Сценарии театрализованных представлений и театров малых форм. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сценарии театрализованных представлений и театров малых форм.

2021-02-01 511
Сценарии театрализованных представлений и театров малых форм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этом разделе мы рассмотрим такие этапы творческого процесса, как определение темы и идеи, отбор литературного материала, поиски приема и хода, выявление конфликта, монтаж, нахождение образного ре­шения сценария, структура образа, композиция. Но сначала остановимся на специфике отдельных видов сценариев.

Нам представляется возможным разделить сценарии на две группы. К первой можно отнести театрализованные представления и литературно-музыкальные композиции, основным содержанием которых является худо­жественно-публицистический материал. Ко второй - сценарии эстрадных обозрений, театров миниатюр, агитбригад и агиттеатров, построенные на номерах эстрадного плана с преобладанием материала сатирического и юмористического характера. Театрализованные представления и компо­зиции исполняют участники разных коллективов художественной самодея­тельности. Эстрадные и агитбригадные программы ставятся постоянно действующими коллективами - агитбригадами, студенческими театрами эстрадных миниатюр, театрами малых форм.

Теперь перейдем к определениям каждого вида сценария и его ха­рактерным, особенностям. Как известно, основоположник композиций - В.Яхонтов. Он писал: "Я, как Христос, напитал шестью хлебами черт знает сколько халтурщиков. Этот ужас довлеет надо мною, но я за него не несу никакой ответственности... конечно, дело наживное, дело лег­кое: взять прозу, прибавить стихи и пошел и пошел - чего проще. Но это ничего общего, конечно, с искусством композиции не имеет. Искус­ство композиции подразумевает в известной степени метод мышления, а если его нет, это будет компиляция".*

*Цит. по кн.: Катышева Д. Литературный монтаж. М., 1975, с.20 

Главный признак театрализованного представления также заключа­ется в особом методе мышления, который заложен автором сценария. И в композиции, и в театрализованном представлении, таким образом, взгляд автора, задачи, которые он ставит перед собой, определяют и отбор материала, и способ его подачи. В результате творческого сое­динения разных по содержанию и форме материалов сценарист должен создать новое произведение, цель которого - подвести зрителя само­стоятельно к определенной мысли.

В художественной самодеятельности широко бытуют и театрализо­ванные представления, и литературно-музыкальные композиции.

Единого определения театрализованного представления нет. В Словаре русского языка С.И.Ожегова (М., 1980) читаем: "Представление - это театральное зрелище, спектакль". А.Чечетин пишет: "Итак, сцена­рий театрализованного представления можно определить как способ фик­сации будущего единого действия представления любого вида и разно­видности, по возможности во всем объеме выразительных средств".*

* Чечетин А. Искусство театрализованных представлений, с.101.

Не будем комментировать эти определения. Обратимся к практике. Авторы и издатели понимают театрализованное представление довольно широко.

Театрализованными представлениями называют сценарии, состоящие из фрагментов пьес (первая разновидность). Их авторы обозначают даже действующих лиц, число которых достигает подчас 30. Эти представле­ния посвящены значительным общественно-политическим датам, жизни и деятельности известных людей. По такому же принципу построены ново­годние представления. Иногда в них встречаются стихи и песни. Но до­минирует драматургический материал и наглядно ощутимо тяготение к пьесам. Подобные сценарии бывают масштабными и тяжеловесными, весьма трудоемкими для постановки.

Довольно часто печатаются сценарии театрализованных эстрадных представлений, в основе которых эстрадная драматургия (вторая разно­видность). Нередко они строятся так произвольно, что сокращение од­ного из эстрадных номеров ничего не меняет в содержании представле­ния.

И наконец еще одна разновидность - театрализованные представле­ния, состоящие из концертных номеров в исполнении коллективов худо­жественной самодеятельности.

Оценка таких представлений осуществляется соответственно по за­конам театральной драматургии (в первом случае), эстрадной драматургии (во втором случае) и концертной драматургии (в третьем). На наш взгляд, в театрализованном представлении не должен доминировать тот или иной материал. Специфика театрализованного представления - в разножанровости, в синтезе искусств, в разнообразии используемого материала и сценических выразительных средств, в выходе за рамки ре­алистического бытового изображения, в стремлении к условности. "Ус­ловное решение строится на законе компенсации: в воображении зрителя возникает то, что ему не досказано".*

*Велехова Н. Охлопков и театр улиц. М., 1970, с.289.

Для создания представления ну­жен особый способ видения. Этому подчинены и сценарно-режиссерский замысел, и мизансцены, и художественное оформление, и манера актер­ского исполнениями все другие выразительные средства. Таким совер­шенным театрализованным представлением нам кажется первая часть спектакля "Десять дней, которые потрясли мир", показанного ЦТ 7 нояб­ря 1988 г. (мастерская монтировка разножанрового и разнофактурного материала, метафоричность, богатство сценического языка, точность мысли, образность). Чего стоит один эпизод суда над Джоном Ридом, в котором органично соединяются реалистическое (ответы Джона Рида), гротесковое (маски-судьи), фантастическое (оживший портрет Вашингто­на)! К сожалению, в самодеятельности по-настоящему художественных театрализованных представлений почти нет. Поэтому в дальнейшем мы вынуждены приводить не лучшие образцы.

Литературно-музыкальная композиция не предполагает такого мно­гообразия жанров и форм. Ее ограничивает уже само название, говоря­щее о том, что в основе - литературный и музыкальный материал. Хоро­ший уровень композиций - тоже редкость. Поэтому хочется назвать кни­гу "Литературные композиции" (составитель О. Ю. Акакаева. Б-чка в по­мощь художественной самодеятельности, №14. М., 1986), где все пять композиций отличаются высокими идейно-художественными достоинствами. Они заинтересовывают новизной литературно-публицистического и доку­ментального материала, оригинальностью подхода к теме, нестандарт­ностью построения, разнообразием творческого метода.

Во второй группе наиболее многочисленный отряд - агитационно-художественные бригады. Прежде чем говорить о сценариях этого вида художественной самодеятельности, уточним его суть. В Советском энци­клопедическом словаре (М., 1980) читаем: «Агитбригада - в СССР не­большой профессиональный или самодеятельный коллектив, в репертуар которого входят драматические, музыкальные и хореографические миниа­тюры, основанные на злободневном материале.»

А театр миниатюр? «Театр миниатюр - вид театра, в котором ста­вятся произведения так называемых малых форм - одноактные пьесы, а также пародии, сценки, скетчи и т.п., иногда связанные общим сюже­том».

И наконец, эстрада. "Эстрада - вид искусства. Включает так на­зываемые малые формы драматургии, драматического и вокального ис­кусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные за­конченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обо­зрение)".

Как видим, репертуар всех трех видов состоит из так называемых малых форм драматургии.

У агитбригад, эстрадных театров и театров эстрадных миниатюр есть и другие общие свойства, присущие эстрадному искусству. Какие же это свойства?

А.Анастасьев пишет: "Основой искусства эстрады, его решающим звеном является НОМЕР. И очень непросто решить двуединую задачу - построить цельное по мысли и сюжету обозрение и создать наилучшие условия для исполнения номера. То, что обозрение непременно склады­вается из множества номеров, определяет существенное специфическое свойство эстрады: кратковременность номера. На этом основании эстра­да нередко именуется искусством малых форм.

Еще одна существенная эстетическая проблема эстрадного искусст­ва - особая природа отношений со зрительным залом. Эстрадный артист всегда и непременно обращается НЕПОСРЕДСТВЕННО К ЗРИТЕЛЯМ, и в этом одно из коренных свойств искусства эстрады,

"На эстраде нужен какой-то неожиданный фокус", - сказал ленин­градский артист П.Л.Муравский. В мысли артиста есть рациональное зерно: фокус как проявление неожиданного, как особый способ отражения и оценки явлений действительно присущ разным жанрам эстрадного искусства. И здесь, видимо, правильно говорить ОБ ЭКСЦЕНТРИКЕ как одном из видовых признаков эстрады. ПОКАЗАТЬ АЛОГИЗМ ОБЫЧНОГО - вот в чем суть эксцентрического искусства вообще и в частности на эстраде.*

*Русская советская эстрада 1917-1929, с.8,17,22-23.

Вспомним остродраматичный и в то же время очень смешной номер Ленинградского театра юмора и сатиры "Четвертая стена" - "А что ар­тист несет домой?" на мелодию песни В.Левашова "Бери шинель - пошли домой". В сознании обывателя каждый человек должен с работы что-то нести домой. На этом и построена сценка ("несет сапожник сапоги, не­сет пирожник пироги, строитель - гвозди" и т.д.). Авторы и исполни­тели номера доводят эту мысль до абсурда - "дорожник несет домой асфальт". Гротесковый метод мышления ведет их еще дальше: обычное, общепринятое вдруг становится алогичным, нелепым, если явление, по­ведение, присущее тем, кто работает в материальной сфере, перенести в духовную. В самом деле: что может принести домой актер?! Это и есть эксцентрика, тот самый фокус, та неожиданность, что определяет сам принцип художественного отражения жизни на эстраде.

Названные выше общие свойства позволяют нам объединить агитбри­гады, эстрадные театры и театры эстрадных миниатюр одним емким поня­тием - "театры малых форм". Теперь попытаемся выявить различие между ними.

Сначала об агитбригадах. Многие практики считают главным отли­чительным свойством этого вида художественной самодеятельности аги­тационный настрой и наличие местного материала. Не просто злободнев­ного для данного периода времени, а именно местного, то есть связан­ного с жизнью и делами конкретного района, поселка, коллектива. На наш взгляд, одно лишь присутствие агитационности и местного материа­ла не определяет специфику агитбригад. Местные факты и события, агитационный настрой могут быть и в основе театрализованного пред­ставления, и в композиции, и в тематическом вечере, если, скажем, они посвящены истории колхоза, района, поселка. Тут важно не наличие местного материала, а способ его подачи. Способ этот выражается в следующем: отбор и исследование факта - создание на его основе теа­трально-эстрадного номера - обобщенная агитационная мысль - вывод из показанного. Надо заметить, что такой путь обобщения действитель­ности в художественную форму наиболее сложен и требует большого мас­терства. Вот почему именно среди сценариев агитационно-художествен­ных бригад больше всего низкопробных материалов, далеких от настоя­щей агитации и искусства. Сценарии для агитбригад, как остроумно за­метил Р.Уваров, "печатаются не для послеобеденного чтения любителям изящной словесности"* 

*Уваров Р. Престижность жанра. - Клуб и художественная самодея­тельность, 1982, №9, с.8.

Читать их трудно, потому что они построены на местном материале, хорошо знакомом, как правило, определенным людям; потому что тут не может быть объективности в оценке достижений пред­приятия, колхоза (для одних - хорошо, вообще же это показатель сред­него уровня); потому что стихи и песни чаще не самоценны (как в ком­позиции и театрализованном представлении), а нужны лишь как средство раскрытия той или иной идеи, мысли и оценивается в этом случае толь­ко творческое переосмысление текстов и музыки; потому что в сценарии нет сюжета, развернутых характеристик. И, наконец, потому, что на бу­маге представлена лишь малая часть. Остальное сделают на сцене свет, пантомима, лозунг, музыка, пауза, жест и т.д., то есть весь комплекс художественно-сценических средств, которые несут особенно большую на­грузку именно в агитационно-художественных программах.

Сценарии эстрадных обозрений строятся на драматургии малых форм, в основе которой события и явления, присущие не одному городу, селу или производственному коллективу, а в целом нашей действитель­ности. Конкретные факты и конкретные носители зла могут занимать в эстрадном номере очень небольшое место, как зачин для постановки те­мы. В то время как в агитбригаде факт - основа драматургии. Если в агитбригаде образ нередко имеет локальную заостренность, то в эст­радном обозрении - это обобщенный тип. Следует заметить, что испол­нители обозрений, как и популярных капустников, лишены того агитаци­онного публицистического личностного начала, причем открыто выражае­мого, без которого невозможна агитбригада. Некоторые писатели-сати­рики не замечают специфики-агитбригад или сознательно упрощают дело в свою пользу. Они берут свои монологи, фельетоны, интермедии, сдаб­ривают их в конце "привязанными" цифрами или фактами местного значе­ния, объединяют все какой-нибудь связкой (нередко чисто формальной, а не вытекающей из идейно-смыслового содержания программы) и адресу­ют сценарий агитбригаде. Мы не исключаем такой путь создания номера в агитбригаде, когда от общего идут к частному, конкретному. Но нуж­но, чтобы весь ход авторско-режиссерской мысли вытекал из замысла, чтобы эти факты органично входили в ткань сценария.

В энциклопедическом словаре существенных отличий в определении эстрадных театров и театров эстрадных миниатюр мы не заметили, кро­ме, пожалуй, того, что в последних возможна постановка одноактных пьес. Откроем пособие С.Клитина "Эстрада" (М., 1987) и посмотрим, что он думает по этому поводу. "Наряду с эстрадными театрами, где в центре каждого спектакля находится актер-корифей, встречаются театры миниатюр, спектакли в которых играются коллективом артистов". Других отличий автор не видит.

В театре миниатюр драматургической основой могут служить рас­сказы писателей отнюдь не сатирического характера, возможно и использование публицистики. Вспомним спектакль Московского театра миниатюр "Мы собрались здесь" о возникновении и развитии социалистичес­кой культуры, посвященный ХХVII съезду КПСС. В нем инсценированы речи писателей, прозвучавшие с трибуны I съезда советских писателей, и отрывки из их произведений. В беседе с театроведом А.Ефремовым глав­ный режиссер этого театра М.Левитин сказал: "На эстраде отношение к материалу поверхностней: во многом оно сводится к поиску эффектов, ударных кусочков - так называемых реприз, к умению подать эти репри­зы. Театр миниатюр я считаю психологическим". Интересное наблюде­ние, хотя другие специалисты могут с этим не согласиться. Например, известный театральный  деятель П.Марков считал театры малых форм  «внепсихологическими».

Существуют ли театры малых форм различного направления в худо­жественной самодеятельности сегодня? Все знают, как популярны и любимы в студенческой среде театры эстрадных миниатюр, которые, как правило, немыслимы без ярко выраженного пародийного начала. Только ли в вузах они обитают? Как показывают практика и результаты исследований НИИ культуры, «из года в год отмечается подъем в авторском творчестве, которое лишь отчасти отражается существующей статисти­кой. Получают широкое распространение ансамбли и другие группы, в деятельности которых сочетается авторское (музыкальное и поэтичес­кое) творчество, режиссура, элементы исследовательско-собирательской работы, общественная организационная деятельность, техническое твор­чество и исполнительство: агитационно-художественные бригады разных Мировых разновидностей, нетрадиционные для самодеятельности фольк­лорные группы несценической ориентации, многие вокально-инструмен­тальные ансамбли, рок-группы, театры-студии, театры малых форм, со­четающие обучение с экспериментально-творческой работой.» Однако именно этот пласт самодеятельного творчест­ва наименее изучен.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.