Античное» имя Марк или Макр могло означать «мокрый», то есть крещённый водой — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Античное» имя Марк или Макр могло означать «мокрый», то есть крещённый водой

2021-01-31 92
Античное» имя Марк или Макр могло означать «мокрый», то есть крещённый водой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из имён Цицерона было МАРК. Сообщается, что после смерти Антония, сенат, в отместку за казнь Цицерона, совершённую по приказу Антония, «постановил, чтобы впредь никто в роду Антония не носил имя Марка» [108], т. 3, с. 190. Плутарх пишет по этому поводу: «Так завершить возмездие над Антонием божество предоставило дому Цицерона» [108], т. 3, с. 190. Другими словами, сенат отомстил за Цицерона тем, что запретил потомкам его убийц носить имя МАРК.

Такая странная месть наводит на некоторые размышления. Ведь у Цицерона было несколько имён: Марк, Туллий. Почему именно «Марками» было запрещено называть потомков убийц Цицерона? А не, скажем, «Туллиями» или «Цицеронами»? Обратим внимание, что было ещё несколько «античных» имён, весьма близких к имени МАРК. Например – МАКР. Вероятно, МАКР и МАРК – просто два варианта одного и того же имени. В «античном» Риме известно много людей с похожими именами: МАРК, МАКР, МАКРИН, МАРЦИЙ, МАКРОБИЙ, МАРКЕЛЛ (МАРЦЕЛЛ), МАРКИОН, МАРКЕЛЛИН (МАРЦЕЛЛИН), МУРК, МАРКО [6], с. 667. Все они, по‑видимому, являются различными вариантами имени МАРК. Выскажем предположение. Вероятно, «античное» имя МАРК или МАКР означало «крещённый водой». То есть просто крещёный. Крещение водой могли обозначать славянским словом МОКРЫЙ, которое превратилось в «античное» МАРК или МАКР. В таком случае имя МАРК у Цицерона является следом евангельского имени КРЕСТИТЕЛЬ. Не исключено, что множество «Марков» в римской истории – отражение того обстоятельства, что «античный» Рим принадлежит уже эпохе христианства.

Теперь можно попытаться понять имя Цицерона в свете возникающей реконструкции. Не исключено, что его полное имя – МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (CICERO) можно прочитать и так: МОКРЫЙ (крещёный) ЛЬЮЩИЙ (Туллий – ЛИТЬ, в обратном прочтении) РЕЧНОЙ (cicero, то есть КИКЕРО в обратном прочтении – РЕКИК, РЕКА). Естественно, мы не настаиваем на подобном прочтении. Но оно кажется нам вероятным.

Отметим, что Антоний, погубивший Цицерона, выступает у Плутарха в «Жизнеописании» Цицерона как отражение евангельского Ирода. А не как отражение Христа, подобно тому, что мы видели в большей части Плутархова «Жизнеописания» самого Антония. Вообще, в «Жизнеописании» Цицерона, начиная с гибели Юлия Цезаря и далее, образ Антония служит в основном отражением евангельского царя Ирода. К такому выводу приводит наш анализ (см. ниже). Поэтому сообщение Плутарха о запрете имени МОКРЫЙ в роду Антония соответствует евангельскому противопоставлению семьи Ирода и последователей Иоанна Крестителя. То есть – крещёных.

 

6.9. Отрубленная голова Крестителя на пиру Ирода и отрубленная голова Цицерона на пиру Антония‑Ирода

 

По приказу Антония Цицерону отрубили голову и руку [6], с. 630. Сообщается следующее. «Голова Цицерона и рука очень долгое время висели на Форуме… и посмотреть на это стекалось больше народу, чем прежде послушать его. Говорят, что ЗА ОБЕДЕННЫМ СТОЛОМ АНТОНИЙ ГОЛОВУ ЦИЦЕРОНА СТАВИЛ НА СТОЛ, пока не насытился этим отвратительным зрелищем. Так погиб Цицерон, муж, прославляемый за своё красноречие и до сих пор, оказавший отечеству величайшие услуги во время своего консульства, а теперь он после смерти подвергался глумлению» [6], с. 630 – 631.

Итак, в рассказе «античных» авторов о смерти Цицерона есть одна очень яркая и хорошо известная по Евангелиям черта – отрубленная голова вносится на царский пир (обед) и ставится на стол. На страницах истории такое встречается редко. А точнее, насколько нам известно, всего лишь два‑три раза. А если говорить о знаменитых персонажах древней истории – только дважды. Первый раз – в истории Иоанна Крестителя. Второй – в истории Цицерона. Ещё одно глухое сообщение об отрубленной голове, поданной на пир мы обнаружили в византийской истории XII века, у Никиты Хониата. И опять оно относится ко временам Андроника‑Христа [142]. Подробности см. ниже.

Напомним евангельский рассказ о казни Иоанна Крестителя. «Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе… Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принесли голову его. Он пришёл, отсёк голову в темнице, и принёс голову его на блюде, и отдал её девице, а девица отдала её матери своей» (Марк 6:21‑28).

Голова Иоанна Крестителя, внесённая на пир, часто изображалась на старинных картинах (см. рис. 1.74, рис. 1.75 и рис. 1.76).

 

Рис. 1.74. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Голова Иоанна, поданная на пир Ирода и Иродиады на блюде. Старинное изображение якобы около 1312 года. Взято из [156], с. 26.

 

Рис. 1.75. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Художник Рогир ван дер Вейден. Якобы около 1455 года. На заднем плане показан пир Ирода. Коленопреклонённая Саломея подносит Ироду и Иродиаде голову Иоанна Крестителя на блюде. Взято из [147], с. 69, илл. 61.

 

Рис. 1.76. Голова Иоанна Крестителя, поданная на блюде к столу царя Ирода. Старинная миниатюра из «Всемирной Хроники» Хартмана Шеделя якобы 1493 года. Взято из [175], лист XCIIII оборот.

 

Кстати, Евангелия подчёркивают, что Ирод не хотел смерти Иоанна Крестителя и колебался перед тем, как отдать приказ воину. Казнь подстроила Иродиада. «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его» (Марк 6:19‑20). Несмотря на это, Ирод всё‑таки заключает Иоанна Крестителя в темницу, а затем казнит.

Обратимся теперь к Плутарху. Сообщается, что Антоний некоторое время относился к Цицерону насторожённо, но не осмеливался его трогать. Однако в конце концов именно он губит Цицерона. «Антоний созвал сенат и пригласил Цицерона, но тот не явился… Антоний, предельно возмущённый таким недоверием, отправил воинов с приказом либо привести Цицерона, либо сжечь его дом, но уступил возражениям и просьбам многих сенаторов и, приняв залог, отменил свой приказ. С тех пор они не здоровались и постоянно остерегались друг друга» [108], т. 3, с. 186. Таким образом, Плутарх отмечает колебания Антония‑Ирода перед тем как отдать приказ о казни Цицерона.

На рис. 1.77 приведён интересный старинный барельеф из Флоренции, изображающий казнь Иоанна Крестителя. Представленная здесь сцена содержит несколько деталей, отсутствующих в Евангелиях, но становящихся, возможно, более понятными с точки зрения нашей реконструкции. На коленях стоит Иоанн Креститель. Справа от него, спиной к зрителю, – воин с мечом, наносящий с размаху смертельный удар Иоанну. У левого края картины – пляшущая Саломея с блюдом, приготовленным для головы Иоанна. А вот слева и справа от палача мы видим две пары воинов, явно враждующих друг с другом. Например, изображено как один хватается за своей меч, висящий на поясе, и враждебно смотрит на другого, надвигающегося на него справа. Возникает впечатление, что некий защитник Иоанна Крестителя пытается оказать сопротивление палачам, посланным царём. Такую же сцену мы наблюдаем и позади Саломеи и Иоанна. Воин хватает за руку солдата, который вроде бы порывается броситься на помощь Иоанну. Такая обстановка хорошо соответствует обнаруженному нами параллелизму с историей Цицерона. Цицерона действительно обезглавили во время погони, воинской стычки, а не в темнице.

 

Рис. 1.77. Казнь Иоанна Крестителя. Старинный барельеф (Altar‑table of the Baptistery). Находится в музее Дуомо (Duomo), Флоренция. Взято из [167], лист 84, оборот. Обращает на себя внимание необычность изображения евангельского сюжета. Показаны два воина, вроде бы защищающие Иоанна Крестителя и оказывающие сопротивление палачам.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.