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём.

Каждый тематический раздел завершается повторением изученного, что необходимо для прочного усвоения знаний и умений, коррекции недостатков освоения системной организации языка.

Для обеспечения коррекционно-составляющей в системе обучения русскому языку в его содержание во всех классах включён сквозной раздел «Развитие речевой деятельности», призванный обеспечить интенсификацию работы в направлении преодоления речевого недоразвития глухих обучающихся. Его объём на каждом году обучения должен составлять не менее пятой части от всего учебного времени, выделяемого на уроки русского языка. В программе представлены примерные темы и рекомендуемые виды деятельности по данному разделу, которые могут корректироваться и дополняться учителем. На всех годах обучения могут использоваться идентичные виды деятельности, но на усложняющемся языковом материале (в плане его объёма, содержания, структурно-семантической организации). Материал по тематическому разделу «Развитие речевой деятельности» осваивается не блочно, а пропорционально распределяется среди грамматического материала. Виды деятельности по данному разделу имеют преимущественно обучающий, а не контрольный характер.

В процессе уроков русского языка (по сравнению с периодом начального школьного обучения) увеличивается объём работы над самостоятельной письменной речью, совершенствуются навыки использования книги как источника получения информации. Одновременно с этим, как и на предыдущих годах получения образования, сохраняется коммуникативная направленность в обучении русскому языку. Она реализуется не только в устной диалогической речи, но и в связной письменной речи за счёт видов деятельности коммуникативной направленности.

Программа включает примерную тематическую и терминологическую лексику, которая должна войти в активный словарный запас обучающихся с нарушением слуха за счёт целенаправленной отработки в изолированном виде, в структуре словосочетаний и предложений, а также связанных высказываний – в связи с формулировкой выводов.[73]

Освоение специальной (грамматической) терминологии, правил правописания, парадигм склонения и спряжения осуществляется не посредством заучивания, а на основе целенаправленно организованного анализа над языковыми закономерностями. Определения языковых понятий могут предоставляться обучающимся в разных, но доступных для их понимания редакциях.

При оценке результатов обучения русскому языку необходимо учитывать особенности речевого и общего развития, мыслительной деятельности глухих обучающихся. Допускается дифференцированная оценка.

Продуктивной формой проверки знаний является письменная работа, которая позволяют учителю лучше разобраться в качестве знаний обучающихся. Последующее исправление ошибок вместе с обучающимися – эффективное средство повышения качества знаний.

График и содержание диагностик разрабатывается учителем, критерии оценки устных и письменных работ разрабатываются организацией самостоятельно и фиксируются в локальном акте. Критерии оценки должны предусматривать особенности речевого развития глухих обучающихся (наличие в их речи аграмматизмов и речевых ошибок, недостатки произносительной стороны речи), а также своеобразие развития психических функций (мышления, памяти, восприятия, воображения).

Оценка результатов обучения должна выстраиваться исходя из понимания того, что обучающийся мог осознанно усвоить учебный материал.

Важным в оценке работ является то, что все ошибки должны быть исправлены, а после этого закреплено правильное употребление речевых конструкций и грамматических форм.

Диагностические материалы наряду с заданиями теоретического характера должны содержать задания, направленные на контроль усвоения практических навыков использования языка, его грамматических форм и синтаксических конструкций.

Цель обучения русскому языку заключается в обеспечении усвоения глухими обучающимися знаний о русском языке, устройстве языковой системы в единстве с развитием коммуникативных навыков и социальных компетенций.

Задачи:

– формирование ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения; совершенствование представлений о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

– знакомство с системным устройством языка, его грамматическим строем на теоретико-практическом уровне, обеспечение освоения базовых лингвистических понятий и способности их использование при анализе и оценке языковых фактов;

– обогащение пассивного и активного словарного запаса;

– совершенствование способности понимать обращённую речь, самостоятельно продуцировать диалогические единства и монологические высказывания, адекватно оформлять высказывания в устной и письменной формах;

– совершенствование всех видов речевой деятельности и преодоление речевого недоразвития;

– формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных в связи с постоянной вербализацией всех выполняемых действий;

– развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения речевого материала (слов, словосочетаний, фраз), связанного с учебным предметом по тематике или содержанию языкового материала;

– воспитание осознанного отношения к языковому материалу;

– развитие познавательных процессов в единстве с воспитанием личности и обогащением социокультурного опыта.

Принципы и подходы к реализации образовательно-коррекционной работы на уроках русского языка

Обучение русскому языку осуществляется по трём направлениям [74]:

– освоение системной организации языка. Это происходит в процессе систематизации языковых наблюдений, выполнения упражнений, анализа значения и структуры типов высказываний. Специальной отработке на уроках русского языка подлежат наборы речевых единиц, категорий и форм, а также всех типов связей между уровнями языковой системы. Коммуникативная функция речи становится материалом языкового анализа;

– развитие языковой способности. Работа по этому направлению является логическим продолжением деятельности, реализованной в период начального обучения, но осуществляется в усложняющих условиях речевой коммуникации. Глухие обучающиеся овладевают способностью произвольно видоизменять речевой материал, развёртывать или завершать диалог, поддерживать или менять тему беседы, осуществлять синонимическое преобразование предложений, а также осознавать языковые регулярности, сходства в типах предложений, объяснять правильно и ошибочно построенные предложения. Языковая способность на этапе получения основного общего образования поднимается до уровня лингвистической. Это отражается на знаниях способов словообразования и словоизменения, правил соединения слов и пользования речевыми моделями;

– развитие речевой деятельности происходит по линии совершенствования произносительных навыков, восприятия знакомого и нового речевого материала на слухозрительной и слуховой основе[75]. Усиливается мотивация таких видов речевой деятельности, как письмо, чтение, которые являются способом косвенной коммуникации (при отсутствии непосредственного собеседника), важным средством развития познавательной деятельности.

Совокупная реализация работы по каждому из указанных направлений обеспечивает овладение обучающимися предметными, матапредметными и личностными результатами освоения программного материала по русскому языку.

Изучение курса русского языка на основе АООП ООО для глухих обучающихся (вариант 1.2) базируется на комплексе общепедагогических и специальных принципов обучения (принципов коммуникативной системы)[76]. К числу специальных принципов относятся следующие:

– генетический. В соответствии с данным принципом реализация образовательно-коррекционной работы должна осуществляться как с учётом онтогенеза речевого развития детей и филогенеза (истории возникновения и развития языка в обществе), так и в соответствии результатами обучения, достигнутыми обучающимися на предыдущих стадиях. Кроме того, требуется прогнозирование возможных достижений в последующем. Каждое умение, освоенное учеником, имеет свои истоки. Оно сложилось в более простых формах этого умения. Важно учитывать, на что можно сделать опору при переходе на обучающегося на следующий, более высокий уровень развития. В соответствии с генетическим принципом педагогу важно адекватно оценивать достигнутый обучающимися уровень развития, представлять по отношению к нему более высокий и более низкий уровни. Нельзя игнорировать то, что было освоено обучающимся на предыдущих этапах образования. Напротив, следует систематически закреплять достигнутое ранее. Генетический принцип предстаёт в виде одного из проявлений системного подхода и необходимой принадлежности к целостной системе обучения;

– деятельностный. Данный принцип предусматривает обучение языку как формирование деятельности словесного общения. Постоянное применение речевых средств – от готовых типовых фраз разной модальности в реальных ситуациях общения к осознанному построению новых типов высказываний по речевым образцам и в итоге к сознательной работе с языковым материалом для его упорядочения и целенаправленного отбора – таков путь развития речевой деятельности. В коммуникативной системе реализация этого принципа происходит в двух направлениях. С одной стороны, процесс освоения языка сближается с предметно-практической деятельностью, пронизывающих содержание всех учебных предметов (на этапе освоения ООО это проведение опытов, экспериментов, исследовательских работ и др.). С другой стороны, деятельностный принцип означает рассмотрение самого применения языка как особой речевой деятельности и анализ её структуры с выделением в ней мотивов, целей, способов, действий, операций. Для развития коммуникации принципиально важен учёт:

· мотивационно-потребностного плана речевой деятельности. Обучение языку необходимо строить так, чтобы у обучающихся был повод, потребность, применяя речевые средства, их и усваивать, запоминать на основе частого мотивированного применения в определённых ситуациях, а не заучивать с целью использования в отделённой перспективе,

· операционально-технической стороны овладения вилами деятельности: чтением, письмом, зрительным и слухозрительным восприятием и др.

В соответствии с деятельностным принципом педагог должен строить процесс обучения языку, понимая: социальный смысл коммуникации заключается в том, что она всегда обслуживает любую другую деятельность – общественную, трудовую, учебную и др.;

– структурно-семантический. В процессе образовательно-коррекционной работы требуется учитывать специфику языка как системно-структурного образования. Язык представлен единицами, которые группируются по уровням: от низшего (фонем) до высшего (предложений и связей между единицами внутри одного уровня и между разными уровнями). К языковым единицам относятся предложения, словосочетания, слова, морфемы, фонемы (все языковые единицы соединяются друг с другом тремя видами связей: синтагматическими, парадигматическими, иерархическими). Коммуникация осуществляется только на уровне предложений. Предложения, в свою очередь, соотносятся с актами мышления. В этой связи специальному изучению на уроках русского языка главным образом подлежат предложения. Необходимо строить процесс обучения с учётом значения языковых единиц для коммуникации, не упуская из виду существующие в языке связи и отношения. Требуется реализация целого ряда направлений в работе над речевым материалом: начинать от коммуникативно значимых единиц – связных высказываний, отрабатывать вначале синтагматические отношения; работу над формой и содержанием речевого высказывания вести параллельно; от применения речевого материала в естественных условиях общения подниматься до уровня его осознания, для чего вести языковые наблюдения и обобщения.

Распределение программного материала по русскому язык у осуществляется по учебным годам (распределение программного материала по учебным четвертям осуществляется учителем). По сравнению с ООП ООО, освоение программного материала по русскому языку на основе АООП ООО (вариант 1.2) осуществляется в пролонгированные сроки (сроки увеличены на 1 год). Распределение материала по классам осуществляется следующим образом: в 5 – 8 классах глухие обучающиеся изучают фонетику и графику, лексику и фразеологию, морфемику и словообразованию, морфологию и орфографию, а также осваивают первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Изучение систематического курса синтаксиса реализуется в 9–10 классах. При распределении программного материала учтена степень его сложности для глухих обучающихся. Освоенный ранее материал выступает в качестве основы для изучения последующего.

КЛАСС

(1-й год обучения на уровне ООО)

Содержание обучения русскому языку в 5 классепредставлено следующими разделами: «Повторение», «Синтаксис. Пунктуация», «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография», «Лексика», «Морфемика. Орфография», «Морфология. Орфография», «Повторение и систематизация изученного», «Развитие речевой деятельности».

Раздел 1. Повторение

Предложение. Предложения с однородными членами. Лексика: синонимы и антонимы.

Стартовая диагностика (входное оценивание) – контрольная работа № 1.

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Обобщение по разделу «Повторение». Контрольная работа № 2 по тематическому разделу «Повторение».


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.