Эпоха Возрождения (1450 – 1600) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эпоха Возрождения (1450 – 1600)

2021-04-19 149
Эпоха Возрождения (1450 – 1600) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В эпоху Возрождения мысли о достижении небесного блаженства, преобладавшие в мировоззрении людей средневековья, постепенно сменились стремлением к познанию реального мира. Возрождение началось в Италии, где в середине XV в. повторное открытие классического наследия и распространение образования привели к возникновению новых идей о природе мира и значении личности: именно здесь под патронажем богатых князей-коммерсантов, управлявших соперничавшими городами-государствами, произошел расцвет во всех областях искусства, распространившийся по Европе и достигший пика в Англии в конце XVI — начале XVII века.

Изменился и силуэт одежды — он стал расширенным, а остатки средневековой или готической моды сохранялись в переходный период конца XV — начала XVI в. Длинные складчатые мантии мужчин и обувь с удлиненными носками уступили место квадратным плечам, коротким мантиям и обуви с квадратными носами; женские чепцы «геннин», высокие талии, V-образные вырезы горловины и длинные шлейфы были заменены более низкими головными уборами, длинными лифами, квадратными декольте и юбками, едва достигавшими пят. Мода на одежду чрезмерной ширины, наблюдавшаяся во времена правления Генриха III в Англии, Франциска I во Франции и Карла V в Испании, в свою очередь, уступила место более изящному силуэту, но все еще расширенному в плечах и бедрах, чтобы уравновесить длинные лифы и тонкие талии.

В ту эпоху еще существовало значительное своеобразие в одежде различных наций, хотя с ростом торговли и путешествий возрастало и взаимопроникновение стилей. В целом, итальянская одежда была мягкой, струящейся и элегантной, отражающей идеализацию человеческой фигуры, столь важной в искусстве итальянского Возрождения. Одежда Испании была похожей, но вскоре стала более жесткой; немецкая — перегруженная деталями: с разрезами и буфами, со шляпами, украшенными перьями. Французская одежда находилась под влиянием Италии приблизительно до 1510 г., затем стала больше похожей на испанскую. В английской одежде вначале сказывалось влияние Италии, затем Германии и, наконец, очень сильно — Испании.

Некоторые фасоны этого периода существуют до сих пор: например, форма швейцарской гвардии папы, разработку которой приписывают Микеланджело, или дворцовой стражи Тауэра, одетой по моде времен Генриха VIII; академические мантии в Оксфордском университете, головные уборы католических священников «биретто» и многие традиционные крестьянские костюмы. Изображения на обычных игральных картах — это стилизованный вариант моды середины эпохи Возрождения.

Рубаха, которую носили прямо на теле, была видна через разрезы и отверстия верхней одежды. Ее кроили свободно и присборивали вначале по низкому вырезу горловины, а позже — на стойку с небольшим воротником или оборкой, от которой произошел круглый гофрированный жесткий воротник. Грудь, ворот и края длинных широких рукавов, также собиравшиеся на манжету в середине XVI в., вышивались черным, красным, синим или золотым. Роскошные ткани верхней одежды стирать было нельзя, но можно было стирать рубахи, которые шили из полотна; они были предназначены, ве для защиты ценных тканей от загрязнения, а не для гигиенических целей.

С 1490 по 1540 г. носили очень широкую обувь. К, началу XVI в. твердые позиции заняли башмаки без каблуков, очень низко вырезанные спереди, часто едва покрывавшие пальцы, шириной до 6,5 дюймов, державшиеся на полоске, проходившей через лодыжку или подъем ноги. Эта обувь, которую делали из кожи, бархата или тяжелого шелка, разрезалась, чтобы показать вышитые, украшенные драгоценностями или драгоценными пряжками шелковые буфы. (Эта мода на чрезмерную ширину обуви не прижилась в Италии.) В 1540-х годах вырез над пальцами стал округлым и более высоким, а подошва утолщенной под пяткой, наподобие современной танкетки. Туфли с круглым вырезом, видимо, надевались как шлепанцы, но позже боковые ремешки удлинились и стали завязываться спереди бантом, усложнившимся в конце XVI в. и начале XVII в. превратившимся в большую розетку. Каблуки появились приблизительно в начале XVII в. Они были низкими и часто окрашивались в красный цвет (мода, которая распространилась повсеместно в XVII и XVIII вв.). Сапоги носили в путешествиях, при занятиях верховой ездой или на охоте, они плотно охватывали икры и расширялись или разрезались за коленом и отворачивались для облегчения движения. Если сапоги не отворачивались, то их прикрепляли к поясу подобно старинным чулкам. С конца XV до середины XVII в. для защиты обуви от грязи на улице надевали галоши в форме домашних туфель без задников, которые называли пантуфли или уличные туфли.

Младенцев продолжали свивать, а детскую одежду шили подобно взрослой, хотя совсем маленьким разрешали играть в их рубашках в детских. Маленьких девочек и мальчиков одевали одинаково: в длинные юбки и чепчики или капоры. В возрасте трех-четырех лет одежда мальчиков становилась более мужской; девочки носили капоры до девяти лет.

Мужчины гражданского сословия, как правило, носили кинжал, а до начала XVI в. еще и шпагу, на поясе (кушаке) или ремне. Кушак вначале носили диагонально по бедрам, прикреплялся к нему кошель с ремешком, через который можно было просунуть кинжал, который мог также прикрепляться непосредственно к поясу или кушаку. К 1510 г., с введением в обиход парадной шпаги, которую носили в основном горожане, принадлежавшие к высшему сословию, пояс для шпаги подвешивался наискось и часто соединялся с горизонтальным кушаком, кинжал носили, как и прежде, висящим на цепи или шнуре с кистями. К середине XVI в. кушак следовал линии талии на дублете и должен был кроиться по кривой; шпагу носили на боковом крепеже, тщательно отрегулированном так, чтобы она висела на нужной высоте и под нужным углом, кинжал должен был крепиться к кушаку сзади под углом.

В эпоху Возрождения продолжали использоваться все материалы, известные в готический период, но повысилось их качество. Англия, ведущий производитель шерсти, имела центры ткачества в Йоркшире, на востоке и на западе страны. Английское тонкое шелковистое сукно и более грубое шерстяное сукно «керзи» шли на экспорт по всей Европе Узорчатые шерстяные ткани и полотно импортировались также из Голландии. Большая часть шелковых тканей по-прежнему производилась в Италии, а также некоторые недорогие виды шерстяных тканей и тафта (путешественникам советовали носить дублеты с подкладкой из тафть: для отпугивания блох). Канаус, атласы и бархат, так же как шерстяные и полотняные ткани, часто украшались вышивкой, золотой и серебряной тесьмой и блестками или ажурным рисунком, состоящим из небольших дырочек или коротких разрезов (на ткани или уже на готовой одежде), расположенных в виде узора, сквозь который просвечивала подкладка другого цвета. Узорчатые шелка включали дамаск с узорами одного цвета; одно- или двухцветную парчу, часто вышитую золотом; и узорчатый бархат, производство которого в XV—XVI вв. достигло совершенства, непревзойденного до сих пор; узор, часто на золотом фоне, находился под роскошным шелковым ворсом, вытканным в два или три уровня с группами золотых петель для завершения отделки. Этот бархат был характерным для роскоши эпохи Возрождения, когда любили выставлять напоказ свое богатство.

В эпоху возрождения детская одежда начиная с трёхлетнего возраста ребёнка стала более интенсивно делиться по половозрастным признакам, что дало толчок для более смелых экспериментов в оформлении и пошиве детской одежды.

 

Семнадцатый век

 

Семнадцатый век был временем экспериментов и научных открытий, растущей свободы мысли и слова, расширения общения благодаря достижениям в области книгопечатания и распространению грамотности. По мере развития внешней торговли и колонизации границы знакомого мира продолжали расширяться: торговые связи с Россией, Индией и Китаем, а также контакты с Африкой и Америкой принесли большие богатства Англии и Голландии и дали огромную власть дворянам (аристократам), назначенным управлять новыми территориями. Большую часть прибыли, полученной от европейских завоеваний благодаря торговле шелками, специями, драгоценными металлами, украшениями, тропической древесиной, табаком, сахаром и промышленным сырьем, получили английские купцы и работорговцы.

Это одновременно было время конституционного, религиозного и политического брожения в Европе. Хотя Англия и осталась в сравнительном отдалении А* потрясений, принесенных Тридцатилетней войной (1618—1648), и ее духовная жизнь мало изменилась в течение первых сорока лет нового века, в стране росло влияние двух фундаментальных направлений: религиозного и конституционного. Пуританизм становился враждебным англиканской церкви, основанной при Генрихе VIII, и угрожал всей политической структуре, приведя к Гражданской войне и казни короля в 1649 г. Но в 1660 г. монархия была восстановлена, а к 1688 г. была установлена парламентская монархия — совершенно новый вид правления.

В течение всего столетия Новый Свет открывал возможности и давал убежище людям, гонимым за религиозные убеждения. Население Америки в то время было смесью разных национальностей, каждая из которых принесла с собой собственную моду и фасоны. Большое значение придавалось одежде как символу положения в обществе, хотя фасоны и менялись медленнее, чем в Европе. Бедные поселенцы сами ткали и шили одежду; богатые заказывали наряды в Англии или Франции.

Постепенный отход от чрезмерной пышности и усложненности туалетов начался в первое десятилетие нового века. Сначала ушли набивка и фижмы (за исключением Испании). Накрахмаленные плоеные воротники дожили до 1630-х годов среди тех, кто придерживался консервативного стиля: губернаторы американских колоний носили их с длинными мантиями, напоминая ученых XVI в. После избавления от чопорности из моды вышли лишние украшения; мелкими разрезами сменились длинные вертикальные прорези на одежде. Богатые гладкие или текстуриро-ванные ткани, особенно бархат и атлас, падающие естественными складками, мягких глубоких оттенков или светлых ясных цветов, широкое кружево, узкая тесьма и ряды мелких пуговиц были характерными особенностями одежды 1630—1650 гг.

Детей продолжали одевать в подобие взрослой одежды, а модные длинные висячие верхние рукава служили «поводками» для детей, учащихся ходить. Постепенно они превратились в длинные полоски материала и использовались также в XVIII в. Мальчики по-прежнему до четырех лет носили юбки, но не страдали от неудобств, причиняемых их сестра.

Грим, использовавшийся уже в XVI в., приобретал все растущую популярность у женщин богатых сословий. С 1640-х гг. в моду вошли мушки небольшие кусочки черного бархата или шелка разной формы, которые прикреплялись к лицу с помощью смолы мастикового дерева. Как грим, так и мушки были в ходу к концу века и у мужчин-щеголей. За щеками носили пробковые шарики, чтобы придать им округлость, графитные щеточки использовались для чернения бровей. Маски носили на улице для защиты лица, а ночные маски покрывали изнутри притираниями для разглаживания кожи и предотвращения образования морщин. Доступные лишь богатым и легкомысленным, такие действия были постоянным объектом нападок пуритан. Низшие сословия и деревенские жители не имели ни

Жемчуг был самой популярной драгоценностью у женщин — длинные серьги грушевидной формы, чуть виднеющиеся среди боковых локонов, ожерелья и, до 1660-х, длинные нити жемчуга, которые носили на плечах и прикалывали на груди брошью, с петлями жемчркин, свисающих вниз.

После появления коротких рукавов стали носить браслеты из двойных нитей жемчуга; жемчуг также вплетался в волосы и использовался для обрамления декоративных гребней. Все сословия, за исключением самых бедных, носили броши и использовали их как застежки для воротников.

С 1630-х по 1680-е гг. использовались преимущественно гладкие, а не узорчатые ткани, хотя на портретах Ван Дейка можно видеть парчу. Модники наслаждались шуршанием шелка и атласа, их сиянием, но матовые поверхности и одноцветность ценились не менее. Особой популярностью пользовались бархат и атлас — предпочтение отдавалось красному, темно-синему, малиновому, фиолетовому, коричневому и черному бархату; атласу и парчовому атласу белого, кремового, небесно-голубого, желтовато-зеленого, бронзового, розового и серого цветов, обильно отделанным белыми или кремовыми кружевами.

Шерстяные, хлопчатобумажные и льняные ткани, как правило, были обычно гладкими. Ярко-красная шерсть постоянно использовалась для капюшонов, плащей и нижних юбок представителями среднего класса и религиозных групп, пропагандирующих умеренность, которые всегда предпочитали неброские цвета; ржаво-красный, коричневый, светло- и темно-серый, светло-коричневый или желтовато-коричневый, темно-красный, темно-зеленый и черный.

 

Восемнадцатый век

 

Эпоха Просвещения, как часто называют XVIII в., не имеет строгих хронологических рамок 1700—1800 гг. Рационализм авторов, подобных Вольтеру и Джонсону, обнаруживается уже в Голландской Республике времен Спинозы или в Англии — Пипса и Королевского Общества Но эти всплески развития мысли носили частный характер и не были одновременными по всей Европе. Их зарождение ограничивалось несколькими западными странами, а в XVIII в. Семена рационалистической мысли широко распространились, пустив, вероятно, самые глубокие корни в английских колониях по ту сторону Атлантического океана. Войны, эпидемии сторону Атлантического океана. Войны, эпидемии распространены, торговля рабами процветала, жизнь для многих все еще была суровой и короткой. Однако дух гуманных преобразований продолжал распространяться. Американские колонисты сбрасывают английское ярмо в 1776 г. и создают собственное правительство; Французская революция, начавшаяся в 1789 г., низвергает короля и аристократию во имя Свободы, Равенства и Братства. Растущая вера в то, что свобода и счастье это естественное право человека, воплощенная в Декларации Независимости Джефферсона, в конечном счете позволяет все большему числу людей наслаждаться удовольствиями и праздностью, которые прежде принадлежали лишь ограниченному кругу.

В первые годы века не произошло каких-либо явных изменений, но начался переход к элегантности рококо со вступления на престол Людовика XV в 1720 г. Даже испанцы поддались его обаянию. Англичане, хотя и следовавшие общим правилам, оказывали предпочтение более простому или грубоватому стилю, особенно очевидному в мужской одежде. Американцы демонстрируют такие же пристрастия, хотя в женской моде можно усмотреть более сильное французское влияние. К 1770-м годам установилось лидерство Англии в мужской моде и продолжалось до середины XX в.

В XVIII в. кардинально изменился взгляд на воспитание детей, но на манере их одевать это отразилось лишь в последней четверти века. Дети начинали носить одежду, которая являлась копией одежды взрослых даже в более раннем возрасте, чем в предыдущие века. Мальчики — с трехлетнего возраста, а девочки — с двух лет; малышам обоих полов надевали лифы с косточками и (обычно отдельные) длинные широкие юбки, мальчикам, возможно, более короткие. Как мальчики, так и девочки носили корсеты, которым придавал жесткость тростник, а более бедные дети — корсеты из кожи.

Началом изменений в концепции детской одежды была отмена свивания. Американцы и англичане первыми отказались от этой старинной практики в 1770—80-х годах. Остальная часть Европы несколько задержалась с этим переходом, но к концу века большинство младенцев уже одевали в длинные рубашки (метр или более) приблизительно до одного года дети носили чепчики днем и ночью со дня рождения, обычно их было два тесно прилегающая шапочка и более нарядная поверх нее.

К 1760-м одежда для девочек стала значительно отличаться от женской, вначале это касалось только одежды для самых маленьких; но к 1780-м девочки-подростки носили муслиновые платья с низкими вырезами, высокой талией и часто с короткими рукавами. Обычно они были белыми с цветным шарфом-поясом, юбка падала прямо до лодыжек или подъема ноги. Когда этот фасон вошел во взрослую моду, около 1785 г., девочка, родившаяся в 1780-х, могла носить подобного типа платке с младенчества до достижения двадцати лет и позже.

В 1780-х новостью стали брюки, в которые одевали мальчиков после того, как они снимали детское платье, и до того, как они облачались в сюртук и бриджи, — «взрослую» одежду — приблизительно в десять лет. Брюки не были совсем новым видом одежды: подобные костюмы носили моряки около 1760 г., но они не вошли в общую моду, пока не были приняты в качестве детской одежды. В то время они имели довольно широкие штанины или были тесно облегающими панталонами; оба типа брюк имели длину до голени или до лодыжки, но к концу века всегда достигали лодыжки или слегка до нее не доставали, облегающий фасон имел по бокам небольшие разрезы. С брюками мальчики носили рубашку с оборчатым воротником и куртку без пол или фалд, иногда с широким поясом-шарфом, но без жилета. По мере повышения линии талии на одежде женщин и девочек, куртки мальчиков укорачивались, и к 1790-м брюки, которые теперь кроились с высокой талией, пристегивались пуговицами к куртке: фасон этот был известен под названием «скелетный костюм» и оставался в моде для мальчиков трех-семи лет вплоть до 1830-х.

Подростки подобно мужчинам носили парики приблизительно до 1750—1760-х гг., когда мода стала более естественной, и к 1770-м мальчики стали носить короткие волосы. Прически девочек, шапочки и шляпки следовали женской моде. Фасон обуви также соответствовал взрослой моде, но всегда имел низкие каблуки; в сельской местности носили сабо или башмаки на деревянной подошве.

Аксессуары, общие для обоих полов, включали вязаные вытянутые кошельки «скопидомы»; тросточки: для мужчин — нормальной длины в течение всего этого периода, для женщин — более длинные до 1770-х, заканчивающиеся набалдашником сверху, иногда с кистями; муфты, у мужчин обычно большие, но их редко носили после 1760 г., у женщин — любого размера; носовые платки из тонкой ткани, отделанные кружевом или вышивкой; перчатки, короткие и практичные у мужчин и достигающие локтя у женщин, иногда вышитые, и вечерние, сделанные из белой лайки.

Людовик XIV сделал очень много для развития торговли шелком; к концу XVII и в XVIII в. в Лионе производили роскошные шелка, бархат и парчу. Развитию английской текстильной промышленности, особенно в области окрашивания и отделки, способствовало несколько важных изобретений: Джеймс Харгривс изобрел прядильную машину периодического действия «Дженни» в 1764 г.; Ричард Акрайт установил свою прядильную раму в 1769 г; Эдмунд Картрайт запатентовал механический ткацкий станок в 1785 г.; в Америке Эли Уитни изобрел хлопкоочистительную машину в 1792 г.; а во Франции Жозеф-Мария Жаккар запатентовал в 1801 г. ткацкий станок, который сделал возможным производство крупноузорчатых тканей по низкой цене.

Расцветки, яркие, темные или светлые, никогда не были крикливыми: светло-зеленый, желтый, розовый или голубой, бледно-лиловый или кукурузно-желтый; встречались и более яркие оттенки с малиновым, золотистым или ярко-красным узором на черном фоне; или более темные, такие как табачный (коричневато-серый), красновато-коричневый, темно-синий, темно-зеленый и бордовый. Вытканные или отпечатанные узоры на ткани были мельче, чем в XVII в., особенно цветочные; в моде были ленточные мотивы рисунков: петли, банты или ленты, которые чередовались с цветочными букетиками, предвещая моду на полосатые ткани для мужской и женской одежды во второй половине века. Возрождение интереса к классике вызвало к жизни узоры из мелких точек и кружков, навеянные поздними римскими орнаментами. Одежду украшали вышивкой, стежкой, рюшами и гофрировкой (небольшими круговыми складками из кружева, ленты или тюля), тесьмой и галуном, кружевными и ленточными бантами.

 

Девятнадцатый век

 

В начале XIX в., как и в течение предыдущих двадцати лет, дети носили одежду, не сковывающую движений, но вскоре девочек вновь заставили надеть платья, скопированные со взрослых моделей. Мальчикам повезло больше, поскольку мужская одежда к тому времени стала достаточно удобной; девочек хотя бы не зашнуровывали в корсеты так рано, как в предыдущие века. Детей продолжали одевать одинаково почти до четырехлетнего возраста, хотя у мальчиков юбки были короче. И девочки и мальчики носили панталоны или панталеты (панталоны с оборками), вероятно, надевавшиеся поверх нижнего белья, которые были видны под более короткими юбками мальчиков, а в 1820-х — и девочек.

С четырехлетнего возраста мальчики носили «скелетный» костюм, к которому с семи-восьми лет добавлялась короткая куртка. В 1830-х этот наряд был заменен жакетом с полами (молодежный вариант фрачного сюртука) и брюками. С двенадцати лет мальчиков одевали как мужчин, но гладкий полотняный воротник рубашки выпускался поверх воротника сюртука; у мальчиков помладше край воротника отделывался оборкой. Короткая черная куртка «Итон», ассоциировавшаяся с английским привилегированным частным учебным заведением для мальчиков — Итонским колледжем, появилась в начале XIX в.

Одежду для девочек шили преимущественно по фасонам для женщин, хотя юбки были короче, за исключением начала XIX в., когда они должны были достигать пола

Во второй половине XIX в. стала уходить в прошлое практика одевать детей в подобие взрослой одежды. Мальчики получили более подходящую и удобную одежду раньше девочек, которым, несмотря на существовавшее в 1860-х общественное движение против затягивания девочек в корсеты, пришлось ждать до конца 1880-х, прежде чем насладиться такой же легкой одеждой, как и их прабабушки, напоминавшей фасоном скорее одежду для мальчиков, чем женскую.

Мальчики все еще носили платьица с юбками в складку или туники и блузы поверх юбок в складку до трех-четырех лет. Портрет принца Уэльского в шотландском килте кисти Уинтерхолтера в 1849 г. породил моду на юбки в складку.

«Костюм, который носил принц Уэльский в королевской резиденции Балморал, вызвал моду на полный костюм шотландского горца», утверждала «Газета для дам» в 1852 г. «Шотландские» костюмы носили с 1850-х по 1870-е, но позже — довольно редко. В 1860-х костюм мальчика мог быть действительно шотландским: «Жилет и куртка из бархата с юбкой из поплина в клетку плюс шарф, брошь, кожаная сумка мехом наружу и шапочка «гленгарри», если куртка была суконной, то для юбки использовалась шерстяная клетчатая ткань» («Домашний журнал англичанки», 1867). Но самым подходящим костюмом для мальчиков сочли причудливую карикатуру на шотландское платье, и везде, где следовали европейской моде, особенно в Америке, появилось множество «юных горцев».

Проблема одежды для мальчиков в возрасте трех-семи лет была решена в 1860-х с помощью костюма с бриджами, который, вероятно, был создан в Америке. Он состоял из широких бриджей, чуть ниже колен, и короткой куртки без воротника, застегивающейся только на шее (напоминающей женский жакет «зуав»), поверх белой рубашки с оборками. В 1870-х костюм с бриджами носили до десяти лет с жилетом и курткой из саржи, сукна, мельтона или легко стирающихся материалов, таких как тик, края отделывались тесьмой. К 1880-м бриджи стали уже, но к концу века они могли свисать свободно, как брюки, обрезанные ниже колена.

Наряду с популярностью костюма с бриджами возникла мода на морские костюмчики, начавшаяся опять с молодого принца Уэльского, одетого в морскую форму, и получившая новый толчок после появления двух его юных сыновей в подобных нарядах. «Матроски снова стали популярны, а с тех пор как два сына принца Уэльского надели морскую форму, это увлечение возросло», утверждал «Королевский журнал» в 1879 г. — эта мода продлилась до начала XX в. В 1860-х матросский костюм состоял из блузы с квадратным воротником, которую носили с бриджами и шляпкой с прямыми узкими полями и низкой плоской тульей, отделанной черной лентой с длинными концами. К концу 1870-х этот костюм имел множество разновидностей: с блузой или курткой, с закрытыми или открытыми ниже колен бриджами или расклешенными брюками. Костюм гардемарина был с курткой, а костюм моряка — с блузой, оба носили с длинными брюками из голубой шерстяной саржи зимой и белого тика — летом Эти костюмы, «которые продавали тысячами» в 1880-х, как утверждал «Мир женщины», теперь носили или со шляпой с широкими завернутыми вверх полями, или с круглой шапочкой, но обязательно с лентой, на которой было написано название судна.

Трикотажные изделия, введенные для мальчиков в 1860-х (сначала для пляжа, с бриджами и шотландским беретом или вязаной шапочкой), были очень удобны и стали весьма популярными в 1880-х. Вскоре их стали носить и девочки.

Одежда для девочек непосредственно повторяла моду взрослых, включая даже кринолины и турнюры, но с более короткими юбками: ниже колен или до щиколотки. Платье и прическа, увековеченные художником Тенньелом, иллюстратором книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес», представляют самый простой наряд 1860—65 гг. Фартуки — из белого муслина, клетчатой или полосатой материи, черного шелка или сатина были неотъемлемой частью наряда девочки в течение всего века, их также носили маленькие мальчики. Длинные волосы, зачесанные гладко назад под обод или повязку, были типичной прической, если нельзя было добиться локонов; иногда девочкам заплетали косы или даже коротко стригли, хотя это случалось редко. Из гигиенических соображений некоторые руководители учебных заведений принимали решение о короткой стрижке детей, но эта практика встречала сильное сопротивление, и к концу 1860-х она прекратилась.

Изобилие отделки на женских платьях коснулось и одежды девочек в 1870-х, но приблизительно с 1880 г. рисунки Кейт Гринвэй, которые начали появляться в 1872 г., вернули моду на платья с высокой талией и простыми поясами-лентами, а также другие фасоны в стиле ампир, хотя все еще отягощенных огромными капорами, отделанными перьями, украшенными лентами кукольными чепчиками, муфтами и т. д. К концу десятилетия девочкам тоже стали надевать матросские блузы, с юбочками в складку, которые носили также и в конце 1890-х с трикотажными изделиями и шотландскими беретами. Платья примитивного покроя, за основу которого была взята рабочая одежда английских крестьян, стали носить женщины, играя в теннис, и девочки, как повседневную и выходную одежду. «Как очаровательны эти старинные английские блузы, которые в последние годы стали столь модными у девочек всех возрастов», утверждал «Мир женщин» в 1888 г. Они оставались в детском гардеробе и в XX в. Подобные фасоны можно встретить и в наши дни.

Дети носили хлопчатобумажные или шерстяные чулки. Мальчикам к костюму с бриджами в 1860-х полагались ярко окрашенные чулки, к шотландскому наряду — клетчатые, в красную, синюю или пурпурную полоску по белому фону. К 1880-м эластичная шерсть темных цветов, черного, коричневого или серого, стала более популярной, чем хлопок. Иногда девочки надевали шелковые чулки поверх тонких фильдекосовых, если было холодно. Мальчики до шести лет носили носки, а когда в моду вошли брюки, то их стали носить и мальчики постарше.

Ботинки с резиновыми вставками, на пуговицах были основной обувью для детей до 1880-х, когда в детскую моду вошли туфли на пуговичках или шнурках. Они стали более популярными в 1890-х — с перепонкой через подъем; девочки старшего возраста могли надевать на вечеринки туфли с глубоким вырезом, украшенные маленькой пряжкой. Каблуки были низкими до 1870-х, когда стали делать модные туфли на умеренно высоком каблуке для девочек и даже для мальчиков.

Сегодня обилие предметов туалета, которые принято было носить как взрослыми, так и детьми в конце XIX в., кажется удивительным Элеонора Окленд в «Пока, прощай» делится воспоминаниями о комплекте нижнего белья приблизительно 1880-х гг., который включал фуфайку, сорочку из набивного ситца, достигавшую колен, шнуровку из подбитого пике, с пуговицами на спине и дополнительными пуговицами на разных уровнях вокруг талии для поддержки панталон, подвязки для чулок и фланелевую нижнюю юбку, длинные черные шерстяные или толстые хлопчатобумажные чулки и поверх всего этого белую нижнюю юбку с лифом

Носить перчатки все еще считалось необходимым как для мужчин, так и для женщин. Автомобильные мужские перчатки могли быть очень плотными для вождения, но в остальных случаях их шили из тонкой лайки серого, коричневого или черного цвета, к которой в 1890-х добавилась натуральная замша. С вечерним платьем обязательными были белые перчатки; на бал брали запасную пару для обеспечения безупречного внешнего вида на все время всего торжества Женские перчатки были короткими: до запястья или немного выше до 1880-х, когда стали носить длинные перчатки до локтя и выше вечером и длиной три четверти днем; все они плотно облегали руку. Как правило, использовали светлые оттенки, но в 1880-х в моду вошел черный цвет. Митенки после 1870-х носили редко.

Зонты носили как мужчины, так и женщины, но были скорее утилитарными, чем модными, до двух последних десятилетий века, когда туго свернутый зонтик мог служить мужчине тростью. Представители обоих полов щеголяли дорогими шелковыми зонтиками.

Мужские трости, или палки, были легкими, с серебряными набалдашниками, но в 1880-х могли быть более массивными с изогнутой ручкой; в 1890-х носить тросточки считалось вызывающим или щегольством, но этот обычай сохранялся до начала Первой мировой войны. Носили с собой также аксессуары, связанные с курением сигар. Ювелирные изделия включали булавки для шарфов, золотые или украшенные драгоценными камнями запонки и тяжелые золотые цепи для часов, которые носили на груди жилета между карманами, пропущенными через петлицу, или, после 1888 г., через специальное отверстие для цепи. Монокль, который в Америке, Австралии и других странах ассоциировался с образом английского «сноба», носили весь этот период и в следующем веке тоже, хотя довольно редко; пенсне также носили до конца века.

 

Двадцатый век

 

Период 1900—1939 гг., начавшийся правлением короля Эдуарда VII и охватывающий время между двумя мировыми войнами, стал свидетелем сенсационных изменений, когда был брошен вызов традициям, сломаны классовые барьеры и появились новые волнующие течения в живописи, литературе и музыке. Мода, как одно из основных направлений человеческой деятельности, отразила эти изменения.

К началу XX в. электричество, телефон, кино и автомобиль уже стали практической реальностью, а в 1903 г. успешные полеты братьев Райт продемонстрировали возможности воздушных перемещений. В продолжавшейся борьбе за изменения социальных отношений женщины были готовы пойти в тюрьму за свои требования избирательного права, лидеры и сторонники рабочих движений погибали в мятежах и забастовках; на закате правления короля Эдуарда VII в Англии и энергичного яркого президентства Теодора Рузвельта в США стали слышны раскаты будущих бед. Но для немногочисленных представителей привилегированных слоев общества это было время мотовства и показной роскоши, расточительных приемов на загородных виллах, балов, обедов, встреч на бегах и вечеринок на яхтах. Как комментирует Вирджиния Каули в своем труде «Эдуард VII и его круг», «было потрачено больше денег на одежду, съедено больше пищи, совершено больше супружеских измен, убито больше птиц, укомплектовано личным составом больше яхт, чем когда-либо прежде». Любовь Эдуарда VII к Франции и его тайный визит в Париж в разгар легендарной «прекрасной эпохи» укрепили репутацию города.

Изменения в распределении богатства и уменьшение количества слуг после Первой мировой войны означало, что большее число женщин должно было заботиться об одежде своих детей. Последовавший спрос на более удобные и легко стирающиеся фасоны детской одежды вместе с более высокими стандартами гигиены в результате привели к тому, что детская одежда стала более практичной и комфортабельной.

Приблизительно до 1910—1912 гг. мальчиков одевали в юбки до двух лет или около того, но вскоре эта практика исчезла; к 1914 г. маленькие мальчики стали носить короткие штанишки и комбинезоны или матросские костюмчики с прямыми свободными пальто и гетрами зимой на улице. Как и прежде, но теперь в более юном возрасте, мальчики начинали носить пиджаки, как их отцы, с короткими брюками, не доходившими до колен, и длинные шерстяные гольфы, переходя на длинные брюки приблизительно в четырнадцать лет. Как и мужчины, они страдали от неудобств, доставляемых твердыми крахмальными воротниками, которые часто были частью школьной формы до сравнительно недавнего времени и обязательно требовались на званых приемах. Обычной одеждой английских школьников, родители которых принадлежали к среднему и высшему классам, были блейзеры, кепки или соломенные канотье, со школьными эмблемами на нагрудном кармане, ленте шляпы или кепки, галстуки в цветах школы или со школьным значком. Спортивное снаряжение было такое же, как у мужчин, волосы стригли коротко, а оксфордские туфли заменили ботинки.

Реформа, произошедшая в одежде в XIX в., казалось, вновь ожила в начале XX в. в девичьей одежде; неплотно прилегавшие к телу платья из мягких тканей свободно лежали от плеч до голени, поверх платья или блузы носили джемпер или сарафан, украшенные вышивкой, отражавшей моду на прикладное искусство. Для защиты платьев надевались настоящие фартуки, как в викторианские времена; во Франции мальчики и девочки носили черные фартучки до конца 1930-х гг.

В 1930—1930 гг. одежда девочек следовала женской моде: прямые, простые короткие платья с заниженной талией, часто поверх панталон-никерсов в тон, свитеры и юбки в складку; пальто прямого покроя, возможно, с меховой отделкой зимой; береты или шотландские береты, гладкие фетровые шляпы с широкой тульей и среднего размера полями с репсовой лентой зимой и из итальянской или пальмовой соломки, отделанные цветами или набивным шелком, — летом, короткие белые носки и оксфордские туфли со шнуровкой или туфли с ремешком. Приблизительно с двенадцати лет девочки носили белые, коричневые или черные чулки, но с середины 1920-х гг. возможны были телесные, если они не являлись часть школьной формы. Волосы были длинными, падающими свободно или заплетенными сзади в косы с бантами из тафты или муаровыми лентами до тех пор, пока мода на короткие волосы для женщин не была принята для девочек. В 1920-е гг. банты торчали как бабочки на коротко подстриженных волосах; в 1930-е гг. волосы украшали только заколками.

В Европе увеличивалось количество школ-интернатов для девочек, и большинство из них требовали школьную форму. Естественно, форма в разных школах была разной, но платье-сарафан с байтовыми складками от узкой кокетки с квадратным вырезом темно-синего, темно-зеленого или коричневого цвета был самым обычным в большинстве британских школ и в элитных школах для девочек в других европейских странах, многие из которых закупали школьные формы в Британии. Платье-сарафан носили поверх кремовой или белой блузки или рубашки, часто с галстуком отличительных цветов школы. На улице носили гладкие английские костюмы или блейзеры, как у мальчиков, с фетровыми шляпами или панамами, с круглой тульей, среднего размера полями и полосатой лентой с отличительными цветами школы и со школьной кокардой спереди.

Выходные платья девочек с оборками и воланами из шелка, тафты или муслина вначале достигали щиколотки, затем, к 1920-м гг., голени или колена; поверх них обычно носили бархатные накидки с шелковой подкладкой.

Модно было, чтобы мама и дочка надевали одинаковые платья, особенно в США в 1920-е гг.

Легкие в использовании ткани оказались очень подходящими для детской одежды, которая, как и одежда взрослых, становилась все свободнее. Дети, одетые подобно взрослым, больше не страдали от этого, как предыдущие поколения. Платья с длинными юбками, созданные в направлении, заданном Лаурой Эшли, хотя и были очаровательными, оказались непрактичными, но большая часть одежды для взрослых: например, джинсы, комбинезоны с нагрудником и бретелями, шорты (французы предпочитали длину до колена), руб<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.