На въезде в поселок, слева от дороги, стоит красивое старинное здание поселковой управы. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

На въезде в поселок, слева от дороги, стоит красивое старинное здание поселковой управы.

2021-02-01 77
На въезде в поселок, слева от дороги, стоит красивое старинное здание поселковой управы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало становления усадеб относится к 1718—1720 гг., когда по указу Петра I купец Т.Ф. Карамышев начал строить фабрику для изготовления парусных полотен и бумажную фабрику. Место это с деревянной Спасской церковью называлось погост Взгомони. Компаньонами купца были его племянник Г.И. Щепочкин и А.А. Гончаров, которые после смерти Т.Ф. Карамышева «полюбовно» разделили в 1735 г. имущество и фабрики.


 

Так образовались два завода и две усадьбы, вошедшие в литературу под именами Полотняный Завод Гончаровых и Полотняный Завод Щепочкина, составляющие историко-архитектурный и природный музей-усадьбу Полотняный Завод.

После А. А. Гончарова в 1785 г. усадьбой владел его сын Н. А. Гончаров и с этого же года — его сын А. Н. Гончаров (дед Н. Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина), с 1832 г. до 1860 г. — его внук Д. Н. Гончаров, затем — его сын Д. Д. Гончаров (женатый вторым браком на O. K. Шлиппе, владевшей усадьбой Детчино № 100), последняя хозяйка до 1917 г. — вдова его сына Д. Д. Гончарова актриса В.К. Гончарова (урожд. Бергман). Сохранились трёхэтажный главный дом 1760-х гг. в стиле ранний классицизм, перестроенный в 1790-х гг.; въездные Спасские ворота 1730-х гг.; ворота конного двора и его фрагменты середины XVIII в.; ворота, ведущие в парк, конца XVIII в. в готическом стиле; служебные корпуса XVIII в.; заросший пейзажный парк, разбитый в начале XIX в. на месте зверинца. Летний (Красный) дом, оранжерея, малые архитектурные формы и заречный сад утрачены. Спасская церковь 1736 г., построенная вместо прежней деревянной, с захоронениями Гончаровых разобрана в 1930-х гг. В 1775 г. усадьбу посетила императрица Екатерина II, в 1812 г. в ней располагался штаб М. И. Кутузова, в 1830 г. и 1834 г. бывал А. С. Пушкин, в 1849 г. — Н. В. Гоголь. Художественные ценности из усадьбы находятся в калужских краеведческом и художественном музеях.


 

Полотняно -Заводская бумажная фабрика.

История ПЗБФ.

1720 год - начало строительства фабрики

1725 год - начало выпуска продукции: парусного полотна и писчей бумаги.

1735 год - фабрика становится одной из крупнейшей в Европе. Переходит в руки Афанасия Гончарова - прадеда Натальи Гончаровой.

1917 год - фабрика переходит в собственность государства.

1941-1945 гг - фабрика, находясь в оккупации, была практически разрушена.

1947 год - ввод в эксплуатацию тетрадного цеха.

Новейшая история:


 

 

1997 год - образовано ОАО "Полотняно-Заводская бумажная фабрика".

С 1999 года по настоящее время выполняется поэтапная масштабная реконструкция производства - совершенствуется система управления, приобретено бумагоделательное оборудование, станки.

Часто бывая по работе на ПЗБФ, я всегда старался посетить усадьбу Гончаровых.

 

Я фотографировал интерьеры комнат, речку Суходрев, протекающей под окнами усадьбы, мостик через речку.


 

 

Кувшинки.

 

Мостик через Суходрев.


Усадьба Г. И. Щепочкина.

Среди памятников истории и архитектуры, относящихся к XVIII веку и сохранившихся до наших дней, поселок Полотняный Завод занимает достойное место. Начало истории Полотняного Завода восходит к 1718 году, когда калужский купец Тимофей Карамышев, следуя указу Петра I, построил на реке Суходрев фабрику «для деланья парусных полотен» и бумажную мануфактуру. С 1732 года в дело компаньонами официально были приняты Афанасий Абрамович Гончаров и Григорий Иванович Щепочкин. В 1735 году, после смерти Т. Карамышева, компаньоны «полюбовно разделились». Постепенно рядом сформировались две совершенно не похожие друг на друга усадьбы А.А. Гончарова и Г.И. Щепочкина.

В отличие от дома Гончарова, дом Щепочкина во время Великой Отечественной войны не пострадал. Первый хозяин построил дом во второй половине XVIII века в стиле русского классицизма.


 

 

Нельзя назвать точную дату возведения дома Г.И. Щепочкина. С уверенностью можно сказать лишь то, что к 1782 г. здание уже было. Землемеры, составлявшие в том году атлас Калужского наместничества, дали такое описание обеих усадеб Полотняного Завода: «Два дома каменных, при домах четыре сада, два регулярные с плодовитыми деревьями, два иррегулярные с неплодовитыми деревьями, двенадцать прудов». Позже здание было перестроено в последнем десятилетии XVIII века.

 

 

Современный его облик и вся внутренняя отделка принадлежат этому времени. Кто строил этот дом - неизвестно, ясно только, что это были московские мастера, возможно, кто-то из учеников Матвея Казакова; кто занимался отделкой, точно сказать нельзя.

 Но, без сомнения, здесь работали те же мастера, которые вели в 1806 – 1808 гг. отделку усадьбы Золотаревых в Калуге, некоторые росписи совпали почти буквально.


 

В усадьбе Щепочкина был, вероятно, только небольшой садик (по крайней мере, ничего другого здесь обнаружить нельзя). Разумеется, Щепочкиным можно было пользоваться Гончаровским парком, вплотную подходящим к усадьбе. Недалеко находились два ткацких корпуса, хозяйственные постройки, амбары каменные, деревянная господская баня, двухэтажный корпус для людей, каретный сарай, каменная конюшня, оранжерея, две теплицы. На реке Суходрев находилась мыларня, рядом с ней была сушильня. В пруду, что напротив западного фасада, разводили зеркальных карпов.

Восточный фасад здания обращен к реке Суходрев, оформлен портиком в стиле русского классицизма. Четыре круглые в плане колонны с капителями коринфского ордера опираются на мощный фундамент, украшенный тремя арочными пролетами. Изящно встроенные медальоны с изображением фигур античных героев также украшают восточный фасад. Северный и южный фасады оформлены одинаково: две круглые колонны, симметрично расположенные пилястры поддерживают небольшие балконы в классическом стиле.

Через парадный вход с западной стороны по деревянной лестнице можно пройти на 2-ой этаж. Нижний этаж служил для хозяйственных нужд и не имел художественной отделки. На втором этаже располагалась парадная анфилада комнат, третий был жилым: комнаты хозяев, гостей, детские комнаты, на третий этаж вела небольшая лестница.

Деловая жизнь Григория Ивановича Щепочкина была яркой и насыщенной. После раздела на долю Г.И. Щепочкина пришлось «из парусной фабрики 10 светлиц, а в них 60 станов, старые хозяйские хоромы, 2 кобылы серые, 10 лошадей работных, труба пожарная».


 

С этого времени в Полотняном Заводе существуют две полотняные фабрики и одна бумажная. Григорию Ивановичу принадлежит одна из полотняных фабрик. После смерти Г.И. Щепочкина в 1781 году руководство фабрикой перешло его сыну Павлу, который в 1800 году основал бумажную фабрику в деревне Кондырево, здание он купил у князя М.П. Волконского. Фабрику в Полотняном Заводе Павел Щепочкин передал по наследству своей дочери Марии Павловне Бистром, после 1861 года фабрика прекратила своё существование. Бумажная фабрика в д. Кондырево досталась по наследству другой дочери Павла - Елене Павловне Мещериновой, её Елена продала в 1853 году англичанину Говарду.

7 июня 1850 года известный хирург Н.И. Пирогов женился на Александре Антоновне Бистром, правнучке Г.И. Щепочкина. После венчания семья Пироговых приехала в Полотняный Завод, где провела три недели своего медового месяца. Н.И. Пирогов оперировал на походном столе, жена ему ассистировала. К сожалению, их потомки не унаследовали талантов своих прадедов. Потомки Г.И. Щепочкина не сохранили не только фабрики, но даже этот дом, который в конце XIX века наследники О.О. фон Бистрома продали купцу Ершову.

В 1909 году на третьем этаже была открыта школа. Будучи старообрядцем, купец Ершов сделал это «ради спасения души». После смерти Ершова, следуя его завещанию, дом и имение получила Александра Прохорова. В том же 1910 году она перевела полученное наследство на имя своего мужа, Даниила Семеновича Прохорова. Школу в доме супруги оставили.


 

 

Кроме того, хозяин на свои деньги построил молельню, а в большом зале дома установил иконостас; по праздникам здесь справляли обедни.

В годы Великой Отечественной войны немецкие аккупанты устроили на первом этаже конюшню. После освобождения поселка здание было приведено в порядок. До 2007 года в доме Г.И. Щепочкина располагалась средняя школа.

В январе 2008 г. дом Григория Ивановича Щепочкина передан Калужскому областному краеведческому музею, реставрация начата в январе 2008 года.

Если от Кондрово прочертить путь моих наиболее частых поездок, то он будет выглядеть так: Кондрово–Дубинино-Галкино-Острожное-Богданово-Дорохи-Звизжи-Никола-Ленивец. Про эти места и их достопримечательности я вкратце и расскажу.

Деревня Никола-Ленивец.

В 1480 г. Никола-Ленивец оказался в центре Великого стояния на реке Угре, которое положило конец монголо-татарского ига. В честь этого была построена деревянная часовая, которую в начале 19 века заменил большой каменный храм в честь Пресвятой Троицы, который на долгие годы явился самым значительным архитектурным, художественным и духовным центром общения людей этого края. Сейчас храм не действует.

Деревенька Никола–Ленивец находится на берегу реки Угра. Часть территории относится к природному национальному парку «Угра», который является биосферным резерватом ЮНЕСКО.


 

 

Арт-объекты, мастерские, жилые и общественные пространства — вся инфраструктура, необходимая для жизни и творчества, интегрируется в естественную среду и ландшафт Никола–Ленивца.

Здесь не первый год проводится фестиваль "Артстояние"

Художник Николай Полисский в соавторстве с местными жителями создает здесь свои арт-объекты.

В их числе замок из дров, медиабашня из лозы, маяк со спиралевидным подъемом.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.