Теория идентификации Эриксона — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теория идентификации Эриксона

2021-01-29 63
Теория идентификации Эриксона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классический психоанализ исходил в целом из представления о конфликте личности и общества. Разделяя фрейдистские воззрения на бессознательное, Эриксон раскрывал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения человека. В качестве центрального, интегрированного понятия у него выступает идентичность. Это слово в психоанализе выражает психологическое самоощущение человека. Оно показывает, как личность воспринимает индивидуальную самотождественность и целостность.

В работах Э. Эриксона основное внимание уделяется психосоциальной идентичности. Так он обозначает совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности. Каждому человеку весьма трудно составить ясное представление о себе самом. Ведь его внутренний мир противоречив. [21; с 322-323]

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка с взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего “я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло. [14]

 

Теория идентификации Фрейда

Идентификация представляет собой процесс и результат построения "Я". Это понятие выступает в качестве центрального механизма формирования "Я" и может быть показателем психического развития личности. С явлением идентификации связаны такие понятия, как "Я-концепция", "концепция другого", психическое здоровье, норма психического развития, направленность личности, идеал, картина мира, жизнь, псевдо жизнь и вообще практически всё, так как это универсальное явление, проявление психической жизни.

З. Фрейд ввёл в психологию феномен идентификации и с позиций психоаналитической теории определил его роль в развитии индивида. Согласно его психоаналитической концепции, развитие личности приводит к тому, что "дикий запуганный ребёнок" идентифицируется с родителем того же пола и с богом". Это делает его социализированным и нравственным. У развивающегося ребёнка постоянно идёт конфликт между бессознательными влечениями и сознательно усваиваемой нормативностью.

Понятие идентификации у З. Фрейда по существу отражает его теорию личности. Идентификация первоначально осуществляется через врождённое влечение к объекту своего пола - прежде всего к родителю (уровень ID), затем через "сверх-Я" (Super-EGO) к "Я" (EGO). При этом идентификация осуществляется через сложные чувства любви и ненависти, восхищения и зависти, нежности и агрессии.

Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по З. Фрейду, являются:

• бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого называется страх потери любви (развивающая идентификация);

• страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).

С точки зрения психоанализа особенностями феномена идентификации является то, что она:

• имеет чисто эмоциональный характер;

• является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции - "сверх-Я";

• рассматривается как механическое воспроизведение родительскою прототипа на бессознательном уровне:

• структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект - родителями (или замещающими их лицами).

Фрейд был первым, кто предложил различать защитную и незащитную идентификацию - ”аналитическую” идентификацию (от греческого слова, означающего “полагаться на”) - и “идентификацию с агрессором”. Первый тип идентификации мотивируется невыполненным желанием походить на значимого человека (“Мамочка великодушна и создает комфорт, и я хочу быть как она”). Второй тип Фрейд рассматривал как автоматический, но мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека, обладающего властью (“Я боюсь мамочкиного наказания за мои враждебные импульсы; если я стану как она, ее власть будет внутри меня, а не вне меня”). Фрейд полагал, что многие действия идентификации содержат элементы как непосредственного прямого принятия того, что любимо, так и защитного уподобления тому, что является пугающим.

Последователи 3.Фрейда исследовали, уточняли и расширяли сферу применения и понимания идентификации. Были введены новые её виды - проективная (М. Кляйн) и защитная (А.Фрейд), которые в психоаналитических течениях служат для объяснения формирования агрессивных форм поведения и определённых качеств "сверх-Я". В совре­менном психоанализе идентификацию рассматривают как динамический, не ограниченный только периодом детства (Э. Эриксон) процесс, протекающий и на бессознательном, и на сознательном уровнях с расширением числа объектов и зависящий от ряда индивидуальных характеристик субъекта. [12;]

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.