Особенности нравственного и умственного воспитания. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности нравственного и умственного воспитания.

2021-01-29 66
Особенности нравственного и умственного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видитпрежде всего формирование идейной сердцевины личности — гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела. Программа высокой коммунистической идейности отражена в моральных принципах строителя коммунизма; они представляют собой высшее достижение моральной культуры человечества. Но коммунистическими идеями надо одухотворить личность — в этом, на наш взгляд, заключается азбука и в то же время высшее мастерство педагогической культуры.
Коммунистические идеи, говоря словами Маркса, должны превратиться в «узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца» 6.Одним из наиболее тонких «секретов» воспитания нравственности, по убеждению нашего педагогического коллектива, является то, что коммунистическая, гражданская идея живет в порывах и стремлениях чуткого детского и юношеского сердца, в поступках, во взаимоотношениях в коллективе, в тысячах нитей, связывающих педагога с детьми и детей друг с другом.
«Для ребенка идея неотделима от личности, — писала Н. К. Крупская.— То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек» Вот почему мы считаем исключительно важным правилом воспитания то, чтобы наши отношения с воспитанниками имели ярко выраженную нравственную, гражданскую основу.

Умственное (интеллектуальное) воспитание — одно из важнейших звеньев системы коммунистического воспитания. Оно включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработка культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственно^ деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике.
Умственное воспитание происходит в процессе приобретения научных знаний, но не сводится только к накоплению определенного их объема. Процесс приобретения знаний и качественное их углубление будут фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, отражающимся на идейной целеустремленности его жизни, на его труде, общественной активности, интересах. Формирование мировоззрения — это сердцевина умственного воспитания.
«Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений»12, — писал К. Маркс. Умственное воспитание означает постоянное обогащение учеников всеми духовными ценностями общества; такое обогащение гармонически сочетает учебно-воспитательный процесс в школе и жизнь общества.
К. Маркс говорил, что умы людей всегда связаны невидимыми нитями с телом народа13. Ум формирующегося человека впитывает в себя идеологию и психику народа, его убеждения, традиции, интеллектуальную, моральную и эстетическую культуру.
Обучение — важнейшее средство умственного воспитания. Успех умственного воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

Содержание трудового обучения и воспитания.

Наша работа по трудовому воспитанию основывается на сле~ дующих принципах:
1. Единство трудового воспитания й общего развитиянравственного, интеллектуального, эстетического, физического.
Труд лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он обогащает интеллектуальную жизнь, наполняет многогранным содержанием умственные, творческие интересы, одухотворяет нравственную цельность и возвышает эстетическую красоту личности и коллектива.

2. Раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде.
Труд может стать источником радости лишь тогда, когда человек видит в нем нечто более значительное, чем получение средств для удовлетворения материальных потребностей, — ду* ховное творчество, раскрытие своих способностей, таланта. Наш идеал трудового воспитания заключается в том, чтобы каждый человек уже в годы отрочества и ранней юности нашел тот труд, в котором наиболее полно и ярко раскрывались бы его природные задатки, который давал бы ему счастье духовного творчества. Анализируя готовность ученика к трудовой жизни, мы думаем о том, что он умеет делать для общества и что дает ему труд для его личной духовной жизни, в какой мере в трудовых успехах раскрываются его силы, способности.
3. Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность.
Мы добиваемся того, чтобы ребенка воодушевляло на труд желание принести пользу обществу. Поэтому мы вовлекаем детей прежде всего в работу, создающую всенародные богатства (повышение плодородия почвы; закладка полезащитных лесополос, виноградников, садов; участие в строительстве хозяйственных и культурно-бытовых сооружений и дорог). Такой труд для общества, для будущего становится для детей школой нравственной закалки. У того, кто в детстве и отрочестве близко принимает к сердцу общественные интересы, воспитывается чувство долга, чести. Совесть не позволяет ему быть равнодушным, когда речь идет об общественных ценностях.
4. Раннее включение в производительный труд.
Прежде чем понять общественное значение труда, ребенок должен почувствовать, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы труд вошел в духовную жизнь уже в младшем возрасте. Анализируя трудовые процессы нашего производственного окружения, мы находим в нем то, что ярко, наглядно, понятно для детей раскрывает общественную и творческую значимость труда, убеждает их в том, что они принимают участие в создании материальных ценностей для общества. Ребенок переживает чувство гордости, чести, достоинства; труд входит в его духовную жизнь.

5. Многообразие видов труда.
Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию, сочетанию, совмещению двух, трех видов трудовой деятельности, имеющих свои отличительные черты, специфику операций, умений. Тот же ребенок, который с увлечением выра-щивает растения на участке или в теплице, ухаживает за животными, с не меньшим удовольствием работает в кружке юных техников или занимается художественным творчеством. В разнообразии деятельности, в новизне дела ребенок находит удовлетворение.

6. Постоянность, непрерывность труда.
Мы не допускаем, чтобы выполнение трудового задания от-кладывалось на какое-то время года, месяца или недели. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь. Творческий характер трудовой деятельности раскрывается перед ребенком лишь тогда, когда он занят длительным трудом, требующим повседневной мысли, заботы.

7. Черты производительного труда взрослых в детском труде.
Труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным трудом взрослых и по общественной значимости, и по технике и технологии трудовых процессов. Чем больше похож труд детей на труд взрослых, тем сильнее его воспитывающее воздействие.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.