Идентификация как механизм развития личности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Идентификация как механизм развития личности

2021-01-29 345
Идентификация как механизм развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Одна из глубинных потребностей человека, отмеченная Фроммом, - стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествлять себя с неким признанным образцом.

Впервые такого рода механизмы рассмотрены в психологической концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихологического наблюдения, а затем они были распространены на нормальную духовную жизнь. Фрейд рассматривал идентификацию, как попытку ребенка (или слабого человека) перенять силу отца, матери (или лидера) и таким образом уменьшить чувство страха перед реальностью.

Современные исследования позволяют значительно расширить представление об этом механизме. Мир человеческих переживаний чрезвычайно сложен. В основе таких эмоциональных состоянии, как любовь, нежность, сострадание, сочувствие, ответственность, лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других. Ведь эти чувства по самому своему проявлению открыты, направлены на иной объект. Следовательно, глубинная потребность человека состоит в том, чтобы постоянно видеть перед собой какие-то персонифицированные образцы.

Человек стремится понять самого себя. Все эти попытки найти в себе специфически человеческое свойство или дать авто характеристику отражают в конечном счете действие механизма идентификации. Но это чувство весьма редкий феномен. Оно - удел избранных... Пожалуй, лишь чисто теоретически можно представить себе такую личность, которая проникла в ядро собственной субъективности, постигла себя, создала внутренне устойчивый образ своей индивидуальности.

Гораздо чаще человек - существо мятущееся, постоянно меняющее собственные представления о самом себе. Он живет в мире напряженных и противоречивых мотивов, стремлений и ожиданий. Ему постоянно нужна опора, необходимо соотносить свое поведение с персонифицированным образцом. Девочки играют в "дочки матери". Это постоянно воспроизводимый, непреходящий ритуал игры. Идеал многих юношей персонифицировался в Джоне Ленноне. Пусть зыбкая, но мода. Партийный работник стремится уподобиться вышестоящему... Кавалькады рокеров... Неформалы со своей эмблематикой... Люди пытаются выразить себя опосредованно, через систему сложившихся ритуалов, стереотипов, готовых образов.

Откуда в человеке влечение к персонифицированным идеям, сообщению, образу? Да ведь он сам по себе, вне других, имеет весьма смутное представление о том, что он такое.

Вне общества себе подобных человек и не подозревает, что красив, умен, талантлив. Обо всем этом он узнает через других, поскольку рядом живут некрасивые, неумные, неталантливые. Отталкиваясь от них, он создает образ самого себя. И других тоже...

Психика человека постоянно порождает процесс очеловечивания. [6]

Психоаналитики используют слово “идентификация”, чтобы подчеркнуть зрелый уровень осознанной (даже если и частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, дискриминативных и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека. Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений.

Фактически, высокая ценность, которую аналитики придают эмоциональной близости, определяется именно тем, что близкие отношения создают благоприятную возможность для взаимного обогащения идентификациями.

Некоторые определяют идентичность как «часть личности, которая является неизменной». Другие утверждают, что структура «я» неустойчива.

В данной курсовой работе я попытаюсь исследовать несколько явлений изменчивости «я»: в центре внимания будет глава, посвященная роли механизма идентификации в теории развития личности, во второй главе рассмотрим персонификацию в различных социальных сферах, а в третьей идентификацию и персонификацию в НЛП.


Теория идентификации Фрейда

Идентификация представляет собой процесс и результат построения "Я". Это понятие выступает в качестве центрального механизма формирования "Я" и может быть показателем психического развития личности. С явлением идентификации связаны такие понятия, как "Я-концепция", "концепция другого", психическое здоровье, норма психического развития, направленность личности, идеал, картина мира, жизнь, псевдо жизнь и вообще практически всё, так как это универсальное явление, проявление психической жизни.

З. Фрейд ввёл в психологию феномен идентификации и с позиций психоаналитической теории определил его роль в развитии индивида. Согласно его психоаналитической концепции, развитие личности приводит к тому, что "дикий запуганный ребёнок" идентифицируется с родителем того же пола и с богом". Это делает его социализированным и нравственным. У развивающегося ребёнка постоянно идёт конфликт между бессознательными влечениями и сознательно усваиваемой нормативностью.

Понятие идентификации у З. Фрейда по существу отражает его теорию личности. Идентификация первоначально осуществляется через врождённое влечение к объекту своего пола - прежде всего к родителю (уровень ID), затем через "сверх-Я" (Super-EGO) к "Я" (EGO). При этом идентификация осуществляется через сложные чувства любви и ненависти, восхищения и зависти, нежности и агрессии.

Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по З. Фрейду, являются:

• бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого называется страх потери любви (развивающая идентификация);

• страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).

С точки зрения психоанализа особенностями феномена идентификации является то, что она:

• имеет чисто эмоциональный характер;

• является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции - "сверх-Я";

• рассматривается как механическое воспроизведение родительскою прототипа на бессознательном уровне:

• структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект - родителями (или замещающими их лицами).

Фрейд был первым, кто предложил различать защитную и незащитную идентификацию - ”аналитическую” идентификацию (от греческого слова, означающего “полагаться на”) - и “идентификацию с агрессором”. Первый тип идентификации мотивируется невыполненным желанием походить на значимого человека (“Мамочка великодушна и создает комфорт, и я хочу быть как она”). Второй тип Фрейд рассматривал как автоматический, но мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека, обладающего властью (“Я боюсь мамочкиного наказания за мои враждебные импульсы; если я стану как она, ее власть будет внутри меня, а не вне меня”). Фрейд полагал, что многие действия идентификации содержат элементы как непосредственного прямого принятия того, что любимо, так и защитного уподобления тому, что является пугающим.

Последователи 3.Фрейда исследовали, уточняли и расширяли сферу применения и понимания идентификации. Были введены новые её виды - проективная (М. Кляйн) и защитная (А.Фрейд), которые в психоаналитических течениях служат для объяснения формирования агрессивных форм поведения и определённых качеств "сверх-Я". В совре­менном психоанализе идентификацию рассматривают как динамический, не ограниченный только периодом детства (Э. Эриксон) процесс, протекающий и на бессознательном, и на сознательном уровнях с расширением числа объектов и зависящий от ряда индивидуальных характеристик субъекта. [12;]

 

Идентификация и обучение

 

Кроме всего этого, идентификация оказывается превосходным способом обучения. В НЛП используют её, когда моделируют мастеров своего дела. Многие великие художники и ученые идентифицировалась со своими гениальными творениями и, таким образом, воспроизводили мастерство. Обучение путем влезания в чью-то шкуру известно как «обучение через идентификацию», «социальное обучение» или «обучение по модели». И большинство социологов соглашается с НЛП в том, что этот способ обучения имеет огромный потенциал. Детские психологи заметили, что дети учатся через идентификацию автоматически и в очень раннем возрасте.

Таким образом, идентификация сама по себе не является проблемой, но время от времени она может привести к очень серьезному психологическому дискомфорту. Например, если с помощью того самого социального обучения человек усваивает формы поведения, которые являются опасными. Ведь путем бессознательной идентификации люди могут получить уроки, приносящие в их жизни разрушительные последствия. Семейный терапевт Хеллингер специализировался на работе с проблемами, которые являются результатом идентификации с неправильными примерами.

Там, где многие специалисты, занимающиеся психологией развития, расценивают человеческую способность к идентификации как исключительный результат организации нашего генетического материала, другие утверждают, что этому учатся, говоря всем людям о необходимости обучения идентификации. В рамках НЛП-сообщества последнее представление является предпочтительным. Когда это то, чему можно обучиться, работа с проблемами, связанными с идентификацией (такими, как аутизм), становится реалистичной. Однако обучение клиентов, пациентов или студентов идентификации требует точного понимания входящих в нее шагов.

Для создания полезной модели процесса идентификации, необходим инструмент моделирования: набор релевантных различий, которые могут направлять ваши наблюдения. В НЛП используется модель, названная «социальная панорама», в качестве такого инструмента.

 

Социальная панорама

 

Для того чтобы ориентироваться в социальном мире, людям нужна ментальная карта. Такой картой должно быть упрощенное изображение изменяющихся событий, которые составляют социальную жизнь. Но насколько упрощенным, обобщенным и абстрактным оно должно быть?

Слово «отношения» обозначает релевантный уровень упрощения для полезной социальной карты. «Отношения» - это обобщение ряда происходящих взаимодействий. «У меня с вами отношения» - значит, что я принес постоянство и стабильность в мои мысли относительно нашего происходящего и изменяющегося контакта. Таким образом, вопрос в том, как люди репрезентируют людей на этом уровне отношений?

За прошедшее десятилетие оказалось, что когнитивные карты, которые составляют люди, являются пространственными конструкциями (Fauconnier, 1997, 2002). То же самое касается и наших социальных карт. Они построены подобно трехмерному внутреннему пейзажу, составленному из абстрактных образов людей. Абстракция имеет такой уровень, что мы все еще можем узнавать, кого такой образ представляет.

«Я» находится в центре этой «социальной панорамы», все значимые люди проектируются на собственные позиции вокруг себя.

Точные позиции, где в чьей-то социальной панораме расположены образы других, имеют большое значение. Это подводит к принципу социальной панорамы: отношение равняется местоположению. Или более точно: качество социального отношения в большой степени определяется точкой, на которую проецируется образ человека в мысленном пространстве.

Итак, в то время как все реальные люди в мире ползают во всех направлениях, приходят и уходят, пока, в конце концов, не исчезнут. Этот внутренний пейзаж социальных образов показывает их как неизменяемые объекты, даже после их смерти.

 

Персонификации

 

Персонификация - процесс олицетворения, эволюции лика личности и, одновременно, инволюции ее персоны и тени. Потребность в персонификации - это потребность человека быть самим собой. Персонификация обнаруживает себя в двух формах: при горизонтальной персонификации происходит сдвигание персоны личности с других личностных структур (тени и лика), обнаружение, раскрытие человеком своих проблемных, теневых, слабых сторон, самораскрытие и самопредъявление другим людям и самому себе, самопринятие; при вертикальной персонализации происходит истончение, ослабление и релаксация персоны. Во всех этих случаях наблюдается ослабление противостояния персоны и тени в личности человека, проявление ее лика.

Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это - представления, по поводу которых существует единодушие, то есть идеи, получившие широкое распространение в обществе и передаваемые из поколения в поколение. Примеры распространенных в нашей культуре стереотипов - рассеянный профессор, бескомпромиссный художник, тупой чиновник.

Персонификация (Personification; Personifikation) - стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от этого.

Когда мы верим, что нечто является объектом, то автоматически приписываем ему множество таких характеристик, как местоположение, размер, форма и вес. Так, в нашем мысленном представлении объекта эти характеристики предполагаются автоматически. Если нечто не обладает одним из этих признаков, то оно уже не может быть объектом. Например, если у этого нет размера, то, что же это тогда? Когда у этого нет формы, может ли нормальный человек продолжать называть это вещью? И когда это находится нигде, не имея местоположения, существует ли оно вообще? Таким образом, вещь должна где-нибудь находиться и быть чем-то.

Мы должны принять то, что считается необходимым условием в физическом мире: любой объект должен находиться в определенном месте. Это автоматически переводится и обобщается в нашу ментальную операционную систему, а также будет гарантировать то, что мы начнем создавать «объектификации»: мысленные конструкты, которые репрезентируют объекты. Для того чтобы существовать, об «объектификациях» нужно думать как о, занимающих определенное место в пространстве.

Конструкты, которые репрезентируют людей (социальные объекты), мы называем «персонификациями».

Персонификации обладают всеми характеристиками, что и объектификации, так как люди тоже являются объектами. И точно так же, как и объекты, люди должны занимать некоторое местоположение для того, чтобы существовать. Но в отличие от объектов у них должны быть и некоторые дополнительные характеристики, чтобы действительно репрезентировать человека: способности, чувства, самосознание, духовные связи, намерения, убеждения и имена. Так что эти и еще многие другие характеристики должны предполагаться для того, чтобы персонифицировать репрезентацию реального человека. Если одна из этих характеристик (факторов персонификации) отсутствует в конструкте (например, нет ощущений, соответствующих данной персонификации), это «другое» расценивается как неравный вид. Другим может быть «робот», «животное», «чужой» или «гуманоид».

Умственные способности к «объектификации» и «персонификации» весьма фундаментальны. Тем не менее, они чрезвычайно сложны, и не каждый их осваивает автоматически в полной мере. Люди, которые только объектифицируют других людей, могут иногда делать это из-за своей неспособности персонифицировать их. [10]

 

Моделирование идентификации

Суть моделирования идентификации при помощи социальной панорамы может быть сформулирована как простой паттерн: идентификация означает, что две включенные в нее персонификации займут одно и то же место в мысленном пространстве. Другими словами, персонификации X и Y будут расположены в том же самом месте, что и идентификация.

Самый полный вид идентификации является результатом того, что персонификация X, полностью и навсегда объединившись с персонификацией Y, уже более не может рассматриваться отдельно сама по себе.

Иногда это также просто, как в следующем примере. Клиент жалуется на то, что навязчиво действует, как его мать, и в действительности персонификация матери расположена вокруг всего тела клиента. Или таким же способом клиент может обнаружить очень важного родственника где-нибудь у себя голове или в груди.

Но в других случаях все гораздо сложнее. Эта сложность чаще всего обуславливается тем фактом, что идентификации нет необходимости быть чем-то неизменным. И также идентификация может иногда включать в себя только некоторые части персонификаций.

Во всех более легких примерах идентификации человек осознает, что другие имеют большое влияние на его или ее идентичность и поведение. Но в этих случаях человек, тем не менее, осознает различие между собой и другим.

Иначе говоря, для того чтобы смочь испытать две персонификации раздельно, они должны, хотя бы частично, проектироваться на различные места. Чтобы испытать их как «идентичные», они должны быть в одном и том же месте. Когда они проектируется на одно и то же место, это называют «общим местоположением» в модели социальной панорамы. Общие местоположения обнаруживаются тогда, когда клиенты находят персонификации других вокруг, в пределах или частично внутри своего тела.

Когда в подобных случаях есть «ощущение себя», кинестетическая сущность идентичности, которая чаще всего обнаруживается внутри живота, человек будет убежден, что он или она является кем-то еще, что считается очень забавным, пока не включает одного из тех, кого вы любите.

В обычной жизни это означает, что актер, который полностью идентифицируется со своей ролью, считает, что его собственный опыт расположен в том же самом месте, где и персонификация персонажа, которого он изображает. Однако если он все еще знает, что он - это он сам, а не играемый им персонаж, то персонификация роли не будет включаться в его ощущение себя («его центр», как это называет опытный актер Кит Джонстоун).

Кто, как полагают, охвачен духом, может отметить, что местоположение этого духа находится в пределах его тела и также включает ощущение себя. У такого человека будет склонность к амнезии его собственной идентичности во время трансового состояния, когда им владеет дух, и он будет утверждать, что у него амнезия идентичности духа после того, как это овладение закончилось.

Итак, в сущности, идентификация возникает, когда персонификация другого проектируется на то же самое место, что и самоперсонификация. Точный способ того, как это происходит, определяет различные вариации идентификации.

Когда мы детально исследуем структуру идентификации, то видим, что она может быть очень динамичной (в том смысле, что человеку не нужно удерживать две персонификации на том же месте все время). В случае с актером вполне понятно, что он не будет постоянно поглощен своей ролью. Обычно он способен войти в нее и выйти из нее по желанию очень быстро.

Синдром расщепления личности (СРЛ), похоже, состоит из тех же самых паттернов, которые мы наблюдаем у актеров, переключающихся с роли на роль. Однако актеры поддерживают ощущение «реального» себя, в то время как человек с диагнозом СРЛ не делает этого. Актеры, подобно людям с СРЛ, окружены своими потенциальными ролями. Эти идентичности ролей нужно «надеть на себя», чтобы идентифицироваться с ними. Ощущение себя легко появляется у актера по запросу, в то время как это является невозможным для страдающего расщеплением личности.

Для того чтобы проверить эту гипотезу, стоит разобрать гораздо больше случаев. В настоящее время кажется разумным полагать, что различия между «добровольной идентификацией», наблюдаемой у актеров, и «навязчивой идентификацией», наблюдаемой у людей с расщеплением личности, отмечаются в сильной или отсутствующей кинестетике себя.


Заключение

 

Анализ, сопоставление и обобщение подходов к идентификации в современной психологии позволили нам сделать следующие выводы:

• феноменологическим содержанием основного механизма развития личности с точки зрения психоанализа является идентификация, которая проявляется через бессознательное отождествление субъекта с родительскими прототипами;

• в гуманистических концепциях развитие личности происходит через идентификационные механизмы построения "Я";

• в бихевиоризме основной функцией идентификации считается приобретение новых готовых форм поведения, которые и составляют развивающий компонент личности;

• с точки зрения отечественной психологии через идентификационные механизмы человек присваивает человеческую сущность, происходит построение и развитие личности;

• идентификация выступает как основной механизм освоения социального опыта в теориях различных ориентации;

• любое личностное новообразование включает или предполагает механизм идентификации.

Идентификация изначально является нейтральным процессом. Она может иметь позитивные или негативные эффекты в зависимости от того, кто является объектом идентификации.

В данной курсовой работе я так же попыталась показать, что человек действует на основе персонификаций - целостных образов др. людей и себя, сложившихся в процессе межличностного общения. Если взаимодействие с человеком вызвало тревогу, персонификация окрашена негативно, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положительная персонификация. Персонификации создаются для снижения тревоги, помогают ориентироваться в межличностных отношениях. В то же время они способствуют стереотипам восприятия и поведения.

Эти возникшие в нас образы редко соответствуют в точности тем людям, которых представляют. Первоначально они формируются для построения отношений в совершенно изолированной межличностной ситуации, но, однажды сформированные, обычно закрепляются и влияют на отношение к другим людям.

Так же мы рассмотрели:

Предположения модели социальной панорамы....Социальная панорама человека - это первичное представление его или ее отношений; изменение в пределах социальной панорамы обязательно изменит включенные в нее отношения.

Принципы модели социальной панорамы....Люди идентифицируются с самой заметной персонификацией своей социальной панорамы, и если их образ себя слабее, то они используют идентификацию как акт понимания точки зрения другого человека: влезть в его шкуру и в то же самое время подсоединиться к его (воображаемому) субъективному опыту.

Теория персонификаций. Ядро теории персонификаций - это идея о том, что персонификация себя является прототипом для всех других персонификаций. Другие - это проекции того, кем мы себя считаем. Только образ себя является исключением; он - репрезентация нас самих в той степени, в которой мы знаем других. Наш образ себя показывает нам, кто мы относительно других людей. В пределах персонификаций мы можем проводить множество практических различий - факторов персонификаций. Персонификации можно изменять с помощью этих факторов.

Разговор о персонификации - это не отрицание роли личности в истории, понятно, что она очень велика. Персонификация - это спекулятивное использование властью авторитетов (часто - дутых) для манипуляции сознанием масс, для облегчения управления ими. Наглядный и классический пример - фараоны в Древнем Египте.


Список литературы

1. Андреева С.Ю. Персонификация и мифологическая картина мира // Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь: Твер. гос. ун-т,. - Вып.2. - 2004 - С. 4-10.

2. Андреева С.Ю. Феномен персонификации в различных ракурсах // Тез. докл. XI международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» - М.: Изд-во МГУ. - Вып. 12. - 2004. - С. 11-12.

.   Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. - №3. - 1999. - С. 141.

.   Выготский Л.С. История развития высших психических функции - Собр. соч.: В 6т. - М.: Педагогика. 1983 - 368 с.

.   Гуревич П.С. Психоанализ: учеб. Пособие для студентов вузов /- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.

.   Гуревич П.С. Философия культуры. Механизм идентификации. М., 1995.

.   Гуревич П.С. Приключения имиджа. М., 1991.

.   Гуревич П.С. Практическая психология для всех: Клинический психоанализ. - М.: ОЛМА Медия Групп, ОЛМА - ПРЕСС Образование, 2007.

.   Лукас Деркас. Статья опубликована в журнале Вестник НЛП №27: Кем ты себя считаешь!

.   Лукас Деркас. Статья опубликована в журнале Вестник НЛП №28: Заточен, чтобы стать кем- то еще!

.   Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса.// Вопросы психологии, №4. - 1990, С.14-22.

Введение

 

Одна из глубинных потребностей человека, отмеченная Фроммом, - стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествлять себя с неким признанным образцом.

Впервые такого рода механизмы рассмотрены в психологической концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихологического наблюдения, а затем они были распространены на нормальную духовную жизнь. Фрейд рассматривал идентификацию, как попытку ребенка (или слабого человека) перенять силу отца, матери (или лидера) и таким образом уменьшить чувство страха перед реальностью.

Современные исследования позволяют значительно расширить представление об этом механизме. Мир человеческих переживаний чрезвычайно сложен. В основе таких эмоциональных состоянии, как любовь, нежность, сострадание, сочувствие, ответственность, лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других. Ведь эти чувства по самому своему проявлению открыты, направлены на иной объект. Следовательно, глубинная потребность человека состоит в том, чтобы постоянно видеть перед собой какие-то персонифицированные образцы.

Человек стремится понять самого себя. Все эти попытки найти в себе специфически человеческое свойство или дать авто характеристику отражают в конечном счете действие механизма идентификации. Но это чувство весьма редкий феномен. Оно - удел избранных... Пожалуй, лишь чисто теоретически можно представить себе такую личность, которая проникла в ядро собственной субъективности, постигла себя, создала внутренне устойчивый образ своей индивидуальности.

Гораздо чаще человек - существо мятущееся, постоянно меняющее собственные представления о самом себе. Он живет в мире напряженных и противоречивых мотивов, стремлений и ожиданий. Ему постоянно нужна опора, необходимо соотносить свое поведение с персонифицированным образцом. Девочки играют в "дочки матери". Это постоянно воспроизводимый, непреходящий ритуал игры. Идеал многих юношей персонифицировался в Джоне Ленноне. Пусть зыбкая, но мода. Партийный работник стремится уподобиться вышестоящему... Кавалькады рокеров... Неформалы со своей эмблематикой... Люди пытаются выразить себя опосредованно, через систему сложившихся ритуалов, стереотипов, готовых образов.

Откуда в человеке влечение к персонифицированным идеям, сообщению, образу? Да ведь он сам по себе, вне других, имеет весьма смутное представление о том, что он такое.

Вне общества себе подобных человек и не подозревает, что красив, умен, талантлив. Обо всем этом он узнает через других, поскольку рядом живут некрасивые, неумные, неталантливые. Отталкиваясь от них, он создает образ самого себя. И других тоже...

Психика человека постоянно порождает процесс очеловечивания. [6]

Психоаналитики используют слово “идентификация”, чтобы подчеркнуть зрелый уровень осознанной (даже если и частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, дискриминативных и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека. Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений.

Фактически, высокая ценность, которую аналитики придают эмоциональной близости, определяется именно тем, что близкие отношения создают благоприятную возможность для взаимного обогащения идентификациями.

Некоторые определяют идентичность как «часть личности, которая является неизменной». Другие утверждают, что структура «я» неустойчива.

В данной курсовой работе я попытаюсь исследовать несколько явлений изменчивости «я»: в центре внимания будет глава, посвященная роли механизма идентификации в теории развития личности, во второй главе рассмотрим персонификацию в различных социальных сферах, а в третьей идентификацию и персонификацию в НЛП.


Идентификация как механизм развития личности

 

В психологии утвердилась мысль о том, что личность развивается через "присвоение" своей "всесторонней" сущности: "личность человека "производится" - создаётся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности" [14, с. 177]. Тем самым возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности. В связи с этим встаёт вопрос о механизмах производства человека. Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действия, состояния и структуру личности.

Л.С. Выготский считал подражание (отождествление) источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности. Он разработал теорию, показывающую, как "через других мы становимся самим собой", "почему с необходимостью всё внутреннее в высших формах было внешним", и доказал, что "вся высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это - центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения". [4, с. 144].

Исследователи подчёркивают, что подражание участвует в формировании личности ребёнка: идентификация - механизм формирования личности; подражание - механизм становления субъективности, внутреннего мира человека; глобальная подражательность - необходимый этап в развитии личностной позиции ребенка [18;с.16]. Экспериментальные данные свидетельствуют о наличии в ткани детских образов моторных элементов имитационного характера.

П.С. Гуревич о «личной идентификации»: Когда ребенок рождается, он с первых шагов своей жизни пытается составить какое-то представление о себе. И этот процесс продолжается всю жизнь. Нам на протяжении всей жизни приходится корректировать свой образ, пытаться понять, как к нам относятся другие люди. И вот это социальное окружение, конечно, помогает нам иногда исправить то, что мы думаем о себе. Если говорить о каком-то клиническом варианте, то мы часто видим людей, которые живут не в своем образе. Допустим, на прием к психоаналитику приходит тучная женщина, которая живет в образе Дюймовочки, и она такая вся изящная, как ей думается, - и здесь мы видим, что ее собственный внутренний образ самой себя нуждается в коррекции. Но если говорить о социальном уровне, то мы знаем по последней переписи, что когда были опубликованы результаты, оказалось, что у нас замужних женщин больше, чем на самом деле женского населения в России. Это означает, что если женщина находится в гражданском браке, то с ее точки зрения она - замужняя женщина. Вот это и называется психологией идентичности. Одна из главных проблем, которая заботит не только социологов и психологов, но и каждого человека. Потому что на протяжении жизни человек переходит из одного возраста в другой: вот он маленький ребенок, вот он уже пошел в детский садик, в школу, стал подростком, девушка вышла замуж, она выполняет совсем другую социальную роль… И каждый раз ей приходится заново задавать себе вопрос: кто я? И еще один вопрос: так ли меня воспринимают окружающие? Это и называется личной идентичностью.

Часто мы обнаруживаем, что по воле родителей ребенок вынужден подавлять или ослаблять свою природную предрасположенность и заменять ее теми чертами, которые от него ждет общество. В этой точке Фромм находил корни невротического развития; у человека появляется чувство ложной идентичности. Если истинная идентичность основывается на осознании себя таким, каким человек был рожден, псевдоидентичность основывается на типе личности, который нам навязывает общество. [5; с 347]



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.