Понятие управленческого мышления и его роль в управленческой деятельности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие управленческого мышления и его роль в управленческой деятельности

2021-04-19 96
Понятие управленческого мышления и его роль в управленческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Точного определения понятия управленческого мышления в настоящее время нет. Даже сам автор этого термина, О.С.Анисимов в своих работах не даёт такого определения, прибегает к абстрактным сравнениям. В общем случае под управленческим мышлением следует понимать особый стиль мышления, необходимый для принятия ответственных решений.

В управленческом мышлении, особенно, в рефлексии управленческого мышления крайне малую значимость имеет осознанное использование средств мышления, применяемых профессиональных языков, соотнесение и применение логических форм как рассуждений, так и постановки и решения задач и проблем, применение онтологических схем как средств коллективного мышления и вообще реализации требований культуры мышления и рефлексивной культуры. Управленческое мышление должно быть конкретным. Руководителю необходимо представ, видеть при этом составляющие его элементы. Важнейшими свойствами управленческого мышления к риску и личная ответственность за исход дела. Каждое решение порождается в процессе мышления возможности личности с конкретно складывающейся ситуацией.

Системообразующий характер управленческой деятельности в социально-организованной деятельности позволяет утверждать: насколько эффективна в обществе управленческая деятельность, настолько благополучно общество. Такой статус управления заставляет предъявлять особые требования к уровню способностей деятелей, претендующих на управленческую позицию. Но характер предъявления этих требований в управлении особый, он связан со специфическими характеристиками управленческой деятельности.

Особенность управления заложена его основой. Управленческая деятельность связана с постоянным анализом происходящих событий, принятием решений, она мыслительна по своей природе. Поскольку содержание управленческой деятельности суть мышление, а это означает, что многие процессы скрыты от внешнего наблюдателя (проходят “в голове”), сами результаты этой деятельности заранее нельзя предугадать, и часто они неопределенны, жестко не фиксируемы, постольку возникает вопрос о соответствии человека управленческой позиции, и иерархия этих соответствий определяется далеко как неоднозначно.

Характер социально-значимой деятельности требует гарантированности успешной реализации управленческой функции. Управленец должен владеть средствами мыслительной работы (понятиями и категориями), уметь сопоставлять теоретические представления с наблюдениями за реальной практикой деятельности, выявлять расхождения, на основе выявленных расхождений принимать ответственные решения.

Профессиональная управленческая деятельность предъявляет к деятелю входящему в эту деятельность определенный набор требований. Если деятель соответствует этим требованиям, мы называем его профессиональным управленцем. Понятно, что степень соответствия деятеля, предъявленным ему требованиям, может быть разная. Тогда качественно определенные степени соответствия деятеля требованиям профессиональной деятельности будем называть уровнями профессионализма деятеля. Каждый уровень должен иметь такую степень качественной определенности, которая бы позволяла бы легко отличать один уровень от другого. Характеристики уровня должны быть универсальны для любой деятельности данного типа. Ведь если мы говорим об уровнях профессиональной управленческой деятельности, то данные характеристики уровня должны позволить выделить этот уровень в любой профессиональной управленческой деятельности, к какой бы сфере деятельности это не относилось.

В качестве основных уровней профессионализма выделяются два: уровень решения управленческих задач и уровень решения управленческих проблем, которые разбиваются на несколько подуровней. Переход с одного уровня на другой однозначно определяется степенью владения рефлексивной культурой, или системой норм, созданных на основе интеллектуальных ценностных критериев.

Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т.е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из затруднения. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно сделать чтобы его сформулировать, и может это сделать - это более сложный, но тоже задачный уровень.

Управленческая проблема будет состоять в отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.

Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Определенный уровень профессиональной управленческой деятельности может быть охарактеризован как требованиями, предъявляемыми к самой управленческой деятельности (например, наличие средств управленческой деятельности этого уровня, наличие технологий принятия управленческих решений на этом уровне и т.п.), так и требованиями, которые предъявляются к профессионалу-управленцу этого уровня.

К настоящему времени возникла возможность актуализации накопленного потенциала применительно подготовке макроуправленцев нового типа, максимально опирающихся на базовые критерии культуры мышления, взаимодействия, рефлексии, сплочения и др. Использование методологических критериев и «техник» позволяет придать новую глубину в акмеологических разработках, обращенных к росту профессионализма, к достижению максимальной результативности, к формированию профессиональных элит, как «моторов» развития профессиональных сообществ. Систематическое использование результатов современной науки и культуры, в особенности, методологических и акмеологических разработок позволяет поставить проблему и успешно ее решать в области профессионализации подготовки стратегов.

В настоящее время преобладает эмпиризм, произвольность, субъективизм, в оценивающих процедурах применительно профессиональной деятельности управленцев, особенно - стратегических управленцев. Накопленные стереотипы не раскрыты с точки зрения как научных, так и культурно мыслительных и иных культуро-ориентированных критериев. Поэтому потенциал реальных макроуправленцев и стратегов не может быть организованно сформирован в образовательных системах в рамках претензий…элитарного типа. Преодоление эмпиризма, формализма, количественности роста профессионализма стратегических управленцев преодоление мифа о «профессиональности» деятельности управленцев, сложившегося в развитых странах возможно лишь при активном и адекватном использовании методологических средств и методов. В частности, базисным условием прихода к профессиональному мышлению стратегов является полное овладение «языком теории деятельности и мышления», разработанном и совершенствуемым в методологии (см. наш Методологический словарь - первый - в мировой практике).

Россия стоит перед выбором дальнейшего пути и перед выбором стратегической перспективы, соответствующей миссии России и ее истории, инерции и развитии творческого и иного потенциала. Для того, чтобы не только устоять в условиях многостороннего давления, вытеснения на роль второстепенной «псевдодержавы», сдвига к распаду России, но и обрести все признаки лидера цивилизационного процесса, необходимо отказаться от среднемощных подходов, сложившихся в развитых странах применительно к обустраиванию страны и ее управленческого механизма. Мы считаем, что методологизация управленческой деятельности, управленческого мышления, прежде всего - стратегического, профессионализация стратегического мышления в управленческих иерархиях, следование критериям акмеологии предстает реальной альтернативой не вечного движения вслед за лидерами мирового сообщества, а быстрого их «обгона», приобретения статуса - лидера в управленческой практике, что неизбежно обеспечивает раскрытие возможностей России и близких ее соседей.

Для реализации самой идеи использования самых перспективных средств роста профессионализма и создание наиболее совершенного в мире корпуса стратегов, стратегических управленцев требуется выделить сверх инновационный подход и образовательная парадигма, в основе которой лежат ценности любви к истине, духовное отношение ко всему, рассмотрение культуры как предметной опоры в постановке и решении наиболее трудных проблем неэгоцентрический патриотизм, стремление к высшим достижениям, ответственность перед профессией, страной, духовностью, цивилизацией.

Управление - это особое проявление сознания, воли и устремлений людей, выражающееся в создании соответствующего социального института - системно организованной совокупности человеческих знаний, поведения, социальных практик и деятельности. Управление как вид социальной практики существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной и целенаправленной деятельности людей.

Осознание феномена социального управления началось с признания института власти, точнее божественной власти. Затем стали возникать и осознаваться другие проявления социального управления. Если раньше человек подчинялся лишь своим инстинктам, то со временем он все больше испытывал влияние своеобразной управляющей силы, становился социально организованным, а значит, возникала возможность подчинить общим правилам поведения (управлять) все большее количество людей. Эта возможность становилась реальностью благодаря формированию все более и более сложных социальных механизмов управления.

Люди трудятся совместно, поэтому их деятельность носит общественный характер и ею необходимо управлять. Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупных масштабах, нуждается в управлении. Характер социального управления постоянно усложнялся. Механизм управления первобытной общины, состоящий из старейшины, вождя, совета и некоторых других институтов (божественных законов, обычаев, традиций, ритуалов) намного проще механизма управления современного общества. Структура и функции современного государства несравнимы по сложности с механизмами управления первобытных племен.

Таким образом, можно сказать, что социальная эволюция, сопровождающаяся усложнением социальных организаций и увеличением их размеров, связана с усложнением социального управления. История развития общества - это процесс усложнения структуры организации и деятельности людей. Форма, в которой осуществляется подобное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности и их обособление в результате развития разделения общественного труда, сопровождаемого ростом его производительной силы. Вся история общества была подчинена целям выживания отдельного человека и социальной общности.

Управление хозяйством - один из видов организационно-экономических отношений. Этот вид отношений используется для организации бизнеса. Управление хозяйством представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных единиц в целях достижения заранее намеченных результатов.

В цивилизованном обществе хозяйственное управление приобрело двойственный характер. С одной стороны, оно по-прежнему выполняет задачи организации и упорядочения совместного труда. С другой стороны, на него была возложена важная функция - экономически реализовывать собственность на средства производства и обеспечивать создание хозяину дохода.

Уже на стадии мануфактурной мастерской - в условиях разделения и кооперации труда - начала возникать особая трудовая деятельность - управленческий труд. С развитием производства такая деятельность на предприятиях стала профессиональной и включала многие разновидности труда.

Особенности управленческого труда состоят в том, что его предметом является информация, необходимая для руководства производством, продуктом труда - управленческие решения, а объектом воздействия - коллектив работников, непосредственно занятый производством благ, и услуг. Эффективность этой руководящей деятельности определяется косвенно, через общие показатели работы хозяйства. Сопоставляется, какие производственные затраты и результаты - при прочих равных условиях - были достигнуты ранее и какие получены после осуществления нового важного управленческого решения.

Управленческий труд охватывает два основных вида деятельности: непосредственно управление и подготовку к нему.

Непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители - директора предприятий (объединений) и их заместители, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производственных участков, диспетчеры и т.д. Их работа сводится к принятию оптимальных (наилучших) с точки зрения поставленной цели решений и обеспечения их выполнения. Для этого ведутся подбор и расстановка кадров, координируется работа отдельных исполнителей, различных звеньев аппарата управления или производственных подразделений, контролируется и регулируется ход производства, выполняются административно-распорядительные функции.

Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслуживают вычислительные, счетно-перфорационные и иные машины, используемые для переработки информации. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией, необходимой для принятия решений и организации их выполнения. В этих целях они занимаются первичной обработкой, передачей и переработкой информации, которая требуется для выполнения различных функций управления (технико-экономического и оперативного планирования, учета и отчетности, материально-технического снабжения, сбыта, ведения делопроизводства и др.).

В XVIII - XIX вв. единоличный собственник капитала обычно возглавлял управленческий персонал, контролировал и направлял всю производственную деятельность. Но положение в корне изменилось в XX столетии, когда основной стала акционерная форма предприятий.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.