Профилактика преступности несовершеннолетних — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Профилактика преступности несовершеннолетних

2021-04-18 63
Профилактика преступности несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Длительное кризисное состояние общества, ведущее к втягиванию больших контингентов несовершеннолетних, неизбежно порождает у подростков, превращающихся сначала в молодежь, а затем во взрослых, эффект привыкания к противоправному поведению, к совершению преступлений, снабжает их криминальными навыками и связями, навыками круговой поруки, пренебрежения к честному труду. Все это делает реальной опасность того, что для большего количества молодого населения страны совершение преступлений станет нормой жизни, образом жизни и будет сопровождать их жизненный путь, а значит, и жизнь общества на протяжении десятилетий.

В жизни подростка 5-10 лет - большой срок, за который происходит формирование личности, возникают и укореняются социальные связи, профессиональные навыки. Поэтому нахождение подростка в течение 5-10 лет в криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Обществу, столкнувшемуся со столь масштабным и грозным явлением, понадобятся чрезвычайные и долговременные усилия для нейтрализации и позитивной трансформации такой крупномасштабной криминальной активности. В создавшемся угрожающем положении требуется адекватный ответ со стороны государства и общества.

Существовавшая в СССР система контроля ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена и будет ли построена. МВД, несущее основное бремя контроля за преступностью, переживает глубокие преобразования, обусловленные, с одной стороны, определенным разрушением кадрового ядра, а с другой - снижением доверия населения.

Сложность социального явления, именуемого преступностью, и особенно причинного комплекса, обусловливающего это явление, требует серьезной методической подготовки при разработке и реализации государственной политики предупреждения преступности вообще и ее неотъемлемой составной части - преступности несовершеннолетних - в особенности. Первое, что необходимо для грамотной разработки комплекса мер, воздействующих на преступность несовершеннолетних, это дифференцировка их с учетом таких факторов, как возраст, место жительства, демографические особенности, социально-экономическая и криминологическая ситуация в регионе. Кроме того, необходимо ясно и четко выделить набор действующих причин и условий, порождающих преступность несовершеннолетних, меняющих ее уровень и структуру.

Криминологами доказана социальная природа преступности. Еще в 1831 году бельгийский социолог-позитивист, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук Кетле Ламбер Адольф Жак писал, что "общество подготовляет преступление, а преступник есть только орудие". Из этого следует, что объектом профилактического воздействия должны стать основные, наиболее значимые в социальном отношении, сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. Именно на них необходимо сосредоточить основные усилия разработчиков политики. Таких сфер жизнедеятельности можно взять всего семь; родительская семья, учеба, досуг, трудоустройство, трудовая занятость, здоровье, поведение в криминальных ситуациях и, может быть, следует выделить как самостоятельную сферу - формирование у несовершеннолетних и молодежи жизненных, нравственных, трудовых и иных базовых ценностных ориентаций.

Таким образом, политика государства по предупреждению преступности несовершеннолетних должна быть тесно взаимосвязана с экономической, социальной, демографической и т.п. политикой.

Процесс превращения подростка в правонарушителя или преступника занимает длительное время. По мере нарастания выраженности социальной защиты трудный подросток становится объектом воздействия разных государственных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Эти учреждения в зависимости от выполняемых ими функций могут быть разделены на четыре уровня:

Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения и т.д.) деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализации их прав и законных интересов.

Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого - медико-социальные центры, центры постинтернатной адаптации и т.д.), которые оказывают помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.

Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.

Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высокого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.

В настоящее время нет ни одного субъекта Федерации, в котором были бы учреждения всех уровней профилактики, то есть имеется полностью сформированная инфраструктура профилактического пространства. Невозможность обеспечения преемственности работы учреждений разного уровня негативно сказывается на эффективности деятельности всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровня определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно. В свою очередь, в основе такой политики должна лежать ясная и последовательная концепция.

В отделе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Института при Генеральной прокуратуре РФ основные положения концепции государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних были разработаны Г.И. Забрянским. Предложенная им концепция включает: определение понятия государственная политика предупреждения преступлений несовершеннолетних; обоснование целей этой политики; описание элементов, объектов и субъектов, средств реализации, уровней и принципов государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних; предложены подходы к программированию предупреждения преступности несовершеннолетних как интегрированной формы реализации государственной политики.

Принципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. С одной стороны - это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой стороны - защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.

Государство располагает многими средствами реализации своей политики предупреждения преступности несовершеннолетних: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимо-логическая профилактика и уголовно-правовое предупреждение. Важнейшим вопросом в политике является выбор приоритетных из перечисленных выше средств. Поскольку преступность - явление социальное, то и основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика. Однако на практике предпочтение отдается мерам правового сдерживания. В последние годы число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, росло более высокими темпами, чем число выявленных лиц, совершивших преступления; а число осужденных к лишению свободы подростков росло более высокими темпами, чем число осужденных. Особо подчеркнем, что тенденция к росту числа осужденных к лишению свободы подростков имеет, место при сокращении числа выявленных подростков, совершивших наиболее тяжелые преступления (убийства, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, разбои и грабежи).

В условиях дезорганизации общества особое место среди средств реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должно принадлежать праву, поскольку право - главное средство преодоления дезорганизации общества. Однако несогласованность и противоречивость Федерального законодательства, относящегося к разным областям права, (например, Законы Российской Федерации "Об образовании", "О занятости населения в Российской Федерации), а также законов разных уровней (Федеральных и субъектов Федерации) превращает право из фактора интеграции в фактор дезинтеграции.

В последние годы в Российской Федерации отмечается постоянное нарастание региональных различий. Эти различия проявляются как в социально-экономической сфере, так и в уровне преступности и распространенности других форм девиантного поведения. Например, число учтенных в органах здравоохранения несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов в расчете на 100 тыс. подросткового населения между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами России отличается на два порядка. Из этого следует необходимость регионального подхода к формированию государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. Такой подход подразумевает следующее:

Оценку криминальной ситуации в регионе на основе сопоставления ее с криминальной ситуацией в экономическом районе, в котором находится этот регион, и в России.

Реализацию принципа полноты региональной инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних.

Максимальное использование для предупреждения преступлений несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов путем сосредоточения основных усилий на формировании и развитии инфраструктуры профилактики.

Принятие в соответствии с Федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, законов и иных нормативных актов.

Осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных актов.

Согласование программ предупреждения преступности несовершеннолетних на региональном уровне с программами и потребностями на местном уровне.

В заключение мы хотели бы акцентировать внимание на некоторых мероприятиях, осуществление которых необходимо в целях улучшения работы по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

расширить применение к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации и коррекции, максимально сокращая меры уголовного наказания.

увеличение перечня видов уголовного наказания, применяемых к несовершеннолетним, расширение должно происходить за счет использования мер, предусматривающих наказание, не связанное с лишением свободы, а также обеспечивающих разную степень ограничения свободы.

наказание несовершеннолетних должно сочетаться с усилением ответственности родителей и лиц, их заменяющих, в связи с совершением подростками преступлений.

защита от безработицы, проведение профориентации и профессиональной подготовки.

увеличить количество учреждений для первичной и вторичной специальной профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.

Добиться этого можно только существенно повысив эффективность деятельности органов опеки и попечительства, которым необходимо дать реальные права для вмешательства в жизнь семьи в интересах детей.


Заключение

 

Определенные рамки конкретной темы не дают возможности в одной работе охватить весь спектр проблем, связанных с преступностью несовершеннолетних, и в данном случае мы постарались уделить внимание отдельным, наиболее актуальным, на наш взгляд, в настоящий момент для российской практики вопросам.

В настоящее время обостряются общественные противоречия, что сразу же сказывается на преступности несовершеннолетних. На свет выходят конфликты во взаимоотношениях подрастающего поколения и традиционных общественных институтов. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуется, не может не вызывать протеста. Застарелая педагогика, реализуемая в школе и дома, направлена на подавление индивидуальности.

Динамика преступности несовершеннолетних дает основания прогнозировать ее реальное увеличение. Статистика, факты, специальные исследования наглядно показывают, что подростковая преступность в России активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-образовательном аспектах.

Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление.

Отмечая принципиально важное значение уголовно-правовой охраны прав несовершеннолетних, следует подчеркнуть, что на наш взгляд в ряде случаев законодательство в исследуемой сфере несовершенно или имеет пробелы в правовом регулировании.

Требуют дальнейшей теоретической разработки и проведения практических исследований вопросы, связанные с применением ч.3 ст.20 и ст.22 УК РФ применительно к несовершеннолетним.

Анализ действующей системы наказаний, предусмотренных ст.88 УК РФ, свидетельствует о крайне ограниченных возможностях их применения. Причем несовершеннолетним, совершившим преступление в 14-15-летнем возрасте и не достигшим к моменту вынесения приговора 16 лет, в настоящее время суд практически может назначать только лишение свободы. Поэтому необходимо на федеральном уровне всемерно содействовать созданию условий для разработки новых наказаний, альтернативных лишению свободы, применение которых реально к несовершеннолетним. Это позволит изменить практику назначения им мер, связанных с лишением свободы.

В отличие от взрослых (ст.80 УК РФ) закон специально для несовершеннолетних не предусматривает возможность замены не отбытой части наказания более легким видом и освобождение от наказания в связи с болезнью (ст.81 УК РФ). На наш взгляд, положения этих статей могут быть распространены и на несовершеннолетних.

Надо отметить, что законодатель, отказавшись от закрытого перечня особых требований, предъявляемых к поведению освобожденного от уголовной ответственности несовершеннолетнего, тем самым создал реальные условия для расширительного толкования ч.4 ст.91 УК РФ, что может стать источником нарушения конституционных прав и свобод несовершеннолетнего.

Помимо этого, законодатель не учел, что расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего.

Российское уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает современным международно-правовым требованиям, сформулированным в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правилах") от 29 ноября 1985 г., в других международных актах, а также в Конституции РФ и иных национальных законах.

Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Эти правила включают надежные гарантии и механизмы всестороннего исследования обстоятельств преступления и усиленной охраны прав и законных интересов несовершеннолетних.

Российское общество нуждается в настоящее время в тщательно проработанной, рассчитанной на перспективу концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действия экономических причин и условий данного вида преступности и т.д.

Для достижения этой цели мы предлагаем предпринять следующие меры: расширить применение к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации и коррекции, максимально сокращая меры уголовного наказания; увеличение перечня видов уголовного наказания, применяемых к несовершеннолетним, расширение должно происходить за счет использования мер, предусматривающих наказание, не связанное с лишением свободы, а также обеспечивающих разную степень ограничения свободы; наказание несовершеннолетних должно сочетаться с усилением ответственности родителей и лиц, их заменяющих, в связи с совершением подростками преступлений; защита от безработицы, проведение профориентации и профессиональной подготовки; увеличить количество учреждений для первичной и вторичной специальной профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних; защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2011.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2011.

. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М., 2011.

. Гражданский кодекс Российской федерации. - М., 2011.

. Гражданско-процессуальный кодекс Российской федерации. - М., 2011.

Кодекс об административных правонарушениях. - М., 2011.

. Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М. Юридическая литература. 2010.

. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"). Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. // Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. - Варшава. 2010.

. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М. Юридическая литература. 2010.

. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М. Юридическая литература. 2010.

. Ашин А.А., Левицкая А.Г. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации // Преступность в разных ее проявлениях и проблемы организованной преступности. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2009. - С.60.

. Бриллиантов А.В. Новые особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Российский судья. 2010. - № 2. - С.70.

. Белкин Р.С. Криминалистика: Учебник. - М., 2008. - С.311.

. Гецманова И.В. Обосновано ли введение термина "возрастная невменяемость" на уровень закона? Следователь. 2010. - №6. - С.80.

. Гаверов Г.С. Проблемы назначения наказаний несовершеннолетним // Проблемы борьбы с преступностью. - Омск, 2008. - С.243.

. Евтеев М.П., Кирин В.А. Законодательство об ответственности несовершеннолетних. М.: ПРИОР, 2010. - С.450.

. Жеплиньский А., Куин Ф. Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. - Варшава, 2009. - С.765.

. Жуков Д.А. Политика наказания несовершеннолетних / Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Под ред. Долговой А.И. - М. Российская криминологическая ассоциация. 2010. - С.356.

. Уголовное право России. Часть общая: учебник для вузов (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Кругликова Л.Л. - М. Волтерс Клувер. 2010. - С.645.

. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть. - М.: ИНФРА М - НОРМА, 2008. - С.570.

. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. - М.: Юрист, 2009. - С.657.

. Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 2008. - С.135.

. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (издание третье, дополненное и исправленное). Юрайт, 2010. - С.744.

. Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых. - М., 2009. - С.156.

. Матвеев С.В. УПК РФ об участии законных представителей, близких родственников в расследовании уголовных дел, совершенных несовершеннолетними // Журнал Российского права. - 2009. - № 5. - С.107.

. Мищенко Е.В. Некоторые аспекты процессуальной деятельности по делам несовершеннолетних // Вестник Оренбургского Университета. 2010. - № 4. - С.130.

. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное пособие. - 2-е изд., испр., доп. - М. Дело. 2001. - С.456.

. Невский В.В. Борьба с преступностью. Анализ законодательства // Гражданин и право. 2010. - №2. - С.213.

. Cборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. - М. Госюpиздат., 2009. - С.678.

. Сборник законов СССР 1938-1967 гг. Т.2. - М. Юpиздат., 1968. - С.430.

. Ольга Островская " Все четыре колеса" Санкт Петербургские ведомости. № 212 19.11.2008.

. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2009 год // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2010. - № 8. - С.35.

. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Петрашева В.Н. - М. "Издательство ПРИОР". 2009. - С.675.

. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: проблемы теории // Правоведение. 2009. - №6. - С.159.

. Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. - М. Издательство "Юрлитинформ", 2009. - С.100.

. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Рарога А.И. - М. Юристъ. 2010. - С.546.

. Резник Г.М. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный). - М. Волтерс Клувер, 2009. - С.854.

. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. - М. Норма, 2010. - С.111; Рубинштейн С.Л. Возрастная и педагогическая психология. - М. Наука, 2010. - С.165.

. Селиванов Н.А. Руководство для следователя. - М., 2010. - С.324.

. Филиппов А.Г. Криминалистика: учебник. - М., 2009. - С.654.

. Ченцова Л.В. Некоторые психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними // Следователь. 2010. - №7. - С.167.

. Якубов А.Е. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних // Вестник Московского Университета. 2007. - № 6. - С.105.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.