Компетенции личностного самосовершенствования — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Компетенции личностного самосовершенствования

2021-01-29 489
Компетенции личностного самосовершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ценностно-смысловые

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это — особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые

Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка к восприятию, усвоению изучаемого материала. Эвристическая беседа «Для чего нужно знать математику?» (Стихотворение-загадка)

 

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо – совсем позабыла.

Две штучки – для внучки,

Две штучки – для деда,

Две штучки – для Тани,

Дочурки соседа…

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

 

Вопросы:

– А вы бы смогли помочь старушке?

– Сколько ей надо испечь ватрушек?

– Что вам помогло справиться с заданием?

– Для чего еще нужно знать математику?

– Где могут пригодиться арифметические умения?

 

Учебно-познавательные: слушают учителя, рассуждают о значении математики в жизни, математических знаний для человека.

Ценностно-смысловые: понимают значение знаний для человека и принимают его;

Личностного совершенствования: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету и приобретают мотивацию к процессу учения.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, грамотно строить речевое высказывание, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

II. Устный счет

Развитие навыков устного счета.

1. Дополните до 10 числа: 8, 7, 6, 9, 5.

2. Уменьшите на 4 числа: 10, 14, 8, 9, 4.

3. Узнайте число.

– Это число меньше 20, но больше 18. (19.)

– Назовите число, если оно меньше 16, но больше 14. (15.)

– Соседями этого числа являются числа 12 и 10. (11.)

– Это число меньше десяти, но больше восьми. (9.)

Дети слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания.

 

Игра «Назови недостающее число»

 

Учебно-познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу;владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, меньше, больше; знают состав чисел до 20.

Ценностно-смысловые: осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников

Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностного совершенствования: имеют мотивацию к учебной деятельности

 

IV. Работа над задачами.

Развитие умения решать составные задачи.

Задание 7

(с. 5 учебника, ч. 1)

– Прочитайте условие задачи. (В первом ряду кинотеатра занято 8 мест, а во втором – на 2 места больше.)

– О чем в задаче спрашивается? (Сколько мест занято в этих двух рядах?)

– Составим краткую запись на доске:

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, т. к. неизвестно, сколько мест занято во втором ряду.)

– Можем это узнать? (Да.)

– Зная, сколько мест занято во втором ряду, можем ответить на вопрос задачи? (Да.)

– Запишите решение задачи самостоятельно.

– Сравните решение, записанное вами, с работой, выполненной на доске.

1) 8 + 2 = 10 (м.) – во втором ряду.

2) 10 + 8 = 18 (м.) – всего.

– Запишите ответ задачи.

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; составляют краткую запись, объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос. Осуществляют самопроверку.

Ценностно-смысловые: осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников,

Учебно-познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу; создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностного совершенствования: имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

 

Задание 8

(с. 5 учебника, ч. 1)

– Что такое ломаная линия?

– Из скольких звеньев состоит ломаная линия, которую вам предстоит начертить?

– Начертите ломаную. Проверьте работу друг друга.

 

Дети повторяют понятие ломаной линии; умеют переводить величины, чертить ломаную линию по заданию. Осуществляют взаимопроверку. Называют геометрические фигуры, опираясь на их отличительные особенности.

Учебно-познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу; выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить,анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.

Ценностно-смысловые: осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют деятельность;

Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя, не создают конфликтов.

Личностного совершенствования: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; развивается самостоятельность, внимание, наблюдательность.

 

VI. Самостоятельная работа обучающихся.

Задание 10

(с. 5 учебника, ч. 1).

Задание «Проверь себя»

(с. 5, под красной линией)

В парах выполняют предложенные задания, осуществляют взаимопроверку.

Коммуникативные: осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера, взаимодействуют с одноклассниками.

Учебно-познавательные: извлекают необходимую информацию; устанавливают причинно-следственные связи, строят цепочку рассуждений.

Ценностно-смысловые

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это — особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые

Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Коммуникативная компетенция включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

Составляющими данной компетенции являются:

- Письменная коммуникация

- Публичное выступление

- Диалог

- Продуктивная групповая коммуникация

 

Школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурсэффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.