Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-02-01 | 511 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В этом разделе мы рассмотрим такие этапы творческого процесса, как определение темы и идеи, отбор литературного материала, поиски приема и хода, выявление конфликта, монтаж, нахождение образного решения сценария, структура образа, композиция. Но сначала остановимся на специфике отдельных видов сценариев.
Нам представляется возможным разделить сценарии на две группы. К первой можно отнести театрализованные представления и литературно-музыкальные композиции, основным содержанием которых является художественно-публицистический материал. Ко второй - сценарии эстрадных обозрений, театров миниатюр, агитбригад и агиттеатров, построенные на номерах эстрадного плана с преобладанием материала сатирического и юмористического характера. Театрализованные представления и композиции исполняют участники разных коллективов художественной самодеятельности. Эстрадные и агитбригадные программы ставятся постоянно действующими коллективами - агитбригадами, студенческими театрами эстрадных миниатюр, театрами малых форм.
Теперь перейдем к определениям каждого вида сценария и его характерным, особенностям. Как известно, основоположник композиций - В.Яхонтов. Он писал: "Я, как Христос, напитал шестью хлебами черт знает сколько халтурщиков. Этот ужас довлеет надо мною, но я за него не несу никакой ответственности... конечно, дело наживное, дело легкое: взять прозу, прибавить стихи и пошел и пошел - чего проще. Но это ничего общего, конечно, с искусством композиции не имеет. Искусство композиции подразумевает в известной степени метод мышления, а если его нет, это будет компиляция".*
*Цит. по кн.: Катышева Д. Литературный монтаж. М., 1975, с.20
|
Главный признак театрализованного представления также заключается в особом методе мышления, который заложен автором сценария. И в композиции, и в театрализованном представлении, таким образом, взгляд автора, задачи, которые он ставит перед собой, определяют и отбор материала, и способ его подачи. В результате творческого соединения разных по содержанию и форме материалов сценарист должен создать новое произведение, цель которого - подвести зрителя самостоятельно к определенной мысли.
В художественной самодеятельности широко бытуют и театрализованные представления, и литературно-музыкальные композиции.
Единого определения театрализованного представления нет. В Словаре русского языка С.И.Ожегова (М., 1980) читаем: "Представление - это театральное зрелище, спектакль". А.Чечетин пишет: "Итак, сценарий театрализованного представления можно определить как способ фиксации будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всем объеме выразительных средств".*
* Чечетин А. Искусство театрализованных представлений, с.101.
Не будем комментировать эти определения. Обратимся к практике. Авторы и издатели понимают театрализованное представление довольно широко.
Театрализованными представлениями называют сценарии, состоящие из фрагментов пьес (первая разновидность). Их авторы обозначают даже действующих лиц, число которых достигает подчас 30. Эти представления посвящены значительным общественно-политическим датам, жизни и деятельности известных людей. По такому же принципу построены новогодние представления. Иногда в них встречаются стихи и песни. Но доминирует драматургический материал и наглядно ощутимо тяготение к пьесам. Подобные сценарии бывают масштабными и тяжеловесными, весьма трудоемкими для постановки.
Довольно часто печатаются сценарии театрализованных эстрадных представлений, в основе которых эстрадная драматургия (вторая разновидность). Нередко они строятся так произвольно, что сокращение одного из эстрадных номеров ничего не меняет в содержании представления.
|
И наконец еще одна разновидность - театрализованные представления, состоящие из концертных номеров в исполнении коллективов художественной самодеятельности.
Оценка таких представлений осуществляется соответственно по законам театральной драматургии (в первом случае), эстрадной драматургии (во втором случае) и концертной драматургии (в третьем). На наш взгляд, в театрализованном представлении не должен доминировать тот или иной материал. Специфика театрализованного представления - в разножанровости, в синтезе искусств, в разнообразии используемого материала и сценических выразительных средств, в выходе за рамки реалистического бытового изображения, в стремлении к условности. "Условное решение строится на законе компенсации: в воображении зрителя возникает то, что ему не досказано".*
*Велехова Н. Охлопков и театр улиц. М., 1970, с.289.
Для создания представления нужен особый способ видения. Этому подчинены и сценарно-режиссерский замысел, и мизансцены, и художественное оформление, и манера актерского исполнениями все другие выразительные средства. Таким совершенным театрализованным представлением нам кажется первая часть спектакля "Десять дней, которые потрясли мир", показанного ЦТ 7 ноября 1988 г. (мастерская монтировка разножанрового и разнофактурного материала, метафоричность, богатство сценического языка, точность мысли, образность). Чего стоит один эпизод суда над Джоном Ридом, в котором органично соединяются реалистическое (ответы Джона Рида), гротесковое (маски-судьи), фантастическое (оживший портрет Вашингтона)! К сожалению, в самодеятельности по-настоящему художественных театрализованных представлений почти нет. Поэтому в дальнейшем мы вынуждены приводить не лучшие образцы.
Литературно-музыкальная композиция не предполагает такого многообразия жанров и форм. Ее ограничивает уже само название, говорящее о том, что в основе - литературный и музыкальный материал. Хороший уровень композиций - тоже редкость. Поэтому хочется назвать книгу "Литературные композиции" (составитель О. Ю. Акакаева. Б-чка в помощь художественной самодеятельности, №14. М., 1986), где все пять композиций отличаются высокими идейно-художественными достоинствами. Они заинтересовывают новизной литературно-публицистического и документального материала, оригинальностью подхода к теме, нестандартностью построения, разнообразием творческого метода.
|
Во второй группе наиболее многочисленный отряд - агитационно-художественные бригады. Прежде чем говорить о сценариях этого вида художественной самодеятельности, уточним его суть. В Советском энциклопедическом словаре (М., 1980) читаем: «Агитбригада - в СССР небольшой профессиональный или самодеятельный коллектив, в репертуар которого входят драматические, музыкальные и хореографические миниатюры, основанные на злободневном материале.»
А театр миниатюр? «Театр миниатюр - вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм - одноактные пьесы, а также пародии, сценки, скетчи и т.п., иногда связанные общим сюжетом».
И наконец, эстрада. "Эстрада - вид искусства. Включает так называемые малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение)".
Как видим, репертуар всех трех видов состоит из так называемых малых форм драматургии.
У агитбригад, эстрадных театров и театров эстрадных миниатюр есть и другие общие свойства, присущие эстрадному искусству. Какие же это свойства?
А.Анастасьев пишет: "Основой искусства эстрады, его решающим звеном является НОМЕР. И очень непросто решить двуединую задачу - построить цельное по мысли и сюжету обозрение и создать наилучшие условия для исполнения номера. То, что обозрение непременно складывается из множества номеров, определяет существенное специфическое свойство эстрады: кратковременность номера. На этом основании эстрада нередко именуется искусством малых форм.
Еще одна существенная эстетическая проблема эстрадного искусства - особая природа отношений со зрительным залом. Эстрадный артист всегда и непременно обращается НЕПОСРЕДСТВЕННО К ЗРИТЕЛЯМ, и в этом одно из коренных свойств искусства эстрады,
|
"На эстраде нужен какой-то неожиданный фокус", - сказал ленинградский артист П.Л.Муравский. В мысли артиста есть рациональное зерно: фокус как проявление неожиданного, как особый способ отражения и оценки явлений действительно присущ разным жанрам эстрадного искусства. И здесь, видимо, правильно говорить ОБ ЭКСЦЕНТРИКЕ как одном из видовых признаков эстрады. ПОКАЗАТЬ АЛОГИЗМ ОБЫЧНОГО - вот в чем суть эксцентрического искусства вообще и в частности на эстраде.*
*Русская советская эстрада 1917-1929, с.8,17,22-23.
Вспомним остродраматичный и в то же время очень смешной номер Ленинградского театра юмора и сатиры "Четвертая стена" - "А что артист несет домой?" на мелодию песни В.Левашова "Бери шинель - пошли домой". В сознании обывателя каждый человек должен с работы что-то нести домой. На этом и построена сценка ("несет сапожник сапоги, несет пирожник пироги, строитель - гвозди" и т.д.). Авторы и исполнители номера доводят эту мысль до абсурда - "дорожник несет домой асфальт". Гротесковый метод мышления ведет их еще дальше: обычное, общепринятое вдруг становится алогичным, нелепым, если явление, поведение, присущее тем, кто работает в материальной сфере, перенести в духовную. В самом деле: что может принести домой актер?! Это и есть эксцентрика, тот самый фокус, та неожиданность, что определяет сам принцип художественного отражения жизни на эстраде.
Названные выше общие свойства позволяют нам объединить агитбригады, эстрадные театры и театры эстрадных миниатюр одним емким понятием - "театры малых форм". Теперь попытаемся выявить различие между ними.
Сначала об агитбригадах. Многие практики считают главным отличительным свойством этого вида художественной самодеятельности агитационный настрой и наличие местного материала. Не просто злободневного для данного периода времени, а именно местного, то есть связанного с жизнью и делами конкретного района, поселка, коллектива. На наш взгляд, одно лишь присутствие агитационности и местного материала не определяет специфику агитбригад. Местные факты и события, агитационный настрой могут быть и в основе театрализованного представления, и в композиции, и в тематическом вечере, если, скажем, они посвящены истории колхоза, района, поселка. Тут важно не наличие местного материала, а способ его подачи. Способ этот выражается в следующем: отбор и исследование факта - создание на его основе театрально-эстрадного номера - обобщенная агитационная мысль - вывод из показанного. Надо заметить, что такой путь обобщения действительности в художественную форму наиболее сложен и требует большого мастерства. Вот почему именно среди сценариев агитационно-художественных бригад больше всего низкопробных материалов, далеких от настоящей агитации и искусства. Сценарии для агитбригад, как остроумно заметил Р.Уваров, "печатаются не для послеобеденного чтения любителям изящной словесности"*
|
*Уваров Р. Престижность жанра. - Клуб и художественная самодеятельность, 1982, №9, с.8.
Читать их трудно, потому что они построены на местном материале, хорошо знакомом, как правило, определенным людям; потому что тут не может быть объективности в оценке достижений предприятия, колхоза (для одних - хорошо, вообще же это показатель среднего уровня); потому что стихи и песни чаще не самоценны (как в композиции и театрализованном представлении), а нужны лишь как средство раскрытия той или иной идеи, мысли и оценивается в этом случае только творческое переосмысление текстов и музыки; потому что в сценарии нет сюжета, развернутых характеристик. И, наконец, потому, что на бумаге представлена лишь малая часть. Остальное сделают на сцене свет, пантомима, лозунг, музыка, пауза, жест и т.д., то есть весь комплекс художественно-сценических средств, которые несут особенно большую нагрузку именно в агитационно-художественных программах.
Сценарии эстрадных обозрений строятся на драматургии малых форм, в основе которой события и явления, присущие не одному городу, селу или производственному коллективу, а в целом нашей действительности. Конкретные факты и конкретные носители зла могут занимать в эстрадном номере очень небольшое место, как зачин для постановки темы. В то время как в агитбригаде факт - основа драматургии. Если в агитбригаде образ нередко имеет локальную заостренность, то в эстрадном обозрении - это обобщенный тип. Следует заметить, что исполнители обозрений, как и популярных капустников, лишены того агитационного публицистического личностного начала, причем открыто выражаемого, без которого невозможна агитбригада. Некоторые писатели-сатирики не замечают специфики-агитбригад или сознательно упрощают дело в свою пользу. Они берут свои монологи, фельетоны, интермедии, сдабривают их в конце "привязанными" цифрами или фактами местного значения, объединяют все какой-нибудь связкой (нередко чисто формальной, а не вытекающей из идейно-смыслового содержания программы) и адресуют сценарий агитбригаде. Мы не исключаем такой путь создания номера в агитбригаде, когда от общего идут к частному, конкретному. Но нужно, чтобы весь ход авторско-режиссерской мысли вытекал из замысла, чтобы эти факты органично входили в ткань сценария.
В энциклопедическом словаре существенных отличий в определении эстрадных театров и театров эстрадных миниатюр мы не заметили, кроме, пожалуй, того, что в последних возможна постановка одноактных пьес. Откроем пособие С.Клитина "Эстрада" (М., 1987) и посмотрим, что он думает по этому поводу. "Наряду с эстрадными театрами, где в центре каждого спектакля находится актер-корифей, встречаются театры миниатюр, спектакли в которых играются коллективом артистов". Других отличий автор не видит.
В театре миниатюр драматургической основой могут служить рассказы писателей отнюдь не сатирического характера, возможно и использование публицистики. Вспомним спектакль Московского театра миниатюр "Мы собрались здесь" о возникновении и развитии социалистической культуры, посвященный ХХVII съезду КПСС. В нем инсценированы речи писателей, прозвучавшие с трибуны I съезда советских писателей, и отрывки из их произведений. В беседе с театроведом А.Ефремовым главный режиссер этого театра М.Левитин сказал: "На эстраде отношение к материалу поверхностней: во многом оно сводится к поиску эффектов, ударных кусочков - так называемых реприз, к умению подать эти репризы. Театр миниатюр я считаю психологическим". Интересное наблюдение, хотя другие специалисты могут с этим не согласиться. Например, известный театральный деятель П.Марков считал театры малых форм «внепсихологическими».
Существуют ли театры малых форм различного направления в художественной самодеятельности сегодня? Все знают, как популярны и любимы в студенческой среде театры эстрадных миниатюр, которые, как правило, немыслимы без ярко выраженного пародийного начала. Только ли в вузах они обитают? Как показывают практика и результаты исследований НИИ культуры, «из года в год отмечается подъем в авторском творчестве, которое лишь отчасти отражается существующей статистикой. Получают широкое распространение ансамбли и другие группы, в деятельности которых сочетается авторское (музыкальное и поэтическое) творчество, режиссура, элементы исследовательско-собирательской работы, общественная организационная деятельность, техническое творчество и исполнительство: агитационно-художественные бригады разных Мировых разновидностей, нетрадиционные для самодеятельности фольклорные группы несценической ориентации, многие вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии, театры малых форм, сочетающие обучение с экспериментально-творческой работой.» Однако именно этот пласт самодеятельного творчества наименее изучен.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!